Дидактические игры в работе дефектолога
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ ДЕФЕКТОЛОГА
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры, т.к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный и чувственный опыт.
Дидактические игры в работе дефектолога являются одним из лучших методов обучения, способствующим всестороннему развитию личности ребенка. Они делают процесс обучения интересным, познавательным и эффективным, помогая детям легко и с удовольствием усваивать новые знания и навыки.
Дидактические игры необходимо использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.
Развитие когнитивных функций: Дидактические игры – это мощный инструмент для тренировки внимания, памяти, мышления и речи. Они помогают ребенку научиться анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и делать выводы. Игры, направленные на развитие внимания, учат ребенка концентрироваться и не отвлекаться. Игры на развитие памяти помогают запоминать информацию и воспроизводить ее.
Социализация и коммуникация: Дидактические игры, особенно групповые, способствуют формированию социальных навыков. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, сотрудничать, соблюдать правила, слушать и выражать свое мнение. Игры помогают развить коммуникативные навыки, умение вести диалог и договариваться. Роль дефектолога в этом процессе – создание поддерживающей среды, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверенно.
Практическое применение: Важно, чтобы знания и умения, полученные в дидактической игре, находили применение в реальной жизни. Дефектолог должен помогать ребенку устанавливать связь между игрой и окружающим миром, показывать, как полученные знания могут быть использованы в повседневных ситуациях. Это способствует формированию осознанного отношения к учебе и развитию интереса к познанию.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
Дидактическая игра «Спрячь крышку в бочонок»
Цель: закрепление умения соотносить однородные предметы по цвету.
Материал: крышки разных цветов, коробка с бочонками разных цветов, чудесный мешочек.
Ход игры
Дети садятся за стол. Педагог задает им вопросы, ориентируясь на бочонки:
- Каких цветов цветочки на бочонках?
- Какого цвета крышечки? (и др.)
Дети, ориентируясь на свои знания о цветах, подбирают нужную крышечку к цветочку такого же цвета.
Дидактическая игра "Надень коту сапожки"
Цель: развивать умение подбирать парные предметы по цвету.
Оборудование: картинка Кота в сапогах, несколько пар сапожек разного цвета.
Ход игры.
Ребёнку предлагается обуть кота. При этом педагог сначала предлагает выбрать два одинаковых сапожка. А в дальнейшем, как вариант игры, выбирает сапог одного цвета, а ребёнок должен подобрать пару.
Дидактическая игра "Наряди птичку"
Цель: развивать умение подбирать парные предметы по цвету.
Оборудование: птички разных цветов, бантики на липучках таких же цветов как птички.
Ход игры:
Педагог предлагает украсить птичку и подобрать ей бантик такого же цвета. Как сама птичка.
Дидактическая игра «Посади букашку на цветок»
Цель: развитие умения соотносить предметы по цвету.
Оборудование: цветок с семью лепестками разного цвета, букашки и прищепки такого же цвета.
Ход игры.
Педагог предлагает посадить букашку на лепесток такого же цвета как букашка и чтобы она не улетела закрепить букашку прищепкой.
Дидактическая игра «Выложи картинку из пробок»
Цель: формирование умения выкладывать картинку по схеме, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: картинки –схемы, цветные пробки.
Ход игры.
Педагог предлагает ребёнку картинку- схему, с выделенными кружочками, местами для выкладывания из пробок. Рассматривает с ребёнком картинку. Затем показывает разноцветные пробки и ребёнок должен выложить пробки на рисунок в соответствии с цветом рисунка.
Дидактическая игра «Пробки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация логического мышления.
Оборудование: дощечки с наклеенной липкой лентой, одна полоска – лента одной стороны, другая –лента другой стороны; пробки с липучкой разных сторон.
Ход игры.
Педагог предлагает закрепить пробки на дощечке. Т.к. лента липучки наклеена разной стороной на дощечку и на пробки, то ребёнок должен догадаться и подобрать правильную пробку. Если пробки держатся крепко и не падают, то задание выполнено верно.
Многофункциональная игра «Ёжик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация логического мышления.
Оборудование: ёжик из фетра с разными пуговицами, листья с петельками, дерево с яблоками и листьями, которые крепятся разными способами- крючками, пуговицами, кнопками; полянка с цветочками на липучках.
