Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Игровые методы
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Столярова Екатерина Александровна

Данная статья представляет собой методический материал, предназначенный для специалистов, работающих с детьми с нарушениями слуха, таких как логопеды, сурдопедагоги, дефектологи, а также для воспитателей, педагогов-психологов, работающих в инклюзивных группах и классах. В статье подробно рассмотрены цели и принципы организации занятий по развитию слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, а также представлены примеры игровых методов и приемов, которые можно использовать в коррекционной работе. Особое внимание уделено постепенности усложнения заданий, индивидуальному подходу к каждому ребенку и созданию положительного эмоционального фона на занятиях. Статья содержит конкретные примеры игр на различение неречевых и речевых звуков, развитие слуховой памяти и внимания, а также рекомендации по использованию компьютерных технологий. Материал будет полезен специалистам, стремящимся повысить эффективность работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушениями слуха и успешно подготовиться к аттестации на Высшую категорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_sluhovomu_vospriyatiyu.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Игровые методы

Автор статьи: учитель-логопед

Столярова Екатерина Александровна

    Нарушения слуха, вне зависимости от степени выраженности, оказывают значительное влияние на формирование речи и общего развития ребенка. Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, является развитие слухового восприятия. Своевременная и систематическая работа в этом направлении позволяет ребенку максимально эффективно использовать остаточный слух, формиро-вать навыки различения звуков речи и неречевых звуков, что, в свою очередь, способствует улучшению коммуникативных навыков и социальной адаптации.

   Цель занятий по развитию слухового восприятия:

•  Научить ребенка различать и идентифицировать различные звуки окружающей среды.

•  Развить умение различать звуки речи, выделять их из слога, слова, фразы.

•  Сформировать навыки слухового контроля над собственной речью.

•  Активизировать и обогатить словарный запас.

•  Развить слуховую память и внимание.

   Принципы организации занятий:

•   Постепенность: Начинать с самых простых заданий (например, различение звучащих и незвучащих предметов) и постепенно переходить к более сложным (различение фонем).

•  Систематичность: Занятия должны проводиться регулярно, не менее 2-3 раз в неделю.

•  Индивидуальный подход: Учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, степень снижения слуха, уровень речевого развития и т.д.

•  Наглядность: Использование наглядного материала (картинки, игрушки, предметы) облегчает восприятие и усвоение материала.

•  Игровая форма: Использование игровых приемов повышает интерес ребенка к занятиям и делает процесс обучения более эффективным.

•  Положительный эмоциональный фон: Занятия должны проходить в доброжелательной, поддерживающей атмосфере. Важно хвалить ребенка за успехи и поощрять его активность.

•  Связь с жизнью: Стараться связывать занятия с реальными жизненными ситуациями, чтобы ребенок мог применять полученные навыки в повседневной жизни.

Игровые методы и приемы развития слухового восприятия:

    Ниже представлены примеры игр и упражнений, которые можно исполь-зовать в работе с детьми с нарушениями слуха.

1. Игры на различение неречевых звуков:

•  "Что звучит?": Логопед издает различные звуки (звон колокольчика, шуршание бумаги, стук карандаша, звук льющейся воды и т.д.). Ребенок должен определить, что звучит, и показать соответствующую картинку или предмет.

  •  Усложнение: Ребенок закрывает глаза.

•  "Угадай, что делает?": Логопед имитирует различные действия (хлопает в ладоши, топает ногами, кусает яблоко, наливает воду в стакан и т.д.). Ребенок должен угадать, что делает логопед.

  •  Усложнение: Логопед находится за ширмой.

•  "Найди пару": Логопед заранее готовит пару одинаковых предметов, издающих одинаковые звуки (например, два колокольчика, две коробочки с горохом). Ребенок должен найти пару звучащему предмету.

•  "Музыкальные инструменты": Использование различных музыкальных инструментов (бубен, барабан, дудочка, металлофон) для развития различения тембра звука и ритма.

  •  Игра "Что играет?": Ребенок должен определить на слух, какой инструмент звучит.

  •  Игра "Повтори ритм": Логопед отстукивает ритм на барабане, а ребенок должен его повторить.

•  "Звуки животных": Использование картинок или игрушек, изображающих животных. Логопед имитирует звуки животных, а ребенок должен угадать, какое животное звучит.

