Перспективный план коррекционно-педагогической деятельности "Развитие осязание и мелкой моторики рук для обучающихся 6-7 лет"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Перспективный план «Развитие осязания и мелкой моторики рук» направлен на развитие и укрепление осязания и мелкой моторики рук у обучающихся 6-7 лет. Для развития осязания и моторики рук используются игры и упражнения: самомассаж кистей рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины), рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план коррекционно-педагогической деятельности
«Развитие осязания и мелкой моторики рук»
для обучающихся 6-7 лет
учитель-дефектолог (тифлопедагог):
Юшина Людмила Викторовна
Месяц | Лексическая тема | Осязания и мелкая моторика | Игры и упражнения на развитие осязания и мелкой моторики рук |
Сентябрь | «Осень. Признаки осени. Деревья» | - Обучать способам обследовательских действий предметов с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, узнавать и называть обследуемые предметы (дидактическая игра «Что нам осень принесла?) - Обучать приемам аппликационной лепки; развивать силу и точность мелкой мускулатуры (пальчиковая гимнастика: «Осень»). - Закрепление знаний детей о расположении, назывании пальцев рук. - Развивать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку, прослеживающие функции взгляда, умение удерживать зрительную координату от начала до конца пути (лабиринт). | - Пальчиковая гимнастика: «Осень». - Закрепление знаний детей о расположении, назывании пальцев рук. - Дорисовать и заштриховать листья разные по форме, цвету, величине. - Раскрась, как я скажу. - Лабиринт «Помоги зайчику найти дорогу к дубу». - Четвертый лишний - Покатай желудь. |
«Овощи. Огород» | - Обучать способам полисенсорного обследования овощей с привлечением сохранных анализаторов (дидактические игры: «Узнай на вкус, «Узнай по запаху). - Развивать координированные движения руки и глаза при обведении предметов по точкам (геометрические фигуры). - Развивать силу, гибкость, подвижность кистей и пальцев рук: учить выполнять поделки в технике оригами. - Пальчиковая гимнастика: «Огород». | - Пальчиковая гимнастика: «Огород». - Обведи по трафарету и заштрихуй как я скажу. - Дорисуй вторую половинку овоща и раскрась её. - Что это (разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви. - Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку, леску. - Рисование кругов правой рукой. Рисование кругов левой рукой. - Соединение контура геометрических фигур по точкам – левой, правой рукой. - Чудесный мешочек. | |
Октябрь | «Сад. Фрукты» | - Обучать способам полисенсорного обследования фруктов с привлечением сохранных анализаторов (дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус, «Узнай по запаху). - Обучать приемам трафаретной аппликации: учить выкладывать горошины на одинаковом расстоянии друг от друга по заданному контуру, равномерно располагать оставшиеся горошины в получившемся ограниченном пространстве (дидактическое упражнение «Мешок яблок) - Обучать приемам аккуратного закрашивания в пределах заданного контура. - Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации, согласованных движений обеих рук, тонких пальцев и кистевых движений. - Пальчиковая гимнастика: «Апельсин». | - Пальчиковая гимнастика: «Апельсин». - Аппликация «Фрукты» (из готовых деталей, изготовленных способом вырезания ножницами по контуру; способом обрывания изображения по контуру). - Закрашивание видимой части контура, изображенного; видимой не полностью. - Массаж рук карандашом. - Игры с прищепками. - Составление узора из семян фруктов. - Чудесный мешочек. |
«Одежда. Обувь. Головные уборы» | - Развивать способы осязательного восприятия: учить с помощью рук и отдельных пальцев узнавать и называть фактуру воспринимаемой поверхности обследуемого предмета, называть предмет и материал, из которого он изготовлен (дидактическая игра «Это что-то из чего-то, угадаешь или нет?). - Развивать координированные движения руки и глаза, мелкую мускулатуру, творческое воображение: дополнять элементами узоров, другими деталями. - Упражнять в обведении предметов по точкам (по контуру). - Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков. | - Обследование различных предметов из ткани с целью тренировки, дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений («Найди ткань с такой же поверхностью, как эта»). - Ниткопись: выкладывание нитками на фланелеграфе одежду. - Соединение контура по точкам. - Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков. - Нарисуй орнамент по образцу. - Пришьем пуговицу (шнуровка). - Дорисуй части предметов одежды. - Обведи по контуру пунктирной линией. | |
