Нетрадиционные приёмы формирвание и развитие навыков связной речи у детей с ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Материал содержит, как теоритическую часть, так и практическую (игры, упражнения для детей с тяжёлыми нарушениями речи).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Степень сформированности навыков связной речи у дошкольников является важным фактором интеллектуального, эмоционального и волевого развития, во многом определяет успешность их обучения в школе, встраивания в систему школьного образования. Умение взаимодействовать с окружающими (сверстниками и взрослыми), внятно и грамотно излагать свои мысли позволяет детям достаточно легко адаптироваться к новым условиям. Овладение необходимыми навыками учебной деятельности: правильным восприятием, изучением и воспроизведением учебного материала, составлением развернутых ответов на вопросы, самостоятельным формулированием своих суждений, требует достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у будущих школьников.
Поэтому, одной из первостепенных задач при обучении наших воспитанников, детей с ОНР, является формирование и совершенствование навыков связной речи. Связная речь – это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Она включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую, и является смысловым развернутым высказыванием, обеспечивающим общение и взаимопонимание людей.
Проблема формирования связной речи у детей с ОНР нашла отражение в научных работах видных ученых: В.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Бородич, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Е.П.Глухова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичевой, Р.Е.Левиной., где «подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры речевого дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью труднодостижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей, ребенка» Тютюева И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2016. – Т.2 – С .91-95 – URL: http: //e-koncept.ru/ 2016/46019htm
Нарушения связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в овладении навыками связной речи вследствие, недоразвития различных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, так как общие недоразвитие речи – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Нарушение связной речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения отдельных звукоподражательных комплексов вместо слов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. По словам Т.Б. Филичевой, «дошкольников с общим недоразвитием речи отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога
По свидетельству Н.С. Жуковой, из-за неполного понимания текста, связанного с недостаточным словарным запасом, дети с ОНР улавливают лишь общий смысл рассказа, поэтому многое из текста остается непонятным. Пересказ оказывается неточным, неполным из-за неправильного осмысления отдельных слов, связи между ними. Смысл рассказа понимается неполно из-за трудности осмысления причинно-следственных и временных связей .
Развернутые смысловые высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием последовательности изложения, четкости, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от сверстников с нормальной речью.
По мнению Р.И. Лалаевой, особенности в построении высказывания, характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи, - результат трудностей в планировании и программировании, развитии связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания. Чем больше объем высказывания, тем чаще в нем встречаются разнообразные аграмматизмы. Для него характерно нарушение последовательности (сложных соподчиненных отношений пространственных, временных, качественных, причинно-следственных и т.д), которое всегда отражается на связности текста.
Поэтому самостоятельная связная речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. Это обусловлено низкой самостоятельной речевой активностью, неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла и связи между ними, невозможностью чёткого построения целостной композиции текста; серьезные трудности в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания; бедность и однообразие используемых языковых средств (слов и синтаксических конструкций).
Вместе с тем для этой категории детей характерны: затруднения в пространственной ориентировке (дифференциации понятий «справа» и «слева», смыслового значения предлогов «над», «под», «между»); неустойчивое внимание, несформированность произвольного внимания; снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания; моторная неловкость, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; повышенная утомляемость и, вследствие этого - раздражительность; необщительность и скованность ввиду неспособности выразить свою мысль и боязни показаться смешными.
Одним словом, овладение связными формами высказывания детьми с ТНР – это сложный и длительный процесс, требующий умелого и кропотливого педагогического воздействия и руководства. Все это вместе взятое побудило нас к поиску новых походов, облегчающих, систематизирующих и направляющих процесс усвоения знаний. Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование новых оригинальных, творческих технологий, эффективность, которых очевидна.
Организация коррекционно-развивающей работы по формированию навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Развитие связной речи у детей с ТНР осуществляется в процессе повседневной жизни (режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности), на коррекционных занятиях с логопедом и воспитателями при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Оно включает в себя все виды речевой деятельности от простого пересказа небольшого произведения (4-5 предложений) или описательного рассказа по предметной картине до наиболее сложного творческого рассказывания. Одновременно с решением задач по формированию навыков связных монологических высказываний, построения диалогов, проводится планомерная работа по активизации и расширению словарного запаса детей, развитию грамматического строя речи, формированию навыков самоконтроля за правильным звукопроизношением. Процесс развития монологической и диалогической формы речи пронизывает все виды детской деятельности.
