Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы к школе на тему: Деревья и кустарники
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы к школе

Тема: “Деревья и кустарники”

Цель: Развитие связной речи детей через описание деревьев и кустарников, формирование умения работать по схеме-алгоритму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya_i_kustarniki2.pptx290.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы учитель-дефектолог Точилина М.В.

Слайд 2

Тема: “Деревья и кустарники” Цель: Развитие связной речи детей через описание деревьев и кустарников, формирование умения работать по схеме-алгоритму. Задачи: Образовательные: Расширить и активизировать словарь по теме “Деревья и кустарники”. Учить составлять описательный рассказ о дереве или кустарнике, используя схему-алгоритм. Закрепить знания о признаках деревьев и кустарников (ствол, ветки, листья, плоды, кора, высота, форма кроны). Научить детей различать деревья и кустарники по их признакам. Развивающие: Развивать зрительное внимание, память, мышление (анализ, синтез, сравнение). Развивать умение классифицировать объекты по заданным признакам. Развивать мелкую моторику рук через работу с Блоками Дьенеша. Развивать умение работать в команде и самостоятельно. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать интерес к окружающему миру. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Слайд 3

Оборудование: Для педагога: Плакат-схема-алгоритм “Как описать дерево/кустарник” (на доске). Картинки с изображением различных деревьев (береза, дуб, ель, клен, сосна, яблоня, рябина) и кустарников (сирень, шиповник, калина, крыжовник). Игрушечные модели деревьев и кустарников (по возможности). Корзина с “секретными” предметами (шишка, желудь, лист березы, лист дуба, ягоды рябины, цветок сирени и т.д.). Для детей: Наборы Блоков Дьенеша (по количеству детей или пар). Листы бумаги или карточки для рисования (по желанию). Карандаши, фломастеры (по желанию). Предварительная работа: Наблюдения за деревьями и кустарниками на прогулках. Чтение художественной литературы о природе, деревьях. Рассматривание иллюстраций в книгах. Разучивание стихов, загадок о деревьях.

Слайд 4

Ход занятия: I. Организационный момент (2-3 мин) Приветствие: Педагог: “Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть сегодня. Давайте поздороваемся друг с другом и подарим улыбки.” Создание эмоционального настроя: Педагог: “Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что мы оказались в волшебном лесу. Что вы слышите? (Шум ветра, пение птиц). Что вы чувствуете? (Свежий воздух, запах хвои, цветов). Откройте глазки. Сегодня мы отправимся в путешествие по нашему лесу и узнаем много интересного о его обитателях.”

Слайд 5

II. Актуализация знаний. Введение в тему (5-7 мин) Загадки о деревьях и кустарниках: Педагог: “Я принесла для вас загадки. Отгадайте их, и вы узнаете, о ком мы будем сегодня говорить.” “Белая одёжка, зеленые серёжки.” (Береза) “Он могучий, сильный, летом он в листве красивой.” (Дуб) “Зимой и летом одним цветом.” (Ель) “Стоит, шумит, на зиму не спит, а летом листья распустит.” (Кустарник) Беседа: Педагог: “Правильно! Сегодня мы будем говорить о деревьях и кустарниках. Чем же они похожи? А чем отличаются?” (Дети высказывают свои предположения. Педагог подводит к выводу, что и деревья, и кустарники – это растения, у них есть корни, стебли, листья. Деревья обычно высокие, с одним стволом, а кустарники – ниже, с множеством веток, начинающихся от земли). Игровая ситуация “Волшебная корзина”: Педагог: “А теперь давайте заглянем в мою волшебную корзину. Что здесь лежит? (Педагог достает предметы по очереди). Как вы думаете, откуда это взялось?” (Дети называют деревья или кустарники, к которым относятся предметы. Педагог помогает, если возникают затруднения).

Слайд 6

III. Работа с плакатом-схемой-алгоритмом “Как описать дерево/кустарник” (10-12 мин) Знакомство со схемой: Педагог: “Ребята, чтобы научиться красиво и правильно рассказывать о деревьях и кустарниках, нам поможет вот этот плакат. Это схема-алгоритм. Она подскажет нам, о чем нужно рассказать.” (Педагог показывает плакат и разбирает его по пунктам, задавая наводящие вопросы). 1. Название: “Как называется это дерево/кустарник?” 2. Размер: “Какое оно по размеру? Высокое или низкое?” 3. Ствол/стебли: “Какое у него ствол (толстый, тонкий, прямой, изогнутый)? А у кустарника – сколько стеблей, какие они?” 4. Кора: “Какого цвета кора? Гладкая или шершавая?” 5. Ветки: “Какие у него ветки? Длинные, короткие, раскидистые?” 6. Листья: “Какие у него листья? (Форма: круглые, овальные, резные; цвет: зеленые, желтые, красные; размер: большие, маленькие). Есть ли листья зимой?” 7. Плоды/цветы: “Какие плоды у этого дерева/кустарника? (Ягоды, желуди, шишки, орехи). Когда они появляются? Есть ли цветы? Какие они?” 8. Где растет? “Где можно встретить это дерево/кустарник? (В лесу, в парке, в городе, у дома).” 9. Польза: “Какую пользу приносят деревья и кустарники?”