2. Игры на различение речевых звуков (фонем):

•  "Поймай звук": Логопед произносит ряд слов, в которых встречается заданный звук. Ребенок должен хлопнуть в ладоши или поднять руку, когда услышит слово с этим звуком.

  •  Пример: Логопед произносит слова "кошка, мышка, ложка, чашка". Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово "кошка".

•  "Что изменилось?": Логопед произносит слово, а затем меняет в нем один звук. Ребенок должен определить, какой звук изменился.

  •  Пример: Логопед произносит слово "рак", затем "лак". Ребнок должен сказать, что изменился звук "р" на звук "л".

•  "Найди картинку на заданный звук": Логопед называет звук (например, "а"). Ребенок должен выбрать из предложенных картинок те, в названиях которых есть этот звук (например, арбуз, автобус, апельсин).

•  "Дополни слово": Логопед начинает произносить слово, а ребенок должен его закончить.

  •  Пример: Логопед произносит "ко…", а ребенок должен добавить "шка".

•  "Эхо": Логопед произносит слово или фразу, а ребенок должен ее повторить.

  •  Усложнение: Логопед произносит слово шепотом.

•  "Тихо - громко": Логопед произносит слово или фразу с разной громкостью, а ребенок должен показать, как громко или тихо звучит слово.

3. Игры на развитие слуховой памяти и внимания:

•  "Что пропало?": Логопед раскладывает на столе несколько предметов или картинок. Ребенок запоминает их. Затем логопед убирает один предмет или картинку, а ребенок должен сказать, что пропало.

  •  Усложнение: Увеличивается количество предметов/картинок.

•  "Повтори за мной": Логопед произносит ряд слов или фраз, а ребенок должен их повторить в том же порядке.

  •  Усложнение: Увеличивается количество слов/фраз.

•  "Выполни инструкцию": Логопед дает ребенку инструкцию, состоящую из нескольких действий (например, "Возьми карандаш, положи его на книгу и закрой книгу"). Ребенок должен выполнить инструкцию.

  •  Усложнение: Увеличивается количество действий в инструкции.

•  "Расскажи сказку": Логопед начинает рассказывать сказку, а ребенок должен ее продолжить.

•  "Что сначала, что потом?": Логопед показывает ребенку серию картинок, изображающих последовательность событий (например, как растет цветок). Ребенок должен расставить картинки в правильном порядке и рассказать историю по картинкам.

4. Игры с использованием компьютерных технологий:

•  Существует множество компьютерных игр и программ, направленных на развитие слухового восприятия у детей. Важно выбирать программы, соответствующие возрасту и уровню развития ребенка. Примеры:

  •  Программы для тренировки фонематического слуха.

  •  Игры на различение музыкальных инструментов.

  •  Интерактивные сказки со звуковым сопровождением.

Рекомендации по проведению занятий:

•  Перед началом занятия убедитесь, что ребенок находится в комфортной обстановке и настроен на работу.

•  Объясните ребенку правила игры и убедитесь, что он их понял.

•  Начинайте с простых заданий и постепенно переходите к более сложным.

•  Хвалите ребенка за успехи и поощряйте его активность.

•  Используйте разнообразный материал, чтобы поддерживать интерес ребенка к занятиям.

•  Регулярно проводите мониторинг результатов и корректируйте программу занятий при необходимости.

•  Сотрудничайте с родителями ребенка и давайте им рекомендации по развитию слухового восприятия в домашних условиях.

Заключение:

    Развитие слухового восприятия – это важный и трудоемкий процесс, требующий терпения, систематичности и творческого подхода. Использование игровых методов и приемов позволяет сделать этот процесс более интересным и эффективным для ребенка с нарушениями слуха. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и необходимо адаптировать программу занятий к его индивидуальным особенностям и потребностям. Регулярная и целенаправленная работа по развитию слухового восприятия позволит ребенку максимально реализовать свой потенциал и успешно интегрироваться в общество.

Список рекомендуемой литературы

•  Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. - М.: Академия, 2004.

•  Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2001.

•  Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология / Г.Л. Зайцева. - М.: Владос, 2000.

•  Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха.

Конспект подгруппового занятияв старшей группе для детей с нарушением слухапо развитию слухового восприятия, обучению произношениюУчителя-дефектолога Мешковой Л.Н.ГБДОУ № 133 Выборгского района Ц...

Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5 лет с нарушением слуха...

Консультация для сурдопедагогов "Содержание и методы развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха"

Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний....