Перспективный план коррекционно-педагогической деятельности "Развитие осязание и мелкой моторики рук для обучающихся 6-7 лет"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Перспективный план «Развитие осязания и мелкой моторики рук» направлен на развитие и укрепление осязания и мелкой моторики рук у обучающихся 6-7 лет. Для развития осязания и моторики рук используются игры и упражнения: самомассаж кистей рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины), рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_publikatsiya.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план коррекционно-педагогической деятельности

 «Развитие осязания и мелкой моторики рук»

для обучающихся 6-7 лет

учитель-дефектолог (тифлопедагог):

Юшина Людмила Викторовна

Месяц

Лексическая

тема

Осязания и мелкая моторика

Игры и упражнения на развитие осязания и мелкой моторики рук

Сентябрь

«Осень.

Признаки осени.

Деревья»

- Обучать способам обследовательских действий предметов с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, узнавать и называть обследуемые предметы (дидактическая игра «Что нам осень принесла?)

- Обучать приемам аппликационной лепки; развивать силу и точность мелкой мускулатуры (пальчиковая гимнастика: «Осень»).

- Закрепление знаний детей о расположении, назывании пальцев рук.

- Развивать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку, прослеживающие функции взгляда, умение удерживать зрительную координату от начала до конца пути (лабиринт).

- Пальчиковая гимнастика: «Осень».

- Закрепление знаний детей о расположении, назывании пальцев рук.

- Дорисовать и заштриховать листья разные по форме, цвету, величине.

- Раскрась, как я скажу.

- Лабиринт «Помоги зайчику найти дорогу к дубу».

- Четвертый лишний

- Покатай желудь.

«Овощи.

Огород»

- Обучать способам полисенсорного обследования овощей с привлечением сохранных анализаторов (дидактические игры: «Узнай на вкус, «Узнай по запаху).

- Развивать координированные движения руки и глаза при обведении предметов по точкам (геометрические фигуры).

- Развивать силу, гибкость, подвижность кистей и пальцев рук: учить выполнять поделки в технике оригами.

- Пальчиковая гимнастика: «Огород».

- Пальчиковая гимнастика: «Огород».

- Обведи по трафарету и заштрихуй как я скажу.

- Дорисуй вторую половинку овоща и раскрась её.

- Что это (разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви.

- Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку, леску.

- Рисование кругов правой рукой. Рисование кругов левой рукой.

- Соединение контура геометрических фигур по точкам – левой, правой рукой.

- Чудесный мешочек.

Октябрь

«Сад.

Фрукты»

- Обучать способам полисенсорного обследования фруктов с привлечением сохранных анализаторов (дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус, «Узнай по запаху).

- Обучать приемам трафаретной аппликации: учить выкладывать горошины на одинаковом расстоянии друг от друга по заданному контуру, равномерно располагать оставшиеся горошины в получившемся ограниченном пространстве (дидактическое упражнение «Мешок яблок)

- Обучать приемам аккуратного закрашивания в пределах заданного контура.

- Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации, согласованных движений обеих рук, тонких пальцев и кистевых движений.

- Пальчиковая гимнастика: «Апельсин».

- Пальчиковая гимнастика: «Апельсин».

-  Аппликация «Фрукты» (из готовых деталей, изготовленных способом вырезания ножницами по контуру; способом обрывания изображения по контуру).

- Закрашивание видимой части контура, изображенного; видимой не полностью.

- Массаж рук карандашом.

- Игры с прищепками.

- Составление узора из семян фруктов.

- Чудесный мешочек.

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

- Развивать способы осязательного восприятия: учить с помощью рук и отдельных пальцев узнавать и называть фактуру воспринимаемой поверхности обследуемого предмета, называть предмет и материал, из которого он изготовлен (дидактическая игра  «Это что-то из чего-то, угадаешь или нет?).

- Развивать координированные движения руки и глаза, мелкую мускулатуру, творческое воображение: дополнять элементами узоров, другими деталями.

- Упражнять в обведении предметов по точкам (по контуру).

- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

- Обследование различных предметов из ткани с целью тренировки, дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений («Найди ткань с такой же поверхностью, как эта»).

- Ниткопись: выкладывание нитками на фланелеграфе одежду.

- Соединение контура по точкам.

- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

- Нарисуй орнамент по образцу.

- Пришьем пуговицу (шнуровка).

- Дорисуй части предметов одежды.

- Обведи по контуру пунктирной линией.

Ноябрь

«Посуда»

- Развивать способы осязательного восприятия: учить с помощью рук и отдельных пальцев узнавать и называть фактуру воспринимаемой поверхности обследуемого предмета, называть предмет и материал, из которого он изготовлен.

- Развивать координированные движения руки и глаза, мелкую мускулатуру, творческое воображение: дополнять элементами узоров, недостающие части, вырезывать по контуру.

- Упражнять в имитированном показе: этюд: «Закипающий чайник»

- Упражнять в обведении предметов через кальку видимой части контура.

- Обучать приемам лепки.

- Этюд: «Закипающий чайник»

- Составление на листе схемы размещения посуды условными знаками (геометрическими фигурами)
по образцу, по памяти.

- Дорисуй предмет, недостающую часть.

- Заполнение пластилином видимой части контурного изображения.

- Рисование последовательной сервировки стола значками-заместителями.

- Вырезание ножницами контурного изображения по теме: «Посуда»

- Обводка через кальку видимой части контура.

«Домашние животные»

- Обучать способам обследовательских действий предметов осязательным способом, с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, соблюдая определенную последовательность (голова, туловище, хвост, лапы) (дидактическая игра «Кто в домике живет?)

- Развивать координированные движения руки и глаза при обведении предметов по точкам, равномерном закрашивании.

- Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации.

- П.Г.  «Кошка и котята».

- Учить создавать художественные композиции, используя различные техники: рисование, лепка.

- П.Г.  «Коготочки».

- Ниткопись, выкладывание на фланелеграфе домашних животных.

- Вырезание цветных контурных изображений домашних животных ножницами.

- Использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.

- Лепка «Домашние животные» (дети подбирают цвет пластилина, согласно образцу).

-Рисование четырехугольников по линейке.

- Обрывание изображений домашних животных по контору.

- Обводка через кальку.

- Закрашивание изображений домашних животных в контурном пересечении.

«Дикие животные»

- Обучать способам обследовательских действий предметов зрительно-осязательным способом с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, соблюдая определенную последовательность (голова, туловище, хвост, лапы).

- Формировать представления о композиционном построении предмета: учить составлять целое из частей, используя природный материал.

- Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации, согласованных движений обеих рук, тонких пальцев и кистевых движений (лепка, штриховка).

- Пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке»

- Развивать координированные движения руки и глаза при равномерном закрашивании.

- Пальчиковые игры: «Дикие звери» теневой театр.

- Выложить из счетных палочек (ежик).

- Обводка силуэтов диких животных по трафарету.

- Лепка фигур диких животных из цветного пластилина (при лепке предлагать исполь-
зовать пластилин такого же цвета и оттенка, как в изображении, с объяснением своего выбора цвета и оттенка).

- Обрывание цветных контурных изображений диких животных по контуру.

- Лабиринт

- Штриховка контурного изображения диких животных (прямыми, волнистыми, прерывистыми линиями).

- Раскрась животных нужным цветом.

- Выкладывание ниток по контуру изображения.

Декабрь

«Зима»

- Обучать способам зрительно-осязательного обследования льда и снега, руками и отдельными пальцами.

- Пальчиковые игры: «Узоры»

-  Познакомить детей с разными сортами бумаги (салфеточная, промокашка, туалетная, тетрадная) вырезывание снежинок.

- Формировать навыки осязательного восприятия за счет компенсаторных возможностей: слуха и тактильно-двигательных ощущений (руки).

- Обведи по контуру деревья, не отрывая карандаш от бумаги.

- Упражнять в обведении предметов по точкам (по контуру), в аккуратном закрашивании в пределах заданного контура.

- Пальчиковые игры: «Зима»

-  Познакомить детей с разными сортами бумаги (салфеточная, промокашка, туалетная, тетрадная) вырезывание снежинок. Учить называть и различать качество воспринимаемой осязанием (гладкий-шершавый,  мягкий-жесткий) и обонянием.

- Пескография (зимний пейзаж: кусты, деревья)

- «Раскрась, как я скажу».

- Обведи по контуру через кальку».

- Снегопад в лесу (на трафарете елки из- бархатной бумаги разложить комочки ваты)

- Выложи узор из макарон.

- Обведи по контуру деревья, не отрывая карандаш от бумаги.

«Новый год»

- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций.

- Пальчиковая гимнастика: «Елочка».

- Обучать приемам аппликации.

- Пальчиковая гимнастика: «Елочка», «Подарки».

- Обведи по контору елку и раскрась игрушки.

- Аппликация: склеивание полосок в цепочку:

а) цепочка из длинных полосок;

б) цепочка из широких полосок;

в) цепочка из узких полосок.

- В наложенных рисунках обведи пальцем по контуру ёлочку.

- Штриховка четырехугольников по образцам.

- Рисование четырехугольников по линейке.

- Выложить елочки из спичек (по образцу, по памяти)

- Задание «Укрась елочку елочными игрушками» (пуговицы, камешки).

«Зимние забавы»

- Обучать способам обследования осязаемых поверхностей с помощью тактильно-двигательных действий.

