ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ
материал по коррекционной педагогике

Степынина Наталья Сергеевна

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С СДВГ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_psihosotsialnogo_razvitiya.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С СДВГ

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности подразумевает под собой неврологическо-поведенческое расстройство развития, обусловленное трудностями концентрации внимания, гиперактивностью и плохо управляемой импульсивностью, расторможенностью, трудностью в восприятии, и обработки информации. Наличие нарушений обучения и социальных функций выступает в качестве необходимого критерия для установления врачами диагноза СДВГ.

Импульсивность, недостаток контроля поведения – является значительным и характерным нарушением, эти дети считаются быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь рекомендаций, указаний и инструкций, неадекватно оценивающие требования заданий, в результате невнимательны, небрежны, рассеянны, легкомысленны и беспечны. Они не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные и разрушительные последствия, которые могут быть следствием их поступков, они несдержанные в словах, излишне настойчивы в отстаивании своих интересов. Часто они подвергают себя неоправданному и бессмысленному риску за счет трудного накопления жизненного опыта. Не могут выработать стратегии поведения, плохо понимают инструкции и усваивают алгоритмы действий, у них повышено число импульсивных ответов и персевераций (навязчивых повторов) предыдущих действий, их деятельность неустойчива к иным влияниям.

Высшие психические функции (ВПФ), которые страдают в данном случае и недостаточно сформированы, это функции управляющие, которые обеспечиваются лобными долями, прежде всего, передними их отделами, префронтальными структурами мозга. Эти структуры отвечают за управляющие функции и поведенческое торможение, следовательно, у детей с СДВГ дисфункция: контроля внимания, торможения, сдерживания; контроля импульсов, планирования и организации; внутренней речи, рабочей и оперативной памяти; предвидения, прогнозирования, предусмотрительности, которая должная основываться на прошлом опыте. В результате влияния этих нейробиологических факторов страдают функции целой мозговой системы контроля внимания и организации поведения.

Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации.

Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Старшие дошкольники с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии следующих функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы.

Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождают множество проблем в начальной школе.

Почему так происходит?

Дети с СДВГ испытывают сложности с управлением своим поведением, что связано с недостаточной способностью к саморегуляции. У них часто наблюдаются нарушения в работе мозга в зонах, отвечающих за внимание и планирование. Эти области мозга менее активны, что приводит к проблемам с концентрацией и организацией деятельности.

Лимбическая система, отвечающая за эмоции, также может функционировать неправильно. Это приводит к эмоциональной нестабильности и трудностям в управлении своими эмоциями.

Можно ли ругать ребенка с СДВГ?

Не стоит постоянно упрекать ребенка за неправильные поступки и поведение. Лучше предложить ему помощь в уборке или подготовке к урокам, а также похвалить за старания и преодоление трудностей.

Что нельзя делать с детьми с СДВГ?

Избегайте больших скоплений людей, так как это может усиливать беспокойство и гиперактивность. Ограничьте количество партнеров по игре до одного. Когда ребенок утомлен, не настаивайте на выполнении задания, дайте ему отдохнуть.

Как ведет себя ребенок при СДВГ?

Ребенок суетлив, беспокоен, постоянно двигает руками и ногами, елозит на стуле и оборачивается. Он не может долго сидеть на месте, часто встает без разрешения и ходит по классу. Его двигательная активность обычно не имеет определенной цели.

Можно ли хорошо учиться при СДВГ?

Дети с СДВГ могут отлично учиться в школе. Они часто бывают интеллектуально развитыми и обладают богатой фантазией. Их повышенная активность может приносить пользу.

Что можно перепутать с СДВГ?

Симптомы СДВГ могут быть схожи с проявлениями эмоциональных проблем или недостаточного воспитания. У тихих и послушных детей эти симптомы могут оставаться незамеченными, что приводит к задержке диагностики.

Можно ли убрать СДВГ?

С СДВГ люди живут всю жизнь. Симптомы синдрома полностью убрать нельзя, но можно их корректировать, минимизировать, научиться с ними жить полноценной жизнью и даже использовать их в качестве плюсов во многих сферах деятельности. Коррекция симптомов СДВГ включает: правильное питание, установленный режим дня и расписание, подбор подходящей физической нагрузки и тщательный выбор деятельности, где ребенок будет увлечен и мотивирован. По необходимости добавляют психологическую и медикаментозную коррекцию. Но самое эффективное лекарство - это любовь и поддержка родителей.

Работа специалистов с такими детьми должна быть основана на «онтогенетической социализации», которую нужно определить, как процесс взаимодействия человека и социальной среды, в ходе которого ребёнок оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Таким образом, ребёнок устанавливает механизмы и нормы социального поведения, установки, которые имеют адаптивное значение, что способствует формированию предпосылок учебного поведения.

Учитывая тот факт, что человек – существо социальное, важную роль в его жизни играет отношение общества, ближайшего круга к нему, их ценностное восприятие (аффилиативные ценности) его самого. Аффилиативные ценности проявляются в уважении, признании, любви, доброте со стороны окружающих, что для любого человека чрезвычайно важно. Барьеры – это источник смыслообразующей деятельности, ценностей и устремлений. Участники процесса социализации и адаптации детей с СДВГ должны заполнить жизнь детей смыслообразующей деятельностью, имеющее ценностное значение для них и ближайшего окружения. Учитывая тот факт, что безбарьерные ценности малоэффективны, необходимо ориентироваться на барьеры, как источник деятельности, определяющий динамику их форсирования.

Опираясь на вышесказанное, сформулирую основные принципы, на которые следует опираться в процессе социализации и адаптации детей с СДВГ:

  • формировать устойчивую мотивацию, в дальнейшем и потребность в учении и научении, как жизненно важному процессу;
  • формировать общеучебные ЗУНы;
  • осуществлять стандарты образования по уровням;
  • формировать, развивать и поддерживать познавательную самостоятельность детей;
  • осуществлять личностно-ориентированный подход в процессе социально-психологической, коррекционно-педагогической помощи;
  • обеспечивать условия для максимальной самореализации и социализации;
  • формировать веру в себя;
  • создавать среду, формирующую потребности в самосовершенствовании;
  • осуществлять личностно-ориентированный подход в процессе социально-психологической помощи;
  • развивать индивидуальные способности;
  • формировать доминанту самосовершенствования личности;
  • формировать умения и навыки самоуправления и саморегуляции;
  • формировать адекватное отношение личности к себе (самоуважение, достоинство, честь, самооценка, совесть), и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое и экологическое мышление).

Таким образом, формирование социально-адаптационного поведения у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности подразумевает под собой факторы, на которые следует опираться в социально-психологическом и коррекционно-педагогическом развитии. Очень важно заполнить жизнь детей смыслообразующей деятельностью, имеющее ценностное значение для них и окружающих людей, ориентируясь на барьеры, как источник деятельности различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Следствием которого станет формирование предпосылок учебного поведения, а в дельнейшем учебной деятельности и гармоничное развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Психологический комфорт как условие нормального психосоциального развития детей».

Консультация «Психологический комфорт как условие нормального  психосоциального развития детей»....

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Изобразительная деятельность, как средство психосоциального развития детей.

Изобразительная деятельность, как средство психосоциального развития детей.Камчатная С.Н.Воспитатель МАДОУ «Родничок»г. Хабаровск___________________________________________________________...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...

Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП): особенности личности

Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение сп...