Ноябрь | «Посуда» | - Развивать способы осязательного восприятия: учить с помощью рук и отдельных пальцев узнавать и называть фактуру воспринимаемой поверхности обследуемого предмета, называть предмет и материал, из которого он изготовлен. - Развивать координированные движения руки и глаза, мелкую мускулатуру, творческое воображение: дополнять элементами узоров, недостающие части, вырезывать по контуру. - Упражнять в имитированном показе: этюд: «Закипающий чайник» - Упражнять в обведении предметов через кальку видимой части контура. - Обучать приемам лепки. | - Этюд: «Закипающий чайник» - Составление на листе схемы размещения посуды условными знаками (геометрическими фигурами) - Дорисуй предмет, недостающую часть. - Заполнение пластилином видимой части контурного изображения. - Рисование последовательной сервировки стола значками-заместителями. - Вырезание ножницами контурного изображения по теме: «Посуда» - Обводка через кальку видимой части контура. |
«Домашние животные» | - Обучать способам обследовательских действий предметов осязательным способом, с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, соблюдая определенную последовательность (голова, туловище, хвост, лапы) (дидактическая игра «Кто в домике живет?) - Развивать координированные движения руки и глаза при обведении предметов по точкам, равномерном закрашивании. - Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации. - П.Г. «Кошка и котята». - Учить создавать художественные композиции, используя различные техники: рисование, лепка. | - П.Г. «Коготочки». - Ниткопись, выкладывание на фланелеграфе домашних животных. - Вырезание цветных контурных изображений домашних животных ножницами. - Использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов. - Лепка «Домашние животные» (дети подбирают цвет пластилина, согласно образцу). -Рисование четырехугольников по линейке. - Обрывание изображений домашних животных по контору. - Обводка через кальку. - Закрашивание изображений домашних животных в контурном пересечении. | |
«Дикие животные» | - Обучать способам обследовательских действий предметов зрительно-осязательным способом с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, соблюдая определенную последовательность (голова, туловище, хвост, лапы). - Формировать представления о композиционном построении предмета: учить составлять целое из частей, используя природный материал. - Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации, согласованных движений обеих рук, тонких пальцев и кистевых движений (лепка, штриховка). - Пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке» - Развивать координированные движения руки и глаза при равномерном закрашивании. | - Пальчиковые игры: «Дикие звери» теневой театр. - Выложить из счетных палочек (ежик). - Обводка силуэтов диких животных по трафарету. - Лепка фигур диких животных из цветного пластилина (при лепке предлагать исполь- - Обрывание цветных контурных изображений диких животных по контуру. - Лабиринт - Штриховка контурного изображения диких животных (прямыми, волнистыми, прерывистыми линиями). - Раскрась животных нужным цветом. - Выкладывание ниток по контуру изображения. | |
Декабрь | «Зима» | - Обучать способам зрительно-осязательного обследования льда и снега, руками и отдельными пальцами. - Пальчиковые игры: «Узоры» - Познакомить детей с разными сортами бумаги (салфеточная, промокашка, туалетная, тетрадная) вырезывание снежинок. - Формировать навыки осязательного восприятия за счет компенсаторных возможностей: слуха и тактильно-двигательных ощущений (руки). - Обведи по контуру деревья, не отрывая карандаш от бумаги. - Упражнять в обведении предметов по точкам (по контуру), в аккуратном закрашивании в пределах заданного контура. | - Пальчиковые игры: «Зима» - Познакомить детей с разными сортами бумаги (салфеточная, промокашка, туалетная, тетрадная) вырезывание снежинок. Учить называть и различать качество воспринимаемой осязанием (гладкий-шершавый, мягкий-жесткий) и обонянием. - Пескография (зимний пейзаж: кусты, деревья) - «Раскрась, как я скажу». - Обведи по контуру через кальку». - Снегопад в лесу (на трафарете елки из- бархатной бумаги разложить комочки ваты) - Выложи узор из макарон. - Обведи по контуру деревья, не отрывая карандаш от бумаги. |
«Новый год» | - Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций. - Пальчиковая гимнастика: «Елочка». - Обучать приемам аппликации. | - Пальчиковая гимнастика: «Елочка», «Подарки». - Обведи по контору елку и раскрась игрушки. - Аппликация: склеивание полосок в цепочку: а) цепочка из длинных полосок; б) цепочка из широких полосок; в) цепочка из узких полосок. - В наложенных рисунках обведи пальцем по контуру ёлочку. - Штриховка четырехугольников по образцам. - Рисование четырехугольников по линейке. - Выложить елочки из спичек (по образцу, по памяти) - Задание «Укрась елочку елочными игрушками» (пуговицы, камешки). | |
«Зимние забавы» | - Обучать способам обследования осязаемых поверхностей с помощью тактильно-двигательных действий. - Развивать координированные движения руки и глаза: при равномерном закрашивании: учить выполнять заданное действие без отрыва руки от листа бумаги, удерживая зрительную координату от начала до конца пути. - Учить обводить предмет по внутреннему контуру трафарета. - Развитие мелкой моторики пальцев рук: пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять» - Работа с бумагой, сгибание листа по различным направлениям, вырезывание снежинок. | - Пальчиковая гимнастика: «Театр теней» - Работа с бумагой, сгибание листа по различным направлениям, вырезывание снежинок. - Обведи рисунок не отрывая руки в направлении, указанном стрелкой. - Обведи дорогу, по которой лыжник сможет проехать. - Выложи из счетных палочек елочку. - Раскрашивание раскрасок зимней тематики. - Обведи по трафарету. - Лепим снежки большие и маленькие (из салфеток скатывание шариков разного размера). | |
