Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие социально - эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
методическая разработка

    Человек ежедневно испытывает десятки различных эмоций. Радость, грусть, уныние, гнев, ненависть и эйфорию. Как наш мозг генерирует столь разнообразные реакции на события. Почему мы чувствуем, то, что чувствуем и можно ли научиться управлять своими эмоциями? Понимание эмоционального состояния других людей – обязательный компонент общения.

А общаться нам приходится каждый день...........

....В нашем дошкольном учреждении создана замечательная развивающая среда.

В каждой группе организованы уголки театрального творчества. Существуют разного размера ширмы и виды театров: бибабо – более 70-ти кукол, 12 комплектов кукольного театра, «Наручный» театр – это пальчиковые куклы игрушки — «перчатки», театр масок и костюмов, настольный, магнитный и плоскостной, театр игрушек, куклы – марионетки, «Волшебные Гонзики» - это смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках у детей и взрослых. И конечно теневой театр, волшебство которого покорило не только детей, но и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

Центр развития ребенка – детский сад первой категории №19 «Ивушка» г.Сальска

Сообщение

из опыта работы по теме:

«Развитие социально - эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

 

                                                                    музыкальный руководитель  

                                                                    высшей квалификационной категории  

                                                                    МБ ДОУ № 19 «Ивушка» г.Сальска

Лепешкина Елена Алексеевна

Добрый день, уважаемые коллеги!

Древний философ Спиноза говорил: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».  

Улыбнитесь друг – другу!

Человек ежедневно испытывает десятки различных эмоций. Радость, грусть, уныние, гнев, ненависть и эйфорию. Как наш мозг генерирует столь разнообразные реакции на события. Почему мы чувствуем, то, что чувствуем и можно ли научиться управлять своими эмоциями?

Понимание эмоционального состояния других людей – обязательный компонент общения. А общаться нам приходится каждый день.

Как вы думаете, чем выделяется человек с высоким эмоциональным интеллектом?

 отличается большей работоспособностью и продуктивностью;

 больше остальных доволен своей внешностью;

 точнее других определяет эмоции по мимике;

 ответственно относится к учебе, а в дальнейшем к работе

 залог продуктивных и крепких отношений в своей семье.

Какая интересная тема!!!  Как вы считаете - эта тема актуальна?

 

А вы считаете, она актуальна только для взрослых? А для детей?

Мы знаем, что именно в период дошкольного детства устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром, происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир, отношения к окружающим. Работая в детском саду, мы замечаем, что наши дошкольники легко называют планеты, перечисляют десятки динозавров, но к сожалению, тяжело общаются со сверстниками.

Родители уделяют больше внимания интеллектуальному развитию и мало уделяют  эмоциональному  состоянию.

Именно поэтому, уважаемые коллеги, нам важно вовремя научить ребенка дружить со своими эмоциями, а не подавлять их, формируя у дошкольников эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и взрослым людям, а также развивать умения, необходимые для адекватного поведения в обществе.  Успешными становятся те, кто понимает себя и тонко чувствует окружающих.

И так, что же такое «социальный интеллект дошкольника»? Это процесс усваивания ценностей, традиций и культуры общества, в котором ребенку предстоит жить, это способность понимать мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия.    

   

А, что включает в себя понятие «эмоциональный интеллект ребенка» - это способность   воспринимать, распознавать, понимать и проявлять эмоции. Управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Это основа развития адаптации и социализации ребенка в детском коллективе и в обществе в целом.

Если обобщить эти два понятия вместе, то мы получаем следующее:

Социально-эмоциональный интеллект — это способность разбираться в социальном и эмоциональном мире человеческой жизни: понимать свои и чужие эмоции, разбираться в эмоциональной подоплеке взаимоотношений, применять свою эмоциональную и поведенческую гибкость при решении возникших задач и ситуаций.

Реализуя ФОП ДО, а именно художественно-эстетический блок, мы как музыкальные руководители, пришли к выводу о том, что проблема развития социально - эмоционального интеллекта может прекрасно решаться   средствами театрализованной деятельности. Тем более, что этот раздел вошел официально в программу.

Мы познакомились с исследованиями зарубежных и отечественных учёных и педагогов.  

Лев Семёнович Выготский отмечал, что, именно театрализация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».  

Анна Иосифовна Буренина говорит о том, что одним из важных средств развития эмоциональной сферы ребенка, является театрализованная деятельность.  

По мнению Майи Ивановны Родиной «театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей отзывчивости, т. е. умения распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, способности ставить себя на его место в разных ситуациях, находить адекватные способы содействия».  

Для реализация данного направления  конечно необходимо   создать определенные условия. Для повышения профессиональной компетенции   мы  прошли курсы повышения квалификации, прослушали авторские семинары.

