РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
занимательные факты по коррекционной педагогике
Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательных процессов и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка с ОВЗ не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Развитие познавательных процессов у детей происходит в доступной для них форме, то есть через применение различных игр и игровых технологий.
Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. А.Н. Леонтьев подчеркивал важное значение игры для познавательного и личностного развития ребенка дошкольника. Особенно важное значение, как инструмент развития и познания игра приобретает для детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ГО город Ирбит Свердловской области
Разработала учитель-дефектолог:
Мещерякова О.В.
г. Ирбит 2025 г.
Роль игровой деятельности в обучении дошкольников с ОВЗ
Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательных процессов и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка с ОВЗ не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Развитие познавательных процессов у детей происходит в доступной для них форме, то есть через применение различных игр и игровых технологий.
Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. А.Н. Леонтьев подчеркивал важное значение игры для познавательного и личностного развития ребенка дошкольника. Особенно важное значение, как инструмент развития и познания игра приобретает для детей с ОВЗ.
Как показывает практика, при поступлении в дошкольное учреждение у многих детей уровень развития игры очень невысокий: игровые действия ограничиваются простыми, привычными манипуляциями, интерес к предлагаемым играм неустойчивый. Зачастую дети не знают, что игрушка может быть многофункциональной. В связи с тем, что дети дошкольного возраста познают окружающий мир, в первую очередь через игру, основная задача педагога научить ребенка играть. Решение этой задачи осуществляется в процессе игровых занятий.
Формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность. О.П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ способен познавать окружающий мир: он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники... к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости.».
В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь воспитанников радостными переживаниями, эмоционально обогащают их.
Использование дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ
Значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры т.к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный и чувственный опыт.
Использование дидактических игр является одним из самых эффективных приемов развития познавательных процессов у детей с ОВЗ. Для детей с ОВЗ все запланированные занятия, индивидуальная работа должна быть пронизана элементами игры, содержать игровые ситуации, это значительно способствует развитию познавательных процессов воспитанников.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Дидактическая игра позволяет делать менее заметным переход от простого к сложному.
При использовании дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ применяются основные правила:
- Правило последовательности:
- игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;
- объяснения педагога подтверждаются последующими действиями, каждое действие педагога или ребенка сопровождается комментарием;
- игровое действие должно быть завершено.
- Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.
- Правило доступного игрового материала:
- игра должна быть с четко сформулированными правилами; - подбирается игровой материал с учетом возможностей детей.
- Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).
Дидактическая игра имеет цели: обучающую (которую преследует взрослый); коррекционную (способствует развитию ребенка); игровую (для действия ребёнка).
В работе с детьми с ОВЗ важно, чтобы эти цели дополняли друг друга. Специально подобранные дидактические игры и упражнения создают такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию речевой активности, развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы. При включении их в коррекционно-развивающий процесс я постоянно сопровождают свои действия речью, добиваюсь от ребенка звукового ее отражения (даже на уровне звукового произношения, лепета).
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам, учитываются особенности развития детей и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение детей в процессе игры, способствуют созданию рабочей обстановки. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений обучающихся в усвоении или применении знаний.
При проведении дидактических игр педагог с одной стороны руководит познавательным процессом, организуя обучение детей, а с другой - исполняет роль участника игры, партнера, направляя каждого ребенка на выполнение игровых действий.
Дидактические игры необходимо использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. В первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практической ориентировке, затем - игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем - игры, в которых дети должны опираться на приобретенные знания в процессе дидактических игр.
Дидактические и развивающие игры способствуют развитию психических функций и познавательных процессов, формируют правильную речь и обогащают словарный запас у детей с ограниченными возможностями здоровья, помогают в дальнейшем обучении и социализации.
При систематическом использовании в коррекционной работе дидактических игр повышается эффективность педагогического процесса в целом. Дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют задания. У них развивается познавательная активность, что оказывает влияние на умственное развитие ребенка, формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют деятельность ребёнка с ОВЗ, обеспечивают решение задач, которые связаны с формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. А это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр. Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу на занятиях, давать посильное задание каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.
Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка в школе. Включение дидактической игры в занятие сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для ребенка переход к серьезной учебной работе.
Таким образом, дидактическая игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.
Мной подобрана картотека дидактических игр для развития познавательных процессов, которые может использовать как родитель для домашних занятий, так и специалисты в своей работе. (см. Приложение с 57).
Такие игры и упражнения должны проводиться ежедневно, до полного усвоения материала, автоматизации действий (от нескольких недель до месяца). Игры и упражнения должны соответствовать уровню развития ребенка, и решать обучающую и развивающую задачи. Дидактический материал должен быть ярким, вызывающим интерес. Количество предметов (карточек, деталей) в дидактических играх лучше применять, начиная с одного—двух, постепенно увеличивая.
Таким образом, используя в своей практике игры и производные игровые формы можно помочь ребенку с ОВЗ развивать познавательные процессы как в образовательной организации, так и в домашних условиях.
В приложении представлена подборка готовых пособий, которые рекомендуем для развития цвета, формы, величины и формирования познавательных процессов. (см. Приложение)
Коррекционно-развивающие задачи дидактических игр
Коррекционно - развивающие задачи, используемые в дидактических играх направленные на развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ.
- Задачи для развития внимания:
Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).
Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).
Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).
Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).
Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).
Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).
Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий). Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.
- Задачи для развития памяти
Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно - логическую память.
Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.
Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
Развивать прочность запоминания.
Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно - следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
Работать над увеличением объема памяти. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.
- Задачи для развития ощущений и восприятия
Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.
Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.
Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
Развивать тактильно - двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно - двигательный образ предмета со зрительным образом.
Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.
Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.
