Игровая деятельность в работе с детьми с отклонениями в умственном развитии
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье рассматривается актуальность и важность применения воспитателем игровых приемов, оказывающих положительное влияние на формирование психических процессов, психоэмоционального состояния у детей с отклонениями в умственном развитии, а также условия эффективной организации коррекционного педагогического процесса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Дом социального обслуживания «Вместе»
Утверждаю зам.директора по УВР
_____________/Прудникова О.А./
Рассмотрено на МО протокол
От «30» мая 2025 года
Игровая деятельность в работе с детьми с отклонениями в умственном развитии
Составитель: Деянова О.В.
Санкт-Петербург
2025 год
Игровая деятельность в работе с детьми с отклонениями в умственном развитии
Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность и важность применения воспитателем игровых приемов, оказывающих положительное влияние на формирование психических процессов, психоэмоционального состояния у детей с отклонениями в умственном развитии, а также условия эффективной организации коррекционного педагогического процесса.
Перед воспитателем в коррекционном учреждении встает много непростых задач по выбору методов и приемов работы с детьми с нарушениями в умственном развитии. И тут на помощь педагогу приходит использование в коррекционной работе приемов и методов игровой педагогики, которые, благодаря своему разнообразию и насыщенности, помогут детям с нарушениями развития стать более социализированными, более контактными, доверять взрослым и познавать мир.
Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их, как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребенка. Еще в 18 веке Руссо писал, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения являются для ребенка игра и разнообразная деятельность.
Исследованиям игры посвящены многие работы отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов. Обратившись к определениям игры или игровой деятельности различных авторов (Д. Винникотт, 2007, Л.С. Выготский, 1933 г.), можно обнаружить что-то общее в их понимании игры. Обобщая различные источники, можно сказать, что игра предполагает наличие:
- мнимой ситуации, которая разворачивается в игре. Игровое пространство имеет свои границы, которые ребенок и взрослый пересекают. А любое пространство организовано по своим правилам, да и время там течет по-особому, день и ночь могут сменяться в течение двух минут. О правилах можно договариваться, а можно их устанавливать и не принимать чужие правила. Для этого участники должны понимать и разделять смыслы и правила друг друга;
- удовольствия, интереса. Если ребенок или взрослый воспринимают деятельность как тягостное задание и неприятное - это не игра;
- свободы выбора игры, партнера, участия или неучастия, но не свобода от правил (Выготский,2001г.);
- самодостаточности и самонацеленности игровых процессов, предполагающих поиск смыслов игры в самой игре;
Во многих работах зарубежных авторов (З.Фрейд, Э. Эриксон) игра понимается как средство выражения и разрешения ребенком своих внутренних конфликтов. Бесспорно, что это значение игры очень важно для развития саморегуляции. При этом ребенок не только выражает, но преображает свою личность, что и является основным смыслом игры.
Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Игра позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка, получить опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усвоить моральные нормы и правила, проявить активность и самостоятельность.
Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью
У детей с умственной отсталостью предполагается недоразвитие игровой деятельности еще с раннего детства. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: ограниченность жизненного опыта, низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями и речью, следовательно, такие дети испытывают трудности с коммуникацией и взаимодействием с окружающей средой, для них характерна медленная скорость приема и передачи информации, присутствуют недоразвитие произвольных движений и действий, повышенная утомляемость и высокая истощаемость.
Дети с умственной отсталостью значительно позже, чем обычные дети, начинают выделять мать из числа окружающих людей и налаживать с ней эмоциональный контакт. В связи с этим позже чем обычно у них возникает эмоциональное общение с взрослыми, которое является предпосылкой сотрудничества, необходимого для овладения предметной деятельностью. Также низкий уровень развития зрительного восприятия, двигательной и зрительно-двигательной координации существенным образом сдерживает процесс овладения ребёнком предметными действиями.
Предметно- игровые действия дети с умственной отсталостью выполняют молча, без речевого сопровождения, не эмоционально, не проявляя стремления привлечь к совместной деятельности взрослых. У таких детей слабо выраженный и не устойчивый интерес к игрушкам. Часто у дошкольников с умственной отсталостью встречаются процессуальные действия, состоящие в том, что ребёнок непрерывно повторяет одно и тоже сочетание действий (одевает и снова раздевает куклу, строит и разрушает постройку из кубиков и т. д ). Это говорит об отсутствии замысла игры. Такие действия выполняются механически.