Январь | «Мебель» | - Развивать координированные движения руки и глаза: учить обводить предметы по точкам, штриховать, закрашивать, не выходя за пределы заданного контура. - Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание. Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире» - Обучать конструированию мебели из готовых форм (из спичечных коробков). | - Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире» - «Узнай, назови и раскрась мебель» (обвести по точкам предметы мебели). - Обучать конструированию мебели из готовых форм (из спичечных коробков). - Выложи из счетных палочек (мебель по образцу). - Рисование мебели с соблюдением пропорций геометрических форм (с использованием линеек, лекал, трафаретов с геометрическими фигурами). - Обводка через кальку видимой части контура. -Штриховка контуров, их раскрашивание |
«Транспорт. ПДД» | - Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика: «Транспорт». - Развивать навыки би- и полисенсорного восприятия предметов окружающего мира: упражнять детей в различении распространенных транспортных средств с опорой на зрение и сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильно-двигательные ощущения). - Развивать силу и точность мелкой мускулатуры: учить рисовать линии различной конфигурации в пределах ограниченной микроплоскости. - Развивать координированные движения руки и глаза при обведении, штриховки, дорисовывания изображений равномерном закрашивании, не выходя за пределы заданного контура. | - Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире» - «Узнай, назови и раскрась мебель» (обвести по точкам предметы мебели). - Обучать конструированию мебели из готовых форм (из спичечных коробков). - Выложи из счетных палочек (мебель по образцу). - Рисование мебели с соблюдением пропорций геометрических форм (с использованием линеек, лекал, трафаретов с геометрическими фигурами). - Обводка через кальку видимой части контура. -Штриховка контуров, их раскрашивание | |
Февраль | «Дом» | - Обучать способам обследования осязаемых поверхностей с помощью тактильно-двигательных действий с помощью одной руки и отдельными пальцами. - Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций. Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота». - Развивать координированные движения руки и глаза: учить обводить предметы по точкам, закрашивать в пределах заданного контура, штриховка | - Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота», «Есть у каждого свой дом». - Соединить по точкам. Назвать полученные изображения. - Рассматривание макета домов. Нахождение одинаковых (путем измерения высоты домов палочками Кюизенера). - Расстановка на столе домов по карте-схеме. -Штриховка контуров, их раскрашивание - Кто в домике живет (сухой бассейн) - Шнуровки. - Выложи дом из геометрических фигур. - Дорисуй предмет (из геометрических фигур). |
«Семья» | - Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций. - П.Г. «Как у нас семья большая» - Развивать координированные движения руки и глаза: учить обводить предмет по внутреннему контуру трафарета, дорисовывание объекта, закрашивать и составлять из картинок единую сюжетную композицию: «Моя семья». - Развивать слуховое восприятие, внимание: учить по голосу узнавать и называть говорящего. | - П.Г. «Этот пальчик бабушка…» - Рисование иллюстраций «Моя семья». - Продолжать учить использовать трафареты, для изображения и дорисовывания предметов. - Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке. -Рассмотреть внимательно «фотографию» (внутренний трафарет). - Лабиринт - Шнуровки (обведение выкладывание по контору). - Поролоновые шарики. | |
Март | «Мамин праздник» | - Развивать мелкую Пальчиковая гимнастика: «Мамин праздник». - Развивать координированные движения руки и глаза при обведении предметов по точкам: учить выполнять заданное действие без отрыва от листа бумаги, удерживая зрительную координату от начала до конца пути. - Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие зрительно-осязательного, тактильно-двигательного и других видов восприятия. - Обучать приемам аппликации. | - Пальчиковая гимнастика: «Помощники». - Работа с мозаикой: закреплять знания детей о рабочем поле и виде фишек. Учить выкладывать орнамент, отдельных предметов и композиций из них по образцу. - Аппликация «Ваза с цветами». - «Сложи орнамент из цветов». - Обведи рисунок не отрывая руки в направлении, указанном стрелкой. - Цветочная поляна (геометрические фигуры, цвета). - «Помоги распутать нитки» - «Собери бусы». |
