Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Игровые методы
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная статья представляет собой методический материал, предназначенный для специалистов, работающих с детьми с нарушениями слуха, таких как логопеды, сурдопедагоги, дефектологи, а также для воспитателей, педагогов-психологов, работающих в инклюзивных группах и классах. В статье подробно рассмотрены цели и принципы организации занятий по развитию слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, а также представлены примеры игровых методов и приемов, которые можно использовать в коррекционной работе. Особое внимание уделено постепенности усложнения заданий, индивидуальному подходу к каждому ребенку и созданию положительного эмоционального фона на занятиях. Статья содержит конкретные примеры игр на различение неречевых и речевых звуков, развитие слуховой памяти и внимания, а также рекомендации по использованию компьютерных технологий. Материал будет полезен специалистам, стремящимся повысить эффективность работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушениями слуха и успешно подготовиться к аттестации на Высшую категорию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Игровые методы
Автор статьи: учитель-логопед
Столярова Екатерина Александровна
Нарушения слуха, вне зависимости от степени выраженности, оказывают значительное влияние на формирование речи и общего развития ребенка. Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, является развитие слухового восприятия. Своевременная и систематическая работа в этом направлении позволяет ребенку максимально эффективно использовать остаточный слух, формиро-вать навыки различения звуков речи и неречевых звуков, что, в свою очередь, способствует улучшению коммуникативных навыков и социальной адаптации.
Цель занятий по развитию слухового восприятия:
• Научить ребенка различать и идентифицировать различные звуки окружающей среды.
• Развить умение различать звуки речи, выделять их из слога, слова, фразы.
• Сформировать навыки слухового контроля над собственной речью.
• Активизировать и обогатить словарный запас.
• Развить слуховую память и внимание.
Принципы организации занятий:
• Постепенность: Начинать с самых простых заданий (например, различение звучащих и незвучащих предметов) и постепенно переходить к более сложным (различение фонем).
• Систематичность: Занятия должны проводиться регулярно, не менее 2-3 раз в неделю.
• Индивидуальный подход: Учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, степень снижения слуха, уровень речевого развития и т.д.
• Наглядность: Использование наглядного материала (картинки, игрушки, предметы) облегчает восприятие и усвоение материала.
• Игровая форма: Использование игровых приемов повышает интерес ребенка к занятиям и делает процесс обучения более эффективным.
• Положительный эмоциональный фон: Занятия должны проходить в доброжелательной, поддерживающей атмосфере. Важно хвалить ребенка за успехи и поощрять его активность.
• Связь с жизнью: Стараться связывать занятия с реальными жизненными ситуациями, чтобы ребенок мог применять полученные навыки в повседневной жизни.
Игровые методы и приемы развития слухового восприятия:
Ниже представлены примеры игр и упражнений, которые можно исполь-зовать в работе с детьми с нарушениями слуха.
1. Игры на различение неречевых звуков:
• "Что звучит?": Логопед издает различные звуки (звон колокольчика, шуршание бумаги, стук карандаша, звук льющейся воды и т.д.). Ребенок должен определить, что звучит, и показать соответствующую картинку или предмет.
• Усложнение: Ребенок закрывает глаза.
• "Угадай, что делает?": Логопед имитирует различные действия (хлопает в ладоши, топает ногами, кусает яблоко, наливает воду в стакан и т.д.). Ребенок должен угадать, что делает логопед.
• Усложнение: Логопед находится за ширмой.
• "Найди пару": Логопед заранее готовит пару одинаковых предметов, издающих одинаковые звуки (например, два колокольчика, две коробочки с горохом). Ребенок должен найти пару звучащему предмету.
• "Музыкальные инструменты": Использование различных музыкальных инструментов (бубен, барабан, дудочка, металлофон) для развития различения тембра звука и ритма.
• Игра "Что играет?": Ребенок должен определить на слух, какой инструмент звучит.
• Игра "Повтори ритм": Логопед отстукивает ритм на барабане, а ребенок должен его повторить.
• "Звуки животных": Использование картинок или игрушек, изображающих животных. Логопед имитирует звуки животных, а ребенок должен угадать, какое животное звучит.
2. Игры на различение речевых звуков (фонем):
• "Поймай звук": Логопед произносит ряд слов, в которых встречается заданный звук. Ребенок должен хлопнуть в ладоши или поднять руку, когда услышит слово с этим звуком.