Умственно отсталые дети не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками, не зависимо от их функционального назначения. Так ребенок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, машинкой, чайником. По отношения к животным-игрушкам умственно отсталый ребенок не вызывает заинтересованного эмоционального отношения, его действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками. Это говорит об отсутствии подлинного интереса к игрушке. А интерес к ней от того, что она новая в процессе манипулирования быстро угасает.
Поэтому необходимо рано включать ребёнка в процесс систематических коррекционных занятий, которые будут способствовать как его физическому и психическому развитию в целом, так и формированию предметных и игровых действий в частности.
Игровая деятельность в коррекционной работе с детьми с отклонениями в умственном развитии способствует:
- развитию мыслительной деятельности;
-снижению стресса и тревожности. Игра дает возможность детям почувствовать себя успешными, а также повышает мотивацию к обучению;
-развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления;
-социальной адаптации. Дети через игру учатся взаимодействовать с другими людьми, учатся работать в коллективе и соблюдать правила;
-усвоению новых знаний и навыков;
-развитию речи и навыков общения;
- формированию умения решать доступные практические и несложные проблемные задачи;
Игра в деятельности воспитателя
В своей деятельности воспитатели используют разнообразные игры. Ведь игра является инструментом воспитания и коррекции, который активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет сделать педагогический процесс увлекательным и интересным. Дети с интеллектуальными нарушениями зачастую инертны, не эмоциональны, поэтому воспитателю необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Игра, дополняя различные педагогические методики, позволяет более эффективно достигать поставленной цели и задачи занятия. Отлично игра помогает построить коррекционный процесс при различных нарушениях поведения, неврозах, тревожности, нарушениях общения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Обучение игре таких детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития.
Основная цель педагога состоит в формировании самой игровой деятельности. От того, насколько удастся продвинуть ребенка в овладении игрой, будет зависеть успешность его речевого, умственного, нравственного, социального развития.
Процесс обучения игре представляет собой форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками, что очень важно так как дети с нарушением интеллекта часто аутичны и не умеют взаимодействовать с окружающими людьми. При обучении игре детей с умственной отсталостью учитываются индивидуальные особенности и возможности развития каждого ребенка.
Дети с умственной отсталостью играют «рядом» или поодиночке. Самостоятельная игра, как правило кратковременна. Наша задача научить детей взаимодействовать друг с другом и с взрослыми в процессе игры. Так как именно игра обеспечивает выделение и осмысление детьми социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива личностного развития ребенка – быть как взрослый. Именно поэтому очень важно обучать детей игре и через игру социализировать их к взрослой жизни.
Классификация игр
Игры подбираются воспитателем в зависимости от коррекционно-воспитательных целей занятия.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью используются различные виды игр, которые направлены на коррекцию недостатков психического и физического развития:
- Дидактические
Развивают познавательную деятельность, наблюдательность, внимание, память. В ходе игр дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире. Некоторые примеры:
- Сортировка предметов по цвету, размеру или форме. Используют пластиковые игрушки, карточки, природные материалы.
- Найди пару — карточки с одинаковыми изображениями (например, животных или предметов) раскладывают на столе лицом вниз, дети по очереди переворачивают по две карточки, стараясь найти пары.
- Загадки и ребусы — помогают развить умение делать обобщения и выводы.
- Игры на развитие моторики. Например, собирать пазлы, нанизывать бусины или сортировать мелкие предметы по коробочкам.
- Сюжетно-ролевые
Моделируют действия с предметами (варит суп в кастрюльке, причёсывает куклу) и взаимоотношения между людьми (медсестра аккуратно делает пациенту укол, воспитательница заботливо одевает детей на прогулку). Дети не могут самостоятельно взять на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры, поэтому принятие роли чаще всего происходит под руководством педагога.
Некоторые сюжеты:
- «Мама готовит обед»;
- «Папа пылесосит ковёр».
- Подвижные
Служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство детей с интеллектуальными нарушениями имеют двигательные нарушения. Используют знакомые и доступные виды естественных движений: ходьбу, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом. Актуальны игры на координацию и баланс, такие как ходьба по узкой дорожке, прыжки через обручи или катание мячей.
- Театрализованные
Построены в основном на материале сказок. В таких играх есть сюжетный вымысел и ролевые действия, где одна из ведущих ролей принадлежит педагогу. Активно воздействуют на речевую деятельность и эмоциональную сферу ребёнка. Некоторые виды театрализованных игр:
- Настольный театр — ребёнок действует за игрушечного героя, изображая его разными средствами вербальной выразительности (выразительные интонации, типичные для определённого образа, соответствующая мимика).
- Теневой театр — сказки инсценируются с помощью плотных картонных силуэтов, изображающих фигурки людей, животных, растений.
- Пальчиковый театр — атрибуты надеваются на пальцы или на руку, и ребёнок играет за персонажа, изображение которого находится на руке или на пальце.