Развивать глазомер.
Формировать целостность восприятия образа предмета.
Учить анализировать целое из составляющих его частей.
Развивать зрительный анализ и синтез.
Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).
Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.
Развивать зрительно - моторную координацию. Работать над темпом восприятия.
- Задачи для развития речи
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
Формировать коммуникативные функции речи.
Учить дифференцировать звуки речи.
Совершенствовать просодическую сторону речи.
Расширять пассивный и активный словарь.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать навыки словоизменения, словообразования.
Формировать диалогическую речь.
Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи. Способствовать преодолению речевого негативизма.
- Задачи для развития мышления
Развивать наглядно - действенное, наглядно - образное и логическое мышление.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
Учить выделять главное, существенное.
Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.
Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
Активизировать мыслительную творческую деятельность.
Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя) Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).
- Задачи для развития эмоционально - волевой сферы
Вырабатывать умение преодолевать трудности.
Воспитывать самостоятельность, ответственность.
Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.
Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.
Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.
Развивать критичность.
Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
Вырабатывать положительные привычки поведения.
Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.
Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.
Методические рекомендации по использованию дидактических
игр в работе с детьми с задержкой психического развития
Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно - развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.
Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного ...). Должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом дошкольника.
Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.
Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.
Создание педагогических условий на основе личностно — ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей всё многообразие различных типов образовательных учреждений.
Наиболее удачным и действенным методом в работе с такими детьми, как на фронтальных коррекционно-развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра.
Дидактическая игра определена самим названием — это игра, обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. Правильное применение дидактических игр в коррекционной работе с детьми.
Педагог, работающий в группе компенсирующей направленности, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории. При проведении любого вида занятий или игр нужно помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.
Обращайте свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Дидактические игры по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
Речь педагога при объяснении игры должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи детьми.
Первостепенными при изучении каждой новой темы являются дидактические игры на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия памяти. Необходимо широко использовать дидактические игры на сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т. д.
В коррекционной работе с детьми педагог должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.
Задача педагога при использовании дидактических игр создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.
Литература
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
- Бачина О.В., Иванова Н.Н. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики: Учебн. пособие. - Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2003.
- Башина В.М. О синдроме раннего детского аутизма Каннера// Журнал невропатологии и психиатрии. 1974. №10
- Башаева Т. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». Ярославль 1998г.
- Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду. - М.:
Просвещение, 1991.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Смотрим, видим, запоминаем (развитие зрительного восприятия, внимания, памяти)». Санкт - Петербург 2003г.
- Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. «Изучение и коррекция лексико - грамматического строя речи». М.2009г.
- Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития». М. 2000г.
- Борякова Н.Ю., Касицина М.А. «Коррекционно - педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР», Методическое пособие. М.2008г.
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников», М. пособие. М. 1999 г.
- Власова Т. М., Пфафенрод А.Н. «Фонетическая ритмика» М. 1994г.
- Волина В. Учимся играя. Москва «Новая школа» 1994г.
- Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? М., 2010.
- Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет». Ярославль 1997г.
- Гатанова Н. «Развиваю память», «Развиваю мышление». Санкт - Петербург 2000г.
- Глинка Г.А. «Развиваю мышление и речь». Санкт - Петербург 2000г.
- Глухов В.П. «Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием». М.1998г.
- Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. - 1996. - №2.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Венгера Л.А. - М.: Просвещение, 1973.
- Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?». М. 1991г.
- Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». М. №2 2003г., №2 2004г.
- Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию». М. 1998г.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС.
- КатаеваА. А, СтребелеваЕ.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». М. 1993г.
- Кирьянова Р.А. «Год до школы», Санкт - Петербург. 1998г.
- Кумариной Г.Ф., Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений ; Под ред. - М.: Издательский центр «Академия».
- Миронова С.А., Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. - М.: АПО, 1993.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М. 1985г.
- Осипова А.А. «Диагностика и коррекция внимания». М. 2002г.
- Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике. М. 1996г.
- Романова Л.И., Ципина Н.А., «Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития». Сборник документов. М. 1993 г.
- Селиверстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми». М. 1981г.
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». М. 1982г.
- Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Книга для педагога - дефектолога. М. 2004г.
- Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. - М.: ВЛАДОС, 2005.
- Ульенкова У.В. «Дети с задержкой психического развития». Нижний Новгород 1994г.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», М.2009
- Шевченко С. Г. Коррекционно - развивающее
обучение.
Организационно - педагогические аспекты. - М., 2001.
- Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Программа, М. 2005 г.
- Игры для детей с расстройством аутистического
спектра. -
[Электронный ресурс]. - URL: https://aba-kurs.com/igry-dlya-autistov.
Приложение 1. Консультация для педагогов «Развитие игровой деятельности ребенка с РАС на начальном этапе дошкольного образования»
Игровая деятельность детей с аутизмом развивается замедленно и искаженно. В наиболее тяжелых случаях всё сводится к стереотипным манипуляциям, которые не являются игрой. Нередко дети с РАС используют не игровые материалы, но даже если это игрушка, то, чаще всего, ребенок фиксируется на каком-то её элементе или использует её не по назначению (крутит колесо игрушечной машины, выдавливает глаза кукле, стучит рельсами от железной дороги по окружающим предметам и т.д.).
Действия с игровыми и неигровыми предметами дети повторяют неоднократно для воспроизведения раз полученного сенсорного эффекта. По мнению В.М. Башиной и Т.И. Пуховой у детей с аутизмом естественным образом не формируется ориентировочная исследовательская деятельность, они испытывают трудности с имитацией и подражанием.