- Развивать координированные движения руки и глаза: при равномерном закрашивании: учить выполнять заданное действие без отрыва руки от листа бумаги, удерживая зрительную координату от начала до конца пути.

- Учить обводить предмет по внутреннему контуру трафарета.

- Развитие мелкой моторики пальцев рук: пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»

- Работа с бумагой, сгибание листа по различным направлениям, вырезывание снежинок.

- Пальчиковая гимнастика: «Театр теней»

- Работа с бумагой, сгибание листа по различным направлениям, вырезывание снежинок.

- Обведи рисунок не отрывая руки в направлении, указанном стрелкой.

- Обведи дорогу, по которой лыжник сможет проехать.

- Выложи из счетных палочек елочку.

- Раскрашивание раскрасок зимней тематики.

- Обведи по трафарету.

- Лепим снежки большие и маленькие (из салфеток скатывание шариков разного размера).

Январь

«Мебель»

- Развивать координированные движения руки и глаза: учить обводить предметы по точкам, штриховать, закрашивать, не выходя за пределы заданного контура.

- Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание. Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире»

- Обучать конструированию мебели из готовых форм (из спичечных коробков).

- Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире»

-  «Узнай, назови и раскрась мебель» (обвести по точкам предметы мебели).

- Обучать конструированию мебели из готовых форм (из спичечных коробков).

- Выложи из счетных палочек (мебель по образцу).

- Рисование мебели с соблюдением пропорций геометрических форм (с использованием линеек, лекал, трафаретов с геометрическими фигурами).

- Обводка через кальку видимой части контура.

-Штриховка контуров, их раскрашивание

«Транспорт. ПДД»

- Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика: «Транспорт».

- Развивать навыки би- и полисенсорного восприятия предметов окружающего мира: упражнять детей в различении распространенных транспортных средств с опорой на зрение и сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильно-двигательные ощущения).

- Развивать силу и точность мелкой мускулатуры: учить рисовать линии различной конфигурации в пределах ограниченной микроплоскости.

- Развивать координированные движения руки и глаза при обведении, штриховки, дорисовывания изображений равномерном закрашивании, не выходя за пределы заданного контура.

- Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире»

-  «Узнай, назови и раскрась мебель» (обвести по точкам предметы мебели).

- Обучать конструированию мебели из готовых форм (из спичечных коробков).

- Выложи из счетных палочек (мебель по образцу).

- Рисование мебели с соблюдением пропорций геометрических форм (с использованием линеек, лекал, трафаретов с геометрическими фигурами).

- Обводка через кальку видимой части контура.

-Штриховка контуров, их раскрашивание

Февраль

«Дом»

- Обучать способам обследования осязаемых поверхностей с помощью тактильно-двигательных действий с помощью одной руки и отдельными пальцами.

- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций.

Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота».

- Развивать координированные движения руки и глаза: учить обводить предметы по точкам, закрашивать в пределах заданного контура, штриховка

- Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота», «Есть у каждого свой дом».

- Соединить по точкам. Назвать полученные изображения.

- Рассматривание макета домов. Нахождение одинаковых (путем измерения высоты домов палочками Кюизенера).

- Расстановка на столе домов по карте-схеме.

-Штриховка контуров, их раскрашивание

- Кто в домике живет (сухой бассейн)

- Шнуровки.

- Выложи дом из геометрических фигур.

- Дорисуй предмет (из геометрических фигур).

«Семья»

- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций.

- П.Г. «Как у нас семья большая»

- Развивать координированные движения руки и глаза: учить  обводить предмет по внутреннему контуру трафарета, дорисовывание объекта, закрашивать и составлять из картинок единую сюжетную композицию: «Моя семья».

- Развивать слуховое восприятие, внимание: учить по голосу узнавать и называть говорящего.

- П.Г. «Этот пальчик бабушка…»

- Рисование иллюстраций «Моя семья».

- Продолжать учить использовать трафареты, для изображения и дорисовывания предметов.

- Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.

-Рассмотреть внимательно «фотографию» (внутренний трафарет).

- Лабиринт

- Шнуровки (обведение выкладывание по контору).

- Поролоновые шарики.

Март

«Мамин праздник»

- Развивать мелкую
моторику, зрительное внимание.        

Пальчиковая гимнастика: «Мамин праздник».

       - Развивать координированные движения руки и глаза при обведении предметов по точкам: учить выполнять заданное действие без отрыва от листа бумаги, удерживая зрительную координату от начала до конца пути.

- Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие зрительно-осязательного, тактильно-двигательного и других видов восприятия.

-   Обучать приемам аппликации.

- Пальчиковая гимнастика: «Помощники».

-  Работа с мозаикой: закреплять знания детей о рабочем поле и виде фишек. Учить выкладывать орнамент, отдельных предметов и композиций из них по образцу.

- Аппликация «Ваза с цветами».

