Методы работы с детьми РАС
консультация по коррекционной педагогике
Эфффективные методы и приемы коррекции нежелательного поведения у детей с РАС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные методы приемы коррекции нежелательного поведения при организации работы с детьми с РАС.
#1052;етод прикладного анализа поведения — это научно обоснованный подход к работе с детьми с РАС, основанный на принципах бихевиористской теории. Его цель — развивать навыки, уменьшая нежелательное поведение, через систематическую работу и поощрение.
Основные характеристики метода АВА:
Целенаправленность и структурированность. Работа строится по индивидуальному плану, разработанному на основе всесторонней оценки ребенка.
ABA-терапия помогает системно понять и изменить причины проблемного поведения, обучить ребенка новым навыкам, замещающим нежелательные действия, и создать среду, способствующую позитивному развитию. Такой подход способствует улучшению качества жизни ребенка и окружения.
В центре внимания — обучение конкретным навыкам (коммуникация, социальные взаимодействия, самостоятельность) и снижение проблемного поведения.
Использование положительного подкрепления. За правильные действия ребенка поощряют (примеры: похвала, награды, доступ к желанным предметам), что способствует закреплению навыка.
Разделение задач на маленькие шаги. Обучение происходит постепенным образом: сложные навыки разбиваются на более простые этапы для эффективности. Это облегчает ребенку усвоение нового, что снижает фрустрацию и связанные с ней проблемные проявления нежелательного проблемного поведения.
#1046;етонная система — это поведенческий метод подкрепления, основанный на использовании жетонов (или символов), которые служат внутренним вознаграждением за выполнение заданий или позитивное поведение. Эта система широко применяется в работе с детьми с РАС, учащимися с особенностями развития или в поведении в целом.
За выполнение конкретных заданий или хорошее поведение ребенок получает жетон (или другой символ, например, наклейку).Обратное накопление жетонов.
Накопленные жетоны можно обменять на более значимую награду или привилегию (например, игру, сладость, просмотр мультфильма или любимое занятие).Важна четкая структура «за что и сколько жетонов» можно получить, что способствует формированию у ребенка понимания правил. Система вызывает у ребенка интерес к выполнению заданий и способствует развитию самоконтроля. Жетонной системой можно работать над улучшением коммуникативных навыков , следование инструкциям , запоминание и повторение последовательностей , выполнение заданий по этапам , овладение простыми учебными заданиями (различение цветов, форм, чисел) , ведение диалогов и обменом информацией . Жетонная система — универсальный инструмент для развития широкого спектра навыков у детей с РАС, она стимулирует положительное поведение, повышает мотивацию и способствует успешной адаптации.
#1052;етод работы с карточками ПЕКС — это система обучения коммуникации с помощью визуальных карточек, предназначенная для развития у детей с РАС или другими коммуникативными нарушениями навыков альтернативной и дополнителъной коммуникации.
Основные принципы метода :
Обучение через обмен карточками: ребёнок учится обменивать карточки с изображениями на желаемый предмет или действие. Пошаговое развитие навыков коммуникации: от простого обмена карточками до формирования сложных предложений. Использование визуальных средств: карточки с изображениями, которые помогают яснее понять и выразить свои желания и потребности. Ребенок учится взять карточку с изображением и передать её взрослому или тьютору, чтобы получить желаемое. Важен поощрительный подход, положительное подкрепление за любой обмен. Расширение коммуникационных навыков. После освоения простого обмена — развитие умения выбирать карточку из коллекции, которая лучше всего соответствует желанию. Постепенное введение новых карточек и различных ситуаций. Построение простых предложений. Когда ребенок научится обменивать карточки, ему помогут составлять простые фразы (например, "Я хочу [карточка]" + конкретное желание).Эти навыки развиваются поэтапно, постепенно увеличивая сложность. Помогают развитию инициативности и самостоятельности. Это могут быть как картонные карточки и альбом для них ,так же могут быть приложением в планшете.
#1042;изуальные расписания — это педагогический и поведенческий инструмент, основанный на использовании изображений, карточек, символов или текста для структурирования дня, задач или последовательности действий. Этот метод широко применяется при работе с детьми с РАС , поскольку помогает повысить понимание, самостоятельность и снизить тревожность, вносит ясность и структурированность . Визуальное расписание показывает последовательность действий или событий, что помогает ребенку ориентироваться во времени и знать, что будет дальше , что снижает вероятность проявления нежелательного , проблемного поведения . Визуальные расписания помогают ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире , формируют понимание, что некоторые задачи состоят из нескольких шагов. Снижается вероятность навязчивых действий или поведения, связанного с неопределённостью. Помогают понять социальные нормы, обучают правильному поведению в различных ситуациях. Помогают понять смысл слов и инструкций через визуальные образы. Формируют умение планировать свои действия. Обучают видеть целостную картину и разбивать задачи на этапы. Учит выполнять рутины самостоятельно (одевание, умывание), что снижает зависимость от взрослых.
#1057;енсорная интеграция — это методика, направленная на развитие способности организма воспринимать, интерпретировать и реагировать на сенсорную информацию из окружающей среды. Этот подход используется для улучшения сенсорных процессов у детей с нарушениями в развитии. Занятия проводятся в игровой, привлекательной для ребенка форме, что способствует мотивации и снижает стресс. Основные компоненты сенсорной интеграционной терапии:
Тактильная стимуляция. Использование мягких и жестких материалов, массаж, игры с песком, водой, тестом. Вестибулярная стимуляция. Занятия на качелях, балансирных досках, вращение, покачивание. Проприоцептивная стимуляция.
Включает давление, натяжение, толчки — например, перенос тяжестей, массаж, упражнения с сопротивлением. Аудиальная и визуальная стимуляция.
Использование звуковых игрушек, музыкальных инструментов, световых эффектов.
Сенсорная интеграция повышает способность справляться с тревогой, стрессом и раздражительностью. Ребенок лучше реагирует на сенсорные стимулы, что снижает негативные реакции. усиливается способность фокусировать внимание. Продлевается время активности без отвлечений, улучшается восприятие и распознавание эмоциональных состояний других людей (зрительный контакт, невербальные сигналы). Повышается взаимодействие с окружающими. Через развитие тактильных и моторных навыков улучшается выполнение повседневных задач: одевание, кормление, гигиена. Сенсорная интеграционная терапия помогает ребенку лучше воспринимать и обрабатывать сенсорную информацию, что способствует развитию моторных навыков, эмоциональной стабильности, внимания, самостоятельности и социального взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»
Сообщение из опыта работы«Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»Музыкальный руководитель: Н.Ю. Жидкова ...

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)
Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...

Презентация опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Презентация обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...

Обобщение опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
План работы МО "Инновационные методы работы с детьми ОВЗ"
Оказание помощи воспитателям групп в речевом развитии детей с ОВЗ....

Из опыта работы «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию социально-нравственных качеств»
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает...
