Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.

Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом.  Для этого необходима большая работы и много времени, именно поэтому связную речь стоит развивать с детства. Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. Именно картины служат прекрасным материалом для этого. О том, как велика роль картины и картинки в обучении детей рассказыванию, говорили многие педагоги и психологи: Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина,  Е.И. Родина,  С.Л. Рубинштейн, , В.С. Мухина и др. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых   детей, развивает уверенность в себе.   Детский мир переполнен эмоциями. Даже в самом замкнутом и необщительном ребенке живет неповторимое сочетание чувств и эмоций.

В процессе работы с картинами и картинками у детей развивается активный словарь, связная речь, умение четко и правильно составлять предложения и т.д. Именно поэтому воспитателям необходимо научить ребенка рассматривать картину и правильно выражать свои впечатления.

.

К концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами   его высказывания становятся содержательнее, выразительнее.

 

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов, ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовать (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивать уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной  речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Так, в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли более точно и полно.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности.

Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монологическую речь характеризуют развернутость, полнота, четкость. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и ее словесному оформлению.

Одной из важнейших черт монологической речи является ее произвольность, осознанность. Под произвольностью понимается умение избирательно пользоваться языковыми средствами, т.е. употреблять слова, словосочетания  наиболее точно и полно выражающие мысль говорящего.

В посвященных развитию речи исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, О.И. Соловьевой и других ученых отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок, как правило, отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми  ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок в состоянии последовательно и стройно составлять описательные и сюжетные рассказы на предложенную ему тему.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на практических занятиях.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.

Рассказ, сравнительно с пересказом, более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста намного сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого рассказа коротких литературных произведений.

Развитие связной речи является  наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

 

Обучение рассказыванию одна из важнейших задач развития связанной речи. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметы так и логические картины (серии "Наша Таня", "Зимние развлечения" О.И. Соловьевой, "Домашние животные" С. Веретенниковой и другие).

В старшей и подготовительной к школе группах в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют все более высокие требования: точная передача сюжета. Рассказ-образец дается в старших и особенно подготовительных к школе группах для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразно просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.

В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными ("Как   Маша   нашла   варежку",   и другие).

Очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания.

 Составление рассказов не только поднимает планку речевого развития, но и способствует совершенствованию познавательных процессов вообще, развитию логического  мышления

 

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

В детском саду придается большое значение формированию навыков рассказывания.

Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

Описательному рассказу присуща своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем, в соответствии с порядком обследования, указываются характерные признаки, назначения и взаимосвязь частей, и в заключение говорится о назначении предмета или действия с   ним.

Сюжетный (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих в определенной последовательности с каким-нибудь героем.

Умением строить сюжетный рассказ по данной схеме ребенок овладевает не сразу. В методике разработаны приемы пропедевтического обучения: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т.д. Героем сюжетного рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии ("Как прошел мой день  в   детском   саду") или сочиняет ("Как я пойду  в лес   за  грибами).

В подготовительной к школе группе закрепляются все навыки монологической речи.

В старших группах при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов, но он предшествует аналогичным рассказам детей. На последующих занятиях составлению рассказа помогает план.

 

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные ("Куры", "Козы" и т.д.), так и сюжетные картины ("Наша Таня", "Зимние развлечения", "Новенькая" и другие).

Введение в рассказ по картине небольших описаний постепенно подготавливает детей к составлению рассказов по пейзажным картинам и натюрморту. Этот вид рассказывания используется именно в подготовительной к школе группе.

Интересную и эффективную методику обучения детей рассматриванию пейзажных картин и натюрмортов.

К восприятию пейзажных картин детей подводят постепенно, через опору на эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы. Восприятию пейзажных картин должно предшествовать наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы: восход и закат солнца, гроза, сумерки, пасмурная и ясная погода, метель и т.д

Для лучшего понимания и определения художественного замысла той или иной картины, хорошо использовать музыку, поэтические произведения. Это, с одной стороны, вызывает более пристальное внимание к картине, а с другой – подчеркивает ее настроение и помогает подобрать для описания определения, эпитеты.

