ЗНАЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ И ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по коррекционной педагогике

Мустафаева Джеваир

в статье раскрывается значение декоративного рисования в формировании цветоощущения и цветовосприятия у умственно отсталых школьников. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, декоративное рисование является наиболее доступным и понятным для учащихся коррекционной школы. В процессе занятий учащиеся имеют возможность упражняться не только в элементарном цветоразличении (хотя и это важно на первоначальном этапе), но и в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном или использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладном искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk-_330_mustafaeva_statya.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ И ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Свириденко Ирина Анатольевна

к.ф.н., доцент кафедры специального (дефектологического) образования

Мустафаева Джеваир Сеидмустафаевна

магистрант кафедры специального (дефектологического) образования

ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет»

Аннотация: в статье раскрывается значение декоративного рисования в формировании цветоощущения и цветовосприятия у умственно отсталых школьников. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, декоративное рисование является наиболее доступным и понятным для учащихся коррекционной школы. В процессе занятий учащиеся имеют возможность упражняться не только в элементарном цветоразличении (хотя и это важно на первоначальном этапе), но и в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном или использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладном искусстве.

Ключевые слова: умственно отсталые дети, цветовосприятие, цветоощущение, декоративно-прикладное  искусство, изобразительное искусство.

THE IMPORTANCE OF DECORATIVE DRAWING IN THE FORMATION OF FLOWERING AND COLORFUL RECRUITMENT IN MENTALLY RETAINED SCHOOLCHILDREN

Sviridenko Irina Anatolievna

Mustafayeva Dzhevair Seidmustafaevna

Abstract: the article reveals the importance of decorative drawing in the formation of color perception and color perception in mentally retarded schoolchildren. Closely in contact with folk decorative and applied art, decorative drawing is the most accessible and understandable for students of the correctional school. In the course of classes, students have the opportunity to practice not only in elementary color differences (although this is important at the initial stage), but also in the ability to correlate the color of the details of their drawing with the standard or to use such color combinations that are accepted in decorative and applied art.

 Keywords: mentally retarded children, color perception, color perception, arts and crafts, art.

Ощущение и восприятие – это весьма сложные познавательные процессы, формирующие уникальную картину мира, отображенную в цветах и звуках, чувственное познание реальности.

Для умственно отсталых детей характерно диффузное поражение поверхностных слоев коры больших полушарий головного мозга, что приводит к отклонениям в развитии познавательной деятельности, в частности, ее сенсорно-перцептивной организации, что значительным образом сказывается на процессах цветоощущения и цветовосприятия.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. «Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек»[3, с. 214].

Исключительно большое значение занятий рисованием для умственно отсталых школьников подчеркивали Т. Н. Головина, Л. В. Занков, И. М. Соловьев, М. М. Нудельман, Ж. И. Шиф и другие.Н. Н. Подъякова и В. Н. Аванесова подчёркивали, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, подводит их к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с умственной отсталостью указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функции, так и в активизации творческих проявлений учащихся с нарушением интеллекта [Цит. 3].

Обобщая научные данные Т. Н. Головиной, можно сделать вывод, что искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет школьнику с интеллектуальной недостаточностью «ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать» [1, с. 87].

По мнению А. Н. Леонтьева, рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов, и в связи с этим его следует считать «важным фактором формирования личности» [4, с.34].

Специалисты Е. В. Герье, А. С. Грибоедов, В. П. Кащенко и, особенно, А. Н. Граборов, подчеркивая коррекционную ценность рисования, ручного труда, лепки для развития ребенка в целом и его познавательной деятельности, в частности, – уделяют внимание и эмоциональной стороне изобразительной деятельности [Цит. по 1].

Особенно велика роль уроков изобразительной деятельности в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. Она предполагает рисование (предметное, сюжетное, декоративное), знакомство с пейзажем, натюрмортом, лепку (предметную, сюжетную), работы индивидуальные, коллективные. В. Г. Петрова указывала, что в специальной школе изобразительное искусство наряду с основным назначением учебного предмета, где школьники имеют возможность познакомиться с основами искусствознания и овладевают практическими навыками в изобразительной деятельности, используется как один из компенсаторных путей развития и воспитания детей с проблемами здоровья. Процесс формирования художественной культуры через изобразительное искусство в школе при различных отклонениях в развитии детей имеет специфику, которая проявляется как на этапе восприятия, так и на этапе практической изобразительной деятельности школьников.

        Проанализировав педагогические труды И. А. Грошенкова, можно сделать вывод, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в специальной коррекционной работе, направленной на преодоление недостатков связанных с цветоразличением, подбором цветового материала, анализом и воспроизведением цвета и цветовых оттенков.

        Умственно отсталые дети допускают в рисунках разнообразные ошибки, в числе которых значительное место занимает неверная передача окраски многоцветного предмета из-за особенностей восприятия и специфики интеллектуальной деятельности. Наиболее распространенной ошибкой является смешение темных и светлых тонов. Наблюдается произвольная замена одного цвета другим, а в ряде случаев окраска полностью не соответствует натурной постановке. «Характерной особенностью декоративных рисунков умственно отсталых школьников  является  нарушение цветового ритма» [2, с.34].

И. А. Грошенков отмечал, что значение декоративного рисования для развития умственно отсталых детей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. «Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, является наиболее доступными понятным для учащихся коррекционной школы. Поэтому с этого вида работы и рекомендуется начинать систематическое обучение рисованию» [4, с. 45].