В этой связи, ребенку необходима специальная
коррекционнообучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности как основы развития игры. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Основная цель обучения игровым навыкам - расширить круг интересов и умений ребенка. Формирование предметно-практических действий на начальном этапе дошкольного образования содержит следующие направления: действия с предметами, действия с материалами. Дети знакомятся с различными предметами и материалами, их свойствами и осваивают действия с ними.
Действия с предметами:
- развивать различные виды захвата и удержание предметов в руке;
- формировать умения вращать, нажимать, сжимать предмет;
- формировать умения вынимать / складывать предметы из ёмкости / в ёмкость, перекладывать предметы из одной ёмкости в другую; - учить вставлять предметы в отверстия, нанизывать предметы на стержень;
- формировать способы усвоения общественного опыта (действия по подражанию, образцу и речевой инструкции);
- учить действовать целенаправленно с предметами-инструментами, учитывая их функциональное назначение и способы действия (ложкой, лейкой, лопаткой, веником, молоточком, маркером, расческой, зубной щеткой и др.);
- учить действовать целенаправленно с игрушками и другими предметами - по подражанию в процессе предметно-игровых действий с взрослым (вставить фигурки в пазы; расставить матрешки в свои домики и т.д.); - учить действовать целенаправленно с игрушками на колёсах (катать, перевозить, катать игрушку и др.);
- учить снимать и нанизывать шарики/колечки на стержень без учета размера; - учить вставлять в прорези коробки соответствующие плоскостные фигуры;
- вызывать интерес к объемным формам, учить опускать объемные геометрические фигуры в разнообразные прорези коробки (поначалу выбор из 2 - 3);
- учить использовать музыкальную игрушку, нажимая на разные кнопки
- указательным пальцем и прослушивая разные мелодии;
- создавать ситуации для формирования взаимодействия обеих рук.
Действия с материалами:
- формировать умения: сминать, разрывать, размазывать, разминать, пересыпать, переливать, наматывать различный материал;
- знакомить со свойствами отдельных материалов (мягкий, твёрдый, текучий, сыпучий, пластичный и др.).
В процессе освоения формируются приемы элементарной предметной деятельности, развиваются подражательные способности ребенка с аутизмом. В дальнейшем сформированные умения используются в дидактической игре, а также разных видах продуктивной деятельности (изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании). [40]
Приложение 2. Консультация для воспитателей «Особенности
игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями
здоровья»
Ограниченные возможности здоровья - проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития - это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь является своеобразным интегралом всех других процессов, поэтому при ее нарушении страдают мышление, память, воображение. Ребенок может стать застенчивым, ранимым из-за возникающего непонимания между ним и окружающими людьми.
У малышей с ограниченными возможностями здоровья или речевого развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте - в песочнице, в игровом уголке, но не вместе, малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается) при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников - 5-7 лет).
У таких детей наблюдаются трудности в формировании образовпредставлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память. Предметы для детишек с задержкой психического развития не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета (игра «Больной» - взрослый предлагает телефон, но ребята не замечают его, не способны придумать, что с помощью него, например, вызывают врача). Дошкольники часто непроизвольно соскальзывают с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.
Дошкольники демонстрируют неумение использовать знакизаместители или предметы-заместители. В одном предмете они выделяют только один признак, одну функцию (игрушечный молоток для них может быть только предметом для извлечения звука, он не может стать человечком или ракетой). У детей снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет... в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.
Ограниченные возможности здоровья - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности. Игровая деятельность детей с ОВЗ значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста. Если у нормально развивающихся детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего высшего расцвета, то у всех детей с задержкой психического развития этого возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем дошкольном возрасте. У всех детей с задержкой психического развития различной степени выраженности вычленяются особенности мотивационноцелевой основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении активности в области игрового поведения. Для игры старших дошкольников с ОВЗ характерен предметно-действенный способ ее построений. Чаще всего игры у детей с ОВЗ различной степени выраженности носят неречевой характер, крайне редко используются предметы-заменители. Игровое поведение у детей с ОВЗ часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.
Приложение 3. Консультация для педагогов «Роль игровой деятельности в обучении дошкольников с ОВЗ»
Для развития детей с ОВЗ нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Сюжетно-ролевые и театрализованные игры - основа обучения и развития таких детей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой для бурного развития высших психических функций. Необходимо создать игровые уголки совместно с детьми, пусть они их обустраивают.
Чтобы научить ребенка играть, для этого необходимо организовать поэтапную работу. Нужно дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию. Далее организовать беседу - сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие. Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки. Взрослый показывает действия с 3-4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком, при этом необходимо обращать внимание на речь. Проговаривать с ребенком все основные действия.
Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку. В помощь ребенку можно предлагать вопросный план, опорные слова. Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями «А что было бы, если... »
Разыгрывайте сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях. Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения. Для расширения кругозора с детьми обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Здесь могут выручить энциклопедии для дошкольников.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей, по мнению автора, не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они подобны беседе или упражнению. По мнению
В.Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания педагога, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим педагог не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.
Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.
Таким образом, игровые приемы являются основными приемами, которые используют на занятиях с детьми с ОВЗ. Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей данной категории, поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации. В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности. Дидактическая игра помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Приложение 4. Рекомендации дефектолога для родителей по проведению дидактических игр с ребенком в домашних условиях.
Для того чтобы Ваши домашние игры проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребёнка, Вам следует придерживаться определённых правил в проведении.
Заинтересуйте ребёнка, начните сами играть, так как в противном случае Вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.
Длительность игр без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
Дидактические игры по определенной теме должны проводиться 2-3 раза в день; лучше время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
Не заставляйте ребёнка заниматься, играть, если он плохо себя чувствует. Объясняя ребёнку что-то, используйте наглядный материал.
Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания ребенка, хвалите даже за незначительные успехи.
Разговаривайте с ребенком чётко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций вы можете сами придумывать игры и упражнения.
Кроме дидактических игр, Вы должны как можно больше читать ребенку для расширения его кругозора и пополнения активного и пассивного словаря. Не забывайте о том, что для Вашего ребёнка очень важно общение с Вами и не только во время игр, но и каждую минуту Вашего с ним совместного пребывания.
Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение, и труд всё перетрут. И Вы с ребёнком обязательно добьётесь успехов!
Приложение 5.
Картотек игр на развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ
- Игры на развитие восприятия
«Собери картинку»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Оборудование: разрезные картинки (количество частей зависит от уровня развития ребенка), образец.
Ход игры: Ребенку предлагают собрать картинку и назвать, что на ней изображено. Если ребенок затрудняется составить картинку, то можно положить перед ним образец. После того, как ребенок справился с составлением изображения по образцу, его можно убрать. «Лото»
Цель: развитие умения ориентироваться на листе, находить место фишки в соответствии с изображением на карточке.
Оборудование: карты с изображением геометрических фигур, фишки, мешочек.
Ход игры: перед ребенком выкладывают несколько карточек, на которых нарисованы разные геометрические фигуры. Задача ребенка достать из мешочка фишку и найти ее место на карточке.
«Узнай предметы»
Цель: развитие зрительно-предметного восприятия, формирование
зрительных образов-представлений.
Оборудование: рисунок со схематическим изображением контуров животных или других предметов, наложенных друг на друга.
Ход игры: Ребенку предлагается внимательно посмотреть на изображение, найти и назвать всех животных, которые там спрятались. Каждый найденный объект ребенок должен обвести пальцем. Данные рисунки можно предлагать ребенку в зависимости от лексических тем (посуда, одежда, обувь).
«Найди тень».
Цель: развитие зрительного восприятия.
Оборудование: рисунок с изображением предмета и нескольких теней, похожих на этот предмет, карандаш.
Ход игры: Ребенку предлагается посмотреть на изображение и найти правильное отражение предмета, затем, соединить предмет с тенью, прочертив линию карандашом. Данные рисунки можно найти с различными предметами (животные, игрушки, посуда и так далее), все более усложняя процесс нахождения.
«Одинаковые рисунки»
Цель: развитие зрительно-предметного восприятия, умение находить
одинаковые предметы, формирование указательного жеста.
Оборудование: прямоугольные карточки, на которых нарисованы ряды предметов, два из них одинаковые.
Ход игры: Ребенок должен внимательно посмотреть на карточку. Инструкция взрослого: «Найди два одинаковых предмета, нарисованных на карточке». После нахождения ребенок должен указательным жестом соотнести одинаковые предметы и назвать их.
- Игры на развитие внимания
«Пройди лабиринт»
Цель: развитие внимания, умение сосредоточенно следить за движением пальца, карандаша, развитие мелкой моторики.
Оборудование: рисунок с изображением лабиринта, карандаш.
Ход игры: перед ребенком кладется рисунок с изображением лабиринта. Дается следующая инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и помоги зайчику добраться до его домика» (Пример). Лабиринт может быть разным, вначале нужно найти более простые лабиринты, а далее запутанные, чтобы ребенок на долгое время учился концентрировать внимание.
«Что находится в комнате...» Цель:
развитие концентрации внимания.
Оборудование: секундомер.
Ход игры: Ребенок должен назвать как можно больше предметов, которые находятся в комнате за одну минуту. Задание необходимо повторять каждый день, но в разных комнатах, чтобы ребенок учился как можно быстрее концентрироваться на предметах.
«Найди отличие»
Цель: развитие концентрации внимания на деталях изображения, умение находить отличия, развитие речи.
Оборудование: рисунок, на котором изображено два клоуна.
Ход игры: перед ребенком выкладывается рисунок. Инструкция: «Посмотри внимательно, найди и скажи, чем два клоуна отличаются друг от друга». В дальнейшем можно использовать более сложные изображения, где больше отличительных деталей.
«Что перепутал художник?»
Цель: развитие внимания, мышления, умения подмечать несоответствующие рисунку детали.
Оборудование: два рисунка.
Ход игры: Ребенку показывается рисунок и дается следующая инструкция: «Посмотри внимательно и скажи, что перепутал художник».
«Найди половину»
Цель: развития объема и концентрации внимания на объектах.
Оборудование: рисунок с изображением половинок предметов,
расположенных в разной части листа (половинки пирамиды, чашки, листа, неваляшки), карандаш.
Ход игры: «Посмотри на рисунок, найди половинки каждого предмета и соедини их друг с другом карандашом».
- Игры на развитие памяти
«Что изменилось?»
Цель: развитие процесса запоминания и воспроизведения памяти. Оборудование: игрушки или предметные картинки.
Ход игры: выставляется ряд игрушек или иных картинок. Ребенок смотрит на них, затем отворачивается, и взрослый меняет местами (прячет) одну или более (картинок). Далее ребенок угадывает, что пропало или изменилось.
«Фигура»
Цель: развитие памяти, мелкой моторики.
Оборудование: счетные палочки, камешки, бусинки.
Ход игры: Взрослый выкладывает фигуру из счетных палочек (камешков, бусинок), ребенок запоминает фигуру и по памяти должен ее повторить.
«Запомни предметы»
Цель: развитие памяти.
Оборудование: рисунок с изображением разных предметов (стул, цветок, арбуз, мороженое, рыбка и так далее).
Ход игры: Задача ребенка - посмотреть на рисунок в течение нескольких секунд запомнить все предметы и назвать их.
«Запомни и раскрась»
Цель: развитие памяти, мелкой моторики.
