«Использование театрализованных игр в коррекционной работе учителя-логопеда»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Самообразование по теме : «Использование театрализованных игр в коррекционной работе учителя-логопеда»
Подготовила:
учитель-логопед Кулик Л.В.
г. Пыть-Ях
2025 г.
Цель: Повышение профессиональной компетентности в вопросах использования театрализованных игр как эффективного средства коррекции речи и развития личности детей с нарушениями речи.
Задачи:
- Изучить теоретические основы использования театрализованных игр в коррекционной работе:
- Ознакомиться с психолого-педагогическими аспектами развития речи и личности детей с ОВЗ.
- Изучить теоретические основы театрализованной деятельности, ее роль в развитии детей.
- Исследовать методические рекомендации по использованию театрализованных игр в логопедической практике.
- Выявить возможности использования театрализованных игр для решения различных логопедических задач (коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие просодической стороны речи, развитие артикуляционной моторики).
- Разработать практические материалы для организации театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ:
- Создать картотеку театрализованных игр и упражнений, адаптированных для детей с различными речевыми нарушениями.
- Разработать сценарии логопедических спектаклей и миниатюр.
- Подобрать и изготовить реквизит, декорации, костюмы для театрализованных игр и постановок.
- Создать методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в логопедической группе/классе.
- Внедрить полученные знания и разработанные материалы в практическую деятельность:
- Апробировать разработанные материалы (картотеку, сценарии, методические рекомендации) в работе с детьми.
- Организовать и провести цикл занятий с использованием театрализованных игр.
- Организовать и провести логопедический спектакль с участием детей.
- Проанализировать результаты своей работы и обобщить опыт:
- Провести мониторинг динамики развития речи и личности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
- Проанализировать эффективность использования театрализованных игр в логопедической практике.
- Оформить результаты работы в виде методической разработки, презентации, статьи для публикации.
- Представить опыт работы на методическом объединении, семинаре, конференции.
Сроки реализации: 2025-2026 учебный год
Этапы реализации:
I этап: Подготовительный (октябрь 2025 – ноябрь 2025)
- Изучение литературы:
- Психолого-педагогическая литература по вопросам развития речи и личности детей с ОВЗ.
- Теоретические основы театрализованной деятельности:
- Книги и статьи по теории и методике театрализованной деятельности (Чурилова Э.Г., Антипина Е.А., Маханева М.Д. и др.).
- Изучение нормативно-правовых документов в области образования лиц с ОВЗ.
- Поиск информации в интернете (сайты логопедов, педагогов, специалистов по театрализованной деятельности).
- Методическая литература по использованию театрализованных игр в логопедической практике:
- Специализированные журналы: "Логопед", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", "Дефектология".
- Методические пособия и разработки учителей-логопедов.
- Формулировка целей и задач самообразования.
- Составление плана работы.
II этап: Практический (декабрь 2025 – май 2026)
- Разработка материалов:
- Создание картотеки игр и упражнений (декабрь 2025 – январь 2026).
- Игры на развитие дыхания и голоса.
- Игры на развитие артикуляционной моторики.
- Игры на развитие фонематического слуха.
- Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
- Игры на развитие связной речи.
- Игры на развитие мимики и пантомимики.
- Разработка сценариев логопедических спектаклей и миниатюр (февраль 2026 – март 2026).
- Адаптация известных сказок и рассказов.
- Создание собственных сценариев с учетом логопедических задач.
- Подбор и изготовление реквизита, декораций, костюмов (апрель 2026).
- Составление методических рекомендаций по организации театрализованной деятельности (май 2026).
- Внедрение в практику:
- Проведение цикла занятий с использованием театрализованных игр (январь 2026 – май 2026).
- Подготовка и проведение логопедического спектакля с участием детей (май 2026).
III этап: Аналитико-результативный
- Анализ результатов:
- Мониторинг динамики развития речи и личности детей.
- Анкетирование родителей и педагогов.
- Обобщение опыта:
- Оформление результатов работы в виде методической разработки, презентации.
- Подготовка к выступлению на методическом объединении, семинаре
- Разработка рекомендаций по дальнейшему использованию театрализованных игр в логопедической практике.
Формы работы:
- Изучение литературы.
- Посещение семинаров, мастер-классов, вебинаров.
- Обмен опытом с коллегами.
- Практическая работа с детьми.
- Самоанализ и рефлексия.
- Разработка методических материалов.
Ожидаемые результаты:
- Повышение профессиональной компетентности в вопросах использования театрализованных игр в коррекционной работе учителя-логопеда.
- Разработка и апробация картотеки театрализованных игр и упражнений.