Это игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, игра с правилами и др.; познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), музыкальная деятельность (слушание музыкальных произведений, хороводные игры) двигательная деятельность (подвижные и спортивные игры и др.); коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Наряду с традиционными методами и приемами мы используем следующие технологии:
- коррекционно- развивающие технологии (речедвигательные упражнения),
- развивающие (Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», моделирования, мнемотехники с применением ИКТ, цифровой лаборатории «Наураша»),
- игровые.
Речедвигательные упражнения для формирования
навыков связной речи
Использование речедвигательных упражнений стимулирует интенсивное формирование моторной и мотивационной составляющей, развивает информативную, выразительную и лексико-грамматическую стороны речи и обеспечивает психологический комфорт образовательной среды.
Начиная с составления распространенных предложений, как комментирования своего действия до составления пересказа, а затем и рассказа. Пересказ с помощью речедвигательных упражнений играет важнейшую роль в подготовке детей к следующему этапу – составлению рассказов. В частности, для выразительного пересказа текста, для глубокого осмысления эмоциональной стороны повествования детям даются задания в форме «этюдов».
Например, при подготовке к пересказу сказки «Колобок», показать и рассказать, как он передвигался, что чувствовал, встречая зайца, волка, медведя, лису, или все перечисленные звери - при встрече с колобком, о чем могли они подумать, разглядывая колобка. Готовясь к пересказу рассказа «Праздник» - показать и рассказать, как любит Полина свои игрушки, в каких позах они сидят за столом, как поет попугай, вербально фиксируя движение крыльев, хвоста, головы и т.д.
Выполнение упражнения «Из чего сделаны предметы» позволяет детям понять, что окружающий мир состоит из частичек (метод маленьких человечков). Твердые предметы – человечки стоят близко друг к другу, крепко стоя на ногах и держась за руки, жидкие вещества – человечки находятся дальше друг от друга, но двигаются в одном направлении, газообразные, например, воздух – человечки кружатся и двигаются в разных направлениях. Поэтому дети должны были показать и масло и молоко и скамейку и рассказать об этом.
Использование речедвигательных упражнений при формировании умения составлять пересказ позволяет наглядно передать одушевленные и неодушевленные персонажи, их действия, способствует пониманию содержания, запоминанию последовательности повествования, моделированию высказывания, формированию грамматического строя речи, развитию умения устанавливать связь между образным и реальным изображением предмета, осмысленно и связно передавать текст, обогащению словарного запаса. Развитое речевое дыхание в процессе выполнения речедвигательных упражнений помогает формировать просодическую сторону речи: правильную интонацию, ударение, темп речи и ритм во время самого пересказа, а затем и процесса рассказывания.
Речедвигательные упражнения
Снеговик (метод креативного речевого моделирования)
Лексическая тема: «Зимние забавы»
Цель: развитие навыка комментирования действий, при использовании доступных речевых средств (качественный, глагольный и предметный словарь). Развитие творческого воображения.
Педагог: «В положении стоя представить, что ты только слепленный снеговик. Тело напряжено как замерзший снег. Пришла весна и снеговик начал таять. Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи и расслабляются руки и т.д».
В конце упражнения ребенок мягко ложится на пол и изображает лужицу. При выполнении упражнения. Ребенок рассказывает, что происходит со снеговиком.
Вот он какой.
Лексическая тема: «Овощи»
Цель: формирование навыка распространения предложений, словообразования (прилагательных от существительных), выделения частей предметов, активизацию качественного словаря
Ребенок без слов жестами показывает свойства предмета (овощ - большой, высокий, длинный и т.д.) В конце водящий исправляет ошибки отгадывающих. Завершает отгадывание фраза, дающая предмету оценку или высказывающая отношение к нему.
Покупатель и продавец
Лексическая тема: «Посуда»
Цель: формирование навыка распространения предложений, словообразования (прилагательных от существительных), выделения частей предметов, активизацию качественного словаря.