- «Сложи орнамент из цветов».

- Обведи рисунок не отрывая руки в направлении, указанном стрелкой.

- Цветочная поляна (геометрические фигуры, цвета).

- «Помоги распутать нитки»

- «Собери бусы».

«Весна»

- Развивать силу и точность мелкой мускулатуры, координированные движения руки и глаза: учить создавать поделки в технике оригами; зрительно-моторную координацию: рисовать линии различной конфигурации в пределах ограниченной микроплскости.

- Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика: «Кап, кап, кап».

- Формирование целостного представления о предмете и узнавание предмета в определенной последовательности.

- Пальчиковая гимнастика: «Весна».

-Дети из четырех-шести частей складывают кораблики, соблюдая последовательность выкладывания.

- Нарисуй прямую линию по частому пунктиру в направлении, указанном стрелкой.

- Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

- Обводка изображений через кальку (Обведи изображение слева, справа, вверху листа и т.д.).

- Штриховка изображений (в середине листа).

Апрель

«День космонавтики»

- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций.

Пальчиковая гимнастика: «Космос».

- Обучать способам обследования осязаемых поверхностей с помощью тактильно-двигательных действий: занятие аппликационной лепкой. Заполнение рельефного рисунка пластилином. Размазывание пластилина до контуров рельефного рисунка.

- Работа с бумагой,

вырезание из бумаги какой-либо фигуры

Пальчиковая гимнастика: «Теневой театр».

- Занятие аппликационной лепкой. Заполнение рельефного рисунка пластилином. Размазывание пластилина до контуров рельефного рисунка.

- В наложенных рисунках обведи пальцем по контуру звёздочку.

- Вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой.

- Раскрасить контурные изображения.

- Составь карету из кубиков Никитина.

- Развивающая игра «Танграм» (листик).

 «Животные холодных стран»

- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций.

Пальчиковая гимнастика: «Животные зоопарка».

- Развивать способы осязательного восприятия, умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора.

- Обучать приемам аппликация: животного из ниток шерстяных.

- Пальчиковая гимнастика: «Животные зоопарка».

- «Обведи и назови».

(соедините все точки по порядку и узнайте животного).

-Раскрасить контурные изображения животного.

- Нахождение спрятанных животных в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

- Аппликация: животного из ниток шерстяных.

- Шнуровки (обведение выкладывание по контору).

- Перебери семена бобов и гороха.

Май

«Насекомые»

- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций.

Пальчиковая гимнастика: «Пчела».

-  Развивать координированные движения руки и глаза при обведении, штриховки, дорисовывания изображений равномерном закрашивании, не выходя за пределы заданного контура.

- Формирование целостного представления о предмете.

- Развивать силу и точность мелкой мускулатуры: учить рисовать линии различной конфигурации в пределах ограниченной микроплоскости.

- Пальчиковая гимнастика: «Насекомые».

- Выкладывание фигурок из палочек по образцам.

- Работа с перфорированным полем.

- Составь из частей целое». Закончить узор на крылья бабочки.

- Дорисовать изображение насекомого.

- Закончить узор на крыльях бабочки.

- Дорисовать изображение насекомого.

 - Обводка изображений контура (в середине, около, с краю).

- Нарисуй прямую линию по частому пунктиру в направлении, указанном стрелкой.

- Нарисуй паутинки для маленьких паучат. Соблюдай направления, указанные стрелками.

- В наложенных рисунках обведи пальцем по контуру бабочку.

«Цветы на лугу»

- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций.

Пальчиковая гимнастика: «Цветы».

- Формирование целостного представления о предмете.

-   Обучать приемам аппликации (нетрадиционная техника)

- Развитие пространственных пр6дставлений при изображении направления движения на готовой схеме.

- Пальчиковая гимнастика: «Наши красныецветки».

- Рисование Краски лета»

- Соедини точки и расскажи, что получилось».

- Шнуровки, пазлы по теме «Цветы».

- Выкладывание цветов из мозаики.

- Выполнить из бумаги цветок.

- Упражнение на вырезывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "Учимся играя" (развитие мелкой моторики).

Данный перспективный план отражает работу кружка, направленную на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и подготовку руки к письму....

План-конспект по развитию осязания и мелкой моторики детей с нарушениями зрения в ДОУ. Младшая группа.

Примерное содержание работы по развитию осязания и мелкой моторики в младшей группе детей с нарушениями зрения. Тема "Дикие животные"....

Перспективный план работы с детьми по развитию мелкой моторики

Перспективный план работы с детьми по развитию мелкой моторикивозраст с 2 до 3 лет...

Перспективный план работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями

Перспективный план работы с родителями по развитию мелкой моторики  у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями...

Перспективный план работы по теме самообразования "Развитие мелкой моторики дошкольников".

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего тео...