Представление опыта работы «Разнообразные формы работы с детьми ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Баланеску Олеся Андреевна

Представление опыта работы

«Разнообразные формы работы с детьми ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» Ромашка»

Представление опыта работы

«Разнообразные формы работы с детьми ОВЗ»

воспитатель:

Баланеску О.А.

г. Советский

апрель, 2025 год

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в связи с  весомым увеличением количества таких детей и появлением новых возможностей их приспособления и социализации в жизни.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.

В связи с этим в нашем детском саду активно внедряются современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Организуя работу в разновозрастной группе для детей со сложным дефектом «Аленький цветочек». У большинства детей группы ярко выражены функциональные нарушения, ослаблены защитные силы организма, наблюдаются повышенная возбудимость и утомляемость, эмоциональная лабильность и невротические проявления.

Работа с детьми с ОВЗ, которую посещают 15 детей, должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к использованию  эффективных технологий в коррекционно-оздоровительной работе с детьми.

Учитывая, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточное развитие моторики пальцев рук, ослабленное соматическое здоровье воспитанников, мы активно применяем в своей работе здоровье сберегающие технологии, основными из которых являются:

Подвижные и спортивные игры дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняться в ходьбе, беге, прыжках, ползании, ловле. Игры подбираются в соответствии с возрастом и диагнозом воспитанников, местом и временем их проведения. Проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в режимные моменты в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности.

Динамические паузы. Проводятся в качестве профилактики утомления во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других приемов в зависимости от вида занятия. К ним также относятся хороводные игры, игры с крупами, мелкими предметами, пальчиковые игры.

Физкультминутки. Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Стараемся проводить физкультминутки при первых признаках утомления, в середине занятия. Комплексы физминуток подбираем согласно лексической теме недели. Физминутки, проводятся в игровой форме. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Элементы Су-джок терапии. Они позволяют нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг.

Сказкотерапия играет особую роль в развитии ребенка, она позволяет снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает импульсивность, тревогу; развивает навыки взаимодействия детей друг с другом, создает игровую доверительную атмосферу в группе; развивает внимание, восприятие, речь, воображение.

В процессе коррекционного обучения используем сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации, сопровождаемые крупным шрифтом, и доступным текстом. С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, звучаний музыкальных инструментов, ритмической структуры знакомых слов, пространственного расположения предметов, их количества.

 Музыкотерапия  позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом. Музыка прослушивается детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности,  настроения детей.

Фитотерапия. В нашем детском саду мы используем приготовление фиточаев. Используя фитотерапию как одно из важнейших направлений здоровье сберегающих технологий, мы создаём условия для повышения качества здоровья и развития детей.

Релаксация. При составлении комплексов релаксации учитывается специфика детского восприятия, учитываются психофизические и возрастные особенности детей. Используется спокойная музыка, помогающая детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

Центр уединения в нашей группе создан для сохранения психологического комфорта дошкольника, где ребенок может побыть в одиночестве, "спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты, предупредить нервное перенапряжение воспитанников и снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

В нашей группе изготовлены различные бизиборды, которые предназначены для формирования умений и навыков по самообслуживанию, открыванию и закрыванию различных замков и задвижек, крючков, щелкать выключателем, втыкать вилку в розетку, вдавливать кнопки, защелкивать щеколду. Работа с данным модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка. Доска помогает развить мелкую моторику, координацию движения, внимание, фантазию, усидчивость, творческое и логическое мышление.

Используемые в работе с детьми  элементы педагогической системы Марии Монтессори, помогают воспитанникам становиться самостоятельными, не бояться трудностей, при этом совершенствуется моторика ребёнка, произвольные движения, мышление, воля, а также терпение и настойчивость. Данная методика позволяет каждому ребенку группы развиваться в своем темпе.

Технологии, которые используем, тесно перекликаются с целями и задачами коррекционно-развивающей работы по всем направлениям развития ребенка и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Применение в работе данных технологий позволило добиться следующих результатов:

Повысился процент посещаемости, снизался уровень заболеваемости.

У воспитанников повысилась инициативность, любознательность, познавательная и игровая активность детей.

Дети научились работать в группах, улучшились взаимоотношения со сверстниками, родителями.

Расширился круг общения с педагогами ДОУ и социумом.  Повысился уровень восприятия и усвоения информации детьми, если в начале года  работа проводилась индивидуально с каждым ребенком, то сейчас работа организуется малыми подгруппами.

Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям в работе педагогического коллектива, специалистов, родителей. Родители (законные представители) воспитанников являются нашими первыми помощниками и непосредственными участниками образовательного процесса.        Организуя встречи с родителями, мы  привлекаем специалистов, что позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию.

В работе с родителями я использую инновационные формы работы:

Консультирование, педагогические беседы с родителями – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.

Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

Родительские конференции, групповые собрания родителей - одна из форм повышения педагогической культуры родителей,  ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания детей.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

Используемые формы работы делают родителей активными участниками в жизни группы и детского сада. Родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу. Возросла их заинтересованность в участии в жизни детей группы и детского сада. Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи мы получаем положительный результат.

В перспективе планируем продолжать работу над данной проблемой, совершенствовать формы и методы работы с детьми и родителями в данном направлении, внедряя новые инновационные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Занимательные формы работы с детьми для формирования элементарных математических представлений"

Занимательный материал по практическим занятиям в старшей группе для формирования элементаарных математических прдставлений у детей...

Представление опыта работы в форме презентации на интерактивной доске.

Представила опыт работы по теме:"Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с русской песенной культурой" на курсах повышения квалификации по программе дополни...

Обобщение опыта работы «Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

Стажировочная площадкаЗаседание № 2«Информационно-аналитическое и наглядно-информационное направление работы педагогов с родителями»....

Выступление на педагогическом совете Тема: «Разнообразные формы работы с детьми с использованием онлайн занятий»

laquo;Разнообразные формы работы с детьми с использованием онлайн занятий»В период самоизоляции и просто, если нет возможности прямого общения с воспитанниками, актуальным становится вопрос для...

Информация из опыта работы «Совершенствование форм работы с детьми по внедрению в образовательную деятельность современных инновационных педагогических технологий по финансовой грамотности»

Одной из ключевых идей современной педагогической науки является необходимость поиска новых методов ведения воспитательной работы, в полной мере соответствующей тенденциям времени, познавательным потр...

Представление опыта работы «Социоигровой стиль работы как эффективная педагогическая технология формирования умения общаться у детей» с детьми младшего дошкольного возраста.

Одной из ведущих технологий является социоигровая. Цель технологии  - формирование коммуникативных навыков общения, которое, как говорил Л. С. Выготский, является основной движущей силой развития...