По мысли О. В. Логашевой декоративное искусство – одна из граней богатой национальными художественными традициями культуры России. Предметный мир, окружающий людей, содержит в себе отпечаток их трудовой деятельности. С давних времен люди активно использовали окружающую среду в своих повседневных целях, преобразовывали ее в соответствии с возникающими потребностями. Среди них были и потребности эстетические. В литературе, посвященной анализу специфики декоративно-прикладного искусства, различаютпонятия профессионального искусства и народного искусства. С первым из них связывают объекты художественных промыслов, созданные народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций. Они имеют материальную и духовную ценность. Их делают из разнообразных материалов. Среди них – кружевоплетение, ткачество, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, керамика, чеканка и др. К ним относятся знаменитые на весь мир русские промыслы: Хохлома, Семенов, Полхов-Майдан, Жостово, Городец, Палех ,Гжель, Дымка и другие.

Проанализировав программу В. В. Воронковой по изобразительномуискусству в 1-7 классах специальной (коррекционной) школы можно сделать вывод, что учащиеся на уроках декоративного рисования знакомятся с наилучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров дает детям возможность понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, посуде, игрушках, тканях, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве и демонстрация изделий народных умельцев помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют изобразительные и технические умения учащихся.

Рассмотрим задачи, поставленные программой касательно декоративного рисованиев 1-4классах.

В 1 классе необходимо выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, наклонные игоризонтальные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

Во 2 классе необходимо учить детей проводить от руки прямые линии (горизонтальные, вертикальные, наклонные), делить отрезок на равные части. Развивать умение рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, чередуя по форме и цвету. Составлять узоры из растительных элементов в полосе, круге, квадрате; совершенствовать навык раскрашивания узора; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить применять в узорах красный, коричневый, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета[7, с. 203].

В 3 классенеобходимо учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате, развивать способность анализировать образец, определять структуру узора (чередование или повторение элементов), цвет и форму составных частей. Использовать линии осей при рисовании в квадрате орнаментов; располагать правильно элементы оформления по всему листу бумаги в рисунках декоративного характера.

В 4 классе необходимо учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в квадрате и прямоугольнике, используя осевые линии; узор располагать симметрично, заполняя середину, края, углы; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоничное сочетание цветов.

Изучение изобразительного искусства, а именно уроки декоративного рисования в специальной (коррекционной) школе VIII вида, в 5-7 классах предусматривает, что содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Задания по декоративному рисованию должны иметь некую последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения правильно сочетать цвета, чередовать или ритмически повторять элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для школьников с  умственной отсталостью [8, с. 76].

В 5 классе необходимым является составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе гуашевыми и акварельными красками (ровно закрашивать элемент орнамента с соблюдением контура изображения).

В 6 классе необходимым является закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие общественно полезного и практического значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей умения стилизовать природные формы и художественного вкуса; формирование элементарных представлений о приемах выполнения по клеткампростейшего шрифта; совершенствование навыка и умения пользования материалами в процессе рисования, гармонично подбирая сочетания цветов.

В 7 классе необходимым является совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений использовать их в оформительской работе и декоративно перерабатывать. Выработка приемов работы гуашевыми и акварельными красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.

Исходя из всего вышесказанного, можно говорить об особой значимости уроков декоративного рисования в формировании цветоощущения и цветовосприятия у умственно отсталых школьников. Так как на уроках декоративного рисования учащиеся имеют возможность упражняться не в элементарном цветоразличении, а в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном или использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладном искусстве, что значительным образом влияет на формирование цветоощущения и цветовосприятия у умственно отсталых школьников.

Список литературы

        1. Головина Т. Н. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе  / Т.Н. Головина. – М.: Просвещение, 2004. – 104 с.

2. Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков. – М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 224 с.

3. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

4. Грошенков И. А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы / И. А. Грошенков. – М.: Просвещение, 2003– 76 с.

5. Логашева О. В. Организация уроков декоративно-прикладного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида / О. В. Логашева. Курган, 2009. 35с.

6. Петрова В. Г. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка) / В. Г. Петрова.– М.: Просвещение, 2007. – 208 с.

7. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов по предмету «Изобразительное искусство» / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2008. – 285 с.

8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2004. – 288 с.

© И.А. Свириденко, Д.С. Мустафаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности методик обследования функции словообразования у детей с сохранным интеллектуальным развитием и умственно отсталых школьников

Основные этапы становления словообразования у детей логопедических групп в сравнении с развитием особенностей словообразования у детей с умственной отсталостью....

К вопросу о значении сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников

В данной статье автор рассказывает о значимости сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников. Дат немного исторической оценки изученности данно...

Статья на тему: Значение декоративного рисования в воспитании интереса к национальной русской культуре.

В статье подчернкнута актуальность проблеммы патриотического воспитания, по средствам декоративно-прикладного искусства....

.Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».

Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно. Окружающая действительность здесь преображается в четкие и емкие символы. Декоративные композиции создаются, подчеркнуто выразительными л...

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО (2019)

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО...

Нарушения грамматического строя речи у умственно отсталых школьников и пути их коррекции

Исследования особенностей синтаксического развития умственно отсталых детей являются довольно многочисленными (Гнездилов М.Ф., Петрова В.Г., Соботович Е.Ф., Федченко А.П., Феофанов М.П.).При анализе л...