Оборудование: два рисунка с изображением предметом (один цветной,
другой с теми же предметами, но не раскрашенными), карандаши. Ход игры: Ребенку дается рисунок с цветными предметами, дается следующая инструкция: «Запомни, какого цвета каждый предмет. Теперь вот тебе рисунок с не раскрашенными предметами, вспомни и раскрась каждый предмет тем цветом, которым он был на первой картинке».
«Запомни слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
Ход игры: Ребенок сидит перед взрослым, который называет ему слова. Задача ребенка запомнить все слова и повторить их.
- Игры на развитие воображения
«На что похоже?»
Цель: развитие воображения, творчества, фантазии.
Оборудование: камешки, лист, кисть, краски, стакан воды.
Ход игры: А. Ребенку предлагается материал неопределенной формы (камешки, нарисованные облака и т. д.) он должен сказать, на что это похоже. Любой ответ считается правильным, взрослый поощряет ребенка за оригинальные ответы.
Б. Участнику предлагается взять на кисточку немного краски. Цвет можно выбрать любой, какой захочется. Затем нужно плеснуть краску на лист бумаги - получится клякса. Лист складывается вдвое так, чтобы остался отпечаток на второй половине листа. Затем нужно постараться понять, на что похожа клякса.
«Что задумано?»
Цель: развитие воображения.
Ход игры: Ребенку предлагают придумать предмет, подходящий под определение, например: яркий, желтый (ответы: цыпленок, солнышко и др.); пушистый, мягкий (ответы: снег, котенок и др.) красный, теплый (ответы: огонь, шарф и др.); прозрачный, хрупкий (ответы: леденец, сосулька и др.) и так далее.
«Незаконченные рисунки»
Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков. Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров.
Ход игры: Взрослый дает ребенку карточки к игре и говорит: «Рассмотри картинки, догадайся, что на них изображено, дорисуй недостающие линии (детали) и раскрась рисунки».
«Несуществующее явление»
Цель: развитие воображения, творчества, фантазии, мелкой моторики. Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, набор цветных карандашей или фломастеров.
Ход игры: Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное, механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле, и расскажите о его свойствах и назначении. «Бабочки»
Цель: развитие воображения.
Оборудование: лист картона, несколько маленьких разноцветных листочков из бумаги.
Ход игры: положите маленькие листочки на картон и покажите ребенку: «Посмотри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели». Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Затем предлагает ребенку поймать бабочек и посадить их на лужок.
- Игры на развитие мышления
«Что к чему подходит?»
Цель: развитие мыслительных операций (обобщение, анализ, синтез). Оборудование: предметные картинки на разные лексические группы
(одежда, обувь, мебель, фрукты, овощи и так далее).
Ход игры: здесь много разных картинок, но, чтобы все было в порядке, нужно их разложить по группам - подходящее к подходящему. Какие получились группы? (Ребенок называет - одежда, обувь и др.).
«Загадки»
Цель: развитие словесно-логического мышления и мыслительных операций. Ход игры: Ребенку читаются загадки о сказочных персонажах, которые он должен угадать (подходит для детей старшего дошкольного возраста). Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит).
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш Шалунишка наш... (Малыш).
Она красива и мила,
А имя ее от слова «зола». (Золушка)
Что за мальчик деревянный, Шапочка-колпак на нем?
Он веселый и занятный,
Добрый сказочный герой! (Буратино)
«Зашиваем коврик»
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Оборудование: картинки с изображениями прямоугольников - «ковриков», в которых отсутствует фрагмент. Рядом даются варианты «заплаток».
Ход игры: Ребенку предлагается коврик и варианты заплаток. Дается следующая инструкция: «Давай сделаем заплатки так, чтобы дырочку не было видно, и чтобы рисунок совпал».
«Составь рассказ»
Цель: развитие логического мышления, умение составлять
рассказ по серии сюжетных картин.
Оборудование: картинки с развивающимся сюжетом.
Ход игры: на этих картинках нарисовано какое-то событие, но они перепутаны. Надо разложить их правильно и составить рассказ. Рассказать его.
«Четвертый лишний»
Цель: развитие умения выделять предмет, неподходящий к лексической группе, развитие мыслительных операций (сравнение, анализ).
Оборудование: четыре карточки с изображениями предметных картинок, одна из которых не относится к данной лексической теме (например, три карточки на тему овощи, а одна карточка на тему фрукты).
Ход игры: перед ребенком выкладываются четыре карточки. Дается следующая инструкция: «Посмотри внимательно на карточки и найди ту, которая является лишней. Объясни свой выбор».
Приложение 6.
Картотека дидактических игр на развитие речи и познавательных процессов у детей с ОВЗ
Игра «Чего не стало?»
Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти. Оборудование. Набор предметных картинок по теме.
Содержание. Средний уровень сложности. Взрослый демонстрирует и называет 5 - 6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.
Высокий уровень сложности. Количество картинок увеличивается до 7 - 8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.
Игра «Домино»
Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительного внимания. Оборудование. Набор пластинок домино по теме («Животные», др.). Содержание. Средний уровень сложности. В игре используется набор пластинок из расчета пяти ходов каждого игрока. Взрослый каждый раз называет картинки, которые нужны (находятся на концах цепи): «Нужны лошадь и свинья». Дети выкладывают пластинку со словами: «Я кладу лошадь к лошади».
Высокий уровень сложности. Количество пластинок увеличивается (свыше пяти ходов каждого игрока). Ребенок, ход которого подошел, сам называет картинки, которые необходимо подобрать: Нужны кот и собака. Кладу собаку к собаке». Следовательно, уровень сложности задания варьируется в зависимости от количества пластинок, используемых в игре, от степени распространенности слов, а также от того, ищет ли ребенок названную взрослым картинку или называет ее сам (активного или пассивного характера актуализации слов).
Игра «Забытое слово»
Цели. Расширение объема словаря, развитие слухового внимания.
Оборудование. Предметные картинки по изучаемой лексической теме. Содержание. Средний уровень сложности. Перед детьми 5 - 6 предметных картинок. Взрослый перечисляет их названия, «забывая» при этом одно наименование. Например, на доске картинки: мяч, кукла, мишка, робот, юла, пирамидка. Взрослый: «Мяч, кукла, робот, юла, пирамидка. Правильно я назвала картинки?» Если дети не догадываются о пропущенном слове, взрослый уточняет: «Я назвала все картинки?». Выигрывает тот, кто за всю игру назовет больше пропущенных слов.
Высокий уровень сложности. Картинок в игре используется свыше шести. Роль ведущего переходит от одного ребенка к другому (дети играют без участия взрослого).
Игра «Парные картинки»
Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти. Оборудование. Двойной комплект картинок по теме.
Содержание. Средний уровень сложности. В игре используются 8 - 10 парных картинок. Взрослый называет каждую из них, раскладывая изображения на столе. Затем просит назвать, что находится в нижнем (верхнем) ряду, во втором, третьем ряду и т.д. Просит показать и назвать красные (сладкие, толстые, деревянные, горячие т.д.) предметы. Когда ребенок выполняет первый ход, он называет перевернутые картинки сам.
Высокий уровень сложности. Количество парных картинок - больше десяти. Ребенок называет каждую появляющуюся на столе картинку, выполняет задание, способствующее лучшему запоминанию слова и местоположения картинки, а затем обозначает словами картинки, которые попарно открывает. То есть на этом уровне сложности материала все задания выполняются ребенком, помощь взрослого минимальна, совершенствуется активный словарь дошкольника.
Игра «Я собрал в огороде...»
Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде.. .огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду.», «Я положил в шкаф.», «Я увидел на улице.», «В лесу живет.», «На кухне есть.» и т. д.
Игра «Угадай по описанию»
Цели. Расширение объема словаря, формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме (например: лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко).
Содержание. Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: «Сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают.) Теперь из них выбери овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт». В дальнейшем развитые речевые и мыслительные умения и навыки ребенка позволят свернуть этапы выполнения задания, перевести их во внутренний план.
Игра с мячом «Ассоциации»
Цели. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый - грузовик; колючий - еж; мягкий - снег; высокий - человек; стеклянный - стакан.
Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинку и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный речевой материал: глубокая - тарелка; голубая - кастрюля; маленькое - блюдце; прозрачный - кувшин.
Игра «Кто больше увидит?»
Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия. Оборудование. Заштрихованные, схематичные, наложенные друг на друга, перечеркнутые изображения предметов по изучаемой лексической теме.
Содержание. Дети рассматривают картинки по изучаемой теме, представляющие предметы, изображенные в затрудненных для восприятия (заштрихованные, схематичные и др.). Побеждает в игре тот, кто больше узнает и правильно назовет предметы.
Игра «Демонстрация действий предмета с их называнием».
Цели. Расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый показывает действия, которые может совершать предмет (или можно совершать с этим предметом), и называет эти действия. К примеру, взрослый задает детям вопрос: «Как вы думаете, что может делать мяч? Давайте посмотрим». Затем производится демонстрация действий с мячом и называние этих действий: «Мяч лежит. Если его толкнуть, он покатится, упадет, зашумит, загрохочет, запрыгает. Мяч можно ударить об стену, он отскочит. Можно подкинуть, он полетит вверх, а потом упадет вниз, ко мне в руки, я его поймаю. Можно перебрасывать мяч друг другу». Повторно, как бы подытоживая сказанное, взрослый демонстрирует действие и называет лишь соответствующий глагол: «Давайте повторим, что делает мяч. Мяч лежит, катится, падает, шумит, грохочет, прыгает, ударяется, отскакивает, летит. Мяч можно толкать, катить, подкидывать (кидать, бросать), перебрасывать, ударять, ловить».
Игра «Действия ребенка с предметом с называнием этих действий». Цели. Расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый предлагает одному из детей взять предмет (например, игрушечный самолет) в руки и показать, что может делать этот предмет, что можно делать с ним. Ребенок совершает действия, а взрослый к каждому из них задает вопрос: «Что делает самолет? Что ты делаешь с самолетом?» (самолет стоит, едет, взлетает, летит, приземляется, садится, падает; я самолет беру, везу, держу, сажаю). При отсутствии правильного ответа ребенок повторяет слова за взрослым сначала индивидуально, а затем хором со всеми детьми подгруппы.
Игра «Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние». Цели. Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных. Оборудование. Изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме, цветные карандаши. Содержание. Взрослый задает детям вопрос об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке. Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки.
Игра «Что бывает?»
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.
Содержание. Взрослый называет признак предмета. Детям необходимо к названному признаку подобрать название предмета: «Что бывает красным (круглым, высоким, сладким, горячим, вязаным, железным, легким, колючим)?» Дети поочередно предлагают по одному варианту. Побеждает тот, кто остается в игре последним (дает большее количество ответов).
Игра «Пантомима»
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов и живых существ, развитие воображения, творческих способностей, общей моторики.
Содержание. В ходе изучения определенной лексической темы взрослый предлагает детям изобразить жестами и мимикой животных, предметы (действия с предметами). Примерные задания: медведь, лиса, заяц; умывание, расчесывание волос, чистка зубов; рисование, плавание, прыжки через скакалку. Взрослый дает образцы выполнения задания, показывая, какими средствами можно передать характер, действия предмета (с предметом). Игрок изображает жестами, мимикой, какой-либо предмет, остальные дети отгадывают. Тот, кто даст верный ответ, следующим «загадывает» предмет.