Дети сидят в кругу. Перед каждым картинка посуды. Предварительно выбирается Покупатель и продавец. Продавец кричит: «Продаю посуду…». Покупатель ходит по кругу. У кого останавливается, того продавец нахваливает: «А вот чайник, блестящий, легкий…можно воду кипятить, цветы поливать». Ребенок, у которого чайник на картинке встает и изображает чайник: «Да, да, да вот я такой» (пластический этюд). Покупатель: «Покупаю!». Они становятся спинами и бегут по кругу по команде, стремясь занять места друг друга.
Небылица
Лексическая тема: «Посуда»
Цель: развитие ритмичности движений, фантазирования, словесного творчества
Дети сидят в кругу. У каждого по игрушке в руках. Под ритмичные постукивания педагога передают игрушки из рук в руки. С окончанием постукивания движение прекращается. Педагог: «Вот прилетел бесшумно шорох, принес новостей ворох». Ребенок, у кого игрушка рассказывает небылицу о своей игрушке.
Веревочка
Лексическая тема: «Домашние (дикие) животные», «Зимующие (перелетные) птицы»
Цель: развитие воображения и фразовой речи
У детей в кругу клубок. Педагог произносит название животного, птицы и т.д. что оно любит? Каждый наматывает свою часть веревки на клубок и говорит, что (животное.. птица любит). Когда клубок обходит круг, то получается рассказ.
Листочек
Лексическая тема: «Осень»
Цель: развитие мимической моторики, речевого дыхания, воображения
Педагог: «Сегодня теплый осенний день. Ветер качает деревья. Вот прилетел листочек и прилетел к нам на нос. Тут подул ветер и сдул листочек (сильный выдох). Один листочек поднялся высоко в небо (руки вверх). Другой опустился на землю – присели руками коснулись пола. А третий кружился-кружился и справа за паутину зацепился (покружились, подняв правую руку), слева на березе повис – то же левой рукой. А где оказались листочки и что они видят вокруг?»
Дети составляют рассказ.
Тренинги по сказкам для формирования навыков монологической речи
Тренинги на основе сказок являются одним из приемов работы в этом направлении. Сюжетами этих добрых небольших сказок должны быть позитивные моменты из повседневной жизни, а героями – разные предметы и сами дети.
В результате их применения у детей с ТНР формируются навыки пересказа и составления сказок, совершенствуется грамматический строй речи, актуализируется и обогащается словарный запас, закрепляются навыки правильного звукопроизношения. Развиваются слуховая память, творческое воображение.
В процессе тренинга (в индивидуальной форме или с небольшой подгруппой детей), на этапе пересказа, педагог (родитель) читает ребенку сказку, не показывая картинку, на которой изображено содержание повествования. После прочтения ребенок отвечает на вопросы по содержанию, а затем рассказывает, что можно нарисовать, изображая сюжет сказки. Затем сказка читается еще раз и ребенок пересказывает ее. Остальным детям предлагается продолжить сказку или подумать, что произойдет в случае неожиданного поворота событий.
Игровые технологии, содержащие различные игровые приемы и дидактические игры, используемые при формировании монологической речи
Использование игровых технологий является одним из условий формирования
интереса к процессу обучения связной речи, повышения мотивационной составляющей, расширения словарного запаса, словотворчества, развития уровня самоконтроля за качеством собственной речи. Обладая мощными развивающими характеристиками, игровые технологии влияют на развитие всех познавательных процессов.
Игровые приемы и дидактические игры
1.«Волшебный ключ». Проводится в конце или начале занятия, при возвращении с прогулки, формировании навыков самообслуживания, т.е переходе из помещения в помещение.
Например, в конце прогулки дети собираются на веранде, а педагог объявляет, что «волшебный ключ» при построении в пары они смогут применить только, ответив на вопросы:
- в какие подвижные игры мы играли,
- что при этом делали играющие,
- какую задачу выполнял водящий,
- какое настроение было у играющих.
Чтобы ключ сработал, дети должны отвечать предложениями. После ответов детей педагог, повторяя последовательно ответы детей объединяет их в рассказ и предлагает придумать его название. Уходя с прогулки можно вспомнить о том, как расчищали участок, организовали сюжетно-ролевую игру, что интересного увидели при наблюдении и т.д.
