Развитие мимической моторики и пантомимики как средство коррекции тяжелых нарушений речи и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Описание педагогического опыта по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 813.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта
Воспитателя Усталовой Елены Владиславовны КГБОУ "Красноярская школа №2" (дошкольное отделение)
Тема:«Развитие мимической моторики и пантомимики как средство коррекции тяжелых нарушений речи и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста»
Работая не первый год с детьми с тяжелыми нарушениями речи, одной из важных ролей отдаю мимике и пантомимике.
Они помогают ребятишкам понять эмоции, а также выразить свои чувства, когда им это сложно выразить словами, помогает развивать и понимание речи, улучшить навыки общения.
Мимика тесно связана с артикуляцией и стимулирует ребёнка изображать на лице разные эмоции, способствует развитию ребёнка не только мимической, но и артикуляционной моторики (развивает подвижность губ и щёк).
Актуальность и перспективность опыта
В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) особое внимание уделяется созданию условий для развития личности детей, их социальных и коммуникативных компетенций. Для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) это является одной из наиболее сложных, но приоритетных задач. Традиционные логопедические методы часто не достаточны для полноценного формирования эмоционального интеллекта и невербальных навыков общения.
Актуальность моего опыта заключается в комплексном подходе к преодолению коммуникативных барьеров у детей с ТНР через целенаправленное развитие мимической моторики и пантомимики. Данное направление работы является перспективным, так как оно напрямую связано с развитием артикуляционной моторики, эмоционального восприятия и социальной адаптации ребенка, что закладывает фундамент для успешной коррекции речевых нарушений и интеграции в социум.
Теоретическая база опыта
В основе опыта лежат научные положения о связи речевой и двигательной функций (труды Л.С. Выготского, А.Р. Лурии), где развитие тонкой моторики, включая мимическую, стимулирует речевые центры головного мозга. Методика также опирается на принципы системности, онтогенетический принцип (от простого к сложному) и принцип полисенсорного подхода к коррекции нарушений.
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: Коррекция тяжелых нарушений речи и социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через систему целенаправленной работы по развитию мимической моторики и пантомимики.
Задачи:
1. Образовательные: Сформировать у детей представления об основных эмоциях (радость, гнев, удивление, страх, отвращение, недовольство) и их мимическом выражении.
2. Коррекционно-развивающие:
– Развивать качество, точность и объем движений мимической мускулатуры.
– Совершенствовать артикуляционную моторику через мимические упражнения.
– Развивать умение понимать и интерпретировать эмоциональное состояние окружающих.
– Способствовать развитию межполушарного взаимодействия и зрительного восприятия.
3. Воспитательные: Воспитывать навыки эмпатии, невербального общения и уверенности в себе.
Ведущая идея опыта
Ведущей идеей является интеграция развития мимики и пантомимики в ежедневный образовательный и коррекционный процесс как ключевого элемента, связывающего эмоциональное, коммуникативное и речевое развитие ребенка с ТНР. Система работы строится на последовательном переходе от узнавания и воспроизведения базовых эмоций к их творческому применению в игровой и театрализованной деятельности.
Технология опыта
Работа выстроена поэтапно с соблюдением принципов индивидуального подхода, систематичности, последовательности (от простого к сложному) и вариативности.
Этапы работы:
1. Подготовительно-мотивационный: Знакомство с основными эмоциями через наглядные пособия («Кубик настроения», иллюстрации сказочных героев, карточки-пиктограммы).
2. Репродуктивный: Выполнение упражнений на воспроизведение мимических поз по образцу. Используется дидактическая игра «Волшебное зеркало», упражнения «Ответь мимикой», «Нарисуй эмоции».
3. Творческий: Применение сформированных навыков в продуктивной деятельности: организация театрализованных игр, драматизаций сказок, этюдов.
Коррекционно-развивающий комплекс включает упражнения:
– «Горячий чай», «Хомячок», «Толстяки и худышки» – для развития подвижности щек и губ.
– «Хоботок», «Дудка» – для развития мышечного тонуса.
– «Нарисуй глазами» (геометрические фигуры, цифры) – для расширения пространства зрительного восприятия и развития межполушарного взаимодействия.
Результативность и эффективность опыта
Систематическая работа по данному направлению позволяет достичь стабильно положительных результатов:
– Повышается точность и дифференцированность движений мимической и артикуляционной мускулатуры.
– Дети увереннее распознают и выражают базовые эмоции, снижается уровень психоэмоционального напряжения.
– Наблюдается положительная динамика в развитии импрессивной и экспрессивной речи.
– Развиваются навыки невербальной коммуникации, что способствует успешной социализации детей в группе сверстников.
Игры и упражнения на развитие мимической моторики и пантомимики для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
– «Люблю – не люблю»
Цель: развивать воображение и мимические движения.
Описание: ребёнку на руку одевается рукавичка с веселой и грустной мимикой лица. На первом этапе взрослый, воспитатель, (а в дальнейшем может и ребёнок) называет разнообразную пищу, сказочного персонажа... А играющий показывает рукавичкой своё отношение к названному предмету.
– «Магазин зеркал»
Цель: развить способность понимать невербальные средства общения.
Описание: ребёнку предлагают стать покупателем в магазине зеркал. Он выбирает зеркало («покупает»), но для этого ему необходимо повторить ту эмоцию, что изображена на зеркале.
– «Музей»
Цель: развить умение понимать и интерпретировать эмоциональное состояние окружающих.
Описание: детям дают яркие рамки. Заранее обговаривается краткий сюжет и герои (король – строгий, сердитый, королева – добрая, принцесса – весёлая...). Взрослый (экскурсовод) рассказывает: «Уважаемые посетители нашей выставки, посмотрите на эту картину (произведение искусств). Вы видите на картине короля (ребёнок эмоциями показывает), королеву (ребёнок эмоциями показывает) и маленькую принцессу». Вариативность (можно взять любых сказочных героев).
– «Зеркало»
Цель: развить точность и объём движений мимической мускулатуры (эмоциональную выразительность).
Описание: Ведущий (взрослый, ребёнок) поочередно изображает различные эмоции (радость, грусть, удивление...), а другие участники угадывают их.
Разработанный комплекс игр и упражнений может быть успешно адаптирован и внедрен в практику работы других педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЕАПРВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
"Использование элементов сказкотерапии как средства развития социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста."
Статья для педагогов (консультация)....
Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Доклад на педагогические чтения...

Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"...

Материал для выступления на педагогическом часе на тему "Нейроритмика как средство коррекции тяжелых нарушений речи"
Материал для выступления на педагогическом часе на тему "Нейроритмика как средство коррекции тяжелых нарушений речи"...
Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие социально - эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Человек ежедневно испытывает десятки различных эмоций. Радость, грусть, уныние, гнев, ненависть и эйфорию. Как наш мозг генерирует столь разнообразные реакции на события. Почему мы чувст...