- Разработка сценариев логопедических спектаклей и миниатюр.
- Создание методических рекомендаций по организации театрализованной деятельности.
- Положительная динамика развития речи и личности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
- Повышение мотивации детей к занятиям логопедией.
- Представление опыта работы на различных уровнях.
Форма представления результатов:
Презентация на методическом объединении.
Методическая разработка.
Открытый показ занятия с использованием театрализованных игр.
План знакомства детей с театрализованной деятельностью:
- Последовательное знакомство детей с видами театра.
- Поэтапное освоение детьми видов творчества.
- Совершенствование артистических навыков детей.
- Раскрепощение детей.
- Работа над выразительностью речи, интонацией.
- Коллективные действия, взаимодействия.
- Умение сочувствовать, сопереживать.
План работы на 2025-2026 учебный год по самообразованию
Этапы работы | Содержание работы | Формы работы | Сроки | Формы отчетного продукта |
Аналитико-диагностический | Анализ психолого-педагогической литературы: Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 2010. – 43 с. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада / В.Я. Воронова. – М.: Просвещение, 2012. – 87 с. Выготский Л.С. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 96 c. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Изучение и подбор диагностического инструментария. | Конспектирование теоретических аспектов Анализ диагностического инструментария Разработка папки-передвижки для родителей «Пальчиковый театр – как средство речевого развития» | Декабрь 2025 | Папка по самообразованию Пакет диагностического инструментария Пополнение педагогического портфолио. Консультация для родителей по речевому развитию детей Папка-передвижка «Пальчиковый театр – как средство речевого развития» |
Организационный | Разработка и совершенствование предметно-развивающей среды Проведение диагностики развития речи у дошкольников Разработка перспективного планирования «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной игры». | Зонирование логопедического кабинета. Планирование работы. Разработка и оформление дидактического материала. Проведение сюжетно-ролевых игр в соответствии с планом. Работа с детьми. Оформление папки-передвижки для родителей: «Развитие речи». Проведение консультаций для родителей по развитию речи дошкольников посредством театрализованной игры. Проведение мастер – класса для педагогов «Развитие речи через театрализованную деятельность». | Ноябрь 2025 Февраль 2026 | Предметно-развивающая среда кабинета. Атрибуты для игр. Пакет диагностического инструментария Анализ результатов диагностик. Папка-передвижка для родителей: «». Консультация для родителей: «Поиграй со мной». Мастер – класс «Развитие речи через театрализованную деятельность». Перспективный план работы с детьми «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной игры»». |
Этап реализации | Совершенствование предметно-развивающей среды Разработка серии театрализованных игр Консультативная деятельность Разработка серии мероприятий для родителей и педагогов | Обогащение предметно-развивающей среды дидактическими материалами. Анализ диагностики. Разработка конспектов занятий, игр. Посещение импровизированного детского театра, просмотр сказки. Подготовка и проведение театрализованных игр по мотивам сказок. Привлечение родителей к работе по организации домашнего театра и изготовлению атрибутов. Проведение мастер-класса для родителей « Играем в театр дома» | 2026 | Папка по самообразованию Развивающая среда кабинета. Просмотр спектакля. Театрализованная игра по мотивам сказки. Дидактический материал для НОД: картотеки игр, атрибуты для игр, настольный, театр. Тезисы выступления на родительских собраниях. Мастер-класс для родителей «Играем в театр дома» Информационный материал для родителей и воспитателей. |
Итогово- обобщающий | Определение эффективности воспитательно-образовательной работы Проведение диагностики развития речи у дошкольников. Подбор материала с анализом работы для разработки методического пособия «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной игры»». Распространение педагогического опыта на уровне ДОУ. | Консультирование родителей и воспитателей по проблеме развития речи дошкольников посредством театрализованной игры». Проведение игр в соответствии с планом. Подготовка презентации для педагогов «Развитие сюжетно-ролевой игры у средних дошкольников».
Разработка методических рекомендаций для педагогов по развитию речи дошкольников посредством театрализованной игры. | 2026 Май 2026 | Материал консультации для родителей и воспитателей. Папка–передвижка для родителей Презентация для педагогов. Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной игры». Тезисы выступлений на методических объединениях ДОУ. Отчет по самообразованию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.
В этой публикации я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия. Обобщенная модель представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.
Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

Презентация «Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя – логопеда (опыт работы)»
laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""
Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...
Презентация «Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»
Цель коррекционной работы учителя-логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи я использую речевые игры и у...

Мастер класс учителя-логопеда на тему "Использование интерактивных игр в коррекционной работе учителя логопеда"
Использование ИКТ-технологийв коррекционной работе учителя-логопеда...
