«Использование театрализованных игр в коррекционной работе учителя-логопеда»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кулик Лилия Владимировна

самообразование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2025.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Самообразование по теме : «Использование театрализованных игр в коррекционной работе учителя-логопеда»

Подготовила:

учитель-логопед Кулик Л.В.

г. Пыть-Ях

2025 г.

Цель: Повышение профессиональной компетентности в вопросах использования театрализованных игр как эффективного средства коррекции речи и развития личности детей с нарушениями речи.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы использования театрализованных игр в коррекционной работе:
  • Ознакомиться с психолого-педагогическими аспектами развития речи и личности детей с ОВЗ.
  • Изучить теоретические основы театрализованной деятельности, ее роль в развитии детей.
  • Исследовать методические рекомендации по использованию театрализованных игр в логопедической практике.
  • Выявить возможности использования театрализованных игр для решения различных логопедических задач (коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие просодической стороны речи, развитие артикуляционной моторики).
  1. Разработать практические материалы для организации театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ:
  • Создать картотеку театрализованных игр и упражнений, адаптированных для детей с различными речевыми нарушениями.
  • Разработать сценарии логопедических спектаклей и миниатюр.
  • Подобрать и изготовить реквизит, декорации, костюмы для театрализованных игр и постановок.
  • Создать методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в логопедической группе/классе.
  1. Внедрить полученные знания и разработанные материалы в практическую деятельность:
  • Апробировать разработанные материалы (картотеку, сценарии, методические рекомендации) в работе с детьми.
  • Организовать и провести цикл занятий с использованием театрализованных игр.
  • Организовать и провести логопедический спектакль с участием детей.
  1. Проанализировать результаты своей работы и обобщить опыт:
  • Провести мониторинг динамики развития речи и личности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
  • Проанализировать эффективность использования театрализованных игр в логопедической практике.
  • Оформить результаты работы в виде методической разработки, презентации, статьи для публикации.
  • Представить опыт работы на методическом объединении, семинаре, конференции.

Сроки реализации: 2025-2026 учебный год

Этапы реализации:

I этап: Подготовительный (октябрь 2025 – ноябрь 2025)

  • Изучение литературы:
  • Психолого-педагогическая литература по вопросам развития речи и личности детей с ОВЗ.
  • Теоретические основы театрализованной деятельности:
  • Книги и статьи по теории и методике театрализованной деятельности (Чурилова Э.Г., Антипина Е.А., Маханева М.Д. и др.).
  • Изучение нормативно-правовых документов в области образования лиц с ОВЗ.
  • Поиск информации в интернете (сайты логопедов, педагогов, специалистов по театрализованной деятельности).
  • Методическая литература по использованию театрализованных игр в логопедической практике:
  • Специализированные журналы: "Логопед", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", "Дефектология".
  • Методические пособия и разработки учителей-логопедов.
  • Формулировка целей и задач самообразования.
  • Составление плана работы.

II этап: Практический (декабрь 2025 – май 2026)

  • Разработка материалов:
  • Создание картотеки игр и упражнений (декабрь 2025 – январь 2026).
  • Игры на развитие дыхания и голоса.
  • Игры на развитие артикуляционной моторики.
  • Игры на развитие фонематического слуха.
  • Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
  • Игры на развитие связной речи.
  • Игры на развитие мимики и пантомимики.
  • Разработка сценариев логопедических спектаклей и миниатюр (февраль 2026 – март 2026).
  • Адаптация известных сказок и рассказов.
  • Создание собственных сценариев с учетом логопедических задач.
  • Подбор и изготовление реквизита, декораций, костюмов (апрель 2026).
  • Составление методических рекомендаций по организации театрализованной деятельности (май 2026).
  • Внедрение в практику:
  • Проведение цикла занятий с использованием театрализованных игр (январь 2026 – май 2026).
  • Подготовка и проведение логопедического спектакля с участием детей (май 2026).

III этап: Аналитико-результативный

  • Анализ результатов:
  • Мониторинг динамики развития речи и личности детей.
  • Анкетирование родителей и педагогов.
  • Обобщение опыта:
  • Оформление результатов работы в виде методической разработки, презентации.
  • Подготовка к выступлению на методическом объединении, семинаре
  • Разработка рекомендаций по дальнейшему использованию театрализованных игр в логопедической практике.

Формы работы:

  • Изучение литературы.
  • Посещение семинаров, мастер-классов, вебинаров.
  • Обмен опытом с коллегами.
  • Практическая работа с детьми.
  • Самоанализ и рефлексия.
  • Разработка методических материалов.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение профессиональной компетентности в вопросах использования театрализованных игр в коррекционной работе учителя-логопеда.

