Проект "Будущие первоклассники"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кузнецова Наталья Владимировна

В современном образовании в качестве одной из наиболее актуальных признается проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста психологических качеств, которые обеспечивали бы успешность адаптации на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе.

У детей, имеющих речевые нарушения при нормальном интеллекте, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сферы.

С этой целью нами был разработан проект взаимодействия логопеда–учителя и педагога–психолога по подготовке к обучению в школе детей, имеющих речевые нарушения.

Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь каждому ребенку, имеющему речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. 

На основе  принципа личностно – ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи психолого-логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в школьную среду. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.

Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budushchie_pervoklassniki.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №  «Ласточка»

(МБДОУ «Детский сад № 8»)

г. Шадринск

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Ф.И.О.педагога:  учитель – логопед , педагог – психолог.

Возрастная группа: воспитанники подготовительной к школе группы

Полное название проекта: «Будущие первоклассники»

Продолжительность проекта: сентябрь 2025 г. – май 2026 г.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.

По содержанию: психолого-педагогический.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Участники проекта: педагоги, родители (законные представители), воспитанники.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: подготовка к обучению в школе

Цель проекта: содействие формированию психологической готовности воспитанников к школьному обучению.

Задачи проекта:

- для воспитанников:

1. Способствовать развитию речевой деятельности детей;

2. Способствовать развитию памяти, внимания, восприятия, воображения;

3. Способствовать развитию умения понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого; развитию умения подчинять свою деятельность заданной системе правил и умению контролировать себя;

4. Способствовать развитию мелкой моторики рук;

5. Способствовать развитию умений, связанных с четким различением пространственных отношений между объектами;

6. Способствовать формированию желания учиться, положительно воспринимать образ школы.

- для воспитателей:

Способствовать повышению педагогической компетентности в вопросе психологической и речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.

- для родителей (законных представителей):

1. Способствовать формированию представлений у родителей (законных представителей) о психологической готовности детей к обучению в школе.

2. Способствовать формированию у родителей (законных представителей) практического опыта игрового партнерства с детьми: познакомить с играми, развивающими познавательную сферу ребенка; показать возможность использования слова как игрового средства общения с ребенком.

3. Обогатить методическую копилку для родителей «Будущий первоклассник».

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Игровое занятие.

Название итогового мероприятия проекта: «Мы - первоклассники».

Продукты проекта:

- для детей: коррекционно – развивающие занятия

- для воспитателей: методические материалы по проекту

- для родителей (законных представителей): семинар – практикум «Год перед школой».

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей: сформированнность психологической готовности к обучению в школе.

- для воспитателей: повышение компетентности педагогов в вопросе психологической и речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.

- для родителей (законных представителей): формирование представлений о психологической и речевой готовности детей к школе

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Деятельность

Подготовительный этап:

- постановка целей, определение актуальности и значимости;

- подбор методической литературы для реализации проекта;

- подбор наглядно-дидактического материала.

Основной этап:

- диагностика психологической готовности к школе и речевого развития дошкольников;

- проведение совместной коррекционно-развивающей деятельности;

- работа с родителями (анкетирование, проведение семинаров - практикумов, разработка рекомендаций, проведение консультаций);

- работа с воспитателями (анкетирование, проведение консультаций, разработка рекомендаций).

Заключительный этап:

- проведение заключительного мероприятия (игровое занятие).

- анализ результатов проекта.

Перспективный план работы педагога-психолога и учителя-логопеда по взаимодействию с родителями (законными представителями)

период

мероприятия

ответственные

сентябрь

Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

учитель – логопед

педагог - психолог

октябрь

Практикум «Чему должен научиться ребенок до школы?»

учитель – логопед

педагог – психолог

декабрь

Практикум «Готовимся к школе в игре»

учитель – логопед

педагог – психолог

февраль

Практикум «Скоро школа!»

учитель – логопед

педагог – психолог

апрель

Игровое занятие «Мы – первоклассники!»

учитель – логопед

педагог – психолог

в течение года

 Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) по вопросам психологического и речевого развития ребёнка.

учитель – логопед

педагог - психолог

в течение года

Консультации для родителей (законных представителей) на сайт ДОУ:

«Психологические особенности детей 6-7лет»

«Портрет первоклассника»

«Речь первоклассника. К чему стремиться?»

«До школы 3 месяца»

педагог - психолог

учитель – логопед

в течение года

Консультации в информационном уголке:

«Что нужно знать ребенку перед школой»

«Готовность ребенка к школе»

«Рекомендации родителям будущих первоклассников»

«Скоро в школу»

«Готовность родителей к школе»

«Как развить внимание у детей»

«Как развить логическое мышление у ребенка»

«Готовим ребенка к школе»

«Речевая готовность ребёнка к обучению в школе»

«Развитие лексико-грамматического строя речи в играх и упражнениях»

«Что должен знать ребёнок о времени?»

