Опыт работы "Занимательные формы работы с детьми для формирования элементарных математических представлений"
учебно-методический материал по математике (старшая группа) по теме

Ильязова Наиле Минавхатовна

Занимательный материал по практическим занятиям в старшей группе для формирования элементаарных математических прдставлений у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы  по теме «Занимательные формы работы с детьми для формирования элементарных математических  представлений».

 «Предмет математики настолько серьёзен,

что полезно не упускать случая сделать его

 немного занимательным», -  сказал Б. Паскаль.

Обучение математике  немыслимо без использования дидактических и занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Когда занимательный материал доступен ребёнку, то у него складывается положительное отношение к математике, стимулируется мыслительная деятельность.

Игровой материал включаю в ход НОД или использую в конце, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их значении, о геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений.

Используя различный занимательный материал по ФЭМП, я убедилась, что дети лучше усваивают программное содержание, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.


Математический конкурс.

 «Поможем  Треугольнику и Кругу сохранить дружбу».

Задачи. Упражнять в сравнении предметов по высоте, развивать пространственную ориентировку, учить определять место числа, упражнять в счёте, установления отношений между сутками и днями недели, между временами года и полным годом, развивать творческое воображение.

Оборудование. Карточки с изображением улицы, домика чисел, числовые карточки, нарисованные Треугольник и Круг.

Ход конкурса.

Воспитатель. Жили – были два друга: Треугольник и Круг. Треугольник любил задавать вопросы, но никогда  не получал на них ответы, потому что Круг всё время крутился  не мог остановиться. Они не знают, как сохранить дружбу и пришли к нам. У нас две команды:  «Добрые ребята» и  «Смелые ребята». Выбирайте капитанов команд.

- За правильные ответы команды будут награждаться треугольниками и кругами, а потом посчитаем, у какой команды больше фигур, тот и победит.

1 конкурс.   «Помоги найти квартиру».

Треугольник пригласил в гости Круга и сказал, что он живёт в самом высоком доме, на седьмом этаже, в квартире слева. Поможем найти эту квартиру. Нарисуйте его на окне.

А Круг живёт в самом низком доме на третьем этаже в квартире справа, найдите окно и нарисуйте его.

Дети последовательно находят дом, этаж и окно квартиры.

2 конкурс. «Найди соседей».

Треугольник и  Круг построили дом для чисел, чтобы они жили все вместе и им не было скучно.

Дети называют числа от 1 до 10.

Но они не знают соседей чисел.

1.Назовите соседей числа 3.

2.Какое число живёт рядом с 5.

3.Назовите соседа числа 7 справа.

4.Какое число живёт слева от 8.

3 конкурс. «Найди карточку».

Треугольник и Круг приготовили для вас карточки с числами от 1 до 10, но по дороге  растеряли , поможем дорисовать недостающие карточки.

Физкультминутка.

Я иду и ты идёшь,  

Раз, два, три.

Я пою и ты поёшь,

Раз, два, три.

Мы идем и поём,

Раз, два, три!

Дети бегают, резвятся,  потом садятся на места.

4 конкурс. «Ответь правильно».

Задания-вопросы. Таня ходила в детский сад всю зиму, весну и лето, а Сережа – целый год. Кто из них меньше времени ходил в детский сад? Танечка прожила уже три весны, три лета, три зимы и три осени, а Сережа – три года. Кто из них старше? Почему? Галя не ходила в детский сад пять дней, а Сережа – одну неделю. Кто из детей больше времени не ходил в детский сад? У Гали есть сестричка. Она на два года старше ее. На сколько лет Галя моложе своей сестры?

5 конкурс. «Найди пару»

У детей карточки с цифрами разного цвета. Воспитатель ударяет в бубен, дети начинают свободно бегать по залу. После трех ударов в бубен, они находят пару и бегут в свои домики.

6 конкурс. «Красивый ковер».

Воспитатель раздает листы бумаги, конверты с фигурами и предлагает выложить из них коврики Треугольнику и Кругу.

Воспитатель подсчитывает количество геометрических фигур команд и награждает победителей, благодарит за то, что помогли Треугольнику и Кругу остаться друзьями.