Слайд 7

III. Работа с плакатом-схемой-алгоритмом “Как описать дерево/кустарник” (10-12 мин)

Слайд 8

Составление описательного рассказа с опорой на схему (пример): Педагог: “Давайте попробуем описать вот это дерево (показывает картинку березы) по нашей схеме.” (Педагог задает вопросы по схеме, дети отвечают, педагог помогает сформулировать предложения. Можно использовать готовые ответы или задавать наводящие вопросы). Примерный рассказ: “Это береза. Она высокая. У нее тонкий белый ствол с черными полосками. Кора гладкая. Ветки тонкие, свисающие. Листья у березы резные, зеленые летом, а осенью становятся желтыми. Весной на березе появляются сережки. Береза растет в лесу и в парках. Она дает тень и красивые березовые листья.” Практика: Педагог предлагает детям описать другие деревья и кустарники по картинкам, опираясь на схему. Можно предложить описать дерево, которое они видели на прогулке. Дети по очереди или небольшими группами рассказывают. Педагог поощряет, помогает, исправляет ошибки.

Слайд 9

IV. Физкультминутка “Мы – деревья” (2-3 мин) Имитация движений: Педагог: “А теперь давайте сами превратимся в деревья!” “Ветер дует нам в лицо,” (Дети машут руками, как будто от ветра) “Закачалось деревцо.” (Наклоняются в стороны) “Вправо-влево, вправо-влево,” (Наклоняются влево и вправо) “Очень крепкое оно.” (Приседают и встают, показывая “крепкие корни”) “А теперь давайте покажем, как тянутся к солнышку наши листочки.” (Поднимают руки вверх, растопырив пальцы) “И как ветер шелестит в их кроне.” (Наклоняют руки в стороны, покачивая ими)

Слайд 10

V. Работа с Блоками Дьенеша “Строим дерево” (10-15 мин) Введение в игру: Педагог: “Ребята, мы с вами научились описывать деревья. А теперь давайте попробуем построить свои собственные деревья из волшебных блоков.” Объяснение задания: Педагог: “У каждого из вас есть набор блоков Дьенеша. Нам нужно выбрать блоки, которые будут похожи на части дерева.” (Педагог показывает примеры, задает вопросы): “Какой блок может быть стволом? (Можно выбрать высокий, толстый, определенного цвета – коричневый, серый).” “Какие блоки будут ветками? (Можно выбрать тонкие, разной формы).” “Какие блоки могут быть листьями? (Можно выбрать плоские, разной формы и цвета).” “А что будет символизировать плоды или цветы? (Маленькие круглые или квадратные блоки).” Самостоятельная работа детей: Дети выбирают блоки и собирают свои деревья. Педагог наблюдает, помогает, задает вопросы: “Расскажи, какое дерево у тебя получилось? Из каких блоков ты его собрал? Почему ты выбрал именно такой ствол/ветки/листья?” “Какого цвета у тебя листья? Какие они по форме?” “Какие плоды у твоего дерева?” Варианты усложнения: “Построй дерево, которое растет в лесу.” (Предложить выбрать блоки, соответствующие определенному типу дерева). “Построй дерево, на котором растут ягоды.” “Построй кустарник.” (Предложить собрать много стеблей, растущих от земли).

Слайд 11

V. Работа с Блоками Дьенеша “Строим дерево” (10-15 мин)

Слайд 12

VI. Подведение итогов занятия. Рефлексия (3-5 мин) Выставка детских работ: Педагог: “Посмотрите, какие замечательные деревья и кустарники у вас получились! Давайте оставим их на столе, чтобы все полюбовались.” Обсуждение: Педагог: “Что нового вы сегодня узнали?” “Что вам больше всего понравилось на занятии?” “Что было самым трудным?” “Помогла ли вам схема-алгоритм описывать деревья?” “Смогли ли вы с помощью блоков Дьенеша построить дерево?” Заключительное слово: Педагог: “Ребята, вы сегодня отлично поработали! Вы научились описывать деревья и кустарники, строить их из волшебных блоков. Помните, что деревья и кустарники – наши друзья. Давайте беречь природу!” “Спасибо вам за интересное занятие!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: "Зима"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Тема: «ЗИМА»

обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Одежда, обувь, головные уборы».

Очень интересное занятие. Дети на поезде отправляются в путешествие. На станциях остановках они выполняют дидактические упражнения по развитию лексико-граммматического строя речи и связной речи....

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с ОНР по теме: "Пища. Посуда"

Предоставляю вашему вниманию конспект своего занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме недели: "Пища. Посуда". Конспект сопровождается презентацией для интерактивной доски. ...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы на тему «Домашние животные»

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: Домашние животные. Образовательные задачи:• Учить детей составлять описательные рассказы;• Закреплять знания р...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы на тему: «Мир профессий»

Конспект занятия по развитию речидля детей подготовительной группына тему: «Мир профессий»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с ТНР по теме: «Зимние забавы ».

Занятие на закрепление и систематизацию знанийу детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ о зимних видах спорта и развлечениях...