Презентация «Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя – логопеда (опыт работы)»
статья по логопедии (подготовительная группа)
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»
(Б.М. Теплов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teatru_1.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 377»
г.о. Самара
Тема выступления: «Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда (опыт работы)»
Подготовила учитель – логопед:
Махмудова Г.А.
Дата проведения: 26.02.20 г.
Самара, 2020год
Доклад на тему: «Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда (опыт работы)»
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…»
( Б. М. Теплов)
Актуальность темы:
Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно.
Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности – неисчерпаемы. Театрализованная деятельность весьма успешно используется в работе с детьми разного возраста в детском саду.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей.
Нарушение речевого развития детей, будь то ФН, ФФН, ОНР, заикание и другие речевые нарушения, рассматриваются прежде всего как нарушение общения.
У детей присутствуют не только нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности, в результате у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр, выразительность. Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность.
Моторика детей с речевыми нарушениями характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, т.е. координация.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально – игровая) деятельность оказывает выраженное психо – терапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Цель: речевое развитие через театрализованную деятельность, сформировать речь детей яркой, выразительной, эмоциональной.
В процессе участия в музыкально – театрализованной деятельности я, как логопед, ставлю перед собой следующие задачи:
- активизировать познавательный интерес;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, образное мышление;
- развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях;
- импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
- формирование навыков речевого дыхания (диафрагмального типа) и правильную моторику артикуляционного аппарата;
- развивать дикцию на материале скороговорок и стихотворений;
- пополнять словарный запас;
- развитие просодической стороны речи (интонационной выразительности): силы голоса, его тембра и высоты;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие мимических мышц лица (эмоций);
- развитие общих движений ног, рук, туловища;
- развитие звуковой стороны речи, монологической и диалогической речи.
Для успешной организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, необходим комплексный подход. В его реализации принимают участие все специалисты дошкольного образовательного учреждения: учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели.
Принимаю активное участие в экспериментальной деятельности детского сада. Тема исследования: «Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста средствами музыкально – театрализованной деятельности».
Была проведена неделя театра, когда группы показывали спектакли, сценки.
Поэтому театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции:
- освобождение от негативных состояний;
- снятие нервно – психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния;
- коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия. Как писал Теплов Б.М., чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры - драматизации;
- игры – представления (спектакли);
- игры в кукольный театр.
Игры – драматизации хорошо зарекомендовали себя как форма коррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями. Это деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободившись от напряжения.
Устранению многих дефектов способствуют игры - драматизации, в ходе которых дети не просто выполняют то или иное задание логопеда, но и перевоплощаются в определенных персонажей со своими характерами, речью, системой взаимоотношений с окружающими. В результате дети усваивают нормы, идеалы и нравственные качества как игровых персонажей, так и реальных лиц – сверстников и взрослых. У детей с нарушениями речи часто нарушена координация движений, что вызывает трудности понимания глаголов и выполнения заданий, требующих соблюдения определенной направленности собственных движений и последовательности действий. Удерживание в памяти стихотворного
ритмически организованного текста сказки и ряда последовательных действий игры-инсценировки способствует развитию у детей оперативной памяти и направленного внимания. У них исчезает двигательное беспокойство, все движения становятся целенаправленными, что, в свою очередь, способствует упорядочению и раскованности речи.
Дети сами становятся «артистами», исполняя в инсценировках несложные роли, что помогает им свободно вступить в речевое общение. Затем инсценировки включаются в программу праздничного утренника.
В ходе подготовки группы к выступлению учитываю речевые возможности, психологические особенности каждого ребенка и степень трудности материала на данном этапе работы. Важно не только исправить речь, но и психологически подготовить детей к общению в любых условиях. Выступление на детских праздниках и утренниках является для ребят своеобразным экзаменом, где в присутствии гостей (других детей, родителей) дети читают стихи, разыгрывают небольшие инсценировки.
Подготовка утренника помогает дошкольникам наладить контакт друг с другом, обрести уверенность в своих силах. Дети учатся использовать мимику и определенные жесты, управлять голосом, речевым дыханием. В ходе игр – драматизаций и подготовки утренников дети не только выполняют определенные логопедические задания, но и оценивают поступки друг друга, усваивают конкретные этические представления о доброте и зле, правде и обмане, справедливости.
Речевые игры и упражнения направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда же включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:
- дыхательные и артикуляционные;
- дикционные и интонационные;
- творческие (со словом).
Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на интонацию или высоту звучания.
В коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини – спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Работа над спектаклем – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно – этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом.
С социально – педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:
- социолизации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;
- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
- лексико – образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухо – речевую память. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально – знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации – становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции: экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
- развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества личности, как активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.
Кукольный театр. Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла правоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они применяют на себя различные модели социального поведения.
Мероприятия, проведенные с детьми старших и подготовительных групп:
- Проведена литературная викторина по произведениям Николая Носова.
- Проведен интеллектуальный марафон «Мы дружим с книгой» по произведениям Чарушина, Бианки, Осеевой, Носова.
- Поставлена и проведена музыкальная сказка «Зимовье зверей» по мотивам русской народной сказки.
- Проведено мероприятие, посвященное 130 – летию К. Чуковскому.
Подобраны комплексы упражнений, которые позволяют сформировать тот или иной навык:
1. Комплекс артикуляционной гимнастики, который проводится в нетрадиционной форме с применением точечного самомассажа, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата.