Ход игры:
1 Вариант:
Педагог предлагает закрепить листья на ёжика, яблоки на дерево, цветочки на полянку.
2 Вариант:
Педагог предлагает закрепить определённое количество листьев, яблок и цветочков. Дети должны поститать и закрепить правильно.
3 Вариант:
Пособие используется для решения арифметических задач.
Дидактическая игра «Стиральная машина»
Цель: развитие умения различать цвета.
Оборудование: коробочки в виде стиральных машин - автоматов с барабанами разных цветов, одежда таких же цветов.
Ход игры:
Педагог предлагает ребёнку подобрать для каждой стиральной машины одежду соответствующего цвета.
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация логического мышления.
Оборудование: домики разного цвета с окошками из разных геометрических фигур, геометрические фигуры соответствующие окошкам.
Ход игры:
Педагог говорит, что наступила ночь и надо закрыть окошки в домиках, для этого нужно подобрать геометрические фигуры, которые подойдут по цвету и форме и закроют окошки на ночь.
Дидактическая игра «Чей хвост?» (с прищепками)
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление знаний детей о диких животных.
Оборудование.
Картинки с животными, у которых нет хвостовой. И картинки хвостов, приклеенные на прищепки.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть диких и домашних животных и задает вопрос: «Чего не хватает?».
Tatiana Volkova, [20.10.2025 21:25]
Предлагает детям подобрать соответствующий хвост, для животного. Дети находят хозяина хвоста, и прикрепляют его на место. Педагог обращает внимание на правильные ответы на вопрос: - чей хвост? (лисий, волчий, и т. д).
Дидактическая игра «Подбери пару обуви» (с липучками).
Цель: формирование умения сопоставлять предметы и на основе сходства и различия, находить одинаковые.
Ход игры:
Педагог разворачивает пары обуви (сапоги) лицевой стороной, перемешивает их. Просит детей подобрать пару. На первом этапе освоения игры обращать внимание на правильное составление пары. Затем усложнить задачу, добиваясь правильного подбора пары по расцветке. После освоения игры дети могут играть самостоятельно.
Дидактическая игра «Разноцветные рыбки» (на липучках).
Цель: развивать умение выбирать предметы определенного цвета.
Оборудование.
В состав игры входит 4 игровых поля. На каждом поле изображено по две банки (большая и маленькая). Крышки у банок разного цвета. Силуэты разноцветных рыбок (большие и маленькие). Цвета рыбок соответствуют цветам крышек на банках.
Ход игры:
В игру можно играть, используя несколько вариантов:
Вариант
предложить ребенку к каждой банке подобрать соответствующих по цвету рыбок (к банке с красной крышкой – красных рыбок, к банке с зеленой крышкой – зеленых и т.д.).
Вариант
предложить ребенку «поселить» рыбок в банки, соответствующие по размеру (в большие банки – больших рыбок, в маленькие банки – маленьких рыбок).
Вариант
предложить ребенку положить рыбок в банку, которая соответствует по цвету и размеру.
Дидактическая игра «Укрась матрёшку»
Цель: развитие мелких движений рук, умения соотносить геометрическую фигуру с контуром.
Оборудование: матрёшки с сарафанами, украшенными разными геометрическими фигурами, соответствующие геометрические фигуры.
Ход игры.
Педагог предлагает ребёнку украсить сарафан для матрёшки. Ребёнок должен подобрать соответствующую по контуру и цвету фигуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад-практикум "Использование дидактической игры в работе с дошкольниками"
В докладе представлены примеры дидактических игр по предметам....

Дидактические игры в работе логопеда
Хочу привести Вам несколько игр, которые я активно применяю в своей логопедической практике....
«Музыкально-дидактические игры для работы воспитателя с детьми 3-8 лет во II половине дня»
Из опыта работы музыкального руководителя Кетеджян Нины Николаевны. Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших видов музыкальной деятельности т.к. объединяют все её виды. ...
доклад "Использование настольно-печатной дидактической игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста".
Доклад об использовании настольно-печатных дидактических игр в старшей группе детского сада...

"Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками"
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих с...

Дидактические игры для работы по формированию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
В воспитании и организации жизни и деятельности детей на четвертом году жизни дидактические игры на развитие моторики занимают еще большее место.Существует великое множество различных упражнений и...