• Пример: Логопед произносит слова "кошка, мышка, ложка, чашка". Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово "кошка".
• "Что изменилось?": Логопед произносит слово, а затем меняет в нем один звук. Ребенок должен определить, какой звук изменился.
• Пример: Логопед произносит слово "рак", затем "лак". Ребнок должен сказать, что изменился звук "р" на звук "л".
• "Найди картинку на заданный звук": Логопед называет звук (например, "а"). Ребенок должен выбрать из предложенных картинок те, в названиях которых есть этот звук (например, арбуз, автобус, апельсин).
• "Дополни слово": Логопед начинает произносить слово, а ребенок должен его закончить.
• Пример: Логопед произносит "ко…", а ребенок должен добавить "шка".
• "Эхо": Логопед произносит слово или фразу, а ребенок должен ее повторить.
• Усложнение: Логопед произносит слово шепотом.
• "Тихо - громко": Логопед произносит слово или фразу с разной громкостью, а ребенок должен показать, как громко или тихо звучит слово.
3. Игры на развитие слуховой памяти и внимания:
• "Что пропало?": Логопед раскладывает на столе несколько предметов или картинок. Ребенок запоминает их. Затем логопед убирает один предмет или картинку, а ребенок должен сказать, что пропало.
• Усложнение: Увеличивается количество предметов/картинок.
• "Повтори за мной": Логопед произносит ряд слов или фраз, а ребенок должен их повторить в том же порядке.
• Усложнение: Увеличивается количество слов/фраз.
• "Выполни инструкцию": Логопед дает ребенку инструкцию, состоящую из нескольких действий (например, "Возьми карандаш, положи его на книгу и закрой книгу"). Ребенок должен выполнить инструкцию.
• Усложнение: Увеличивается количество действий в инструкции.
• "Расскажи сказку": Логопед начинает рассказывать сказку, а ребенок должен ее продолжить.
• "Что сначала, что потом?": Логопед показывает ребенку серию картинок, изображающих последовательность событий (например, как растет цветок). Ребенок должен расставить картинки в правильном порядке и рассказать историю по картинкам.
4. Игры с использованием компьютерных технологий:
• Существует множество компьютерных игр и программ, направленных на развитие слухового восприятия у детей. Важно выбирать программы, соответствующие возрасту и уровню развития ребенка. Примеры:
• Программы для тренировки фонематического слуха.
• Игры на различение музыкальных инструментов.
• Интерактивные сказки со звуковым сопровождением.
Рекомендации по проведению занятий:
• Перед началом занятия убедитесь, что ребенок находится в комфортной обстановке и настроен на работу.
• Объясните ребенку правила игры и убедитесь, что он их понял.
• Начинайте с простых заданий и постепенно переходите к более сложным.
• Хвалите ребенка за успехи и поощряйте его активность.
• Используйте разнообразный материал, чтобы поддерживать интерес ребенка к занятиям.
• Регулярно проводите мониторинг результатов и корректируйте программу занятий при необходимости.
• Сотрудничайте с родителями ребенка и давайте им рекомендации по развитию слухового восприятия в домашних условиях.
Заключение:
Развитие слухового восприятия – это важный и трудоемкий процесс, требующий терпения, систематичности и творческого подхода. Использование игровых методов и приемов позволяет сделать этот процесс более интересным и эффективным для ребенка с нарушениями слуха. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и необходимо адаптировать программу занятий к его индивидуальным особенностям и потребностям. Регулярная и целенаправленная работа по развитию слухового восприятия позволит ребенку максимально реализовать свой потенциал и успешно интегрироваться в общество.
Список рекомендуемой литературы
• Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. - М.: Академия, 2004.
• Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2001.
• Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология / Г.Л. Зайцева. - М.: Владос, 2000.
• Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха
Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.
Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха.
Конспект подгруппового занятияв старшей группе для детей с нарушением слухапо развитию слухового восприятия, обучению произношениюУчителя-дефектолога Мешковой Л.Н.ГБДОУ № 133 Выборгского района Ц...

Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха
Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5 лет с нарушением слуха...
Консультация для сурдопедагогов "Содержание и методы развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха"
Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний....