Геометрический конкурс.

Задачи. Развивать наблюдательность, сообразительность, умение использовать в речи геометрические термины; учить сравнивать, анализировать и обобщать; видеть в целой фигуре её части; закрепить умение составлять силуэты предметов и фигур из их частей, из палочек.

Оборудование. Звёздочки, четыре коврика размером 20х20 см, прямоугольник, разделённый на три меньших прямоугольника, треугольник, разделённый  на четыре треугольника, две игры «Танграм», силуэты кошки и зайца, аппликации корабля и страуса. призы.

Раздаточный материал. По 10 палочек на каждого ребёнка, подарок для всех участников конкурса (геометрические игры, тетради, альбомы).

Оформление зала. Коврики, предметы и силуэты животных, сделанных из геометрических фигур.

Ход конкурса.

Воспитатель. Дети, скоро вы пойдёте в школу. Чтобы хорошо учиться, надо быть умным, уметь быстро решать математические задачи, головоломки. Сегодня вы  будете участниками Геометрического конкурса. Разделимся на две команды и выберем капитанов. За правильные ответы команда будет получать звёздочку: у кого в конце конкурса окажется больше звёздочек, тот и победит.

У нас геометрический конкурс, поэтому и названия команд будут геометрическими:  «Шарики» и  «Кубики». Для разминки отгадайте загадки.1. Нет углов у меня,

                И похож на блюдце я,

                На тарелку и на крышку,

                На кольцо, на колесо,

                Кто же я такой, друзья?

                Назовите вы меня!  (Круг).

             2. Я фигура – хоть куда,

                 Очень ровная всегда

                 Все углы во мне равны

                  И четыре стороны.

                  Кубик – мой любимый брат,

                  Потому что я … (Квадрат).

- Сегодня почтальон принёс письмо: «Ребята, сравните эти два коврика и скажите, чем они похожи и чем отличаются. Знайка.»

Дети выполняют задание. Выигрывает команда, которая назовёт больше сходств и отличий.

Стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Помогите мне найти на первой карточке шесть прямоугольников, а на второй – пять треугольников.

Воспитатель. Незнайка, у нас дети умные и добрые, помогут тебе.

 

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Давайте отдохнём, потанцуем.

Дети и Незнайка танцуют.

- А теперь конкурс капитанов. Из семи фигур игры  «Танграм» должны составить кошку и зайца.

Силуэты животных выкладывают по образцам, на которых контурами обозначены фигуры.

- В следующем конкурсе командам нужно выполнить задания с помощью палочек.

1.Составить два равных прямоугольника из пяти палочек.

2.Составить два равных квадрата из семи палочек.

3.Составить три равных треугольника из семи палочек.

4.Составить три равных квадрата из десяти палочек.

Команды выполняют по два задания.

Физкульминутки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

Упражнения для развития моторики пальцев.

Вот помощники мои,

Их как хочешь  поверни.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж уснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас ещё шумит?

Тише, тише не шумите.

Пальчики не разбудите.

Воспитатель. Незнайка, вот какие наши дети умные и догадливые!

Незнайка. Но мне хочется ещё раз их проверить. Посмотрите на эти карточки и назовите геометрические фигуры, из которых составлены изображенные на них предметы.    

                                                                                                     

Команды по очереди выполняют задания.

Воспитатель подсчитывает звёздочки и объявляет команду – победительницу. Участники конкурса получают подарки.


Задачи в стихах.

1.Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря.

Два карасика в ведёрке

И четыре пескаря.

Но смотрите – у ведёрка

Появился хитрый кот…

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесёт?

2.По дороге два мальчика шли

И по два рубля нашли.

Аза ними ещё четыре идут.

Сколько они найдут?

3.Сколько бубликов в мешок

Положил ты, Петушок?

- Два, но дедушке дадим,

И останется …

4.На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал ещё один

И уселся рядом с ним.

5.У домика утром

Два зайца сидели

И дружно весёлую песенку

Пели.

Один убежал,

А второй вслед глядит.

Сколько у домика

Зайцев сидит?

6.Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

Два – под берёзой,

Один – у осины.

