Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике

Харитонова Елена Валентиновна

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_razvitiyadetey_s_zpr.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

                            «Без  игры  нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое  в  духовный  мир   ребёнка в ы л и в а е т с я ж и в и т е л ь н ы й п о т о к представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

 Интеллектуальное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни, это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности –        это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

 Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций, сам принимает разные роли. Играя, дети совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности.

                                                                                                                                                      Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Значение игры для ребенка определяется тем, что она  затрагивает наиболее существенные стороны развития личности в целом.

               Особенности развития игровой деятельности детей с ЗПР.

Для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности:

- отставание в психическом развитии; 
- неравномерность проявлений недостаточности развития; 
- несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту; 
- снижение работоспособности; 
- неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте); 
- низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире); 
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения; 
- отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности; 
- отставание в речевом развитии (дефекты речи, ограниченность словаря и.т.д.) 


Дети     с    задержкой     психического     развития    не проявляют     желания активно действовать   с      предметами   и   игрушками.   Поэтому   взрослым   необходимо постоянно   создавать   у    детей  положительное эмоциональное    отношение к предлагаемой  деятельности,   которой   является  дидактическая  игра. Ведущую роль в обучении детей игровым действиям берет на себя взрослый. Игра в руках взрослого оказывается средством развития и коррекции  психических функций (мышления, памяти, внимания).
На сегодняшний день в педагогике и детской психологии накоплен значительный опыт, позволяющий эффективно использовать игру как средство познания и развития потенциальных возможностей ребенка, как инструмент коррекции и позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личности ребенка, его психических функций и поведения. 

                                  Своеобразие дидактических игр.

Дидактическая игра  является формой обучения детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат.

Классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;  

 в) словесные.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. Игровые действия не всегда носят видный характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминание ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры. С помощью правил  формируется  у детей способность ориентироваться в измененных  обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие.

                                   Организация дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- подготовка необходимого дидактического материала для игры;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

                          Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом;

-объяснение хода и правил игры;

- показ игровых действий.

Использование дидактических  игр наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

- организация поэтапного применения игр с последовательным усложнением дидактических и развивающих задач;

-   все игры подобраны с учетом развития детей;

-  правила игры требуют от детей не просто повторения одних и тех же действий, а приучают выполнять работу осмысленно.

Чтобы дети удерживали внимание на объекте, необходимо их заинтересовать. Не интересно детям играть только с картинками, поэтому мы игры переносим в жизнь. Например, игра  «Конкурс красоты» - дети с удовольствием наряжаются, внимательно рассматривают, запоминают, кто и как был одет, какие аксессуары и т. д.  Игра с усложнением – сначала одного запоминают, потом двух, трех. Ищут сходства и отличия. «Следопыты» – это обычная игра на нахождение такого же предмета. Но если ее назвать интересно, провести в виде соревнования, отправившись на поиски по следам какого разбойника, или наоборот, принцессы - то дети по другому реагируют, с удовольствием играют. Так же устойчивость внимания необходима для выполнения действий, связанных с созданием объекта. В этом помогают такие игры, как «Построй такой же …» и т.п.  На развитие зрительного планирования используются лабиринты.  На развитие слухового внимания используются игры типа «Большой Ух» и другие.

Поскольку игра – ведущий вид деятельности дошкольника, именно в процессе игры, а не длительного занятия, ребенок может запомнить и воспроизвести несложный материал. Чтобы он запомнился, нужен яркий, интересный детям элемент. Очень удачные для развития памяти игры «Модницы» или «Сыщики», где надо запомнить, во что одет человек и после его ухода, назвать все до мелочей. Игра «Фотоаппарат», где дети запоминают картинку, и переносят ее на лист бумаги. Здесь обращается внимание на сохранение размера, формы, цвета, размера объекта. Чтобы запомнить рассказ или стихотворение, мы их вместе представляем в виде схем, где последовательно в соответствии со смыслом текста расположены зарисовки.

С помощью игр дети учатся размышлять, рассуждать, делать выводы, анализировать, устанавливать связи.  «Чудесный сундучок» или «Посылка» проводится по типу игры «Отгадай по описанию», «Заплатки», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?»,  «Продолжи ряд». Игры проводятся в разных вариациях : на дидактическом материале, с помощью игрушек, окружающих предметов и с помощью самих детей.

Особенности восприятия детей с ЗПР не могут не оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обусловливает большие трудности при обучении грамоте и математики. «Раскрась только морковь», «Найди букву и раскрась», «Кто спрятался?», «Сосчитай всех бабочек». Такого вида карточки даются в определенном контексте игры – «Сбор урожая», «Прогулка по лесу», «Потеряшки» и др.

Восприятие пространства формируются с помощью разноступенчатой инструкции,  чтобы не было скучно- игра в «Прятки», а если это действие с предметом - «Путешествуем», «Идем в гости».

У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности с адаптацией, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они  нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи. Поскольку развитие эмоциональной сферы предполагает принятие себя, необходимо уже в детском возрасте способствовать формированию у ребенка положительной самооценки, уверенности в собственных силах. Как правило, в такие игры можно играть в начале занятий- здороваться с помощью тактильных ощущений, взгляда, улыбки, ласкового слова( игры «Похвали соседа», «Зеркало», «Волшебный стул»).

Не менее важно педагогу провести анализ игры, подвести итоги - что получилось, что еще нужно повторить и закрепить.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать  новые знания, познавать окружающий мир- это очень важно для  развития дошкольника.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад 7»

                                           ДОКЛАД НА ТЕМУ

«Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития»

                                                             Подготовила:

                                           Харитонова Е.В.

                                                воспитатель высшей

                                                               квалификационной категории

САРАНСК 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2016 г.-Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания»

Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания»...

Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития.

Игра для ребенка в дошкольном возрасте занимает особое место. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности ...

Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...

Программа "Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития"

Программа предназначена для коррекции и развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития детей дошкольного возраста с помощью нейропсихологических,...

Квест-игра «День Земли» для детей с задержкой психического развития

Технологическая карта коррекционно-образовательной деятельности...

Игры на внимание для детей с задержкой психического развития

Игры на внимание для детей с задержкой психического развития...

ПАСПОРТ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ОВОЩНАЯ КАСТРЮЛЯ» (для детей с задержкой психического развития 3-7 лет)

Дидактическое пособие из фетра «Овощная кастрюля»(для детей с задержкой психического развития).Цель игры: дать представления об овощах и что из них можно приготовить.Задачи дидактического ...