  1. Разработка и апробация картотеки театрализованных игр и упражнений.

  1. Разработка сценариев логопедических спектаклей и миниатюр.

  1. Создание методических рекомендаций по организации театрализованной деятельности.

  1. Положительная динамика развития речи и личности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

  1. Повышение мотивации детей к занятиям логопедией.

  1. Представление опыта работы на различных уровнях.

Форма представления результатов:

Презентация на методическом объединении.

Методическая разработка.

Открытый показ занятия с использованием театрализованных игр.

План знакомства детей с театрализованной деятельностью:

  • Последовательное знакомство детей с видами театра.
  • Поэтапное освоение детьми видов творчества.
  • Совершенствование артистических навыков детей.
  • Раскрепощение детей.
  • Работа над выразительностью речи, интонацией.
  • Коллективные действия, взаимодействия.
  • Умение сочувствовать, сопереживать.

План работы на 2025-2026 учебный год по самообразованию

Этапы работы

Содержание работы

Формы работы

Сроки

Формы отчетного продукта

Аналитико-диагностический

Анализ психолого-педагогической литературы:

 Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 2010. – 43 с.

Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников:  Пособие для воспитателя дет. сада  / В.Я. Воронова. – М.:  Просвещение, 2012. – 87 с.

Выготский Л.С.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.

Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 96 c.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.

Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С.

Изучение и подбор диагностического инструментария.

Конспектирование теоретических аспектов

Анализ диагностического инструментария

Разработка папки-передвижки для родителей «Пальчиковый театр – как средство речевого развития»

Декабрь 2025

Папка по самообразованию

Пакет диагностического инструментария

Пополнение педагогического портфолио.

Консультация для родителей по речевому развитию детей

Папка-передвижка «Пальчиковый театр – как средство речевого развития»

Организационный

Разработка и совершенствование предметно-развивающей среды

Проведение диагностики развития речи у

дошкольников

Разработка перспективного планирования «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной игры».

Зонирование логопедического кабинета.

Планирование работы.

Разработка и оформление дидактического материала.

Проведение сюжетно-ролевых игр в соответствии с планом.

Работа с детьми.

Оформление папки-передвижки для родителей:

«Развитие речи».

Проведение консультаций для родителей по

развитию речи дошкольников посредством театрализованной игры.

Проведение мастер – класса для педагогов «Развитие речи через театрализованную деятельность».

Ноябрь

2025

Февраль 2026

Предметно-развивающая среда кабинета.

Атрибуты для игр.

Пакет диагностического инструментария

Анализ результатов диагностик.

Папка-передвижка для родителей:

«».

Консультация для родителей: «Поиграй со мной».

Мастер – класс «Развитие речи через театрализованную деятельность».

Перспективный план работы с детьми «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной игры»».

Этап реализации

Совершенствование предметно-развивающей среды

Разработка серии театрализованных игр

Консультативная деятельность

Разработка серии мероприятий для родителей и педагогов

Обогащение предметно-развивающей среды дидактическими материалами.

Анализ диагностики.

Разработка конспектов занятий, игр.

Посещение импровизированного детского театра, просмотр сказки.

Подготовка и проведение театрализованных игр по мотивам сказок.

Привлечение родителей к работе по организации домашнего театра и изготовлению атрибутов.

Проведение мастер-класса для родителей « Играем в театр дома»

2026

Папка по самообразованию

Развивающая среда кабинета.

Просмотр спектакля.

Театрализованная игра по мотивам сказки.

Дидактический  материал для НОД: картотеки игр, атрибуты для игр, настольный, театр.

Тезисы выступления на родительских собраниях.

Мастер-класс для родителей «Играем в театр дома»

Информационный материал для родителей и воспитателей.

Итогово- обобщающий

Определение эффективности воспитательно-образовательной работы

Проведение диагностики  развития речи у дошкольников.

Подбор материала с анализом работы для разработки методического пособия «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной игры»».

Распространение педагогического опыта на уровне ДОУ.

Консультирование родителей и воспитателей по проблеме развития речи дошкольников посредством театрализованной игры».

Проведение игр в соответствии с планом.

Подготовка презентации для педагогов «Развитие сюжетно-ролевой игры у средних дошкольников».

 

Разработка методических рекомендаций для педагогов по

развитию речи дошкольников посредством театрализованной игры.

2026

Май 2026

Материал консультации для родителей и воспитателей.

Папка–передвижка для родителей

Презентация для педагогов.

 Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной игры».

Тезисы выступлений на методических объединениях ДОУ.

Отчет по самообразованию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

Презентация «Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя – логопеда (опыт работы)»

laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""

Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...

Презентация «Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

Цель коррекционной работы учителя-логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи  я использую речевые игры и у...