«Волшебный ключ» «работает» и при входе в групповое помещение после переодевания в раздевалке, умывания в туалетной комнате, после физкультурных и музыкальных занятий.
В результате у детей концентрируется наблюдательность, зрительная память, творческое воображение, логическое и образное мышление, формируется четкое представление о последовательности составления рассказа, смысловых отношениях между его частями, умение увидеть общее в частном. Важно подчеркнуть, что дети приобретают навык составления рассказа со зрительной опорой и без нее, на основе припоминания, личного опыта.
2. «Знатоки». Проводится как часть познавательного занятия или в совместной деятельности. Дети составляют сложносочиненные предложения с союзами «а» и «и» при сравнении объектов на зрительной основе. Это могут быть любые объекты от неодушевленных предметов рукотворного мира до представителей флоры и фауны в рамках изучаемой лексической темы (например, сравнение предметов кухонной посуды – кастрюли и сковороды, или диких животных лисы и волка). Причем это могут быть признаки сходства и различия рассматриваемых объектов. В процессе игры педагогом создается состязательная ситуация, т.к. за каждый правильный ответ ребенок «зарабатывает» фишку. Педагог добивается максимального количества ответов, при соблюдении строгой очередности отвечающих. На завершающем (в зависимости от уровня сформированности навыков рассказывания) педагог или желающий ребенок повторяет все услышанные варианты сравнения, а остальным играющим предлагается придумать название к услышанному и составить итоговое предложение. Дети подводятся к пониманию, что в результате получается связное повествование.
3. «Загадай загадку». Проводится как часть познавательного занятия, занятия по развитию речи, в совместной деятельности. Под руководством педагога дети, по очереди, составляют маленькие рассказы-описания («загадки») по предложенному плану с опорой на картинку, изображение на экране компьютера, реальный предмет, скрытые от остальных играющих, которые выслушав рассказ, угадывают ответ. Ребенок, составляющий «загадку» должен удерживать в памяти план рассказа. Тот же прием можно применять для закрепления понимания смысла обобщающих слов по лексическим темам.
4. «Через стекло». Проводится в совместной деятельности с подгруппой или группой детей. Педагог предупреждает детей о том, что они отделены от играющего стеклом и дает ему задание на совершение каких-либо действий, так чтобы другие дети не слышали (например, накрыть стол для кукол, подготовить рабочее место к продуктивной деятельности, сделать постройку и т.д.). Остальные дети наблюдают за его действиями, запоминают их последовательность и угадывают цель действий. По окончании его деятельности, играющие вспоминают, чем занимался их товарищ, составляя предложения в определенной последовательности, выстраивая повествование, придумывают название рассказа.
5. «Расскажи обо мне».
6. «Сплетем венок из предложений». Педагог произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и придумывают с ним следующее предложение. «Катя рисует красками. Краски были разноцветные. Разноцветные носки у клоуна»
7. Игры в литераторов, писателей, сказочников. Проводится в совместной деятельности. «Литераторы» сочиняют рассказы, «писатели» и «сказочники» сочиняют сказки, передавая особенности сказочного текста.
Дидактические игры, сделанные своими руками
1.Игра-соревнование «Любимые сказки». Цель: закрепление содержание знакомых сказок, закреплять навыки составления сказки по фрагментам.
Дети делятся на две команды. Все участники получают по эпизоду-картинке. По сигналу каждая команда строится по порядку действия (сюжету) сказки. А затем каждый игрок описывает свою картинку.
2. «Дворец сказок». Цель: развивать умение узнавать сказку по отрывку, совершенствовать умения выразительно пересказывать знакомые сказки, сочинять сказку по предложенным условиям.
3. «Мы сочиняем сказки». Цель: развивать умение сочинять сказку, опираясь на схему, используя жанровые особенности сказочного изложения.
Словесные игры с применением информационно-технических технологий
С целью побуждения интереса к художественной литературе, рассказыванию и сочинительству была приобретена игровая программа «Логомер» для использования на интерактивной панели логопедического стола, которая стимулирует детей на участие в дидактических играх по развитию связной речи, качественное выполнение заданий. Красочные картинки, весёлое музыкальное сопровождение, анимация, забавные персонажи игр способствуют активному вовлечению детей в процесс речевого творчества.