«Живые буквы»

«Послушные буквы»

«Речевое дыхание»

«Что нужно знать о навыках письма»

«Учим детей ориентироваться в пространстве»

педагог – психолог

учитель – логопед

Учебный план

Название занятия

всего часов

теор.и практ. часы

Формы контроля

теорит.

практич.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие10

Занятие11

Занятие12

Занятие13

Занятие14

Занятие15

Занятие 16

Занятие17

Занятие18

Занятие19

Занятие20

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Итого:

20

Тематическое планирование

название занятия

учитель - логопед

педагог – психолог

1. Создание Лесной школы

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

-игра “Скажи наоборот”.

- игра “Какой? Какая? Какие”

- игра “Как?”

- п/у «Ёжик и барабан»

-Игра “Давайте познакомимся”

- Коррекционная сказка “Лесная школа”

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка»

- Упражнение «Раскрась ежика»

- Упражнение «Найди всех зверей»

- Игра «Доброе животное»

2. Букет для учителя

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

-Упражнение «Скажи наоборот»

-упражнение «Один – много»

-Физминутка: «Море волнуется раз…»

-Упражнение «Надуй шарик»

-Приветствие «Делай как я»

-Сказка «Букет для учителя»

-Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка»

-Задание «Букет»

-Задание «Профессии»

-Игра «Составь картинку»

-Игра «Подари улыбку»

-Задание «Словарик эмоций»

-Задание «Букет для учителя»

- Игра «Доброе животное»

3. Смешные страхи

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

- Упражнение «Большой – маленький»

- п/у «Звериная зарядка»

- упражнение «Один – много»

-Игра «Громко – тихо»

- Игра «Ветер дует на…»

Коррекционная сказка «Смешные страхи»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка»

-Упражнение «Помоги зайкам встретиться»

- Игра «Бывает – не бывает»

4. Школьные правила

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

- игра «Что делает?»

-Физкультминутка «Переменка»

- Игра «Доскажи словечко»

- Упражнение «Посчитай предметы»

Игра: «Незнайка»

-Коррекционная сказка «Школьные правила»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка»

- Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо».

-Упражнение «Школьные предметы»

5. Белочкин сон

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

-Упражнение «Чей, чья, чье?»

-Упражнение «Чего не стало?»

-Упражнение «Надуй шарик»

- Игра «Поздороваемся друг с другом»

-Коррекционная сказка «Белочкин сон»

- Игра «Что спрятано в Белочкином портфеле».

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс»

-Упражнение «Найди закономерность»

-Упражнение «Воздушный шар»

6. Жадность

- Самомассаж рук, пальчиковая гимнастика

- Артикуляционная гимнастика

- Игра « Жадины»

- Игра «Чего не стало?»

- Упр. «Какой? Какая? Какое?»

-Игра «Перышко»

-Коррекционная сказка «Жадность»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс»

-Упражнение «Корректурная проба»

-Игра «Четвертый лишний»

-Упражнение «Штриховка»

-Игра «Угадай кто мой друг»

7. Волшебное яблоко

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

-Упражнение «Прохлопай слово»

- Игра “Что из чего? ”

-Упражнение «Большой, средний, маленький»

-Игра «Подари мне свою улыбку»

-Коррекционная сказка «Волшебное яблоко.

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс»

- Упражнение «Право – лево»

-Упражнение «Лисенок и фигуры»

-Упражнение «Цветочки для зайки»

- Игра «Кричалки, шепталки, молчалки

8. Домашнее задание

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

-Упражнение «Радуга»

(на первый звук каждого цвета, воспитанники придумывают слова, начинающиеся на этот же звук)

- Игра «Запомни и повтори»

-Упражнение «Мой, моя, мои»

- Игра «Перышко»

-Коррекционная сказка «Домашнее задание»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс»

- Упражнение «Запоминайка»

- Упражнение « Какой игрушки не хватает»

- Упражнение «Четвертый лишний»

9. Списывание

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

-Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

- Пальчиковая гимнастика

- Дыхательное упражнение «Снежинки»

- Упражнение «Посчитай»

- Упражнение «Обведи по точкам»

-Игра «Перекличка – путанка»

-Коррекционная сказка «Списывание»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс»

- Упражнение «Медвежата»

-Упражнение «Право – лево»

 - Упражнение «Ёж и фрагменты»

10. Прививка

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

Цель: развитие артикуляционного

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

- Упр. «Ой? Ай!»