- Игры на сенсорное восприятие
Такие игры включают использование сенсорных материалов: воды, песка, глины, пластилина, тканей различной текстуры. Знакомясь с запахами и вкусами можно использовать фрукты, овощи.
- Пальчиковые игры
Развивают мелкую моторику. Перед началом игры рекомендуется разогреть ладони легкими поглаживаниями. Пальчиковые игры проводят тремя способами: взрослый сам выполняет движения, а ребенок смотрит, взрослый выполняет движения руками и пальцами ребенка, ребенок сам выполняет движения.
- Коммуникативные игры
Помогают детям понимать эмоции окружающих, выражать свои чувства, вступать в контакт с людьми, что важно для социальной адаптации.
- Конструктивно-строительные игры
В таких играх дети с помощью взрослого или самостоятельно возводят сооружения, отображая окружающий предметный мир. Используют конструктор, кубики или подходящие для конструирования предметы.
Особенности организации игр для детей с интеллектуальной недостаточностью
Адаптация игр для детей с интеллектуальной недостаточностью является важным элементом коррекционной работы воспитателя, так как такие дети часто испытывают трудности в когнитивной деятельности, социальном взаимодействии и моторных навыках.
При адаптации игр для детей с умственной отсталостью важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. И организовывать игровой процесс в соответствии с ними. Например:
- Моделирование и упрощение игровых заданий.
Если в игре требуется выполнение сложных когнитивных операций или быстрых действий, их можно упростить, разбив на несколько этапов;
-Использование наглядных пособий.
Использовать яркие, красочные иллюстрации, схемы, картинки, пиктограммы, чтобы ребенок мог ориентироваться на визуальную информацию;
-Подбор игрушек.
Игрушки должны быть эстетически привлекательными, безопасными, соответствовать уровню возрастного и психического развития ребенка.
-Организация предметно-игровой среды.
В помещении, группе можно создавать соответствующие уголки: кукольные домики, гаражи для машин, домики для животных и др.
- Использование мультимедийных и цифровых технологий.
Приложения и игры на планшетах или интерактивных досках могут включать простые задания на классификацию, логику или распознавание объектов.
-Подбор игр на основе познавательных, сенсорных и моторных возможностей ребенка.
Например, игры на классификацию объектов можно модифицировать, используя простые и знакомые предметы.
-Использование социальных игр, направленных на развитие коммуникативных навыков и помогающих детям устанавливать контакт с другими, понимать эмоциональные состояния и взаимодействовать в группе.
-Проведение игровых занятий как по подгруппам, так и индивидуально.
-Объединение детей в подгруппы по уровню интеллектуального развития, по игровым интересам, исходя из особенностей взаимоотношений между детьми и педагогических задач.
Подводя итог, можно отметить, что использование разнообразных игр в педагогической работе с детьми с умственной отсталостью оказывает положительное влияние на развитие ребенка, улучшает социально-коммуникативные возможности, состояние физического, психического и эмоционального здоровья детей, повышает интерес к познавательной и учебной деятельности.
Список литературы:
- Л.Б. Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Россия, 2010 г.
- П.И. Пидкасистый П.И., Ж.С. Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии». М.:РПА,1996г.
- Д.Б. Эльконин «Психология игры». М.:Просвещение,1979г.
- Л.С. Выготский «Педагогическая психология», под ред. Л.М. Штутина, Л.М. Малова.:Педагогика,2011г.
- Т.В.Кочеткова «Особенности формирования игровой деятельности у детей с проблемами в интеллектуальном развитии», «Проблемы педагогики», 2018г.
- Л.С.Выготский «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка»,»Вопросы психологии»,1990,№6.
- Т.М. Грабенко «Коррекционные развивающие адаптирующие игры» СПб.:Детство-пресс,2004г.
- М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Питер,2009г.
- Интернет ресурсы: ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие игровой деятельности в работе с детьми раннего дошкольного возраста
Играя, ребенок легче усваивает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления и многое другое...

Использование развивающих игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста по умственному развитию
Использование развивающих игр и упражнений в работе с детьми по умственному развитию прививает ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные дейст...

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии
В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в умственном развитии
В представленном ниже материале наряду с детьми с отклонениями в умственном развитии в традиционном понимании будут рассмотрены и одаренные дети, потому что отклонения могут быть направлены как в стор...

ПРОЕКТ «Театрально – игровая деятельность в работе с детьми ОНР» (2015 г.)
Разработка проекта по театрально-игровой деятельности с детьми ОНР....

Роль игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста
Игра в раннем возрасте является ведущим видом деятельности и способствует адаптации к детскому саду, социально-коммуникативному развитию, снятию психо-эмоционального напряжения, всестороннему ра...

Нейрогимнастика в работе с детьми с отклонениями в умственном развитии
В данной статье рассматривается возможность применения воспитателем нейропсихологических методов и приемов, оказывающих положительное влияние на формирование психических процессов у детей с отклонения...