«Сказочная ошибка»
«Невнимательный художник»
«Волшебник. Комната чудес»
«Несчастный случай»
«Сочиняю на ходу»
«Что сначала?»
Использование речевых ситуаций для целенаправленного обучения диалогической речи детей с речевыми нарушениями.
Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях, которые направлены на развитие:
- коммуникативных навыков: умение своевременно вступать в общение, поддерживать и завершать его, учитывать ситуацию и условия общения, слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в общении; умение обратиться к товарищу по имени или по названию роли, высказать предложение в приветливой форме, вежливо ответить на просьбу; способность доброжелательно выразить согласие, а в случае несогласия, деликатно отклонить нежелательное предложение партнера, вежливо принять отказ или возражения сверстника;
- речевых умений: спрашивать либо отвечать предложением; выяснять удовлетворен, ли партнер, например, полученной ролью; умение убедительно для сверстника обосновать свои предложения и поручения, объяснить целесообразность их принятия, выполнения; сравнивать, излагать свое мнение, высказываться логично и связно, говорить с выражением в нормальном темпе, придерживаясь интонации диалога;
- умений речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и т.д
В процессе ролевых взаимоотношений в речевой ситуации дети приобретают навык участия в коллективной и индивидуальной беседах, составления ответов и вопросов, понятных для окружающих; умение рассказывать.
Методика предполагает создание педагогом речевых ситуаций при следующих условиях:
1. На вербальной основе, когда детям предлагается описание какой-либо ситуации (логическая задача) и ставится вопрос, на который дети должны ответить.
2. На основе изображения детьми определенных ситуаций (коммуникативных ситуаций) по заданию педагога.
Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета.
Примеры речевых ситуаций:
«Разговор по телефону». Цель: формирование навыка начала и окончания беседы, очередности вопросов и ответов, соблюдение структуры вопросительного предложения при составлении вопросов.
Ребенок выстраивает диалог с воображаемым другом, по телефону. Педагог обращает внимание на то, как начинать, поддерживать и заканчивать диалог, необходимость соблюдения речевого этикета, использование вопросительных наречий при составлении вопросов, на то, о чем можно спросить товарища, что можно рассказать о себе. Таким образом, обучаясь навыкам участия в диалоге, наши воспитанники учатся умению взаимодействовать друг с другом.
«В автобусе». Цель: формировать умение вести диалог с окружающими, правильно обращаться к незнакомому человеку, благодарить, воспитывать правила поведения в автобусе.
Дети обыгрывают ситуацию входа в салон, правил вежливого поведения в салоне автобуса: обратиться с вопросом к пассажиру или кондуктору, предложить помощь, поблагодарить, высказать просьбу и т.д.
«Кто первый?» Цель: формировать представление об общении со сверстниками в спорной ситуации, характере вопросов и фраз. Воспитывать выдержку и уважение к товарищам.
Дима, очень торопился первым зайти в группу из раздевалки, но Сережа в последний момент обогнал его. Как должен поступить каждый из них? Как обратиться друг к другу? Какие задать вопросы? Как ответить?
«Что делать, если у самого не получается?» и т.д.
Следует отметить, что отдельные диалогические умения проявляются лишь под контролем взрослого. Ситуаций может быть множество, но педагог каждый раз должен тщательно продумывать речевые и коммуникативные задачи, которые необходимо решить, вопросы, которые нужно задать, действия, которые надлежит продемонстрировать, конструируя коммуникативную ситуацию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.
Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в с...

Презентация "Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста"
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребнос...

«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Сегодня каждый пятый взрослый не понимает только что прочитанного им текста, причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик....
Внедрение современных технологий и методов речевого развития как эффективное условие развития навыков связной речи каждого обучающего.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Говорить умеют п...
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"...

Самообразование на тему «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
В документе представлено самообразование по теме «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков связной речи с использованием инновационных технологий для детей с ОВЗ Путешествие в сказочный лес
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков связной речи с использованием инновационных технологий для детей с ОВЗПутешествие в сказочный лес...