 

Рассматривания "натюрморта на столе" помогает детям правильно определить разные свойства и признаки предметов, расширяет круг представлений об их эстетических качеств

Итак, рассматривание картины – вот тот вид работы, который подготавливает детей к рассказыванию. При этом следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

 

Влияние литературно-художественных произведений на речевую деятельность огромно. Когда дети от беседы по картине переходят к изложению ее содержания, они могут практически во многом опираться на знакомые им веселые рассказы и сказки, используя разнообразные языковые средства и приемы построения комического сюжета. Задача педагога заключается в том, чтобы доступно и понятно для детей установить связь между анализируемой картиной и литературным произведением.

Важным педагогическим приемом, опять же, являются указания педагога. В конце беседы детям следует четко сказать, что именно – рассказ или сказку – требуется составить по картине. Примером может послужить следующее указание педагога: "Вы с интересом рассмотрели картину, и вам так же интересно будет составить веселую сказку про то, что здесь нарисовано". Затем воспитатель конкретно формулирует тему рассказа, предлагает обдумать его от начала до конца, а уже после рассказать. Для дальнейшего повышения детской активности и самостоятельности предусматривается такая методика занятий, при которой дошкольники сами могут почерпнуть из картины дополнительный материал для своих выступлений. Отметив в беседе самые существенные моменты сюжета, педагог предлагает детям самим найти в картине еще много интересного и рассказать об этом.

Таким образом, мы считаем, что рассказы и сказки по юмористическим картинкам заметно обогащают содержание и формы речевой деятельности дошкольника. На занятиях такого типа педагог углубляет интерес детей к рассказыванию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.

Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом.  Для этого необходима большая работы и много времени, именно поэтому связную речь стоит развивать с детства. Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. Именно картины служат прекрасным материалом для этого. О том, как велика роль картины и картинки в обучении детей рассказыванию, говорили многие педагоги и психологи: Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина,  Е.И. Родина,  С.Л. Рубинштейн, , В.С. Мухина и др. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых   детей, развивает уверенность в себе.   Детский мир переполнен эмоциями. Даже в самом замкнутом и необщительном ребенке живет неповторимое сочетание чувств и эмоций.

В процессе работы с картинами и картинками у детей развивается активный словарь, связная речь, умение четко и правильно составлять предложения и т.д. Именно поэтому воспитателям необходимо научить ребенка рассматривать картину и правильно выражать свои впечатления.

.

К концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами   его высказывания становятся содержательнее, выразительнее.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов, ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовать (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивать уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной  речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Так, в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли более точно и полно.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности.

Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монологическую речь характеризуют развернутость, полнота, четкость. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и ее словесному оформлению.

Одной из важнейших черт монологической речи является ее произвольность, осознанность. Под произвольностью понимается умение избирательно пользоваться языковыми средствами, т.е. употреблять слова, словосочетания  наиболее точно и полно выражающие мысль говорящего.

В посвященных развитию речи исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, О.И. Соловьевой и других ученых отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок, как правило, отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми  ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок в состоянии последовательно и стройно составлять описательные и сюжетные рассказы на предложенную ему тему.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на практических занятиях.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.

Рассказ, сравнительно с пересказом, более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста намного сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого рассказа коротких литературных произведений.

Развитие связной речи является  наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Обучение рассказыванию одна из важнейших задач развития связанной речи. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметы так и логические картины (серии "Наша Таня", "Зимние развлечения" О.И. Соловьевой, "Домашние животные" С. Веретенниковой и другие).

В старшей и подготовительной к школе группах в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют все более высокие требования: точная передача сюжета. Рассказ-образец дается в старших и особенно подготовительных к школе группах для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразно просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.

В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными ("Как   Маша   нашла   варежку",   и другие).

Очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания.

