РППС для детей с ОВЗ. Новый взгляд на привычные вещи: создание развивающего образовательного пространства
консультация по коррекционной педагогике

Морчукова Оксана Александровна

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику детских садов, где педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового, развивающего пространства. Правильно организованная предметно-развивающая среда предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_dlya_detey_s_ovz.docx321.97 КБ

Предварительный просмотр:

РППС для детей с ОВЗ

Новый взгляд на привычные вещи: создание развивающего образовательного пространства в ДОО

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

каждый из них сможет сделать самостоятельно завтра.

Л. С. Выготский

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику детских садов, где педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового, развивающего пространства. Правильно организованная предметно-развивающая среда предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития.

Одним из элементов организации является технология «Говорящей стены». Если раньше «Говорящие стены» служили преимущественно для визуально-текстовой поддержки запоминания, то в нашем детском саду они становятся маркерами, расставляющими визуальные акценты; они взаимодействуют с окружающими их людьми и объектами. При этом они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе взаимодействия, выступая, таким образом, в роли технологии образования, в том числе дошкольного. Говорящая стена - это центр познавательного развития.

Большой интерес у детей вызвала игра «Приветствие», где ребенок может сам выбрать, как поздороваться в соответствии со своим настроением.

Игра «Настроение» - дает возможность понимать свое эмоциональное состояние и состояние других людей, совершенствует внимание и развивает фантазию. Ко всем известной игре мы добавили зеркало, которое позволяет ребенку увидеть свою мимику и, возможно, изменить её.

На стене расположились яркие ножки и ладошки, которые выполнены из самоклеящейся пленки. Так появился «тихий тренажёр» на входе в спальню. Каждый раз, когда дети проходят мимо стараются дотронуться и дотянуться до понравившейся ладошки или ножки. А в это самое время тренируются мышцы плечевого пояса, спины, рук и ног, развивается координация движений, пространственное восприятие. Подложив специальный мягкий коврик можно немножко и порелаксировать.

Игра «Шнуровка», у нас организована как «Помоги Миле». В процессе игры у ребенка не просто развивается моторика и сенсорика, восприятие цветов, но и коммуникативные навыки в процессе общения со сверстниками.

Игра «Нейросенсорные классики» - эта игра развивает у дошкольников не только крупную моторику, но и согласованность движений, закрепляет понятие «лево-право».

Приоритетным направлением нашего детского сада является коррекция речевых нарушений у дошкольников. Одна из задач педагогов найти наиболее продуктивные, интересные пути реализации поставленной цели. Это привело педагогов по-новому взглянуть на уже существующие методы, приемы, игры при организации развивающего пространства в детском саду - одним из которых является – кинезиотерапия.Упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Таким образом, мы по-новому взглянули на хорошо знакомые нам всем игры, такие как:

«Золушка», где ребенок не просто должен отсортировать различные мелкие предметы, но контролировать положение рук, чтобы не просыпать предметы. Мы можем облегчать или усложнять задачи – сортировка предметов по цвету, по размеру и т.д.

«Кулак-ребро-ладонь». Модификация данной игры состоит в том, что игра стала динамичной, появились схемы, которые дополнительно воздействуют на зрительный анализатор и дают возможность ребенку для выстраивания новых цепочек.

«Рыбалка». В новом видении эта игра получила и новое название «Жуки на поляне», которая развивает у детей не только общую координацию движений и мелкую моторику, усидчивость, внимание, но и глазомер.

«Веселые прищепки» - развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами, развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия и внимания.«Графический диктант» в новой версии развивает мелкую моторику и ориентацию на листе с помощью передвижения пальцев в заданном направлении.

«Графомоторные дорожки». Упражнение способствуют одновременной работе обеих полушарий мозга и развитию межполушарных связей. С помощью подобной пальчиковой гимнастики развивается мелкая моторика рук и их координированные движения. Игры с графомоторными дорожками хорошо координируют систему «глаз - рука», позволяют ребёнку уже в раннем детстве научиться собирать в кулачок пока ещё непроизвольное внимание. Это игры на развитие внимания. Для детей постарше графомоторные дорожки применяются как подготовка к письму. В нашем видении «Графомоторные дорожки» используются на прозрачных планшетах, что позволяет делать задания более интересными и разнообразными.

Хотелось бы завершить словами одного из классиков отечественной педагогики Антона Семеновича Макаренко: «воспитывает всё: люди, вещи, явления…».

А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены.

Тьютор Морчукова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

«Использование проектных технологий по курсу «Здравствуй, мир!» - как условие создания единого образовательного пространства и развития творческих способностей детей» (подг. гр.)

 Работая по комплексной программе «Детский сад –2100», которая является структурным компонентом  образовательной системы «Школа – 2100» реализую курс  «Здравствуй, мир!». Одним и...

Тезисы к педагогическим чтениям "Создание развивающей образовательной среды в условиях новых требований" 2013 год

В данных тезисах раскрываю основные идей своего опыта работы "Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения спортивным играм и упражнениям"...

«Вариативность форм работы с родителями детей раннего возраста с целью создания единого образовательного пространства»

 “Воспитание есть процесс социальный в широком смысле.Воспитывает всё: люди, вещи, явления,  но прежде всего и больше всего-люди. Из них на первом месте –  родители и педагоги.”...

Создание безбарьерного образовательного пространства для детей с ОВЗ.

Доступная или безбарьерная среда, по определению В.Н. Куницина, в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. С точки зрения проблемы инв...

Проект по созданию развивающего прогулочного пространства для детей младшего дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда представляет собой часть образовательной среды, представленной организованным пространством, материалами, оборудованием и ...