Почему я говорю мы? Потому что в  нашем дошкольном учреждении этой проблемой занимаются все педагоги, так как формирование социально -  эмоционального интеллекта прослеживается во всех образовательных областях.

Инновационный опыт педагогов практиков мы изучаем через участие во Всероссийской творческой группе «Ритм», под руководством Анны Иосифовны Бурениной.

Наши педагоги побывали на стажировочной площадке в Санкт – Петербурге, где так же под руководством Бурениной А.И. и Родиной М. прошли обучение по теме «Духовно – нравственное воспитание дошкольников на основе традиционных российских ценностей в музыкально – театрализованной деятельности»

Свою работу строим в соответствии с требованиями ФОП ДО на основе парциальных программ: «Кукляндия» Родиной М. И.,

«Тутти», А.И. Бурениной, Тютюнниковой Т.Э.,

«Ритмическая мозаика» Бурениной А.И..

 «Гармония» под ред. Тарасовой К.В.,  Нестеренко Т.В. , Рубан Т.Г..

А.И. Бурениной «Топ – хлоп,  малыши».

Используем методическое пособие «Волшебные гонзики».

Что бы отследить динамику интеллектуального и социально - эмоционального развития наших воспитанников мы использовали комплект диагностического пособия «Ориентиры развития ребенка».  Который создан  на основе многолетних исследований Института возрастной физиологии Российской академии образования. (авторы: Марьяна Михайловна Безруких, Татьяна Филиппова и Алла Верба)  

Полученные данные стали основанием для  формирования цели:

создание условий, стимулирующих развитие социально - эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.      и задач. (на слайде)

 

В своей работе мы следуем принципам:

• Эмоциональный комфорт (чтобы всем было интересно, весело, радостно);

• Креативность (творческий подход к организации, способу деятельности, выбору роли, материала);

• Вариативность и разнообразие (проектов, образовательных ситуаций,

материалов);

• Минимакса (участие детей с разным уровнем возможностей, возрастных и индивидуальных,  в различных формах активности);

• Принцип интеграции (интеграция содержания различных видов

деятельности: музыкально театрализованной, двигательной,

изобразительной, коммуникативной, речевой);

• Принцип деятельности (развитие происходит в процессе активности

ребенка, его полной вовлеченности в музыкально - театрализованную

деятельность).

В дошкольном учреждении создана замечательная развивающая среда. В каждой группе организованы  уголки театрального творчества. Существуют  разного размера  ширмы и виды театров: бибабо – более 70-ти кукол, 12 комплектов кукольного театра, «Наручный» театр – это пальчиковые куклы  игрушки — «перчатки», театр масок и костюмов, настольный, магнитный и  плоскостной, театр игрушек, куклы – марионетки, «Волшебные Гонзики» - это смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках у детей и взрослых.  И конечно теневой театр, волшебство которого покорило не только детей, но и педагогов.

Организована костюмерная с базовыми, универсальными и конкретными костюмами; созданы новые костюмы для инсценирования сказок.

Подобраны атрибуты для музыкально - театрализованной деятельности, музыкальные инструменты;

Изготовлен комплекс музыкально - дидактического оборудования:

картотека музыкальных игр для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, картотека речевых игр для детей, дидактические пособия: «Волшебная карзинка», карточки «Эмоции», «Три мяча»,

«Маски эмоций»; «Волшебные облочка», «Зеркало эмоций».

• в группах созданы зоны музыкального - театрализованного развития: для занятий детей над образами персонажей спектакля, посредством выразительных средств: интонации, мимики, жестов установлены зеркала.

Накопленный практический материал помогает в увлекательной форме проводить театрализованные досуги, развлечения, организовывать мюзиклы, спектакли.

Организация разнообразных видов театрализованной деятельности позволяет формировать опыт социальных навыков поведения.  Мы опираемся на литературные произведения или сказки для детей дошкольного возраста, которые имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. А благодаря театру имеет возможность   выражать собственное отношение к добру и злу. 

Очень важно, что театрализованная деятельность – это еще и  один из  эффективных методов коррекционной работы.  Так как мы работаем и с детьми в группах комбинированной направленности - нам очень важно создать эмоционально благоприятную ситуацию, в которой, даже, самые необщительные и скованные дети начнут вступать  в диалог,   преодолеют робость, неуверенность в себе, застенчивость. Познают радость, связанную с преодолением трудности общения и выражения себя.

Участвуя в группе «Ритм» нам посчастливилось познакомиться с  педагогом - психологом Светланой Вячеславовной Макушкиной,  автором парциальной программы «Умные игры в добрых сказках», которая  говорит: «Каждая сказка – это настоящая сокровищница образовательных и воспитательных задач. Во время подготовки к театральной постановке ребята знакомятся с чертами характера героев и отражают их эмоционально. Эмоции воздействуют на все познавательные процессы: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление, речь. Воспитанники не просто слушают сказку или рассказ, они эмоционально ее проживают, прежде чем приступить к распределению ролей и постановке».