Игра «Бывает - не бывает»
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частях, местоположении, функциях.
Содержание. Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку. Речевой материал: По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;
По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кабина и кузов; самолет меньше лодки; По теме «Посуда»: в кастрюле жарят, а на сковороде - варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;
По теме «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пушистый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц лает; медведь спит в берлоге; волк спит
По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; у маляра есть кисти и краски; медсестре нужна метла;
По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; кресло с
подлокотниками; у стула есть ножки и сиденье; табурет легкий; тумба нужна, чтобы на ней лежать; шкаф нужен, чтобы складывать вещи.
Игра «Лишнее слово»
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.
Содержание. Взрослый называет слова, три из которых обозначают признак предмета (цвета, размера, качества поверхности или др.), а четвертое слово - иной признак. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет свой выбор: «Красный, зеленый и синий - это цвета, а круглый - это форма предмета».
Речевой материал:
Красный, зеленый, синий, круглый;
Деревянный, широкий, длинный; высокий;
Резиновый, новый, стеклянный, железный;
Холодный, теплый, сладкий, горячий;
Пушистый, шершавый, громкий, гладкий.
Игра «Посылка»
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.
Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет угадан.
Приложение 7.
Картотека игр на развитие познавательных процессов и мелкой
моторики рук
Дидактическая игра «Спрячь крышку в бочонок»
Цель: закрепление умения соотносить однородные предметы по цвету. Материал: крышки разных цветов, коробка с бочонками разных цветов, чудесный мешочек.
Ход игры:
Дети садятся за стол. Педагог задает им вопросы, ориентируясь на бочонки:
- Каких цветов цветочки на бочонках? -
Какого цвета крышечки? (и др.)
Дети, ориентируясь на свои знания о цветах, подбирают нужную крышечку к цветочку такого же цвета.
Дидактическая игра "Надень коту сапожки"
Цель: развивать умение подбирать парные предметы по цвету.
Оборудование: картинка Кота в сапогах, несколько пар сапожек разного цвета. Ход игры.
Ребёнку предлагается обуть кота. При этом педагог сначала предлагает выбрать два одинаковых сапожка. А в дальнейшем, как вариант игры, выбирает сапог одного цвета, а ребёнок должен подобрать пару.
Дидактическая игра "Наряди птичку"
Цель: развивать умение подбирать парные предметы по цвету.
Оборудование: птички разных цветов, бантики на липучках таких же цветов как птички.
Ход игры:
Педагог предлагает украсить птичку и подобрать ей бантик такого же цвета как сама птичка.
Дидактическая игра «Посади букашку на цветок» Цель: развитие умения соотносить предметы по цвету.
Оборудование: цветок с семью лепестками разного цвета, букашки и прищепки такого же цвета.
Ход игры.
Педагог предлагает посадить букашку на лепесток такого же цвета как букашка, и чтобы она не улетела закрепить букашку прищепкой.
Дидактическая игра «Выложи картинку из пробок»
Цель: формирование умения выкладывать картинку по схеме, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: картинки -схемы, цветные пробки.
Ход игры.
Педагог предлагает ребёнку картинку- схему, с выделенными кружочками, местами для выкладывания из пробок. Рассматривает с ребёнком картинку. Затем показывает разноцветные пробки, и ребёнок должен выложить пробки на рисунок в соответствии с цветом рисунка.
Дидактическая игра «Пробки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация логического мышления. Оборудование: дощечки с наклеенной липкой лентой, одна полоска - лента одной стороны, другая -лента другой стороны; пробки с липучкой разных сторон. Ход игры.
Педагог предлагает закрепить пробки на дощечке. Т.к. лента липучки наклеена разной стороной на дощечку и на пробки, то ребёнок должен догадаться и подобрать правильную пробку. Если пробки держатся крепко и не падают, то задание выполнено верно.
Многофункциональная игра «Ёжик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация логического мышления. Оборудование: ёжик из фетра с разными пуговицами, листья с петельками, дерево с яблоками и листьями, которые крепятся разными способами- крючками, пуговицами, кнопками; полянка с цветочками на липучках.
Ход игры:
- Вариант: Педагог предлагает закрепить листья на ёжика, яблоки на дерево, цветочки на полянку.
- Вариант: Педагог предлагает закрепить определённое количество листьев, яблок и цветочков. Дети должны посчитать и закрепить правильно.
- Вариант: Пособие используется для решения арифметических задач. Дидактическая игра «Стиральная машина» Цель: развитие умения различать цвета.
Оборудование: коробочки в виде стиральных машин - автоматов с барабанами разных цветов, одежда таких же цветов.
Ход игры:
Педагог предлагает ребёнку подобрать для каждой стиральной машины одежду соответствующего цвета.
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация логического мышления. Оборудование: домики разного цвета с окошками из разных геометрических фигур, геометрические фигуры, соответствующие окошкам.
Ход игры:
Педагог говорит, что наступила ночь и надо закрыть окошки в домиках, для этого нужно подобрать геометрические фигуры, которые подойдут по цвету и форме и закроют окошки на ночь.
Дидактическая игра «Чей хвост?» (с прищепками)
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление знаний детей о диких животных.
Оборудование: картинки с животными, у которых нет хвостовой. И картинки хвостов, приклеенные на прищепки.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть диких и домашних животных и задает вопрос: «Чего не хватает?». Предлагает детям подобрать соответствующий хвост, для животного. Дети находят хозяина хвоста, и прикрепляют его на место. Педагог обращает внимание на правильные ответы на вопрос: - чей хвост? (лисий, волчий, и т. д).