- Упр. «Назови слово на звук…»

- Упр. «Цепочки слов»

-Упражнение «Я рад вас видеть»

-Коррекционная сказка «Прививка»

-Игра «Составь картинку» (эмоции)

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс» «Заяц, колечко, цепочка»

-Игра «Найди отличия»

-Упражнение «Диктант»

- Игра «Найди мяч»

11. Шапка - невидимка

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

- Упр. «Хлопушки»

- Упр. «Собери слово»

- Игра «Поздороваемся друг с другом»

-Коррекционная сказка «Шапка - невидимка»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс»

-Игра «Составь картинку» (эмоции)

-Игра со шляпой

-Упражнение «Рисование по клеточкам»

-Игра «Дружный паравозик»

12. Обманный отдых

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

- Упр. «Ударный звук»

- Упр. «Цепочка слов»

-Упражнение «Добрый день»

-Коррекционная сказка «Обманный отдых»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс»

- Упражнение «Продолжи ряд»

-Упражнение «Прогулка по лесу»

-Игра «Воздушная кукуруза»

-Упражнение «Летит по небу шар»

13. Больной друг

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

- Упражнение «Где спрятался звук?»

- Упражнение «Повтори за мной»

- Упражнение «Посчитай»

-приветствие «Давайте поздороваемся!»;

-сказка «Больной друг»;

-кинезиологическая гимнастика

-задание «Азбука эмоций»,

-задание «Новогодние подарки»,

-задание «Найди группы»

- ритуал прощания

-игра «Подарки»

-прощание «Мое настроение».

14. Ябеда

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

-игра «Назови ласково»

Физминутка «Раз, два…»

-игра «Назови как можно больше…»

-приветствие «Доброе утро»

-сказка «Ябеда»

-игра «Составь картинку»

-кинезиологическая гимнастика

-задание «Логический квадрат»

-задание «Прятки»

-игра «Летает – не летает»

-задание «Рыбки»

-задание «Противоположности»

-упражнение «Комплименты»

15. Задача для лисенка

Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

-Упражнение «Прохлопай слово»

- Игра “Что из чего? ”-

-Упражнение «Большой, средний, маленький»

- игра «Здравствуй

-сказка «Задача для лисенка»

-Кинезиологические упражнения «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс», «Хлоп-шлеп-хлоп,хлоп»

-задание «Логический ряд»

-задание «Внимание, внимание»

-игра «Запрещенное движение»

-задание «Логическая цкпочка»

-задание «Фантазееры»

-упражнение «Доброе животное»

16. Хвосты

-Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

- Упражнение «Чей хвост?»

-Упражнение «Девочки и мальчики»

- Упражнение  «Посчитай»

- Упражнение «Наши помощники»

-Коррекционная сказка «Хвосты»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс»

-Упражнение «Звери в домиках»

-Упражнение «Найди отличия»

-Игра «Доброе животное»

17. Драки

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

-Упражнение «Ответы на вопросы»

- Пальчиковая гимнастика

- Упражнение «Где спрятался?..» (употребление предлогов)

- Физкультминутка

-Упражнение «Слова рассыпались»

- Упражнение «Где спрятался звук?» (определение позицию звука в слове)

- Игра «Давайте поздороваемся»

-Коррекционная сказка «Драки

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс»

-Упражнение «Сосчитай всех животных»

-Упражнение «Диктант»

- Игра «Замри»

- Упражнение «Найди такой же»

18. Грубые слова

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

-Упражнение «1+1»

- Пальчиковая гимнастика «Букет для мамы»

- Упражнение «Посчитай»

- Упражнение «Опиши овощ»

- Игра «Узнай по голосу»

-Коррекционная сказка «Грубые слова»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс» «Ножницы, собака, лошадка»

-Упражнение «Найди все овощи для зайчат»

-Игра «Упрямая подушка»

- Упражнение «Лесная почта»

19. Дружная страна

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

-Упражнение «Ответы на вопросы»

- Упражнение «Повтори за мной»

- Дыхательное упражнение «Ветерок»

- Упражнение «Цепочка»

- Игра «Перекличка – путанка»

-Коррекционная сказка «Дружная страна»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Заяц, коза, вилка», «Ок, класс» «Ножницы, собака, лошадка»

- Упражнение «Фрагмент»

- Упражнение «Дуэт»

20. Итоговая диагностика

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж рук и пальчиковая гимнастика

- игра «Поймай звук»

-упражнение «Где спрятался звук»

-упражнение «Ответы на вопросы»

-приветствие «Милый друг»

-упражнение «Букет»

-задание «Запрминай-ка»

-задание «Проводи зверят к домикам»

-задание «Зонтики»

-задание «Лабиринт»

-задание «Найди девятое»

-задание «последовательные картинки»

Физминутка «Нос, пол, потолок»

-задание «Запоминай-ка 2»

-задание «Корректурная проба»

-задание «Что лишнее»

-задание «Улитки»

-задание «Чего не хватает»

- прощание

Литература:

1. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6- 7 лет – СПб., 2007.

2. Нищева Н.В., Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

3. Селевёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От дошкольника к первокласснику. Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Переход от дошкольника к первокласснику важное событие в жизни малыша и его родителей.  С первого дня учёбы ребёнку придётся выполнять достаточно трудную и необычную для него работу в классе. Вся...

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Круглый стол «Будущий первоклассник, какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС»

В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебник...

Рекомендации родителям будущих первоклассников. Памятка родителям первоклассников.

Самое главное, создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности....

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...