Сколько их будет

В плетённой корзине?

7.На плетень взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

8.На пасеке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле влез.

А сколько убежало в лес?

9.Три голубя белых на крыше сидели.

Два голубя снялись и улетели.

Ну  - ка, скажите мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей?

10.Ну – кА, сколько здесь ребят

На горе катаются?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается.

11.Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху ещё окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки.

12.Два мяча у Ани,

Два мяча у Вани.

Два да два. Малыш!

Сколько их? Сообразишь?

13.В садике гулял павлин,

Подошёл ещё один.

Два павлина за кустами.

Сколько их? Считайте сами.

14.Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

15.Под кустами у реки

Жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

16.Как – то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят,

Сколько в снег свалились?

17.Сколько сапожек

Оля купила,

Чтоб кошка лапок

Не промочила?

18.У Коли и Марины

Четыре мандарина.

Из них у брата – три.

А сколько у сестры?

19.В кормушке сидели

Лишь три только птицы.

Но к ним прилетели

Ещё две синицы.

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Покажет на карточке

Каждый из вас.

20.В снег упал Серёжа,

А за ним – Алёшка,

А за ним –  Иринка,

А за ней  - Маринка,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

21.Сколько маленьких утят

Плавать и нырять хотят?

Три уплыли далеко,

Два нырнули глубоко.

Сколько их всего в пруду?

Сосчитать я не могу.

22.Как – то ночью под кусточком

Грибы выросли опять.

Два грибочка, три грибочка

Сколько будет?

Ровно (пять).

23.В землю репка

Села крепко,

Одному не справиться,

А за дедом

Следом

Хвост длиннющий

Тянется.

Все пришли до одного.

Сколько их теперь всего?

24.Три больших, три маленьких,

Маленьких, удаленьких –

Целая семья опят.

Сколько их на пне сидят?

25.Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

26.Шесть платков. А два из них

Вышиты  узорами.

Сколько вышить нам осталось –

Посчитаем скоро мы.

27.Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята как клубочки.

Три сынка,  а сколько дочек?

28.Два кубика у Маши,

Четыре – у Наташи.

Вы кубики эти

Скорей считайте, дети.

29.Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под ёлкой?

30.Как – то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою – лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,

Он считать ведь не умел.

Помоги ему скорей,

Посчитай – кА всех зверей.

31.Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело?

32.Семь огурцов собрали с грядки.

Пять огурцов уж съели.

Осталось сколько их, ребятки?

Вы б сосчитать сумели?

33.У маленькой Светы

Четыре конфеты.

Ещё дала три Алла.

Сколько всего стало?

34.Три гуся летят над нами.

Три других за облаками.

Два спустились на ручей.

Сколько было всех гусей?

35.У этого цветка

Четыре лепестка.

А сколько лепестков

У двух таких цветков?

36.Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели:

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой. Сколько их?

37.Пошла курочка гулять,

Собрала своих цыплят.

Шесть бежали впереди,

Три остались позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

Посчитайте – кА, ребята,

Сколько было всех цыпляток.

38.Семь листьев Вася сам собрал,

Два листика Алёша дал.

Скажите, сколько у него

Осенних листиков всего?

39.В одном кармане

Четыре каштана,

В другом кармане

Их пять.

Мы просим, дети,

Каштаны эти

Пересчитать.

40.Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок – сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

41.Пять зайчат сидят в углу,

Чистят репу на полу.

Насчитали десять штук.

Как делить – забыли вдруг.

42.Со двора десяток веток

Принесла коза для деток.

Положила на пол их.

Как делить их на двоих?

43.Вот восемь зайчат

По дорожке идут.

За ними  вдогонку

Двое бегут.

Так сколько ж всего

По дорожке лесной

Торопится в садик

Зайчишек зимой?

44.Пять индюков

Купили сапоги.

Сосчитать их помоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений (из опыта работы)

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

Информационно-коммуникационные технологии в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – ис...

«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).

Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...

Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию элементарных математических представлений в контексте ФГОС ДО

Презентация на тему «Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию элементарных математических представлений в контексте ФГОС ДО»....