 Составление рассказов не только поднимает планку речевого развития, но и способствует совершенствованию познавательных процессов вообще, развитию логического  мышления

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

В детском саду придается большое значение формированию навыков рассказывания.

Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

Описательному рассказу присуща своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем, в соответствии с порядком обследования, указываются характерные признаки, назначения и взаимосвязь частей, и в заключение говорится о назначении предмета или действия с   ним.

Сюжетный (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих в определенной последовательности с каким-нибудь героем.

Умением строить сюжетный рассказ по данной схеме ребенок овладевает не сразу. В методике разработаны приемы пропедевтического обучения: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т.д. Героем сюжетного рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии ("Как прошел мой день  в   детском   саду") или сочиняет ("Как я пойду  в лес   за  грибами).

В подготовительной к школе группе закрепляются все навыки монологической речи.

В старших группах при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов, но он предшествует аналогичным рассказам детей. На последующих занятиях составлению рассказа помогает план.

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные ("Куры", "Козы" и т.д.), так и сюжетные картины ("Наша Таня", "Зимние развлечения", "Новенькая" и другие).

Введение в рассказ по картине небольших описаний постепенно подготавливает детей к составлению рассказов по пейзажным картинам и натюрморту. Этот вид рассказывания используется именно в подготовительной к школе группе.

Интересную и эффективную методику обучения детей рассматриванию пейзажных картин и натюрмортов.

К восприятию пейзажных картин детей подводят постепенно, через опору на эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы. Восприятию пейзажных картин должно предшествовать наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы: восход и закат солнца, гроза, сумерки, пасмурная и ясная погода, метель и т.д

Для лучшего понимания и определения художественного замысла той или иной картины, хорошо использовать музыку, поэтические произведения. Это, с одной стороны, вызывает более пристальное внимание к картине, а с другой – подчеркивает ее настроение и помогает подобрать для описания определения, эпитеты.

Рассматривания "натюрморта на столе" помогает детям правильно определить разные свойства и признаки предметов, расширяет круг представлений об их эстетических качеств

Итак, рассматривание картины – вот тот вид работы, который подготавливает детей к рассказыванию. При этом следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Влияние литературно-художественных произведений на речевую деятельность огромно. Когда дети от беседы по картине переходят к изложению ее содержания, они могут практически во многом опираться на знакомые им веселые рассказы и сказки, используя разнообразные языковые средства и приемы построения комического сюжета. Задача педагога заключается в том, чтобы доступно и понятно для детей установить связь между анализируемой картиной и литературным произведением.

Важным педагогическим приемом, опять же, являются указания педагога. В конце беседы детям следует четко сказать, что именно – рассказ или сказку – требуется составить по картине. Примером может послужить следующее указание педагога: "Вы с интересом рассмотрели картину, и вам так же интересно будет составить веселую сказку про то, что здесь нарисовано". Затем воспитатель конкретно формулирует тему рассказа, предлагает обдумать его от начала до конца, а уже после рассказать. Для дальнейшего повышения детской активности и самостоятельности предусматривается такая методика занятий, при которой дошкольники сами могут почерпнуть из картины дополнительный материал для своих выступлений. Отметив в беседе самые существенные моменты сюжета, педагог предлагает детям самим найти в картине еще много интересного и рассказать об этом.

Таким образом, мы считаем, что рассказы и сказки по юмористическим картинкам заметно обогащают содержание и формы речевой деятельности дошкольника. На занятиях такого типа педагог углубляет интерес детей к рассказыванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...

Консультация для воспитателей "Развитие навыков связной речи у дошкольников разных возрастных групп путем обучения рассказыванию по сюжетной картине и картинкам"

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»

Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. Для этого необходима большая работа и много времени, именно поэтому...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...

Развитию речи в старшей группе Тема: «Обучение рассказыванию» по сюжетным картинам «Скворцы прилетели»

Развитию речи в старшей группе Тема: «Обучение рассказыванию» по сюжетным картинам «Скворцы прилетели» ...