«Весна» | - Развивать силу и точность мелкой мускулатуры, координированные движения руки и глаза: учить создавать поделки в технике оригами; зрительно-моторную координацию: рисовать линии различной конфигурации в пределах ограниченной микроплскости. - Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика: «Кап, кап, кап». - Формирование целостного представления о предмете и узнавание предмета в определенной последовательности. | - Пальчиковая гимнастика: «Весна». -Дети из четырех-шести частей складывают кораблики, соблюдая последовательность выкладывания. - Нарисуй прямую линию по частому пунктиру в направлении, указанном стрелкой. - Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно. - Обводка изображений через кальку (Обведи изображение слева, справа, вверху листа и т.д.). - Штриховка изображений (в середине листа). | |
Апрель | «День космонавтики» | - Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций. Пальчиковая гимнастика: «Космос». - Обучать способам обследования осязаемых поверхностей с помощью тактильно-двигательных действий: занятие аппликационной лепкой. Заполнение рельефного рисунка пластилином. Размазывание пластилина до контуров рельефного рисунка. - Работа с бумагой, вырезание из бумаги какой-либо фигуры | Пальчиковая гимнастика: «Теневой театр». - Занятие аппликационной лепкой. Заполнение рельефного рисунка пластилином. Размазывание пластилина до контуров рельефного рисунка. - В наложенных рисунках обведи пальцем по контуру звёздочку. - Вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой. - Раскрасить контурные изображения. - Составь карету из кубиков Никитина. - Развивающая игра «Танграм» (листик). |
«Животные холодных стран» | - Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций. Пальчиковая гимнастика: «Животные зоопарка». - Развивать способы осязательного восприятия, умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора. - Обучать приемам аппликация: животного из ниток шерстяных. | - Пальчиковая гимнастика: «Животные зоопарка». - «Обведи и назови». (соедините все точки по порядку и узнайте животного). -Раскрасить контурные изображения животного. - Нахождение спрятанных животных в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках). - Аппликация: животного из ниток шерстяных. - Шнуровки (обведение выкладывание по контору). - Перебери семена бобов и гороха. | |
Май | «Насекомые» | - Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций. Пальчиковая гимнастика: «Пчела». - Развивать координированные движения руки и глаза при обведении, штриховки, дорисовывания изображений равномерном закрашивании, не выходя за пределы заданного контура. - Формирование целостного представления о предмете. - Развивать силу и точность мелкой мускулатуры: учить рисовать линии различной конфигурации в пределах ограниченной микроплоскости. | - Пальчиковая гимнастика: «Насекомые». - Выкладывание фигурок из палочек по образцам. - Работа с перфорированным полем. - Составь из частей целое». Закончить узор на крылья бабочки. - Дорисовать изображение насекомого. - Закончить узор на крыльях бабочки. - Дорисовать изображение насекомого. - Обводка изображений контура (в середине, около, с краю). - Нарисуй прямую линию по частому пунктиру в направлении, указанном стрелкой. - Нарисуй паутинки для маленьких паучат. Соблюдай направления, указанные стрелками. - В наложенных рисунках обведи пальцем по контуру бабочку. |
«Цветы на лугу» | - Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций. Пальчиковая гимнастика: «Цветы». - Формирование целостного представления о предмете. - Обучать приемам аппликации (нетрадиционная техника) - Развитие пространственных пр6дставлений при изображении направления движения на готовой схеме. | - Пальчиковая гимнастика: «Наши красныецветки». - Рисование Краски лета» - Соедини точки и расскажи, что получилось». - Шнуровки, пазлы по теме «Цветы». - Выкладывание цветов из мозаики. - Выполнить из бумаги цветок. - Упражнение на вырезывание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...

Перспективный план работы кружка "Учимся играя" (развитие мелкой моторики).
Данный перспективный план отражает работу кружка, направленную на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и подготовку руки к письму....

План-конспект по развитию осязания и мелкой моторики детей с нарушениями зрения в ДОУ. Младшая группа.
Примерное содержание работы по развитию осязания и мелкой моторики в младшей группе детей с нарушениями зрения. Тема "Дикие животные"....

Перспективный план дополнительного образования "Ловкие ребята" (развитие мелкой моторики и координации)
Перспективный план....

Перспективный план работы с детьми по развитию мелкой моторики
Перспективный план работы с детьми по развитию мелкой моторикивозраст с 2 до 3 лет...

Перспективный план работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями
Перспективный план работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями...

Перспективный план работы по теме самообразования "Развитие мелкой моторики дошкольников".
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего тео...