Особенности работы СКОУ с семьей, воспитывающей умственно отсталого школьника
презентация по коррекционной педагогике
Работа школы с семьей становится основой для создания счастливого и полноценного детства умственно отсталого школьника и определяет благополучный переход во взрослую жизнь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 955.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих УО ребенка; формы взаимодействия; результативность.
Комплексное психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в интеллектуальном развитии Систематическая деятельность команды специалистов (медиков, логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования) направленная, на абилитацию умственно отсталого ребенка, создание условий для повышения родительской компетентности и самореализацию каждого члена семьи на всех этапах ее жизненного цикла.
ВАЖНОСТЬ 1 . У родителей недостаточно знаний о психических и психологических особенностях ребенка. 2. Родители недостаточно осознают важность собственных воспитательных воздействий. 3. Актуализируются собственные проблемные зоны родителей. 4. Родители не способны посмотреть на развитие и поведение ребенка с разных сторон.
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБОЙ СЕМЬИ: Непринятие необратимости интеллектуальных нарушений у ребенка; Недостаток знаний о физиологии и психологии дефекта; отрицание необходимости медицинского наблюдения (медикаментозной поддержки); Чувство вины и стыда из-за особенного ребенка; Непонимание особенностей образовательного процесса в специальной школе; Ухудшение взаимоотношений между супругами (отдаление, невозможность совместного времяпрепровождения, нечеткие ролевые позиции); Невозможность полной самореализации
ЦЕЛИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ: 1. Изменение отношения родителей к ребенку в сторону его эмоционального принятия; 2. Оказание психологической поддержки родителям, снижение уровня их тревожности; 3. Помощь родителям в выборе и реализации оптимального стиля общения и взаимодействия с ребенком; 4. Вовлечение семьи как института в единый процесс развития, обучения и воспитания ребенка.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с умственной отсталостью ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ РОДИТЕЛИ Взаимопомощь взаимоуважение Взаимосвязь Знание и учет условий семейного воспитания Условия воспитания Обоюдное желание поддерживать контакты друг с другом
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Групповые формы работы: родительские собрания, тематические встречи, мастер-классы, встречи на «Неделе особого ребенка», групповые консультации, выставки детских работ , совместные выставки (фото, поделки). родительский клуб. Задачи родительского клуба: повышение психологической компетентности родителей, привлечение их к сотрудничеству с другими членами образовательного процесса, формирование единых подходов к обучению и воспитанию ребенка.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальные формы работы. Наиболее распространенные проблемы, с которыми обращаются родители: проблемы адаптации ребенка к условиям и режиму школы; - проблемы поведения (агрессивное поведение, упрямство); - изменения поведения в пубертатном периоде развития; - нарушения эмоциональной сферы; - проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления и т.д.); - деструктивное поведение ребенка в результате внутрисемейного конфликта (развод родителей, конфликты между бабушкой и родителями); - воспитание ребенка в неполной семье; - консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.
ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Систематическая, комплексная и скоординированная работа всех участников учебного и воспитательного процесса: родителей, специалистов, педагогов, врачей.
Результаты работы Во-первых, школа создает безопасное и поддерживающее пространство, где ребенок может развивать свои социальные и учебные навыки, а родители могут быть спокойны и уверены за своего ребенка. Во-вторых, взаимодействие с семьей становится неотъемлемой частью процесса. Специалисты обучают родителей методам поддержки и воспитания, предоставляя им необходимые инструменты для помощи своему ребенку в повседневной жизни. Это позволяет создать более гармоничную обстановку в семье, где царит понимание и терпение.
Результаты работы Укрепление связи между родителями и детьми, что способствует общению между семьями. Улучшение качества жизни и семейной гармонии, что подтверждается многочисленными положительными отзывами родителей. Таким образом, работа школы с семьей становится основой для создания счастливого и полноценного детства умственно отсталого школьника и определяяет благополучный переход во взрослую жизнь.
Наращивание потенциала – это создание возможностей для отдельных лиц или семей приобретать навыки, которые укрепляют функции семьи. Расширение прав и возможностей семьи является важной целью эффективной программы раннего вмешательства и состоит в том, чтобы улучшить способность семьи удовлетворять свои потребности и достигать целей, чтобы способствовать развитию чувства контроля в семье и овладения важными аспектами функционирования семьи. Помощь – это «акт поощрения и поддержки способствующий приобретению навыков, Позволяющих дальнейшую деятельность в семье». Таким образом, посредством различных форм взаимодействия специалисты поддерживают родителей в их воспитательной и развивающей практике, помогают им осознанно относиться к воспитанию детей, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его развитии, осваивать методы и приемы обучения. А родители помогают специалистам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную программу развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности методик обследования функции словообразования у детей с сохранным интеллектуальным развитием и умственно отсталых школьников
Основные этапы становления словообразования у детей логопедических групп в сравнении с развитием особенностей словообразования у детей с умственной отсталостью....

Особенности и обучения детей с легкой умственной отсталостью в условиях ДОУ.
Умственная отсталость- это качественное изменение всей психики,всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.Это такая атипия развития ...

ЗНАЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ И ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
в статье раскрывается значение декоративного рисования в формировании цветоощущения и цветовосприятия у умственно отсталых школьников. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, ...

Особенности воспитания и обучения детей с умственной отсталостью в условиях детского сада
Особенности воспитания и обучения детей с умственной отсталостью в условиях детского сада...

Нарушения грамматического строя речи у умственно отсталых школьников и пути их коррекции
Исследования особенностей синтаксического развития умственно отсталых детей являются довольно многочисленными (Гнездилов М.Ф., Петрова В.Г., Соботович Е.Ф., Федченко А.П., Феофанов М.П.).При анализе л...

Особенности речевого и психического развития развития умственно отсталых детей
Особенности речевого и психического развития развития умственно отсталых детей...

Особенности познавательных процессов у дошкольников с умственной отсталостью
Дошкольный возраст — это критически важный период для формирования основных познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. У детей с умственной отсталостью (УО) эти про...
