Развитие речи у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Иванова Мария Александровна

Цель речевой работы в ДОУ - содействие овладению детьми культурой речи. Культура речи предполагает 2 уровня: правильная речь и хорошая речь.

Цель речевой работы с дошкольниками - развитие речи детей как средства общения, для которого важна хорошая речь.

Правильная речь - это правильное произношение слов, правильное о смыслу употребление слов и грамматически правильная речь.

Фундаментальные задачи:

- исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением;

- изучение закономерностей обучения родной речи;

- определение принципов и методов обучения.

Отличительные черты речи индивидума:

1) внешние признаки: темп, тон, тембр, качество звукопроизношения, дикция;

2) специфика содержания речи: содержание словаря, качество стиля, качество грамматики, логичность, чёткость выражения мысли, образность речи и т.п.

Факторы, вызывающие речевые нарушения:

1) по времени возникновения:

- антенатальные (в период внутриутробного развития плода);

- интранатальные (в процессе родов);

- постнатальные (в первые годы жизни ребёнка);

2) по механизм воздействия:

- биологические (генетические факторы, действие микроорганизмов и вирусов, резус-конфликты);

- физические (действие проникающей радиации, электромагнитных и других полей, избыток или дефицит инсоляции);

- химические (острые и хроническе интоксикации, приём лекарственных препаратов, токсикозы беременных и другое);

- механические (давления, ушибы, растяжения)

Разные нарушения речи у детей: ОНР, ТНР, ФФНР, ФНР, дизартрия, алалия, ринолалия.

* ОНР (общее недоразвитие речи):

- сложное речевое расстройство;

- нарушение формирования всех компонентов речи (звуковой, смысловой сторон при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте);

- речевая недостаточность от полного отсутствия речи до развёрнутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического нарушения речи.

* ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи):

- нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия.

* Дизартрия:

- возникает в результате органического поражения ЦНС, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка;

- проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов;

- основными клиническими признаками являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания.

* Алалия:

- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития;

- это не временная функциональная задержка речевого развития;

- весь процесс становления речи при алалии протекает в условиях патологического состояния ЦНС.

* ЗРР (задержка речевого развития):

- характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка;

- отсутствие равномерно в формировании всех компонентов языка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...