Дидактическая игра «Подбери пару обуви» (с липучками).
Цель: формирование умения сопоставлять предметы и на основе сходства и различия, находить одинаковые.
Ход игры:
Педагог разворачивает пары обуви (сапоги) лицевой стороной, перемешивает их. Просит детей подобрать пару. На первом этапе освоения игры обращать внимание на правильное составление пары. Затем усложнить задачу, добиваясь правильного подбора пары по расцветке. После освоения игры дети могут играть самостоятельно.
Дидактическая игра «Разноцветные рыбки» (на липучках).
Цель: развивать умение выбирать предметы определенного цвета.
Оборудование: в состав игры входит 4 игровых поля. На каждом поле изображено по две банки (большая и маленькая). Крышки у банок разного цвета. Силуэты разноцветных рыбок (большие и маленькие). Цвета рыбок соответствуют цветам крышек на банках.
Ход игры: В игру можно играть, используя несколько вариантов:
1Вариант: предложить ребенку к каждой банке подобрать соответствующих по цвету рыбок (к банке с красной крышкой - красных рыбок, к банке с зеленой крышкой - зеленых и т.д.).
2Вариант: предложить ребенку «поселить» рыбок в банки, соответствующие по размеру (в большие банки - больших рыбок, в маленькие банки - маленьких рыбок).
ЗВариант: предложить ребенку положить рыбок в банку, которая
соответствует по цвету и размеру.
Дидактическая игра «Укрась матрёшку»
Цель: развитие мелких движений рук, умения соотносить геометрическую фигуру с контуром.
Оборудование: матрёшки с сарафанами, украшенными разными
геометрическими фигурами, соответствующие геометрические фигуры.
Ход игры.
Педагог предлагает ребёнку украсить сарафан для матрёшки. Ребёнок должен подобрать соответствующую по контуру и цвету фигуру.
Дидактическая игра «Пицца» (на липучках).
Цель: развитие мелких движений рук, закрепление знаний о продуктах питания.
Оборудование: круглое игровое поле (основа под пиццу), вырезанные и заламинированные элементы ингредиентов для приготовления пиццы.
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку испечь пиццу.
Уточняет, что для этого есть основа из теста и продукты.
Дидактическая игра «Найди гараж» (на липучках).
Цель: развивать умение соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Игровое поле, на котором изображены гаражи для машин. Плоскостные фигуры машин разного цвета (цвет машины соответствует цвету ворот на гараже) Ход игры:
Педагог показывает детям машины и предлагает поставить их в гаражи, но так, чтобы цвет машины соответствовал цвету ворот гаража. Чтобы ребёнку понятно было задание словесную инструкцию педагог сопровождает собственным примером. Берет машину, например, желтого цвета и прикрепляет (с помощью липучки) ее к желтому гаражу. Далее задание выполняют дети.
Приложение 8.
Пособия по формированию познавательных процессов
- Познавательная игра-лото «Большой, средний, маленький» (3-6 лет). Данное пособие знакомит детей с величиной предметов, а также позволит повторить цвета (производитель «Весна Дизайн»).
- Серия развивающих игр «Цвета» («Фигуры», «Буквы», «Чей малыш», «Профессии» и т.д.) (3-7 лет). Данная серия пособий способствует развитию памяти, внимания, речи, мелкой моторики рук. Ребенок научится выделять один объект из множества, находить картинки нужного цвета и распределять их по группам (производитель «Русский стиль»).
- Развивающее лото «Цветные фигурки» (3-8 лет). В процессе игры дети знакомятся с понятиями «цвет» и «форма». Игра способствует развитию внимания, умению сравнивать, точно определять и подбирать, а также координации движений рук. В игре принимают участие до 4-х человек (производитель «STELLAR»).
- Развивающая игрушка «Волшебный комодик» (от 3-х лет). Дети учатся сортировать предметы в соответствии с цветом. Пуговки из данного комода можно использовать в дальнейшем в качестве счетного материала (производитель «SmileDECOR»). 5. Развивающая игра-лото «Веселые фигуры» (2-6 лет). Играя в «Веселые фигуры» ребенок познакомится с фигурами, цветами и оттенками, разовьёт логическое мышление, внимание, восприятие (производитель «ЭВРИКА»).
- Игра «Цветные коврики» (от 3-х лет). Игра помогает детям закреплять знания о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие и внимание (производитель «Радуга»).
- Серия «Парные картинки» (от 3-х лет). Игры серии «Парные картинки» основаны на широко известном принципе «Memory», помогают развивать память, зрительное восприятие (производитель «ДРОФАМЕДИА»).
- Игра-конструктор «Угадай по тени» (3-5 лет). Цель игры: отработка навыка группировки предметов по форме и формирование знаний об окружающем мире (производитель «Хатбер-М»).
- Настольная игра «Цвет, форма, размер» (5-10 лет). При помощи этой игры ребёнок закрепит свои знания, будет развивать умственные способности, научится анализировать и сравнивать цвета, форму и размер разных предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр
В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребёнка и закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания. Определенное направление развития полу...
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье даны рекомендации для родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных психических процессов...

Описание опыта "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья" (конференция)
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...

"Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья".
Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможн...
План по самообразованию на 2024-2025 учебный год « Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»
План по самообразованию...

Развитие интеллектуальных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр
Систематизировала и подобрала картотеку дидактических игр и упражнений, направленных на формирование произвольного внимания и интереса к решению умственных задач, обучающихся с ОВЗ....

«Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр»
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой важную и актуальную область исследования в современной педагогике. В условиях стремительного п...