Можно провести ее в стихотворной форме «Цветок»:
Упражнение «Цветок»
(Текст, произносит взрослый. Движения или статическая поза рук, губ и языка)
Вырос высокий цветок на поляне. | Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу |
Утром весенним раскрыл лепестки. | Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе — врозь (несколько раз). Рот широко открыть — закрыть (в соответствии с движениями пальцев) |
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки | Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку. |
2. Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков. Выполняется в игровой форме и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе. Эти движения усиливают речевой вдох и выдох. А в целом эта дыхательная гимнастика насыщает организм ребенка кислородом и укрепляет иммунную и нервную системы.
3. Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменчивость в речевом процессе. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно-выразительной стороны речи.
Упражнения на интонационную выразительность речи:
Упражнение «Гудок»
Усиление и ослабление звука –М- (гудок приближается, удаляется)
Упражнение «Посчитай»
Сидя или стоя считать до 5/10/, с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого) и наоборот.
Развитие диапазона высоты голоса:
Упражнение «Самолет»
(самолет идет на взлет)
Произнося низким голосом, руки опущены:»У_____».
Самолет летит, в нем мотор гудит.
Высоким голосом, руки в стороны: «У_____».
Самолет садится.
Низким голосом, руки опущены: «У_____».
Упражнение «Зима»
Цель: развивать интонационную выразительность речи.
Произнести двустишие с интонацией, выражающей разные эмоции (радостно, удивленно, грустно, равнодушно, таинственно, сердито, восхищенно)
Ах ты, зимушка-зима,
Все дороги замела.
Упражнения на восприятие ритма, ритмические упражнения:
«Прослушай и повтори»
Упражнение «Поющие игрушки»
Цель: расширять высотный диапазон голоса.
На картинке нарисована елка с игрушками, на которых изображены гласные буквы.
Сначала взрослый поет «Песенку елочки» с повышением голоса. Следует сделать вдох, а на выдохе пропевать гласные с постепенным повышением голоса, с одновременным движением руки от игрушки к игрушке вверх по елочке:
Затем сделать вдох и пропеть гласные с понижением голоса и одновременным движением руки по елочке, от игрушки к игрушке вниз.
4. Огромное значение оказывает развитие общей и мелкой моторики, как на звукопроизношение, так и на общее эмоциональное развитие ребенка. Важно научить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки или персонажа.
В детском саду систематически проводим упражнения на развитие тонкой моторики, огромный выбор пальчиковых театров, дети с удовольствием играют, развивая как речь, так и творческое воображение. Проводим различные логоритмические упражнения и речедвигательные игры, а так же используем в работе массаж и самомассаж.
Самомассаж «Лиса»
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
(Движения выполняются соответственно тексту.)
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала —
Ручки, ножки и бока. Вот какая красота!
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко. Ну, красавица-Лиса!
5. Эмоциональное развитие детей:
Важным моментом является развитие эмоциональной сферы: мимики, чувств.
Развитие восприятия мимики лица осуществляется с помощью пиктограмм, картинок, фотографий и направлено на распознавание и дифференцирование эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления; активизацию мимической мускулатуры.
Дети с огромным удовольствием представляли себя сказочными героями. На занятиях применялись игры: “Угадай кто веселее”, “Озорные обезьянки”, “Облака”. Применялись задания, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний. Так, например, в работе были использованы следующие игры: “Кубик эмоций”, “Лото настроений”, “Коврик настроения”, “Рисуем настроение”.
Благодаря данным приемам дети активнее демонстрируют эмоциональные состояния в лицевой экспрессии, научились различать свои чувства и чувства других людей с опорой на схематические изображения.
Игра «Кубик эмоций»
Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт различное настроение животных (например: грустный цыпленок, веселая бабочка, печальная улитка, таинственная рыбка, удивленный утенок, сердитый котенок, восхищенный цыпленок, испуганная рыбка, виноватая бабочка)
Итак: Развивая речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, формируя творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы, помогая пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, мы тем самым помогаем ребенку стать эмоциональным, творческим, артистичным, всесторонне развитым – талантливым малышом!
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практические все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции, задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.
Видимым показателем является то, что наши дети с речевыми нарушениями участвуют в театральных постановках. А это и есть результат нашей работы.
1 слайд - новый, изменить тему
Тема: «Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда (опыт работы)»
2 слайд –оставить
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…»
( Б. М. Теплов)
3 слайд – сделать новый
Цель: речевое развитие через театрализованную деятельность.
4 слайд – сделать новый
5 слайд сделать новый
6 слайд – смотри слайд № 8 в старой презентации
Участие в экспериментальной деятельности детского сада
7 слайд – смотри старый слайд №13 в презентации старой
Неделя театра
8 слайд – сделать новый
9 слайд – смотри старый слайд № 4 из старой презентации – дополнить задачи смотри листы
10 слайд – смотри слайд № 5 из старой презентации – исправить порядок
11 слайд – смотри старый слайд № 9 из старой презентации
Литературная викторина
12 слайд – смотри старый слайд № 10 из старой презентации
Интеллектуальный марафон
13 слайд – смотри старый слайд № 11 из старой презентации
Музыкальная сказка «Зимовье зверей»
14 слайд – смотри старый слайд № 12 из старой презентации
дедушке Корнею 130 лет
15 слайд сделать новый
16 слайд – смотри старый слайд № 14 из старой презентации – исправить окончание
учитель – логопед
Махмудова Гульфия Аббясовна
МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 173
городского округа Самара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...
опыт работы учителя-логопеда «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ»
Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ...
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение....
Опыт работы учителя-логопеда. Использование интерактивного оборудования в коррекционной работе.
Представлены авторские презентации и флипчарты для работы с интеративной доской.фотоматериалы использования иинтерактивного оборудавания на коррекционных занятиях с детьми. Занятие по обучению гр...