Мы используем разные виды театральных постановок где все роли исполняют дети, дети и взрослые.  В подготовке к спектаклям, как правило, принимает участие большая часть  коллектива  дошкольного учреждения и родители.     При выборе темы  театрализованной постановке мы опираемся на календарный  план воспитательных мероприятий.  

В своей работе по развитию социально -  эмоционального интеллекта мы выделяем ряд  направлений:

Первое направление знакомство младших дошкольников с основными базовыми  эмоциями   при чтении  сказок, рассказов,  потешек,  стихов, а также при  рассматривании с детьми  сюжетных картинок.

Ребята  учатся определять характер героев,  угадывают и объясняют,  какое чувство переживает его герой и почему.

Второе направление: дети  на практике учатся изображать  соответствующие эмоции мимикой и жестами.

Для решения этих  задач подобраны дидактические игры: «Азбука настроений», «Театр настроений», «Угадай эмоцию».

Также применяется «Ролевая гимнастика», которая помогает познавать чувства другого человека, развивает эмпатию.

Используются упражнения на развитие интонационной стороны речи: например, «Произнеси слова с разной интонацией» (зло, радостно, задумчиво, с обидой)

Третье направление: распределяются роли и ставятся совместные спектакли по сказкам: «Теремок», «Осенний огород», «Репка», «Колобок», «Цветик – семицветик» и другие.

 В выборе персонажей учитывается желание, индивидуальные особенности детей, их характер и поведение, взаимодействие между собой, сотрудничество в паре.

                 В итоге дети овладевают навыками самостоятельной театрализованной деятельности: сами подбирают себе костюмы, атрибуты, выбирают роли.

Таким образом, театрализованная деятельность шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком, во всем своем разнообразии формирует социально -эмоциональную, духовно-нравственную сферу ребенка, от понимания эмоции, к ее передаче и трансформации.

Четвертое направление. Работу над развитием социально -  эмоционального интеллекта у дошкольников невозможно проводить без тесного сотрудничества с родителями воспитанников.

Постоянное общение помогает создать доверительные отношения, лучше узнать особенности ребенка, расширить культурное поле родителей и детей, помогает созданию единого образовательного пространства и решению задач Программы просвещения родителей

Важно донести до родителей, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья.

С этой целью проводила различные консультации «Зачем ребёнку кукольный театр?», «Овладеть своим настроением»;

Проводим индивидуальные  утренние беседы, консультации по подготовке костюмов, подготовка к роли.

Также мы привлекаем  родителей к участию в совместных мероприятиях: «День матери», «День Нептуна», «Масленица», активное участие принимают  на общем родительском собрании в инсценировки сказок.

Пятое направление – трансляция педагогического опыта.

В декабре 2023 года на семинаре для руководителей дошкольных учреждений мы поделились опытом работы по теме «Инновационные технологии в театрализованной деятельности в ДОУ».

На официальном сайте ДОУ и на странице нашего сообщества ВК,  в приложении Telegram, на наших личных страницах сайта nsportal.ru  размещаем методические рекомендации и информацию о совместной деятельности с детьми и взрослыми.

Перспективы  работы:

  1. Продолжать участие в работе Всероссийской Творческой группы педагогов ДОО «Р.И.Т.М.», в составе творческой группы инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» под руководством кандидата педагогических наук А. И. Бурениной.  
  2. Совместно с педагогами ДОУ разработать  и реализовать  долгосрочный проект «Театр эмоций».
  3. Создать  интерактивные информационные модули для родителей воспитанников (тесты, презентации, анкеты обратной связи).
  4. Продумать организацию новых музыкально – театрализованных спектаклей с участием детей, педагогов и родителей.

Транслировать педагогический опыт по данной теме на различных уровнях: публикации методических разработок образовательной деятельности, статей на образовательных порталах; участие в городских методических мероприятиях.  

Подводя итоги, стоит отметить, что формирование социально – эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте   очень значимо, а театрализованная деятельность является идеальным инструментом воспитания не только здорового и образованного ребенка, но еще и социально - эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.  

Предлагаю одним предложением оформить основную идею нашего общения для чего нужно развивать у ребенка социально -  эмоциональный интеллект средствами театральной деятельности?

Да просто, чтобы он был счастливым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн"

Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна....

Развитие социально – эмоциональной сферы у детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности

Дошкольное детство – это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются общие способности необходимые любому человеку в любом виде деятельности....

Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение ...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность — это мощный инструмент для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Она не только способствует пониманию и выражению эмоций, но и формирует...

Семинар-практикум «Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через игру»

Семинар-практикум«Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через игру»...