Материал для выступления на педагогическом часе на тему "Нейроритмика как средство коррекции тяжелых нарушений речи"
презентация по логопедии

Данилова Ксения Дмитриевна

Материал для выступления на педагогическом часе на тему "Нейроритмика как средство коррекции тяжелых нарушений речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_27.05.pptx2.79 МБ
Файл rmo1.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Ромашка» г. Богородск Нейроритмика как средство коррекции тяжелых нарушений речи Подготовила учитель-логопед Данилова К.Д.

Слайд 2

В се , окружающее нас, живет по законам ритма. Р итм является символом организованности жизнедеятельности человека. Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Важно понимать, что развитие ритма влияет на развитие личности в целом . Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, речь становится более управляемой.

Слайд 3

Что же такое ритм? Ритм – это равномерное чередование каких – либо (звуковых, двигательных и т.п.) элементов. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно , ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и четкость речи. Хорошее чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи. Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, так как у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.

Слайд 4

Ежегодно отмечается увеличение детей с речевыми нарушениями. У данной категории детей есть различные нарушения. Ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в своей основе движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать наше тело. Именно по этой причине высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего развития ребенка, обладает комплексная методика под названием нейроритмика .

Слайд 5

Нейроритмика способствует: улучшению разговорных навыков, развитию ритмики, ф ормированию крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала. Нейроритмика включает в себя нейропсихологические игры и упражнения , позволяющие непринужденно, в игровой форме, эмоционально окрашено: учить ребенка развивать чувство ритма, чувствовать свое тело, развивать зрительно-моторную координацию, формировать зрительное и слуховое внимание, учиться последовательно выполнять поставленную педагогом инструкцию. Что же такое нейроритмика ? Нейроритмика включается в различные виды деятельности детей: в развитие речи, музыкальные и физкультурные занятия, рисованию, аппликации, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр- драматизаций, на прогулке и т.д. Это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера

Слайд 6

Примеры игр и упражнений: Представленные ниже игры упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие. Использовать данные игры можно как в свободной деятельности детей, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физминутку . Нейроритмику можно проводить как с музыкальным, так и без музыкального сопровождения.

Слайд 7

Упражнение «Разноцветные дорожки» Цель: развивать межполушарное взаимодействие, автоматизировать вызванные звуки, изолированно, в слогах, словах, произносить автоматизируемый звук в определенном ритме. Ребенку предлагается лист с разноцветными кружками-дорожками, просим ребенка выбрать цвет дорожки, по которой он хочет пройти, располагаем указательные пальцы обеих рук на выбранных дорожках и двигаемся вниз, можно вверх и произносим автоматизируемый звук, слог, слово.

Слайд 8

« Нейролабиринты » Цель: развивать межполушарные взаимосвязи, автоматизировать вызванные звуки. Предлагаем ребенку листы с лабиринтами, просим расположить указательные пальцы обеих рук на дорожках, проводить пальцами по дорожкам, произносить автоматизируемый звук.

Слайд 9

Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Цель: развивать слуховую и зрительную память синхронную работу верхних конечностей и концентрацию внимания. Выполнение похожих действий двумя руками одновременно. Например, сжать кулак, поставить руку ребром на стол, а затем ладонью вниз. Повторять несколько раз, сначала попеременно, затем обеими руками одновременно.

Слайд 10

«Ритмические игры на стакане» Цель: развивать чувство ритма, умение слышать музыку, внимание, память, мелкую моторику рук, фантазию. Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также на занятиях, досугах и даже на прогулке с использованием стола. Начинать нужно с самых простых движений, затем постепенно усложнять. Например, хлопаем в ладоши, берем стакан правой рукой и отдаем соседу. Игра поводится с музыкальным сопровождением.

Слайд 11

Речевая игра «Здравствуйте, ладошки» Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают в ладоши) Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ! (топают ногами) Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх! (ладошкой хлопают по щекам) Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх! (хлопают пальчиками по щекам) Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! ( поцелуйчики ) Здравствуйте, зубки - чок , чок , чок ! (стучат зубками) Здравствуй наш носик - пип , пип , пип ! (нажимают на носик) Здравствуйте детишки — всем привет! (помахать ладошками)

Слайд 12

Ритмические игры с мячиками Цель: развивать умение передавать мячик друг другу, формировать память внимание, слух. Вариантов игр с мячиками очень много. Например: 1.Дети стоят по кругу. У каждого в правой руке мячик. Руки вытянуты вперед. Из правой руки передаем мячик соседу справа в левую руку. 2. Из левой руки перекладываем мяч в свою правую руку. Можно сопровождать словами: «Отдай, переложи..» «Классики» Цель: развивать глазомер, чувство равновесия, формировать координацию движений, темп, ритм. Для игры в классики подбирается музыкальный материал ритмичной музыки. Это могут детские песни, современные, зарубежные. Главное, чтобы музыка была ритмичной.

Слайд 13

Благодаря вышеперечисленным нейроиграм и упражнениям оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга. Итак…

Слайд 14

Список литературы Ахмадуллин Ш.Т. Нейрогимнастика . Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет: учебник [Текст]/ Ш.Т. Ахмадуллин/СПб.: Нева, –2022. 160 c. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие [Текст]/ Н.М. Борозинец , Т.С. Шеховцова – Ставрополь, 2008. -224 с Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). [Текст]/ А. И. Буренина– СПб.: ЛОИРО, 2000.- 220 с. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. [Текст]/ М. Ю. Картушина М.: Сфера, 2003 г. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми.[Текст]/ В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова./ М.: АЙРИС-пресс, –2015. 416 c. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. [Текст]/М.М. Кольцова/ М., –1973. 122 с. Свиридова, А. А. Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка/ Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 352-354 .

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд1

Слайд2

Ни для кого, ни секрет, что все, окружающее нас, живет по законам ритма. Ритм пронизывает всю жизнь человека от его первых до последних дней. Мы живем в определенном ритме труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем, это означает, что где-то нарушается ритм нашей жизнедеятельности. То есть ритм является символом организованности жизнедеятельности человека.

Многие считают, что музыкальное развитие нужно только тем детям, которые занимаются музыкой, танцами или вокалом. В частности, это касается чувства ритма у ребенка. Считалось, что чувство ритма врожденно и коррекции не подлежит, но это далеко не так. Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Важно понимать, что развитие ритма влияет на развитие личности в целом. Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять

самим собой, становится более уравновешенным, речь становится более управляемой.

          Слайд3

Что же такое ритм?

                Ритм – это равномерное чередование каких – либо (звуковых, двигательных и т.п.) элементов.

        Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает  координировать движения своего тела и даже правильно , ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и четкость речи. Хорошее чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи.

        Работа над ритмом  является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, так как у дошкольников часто наблюдается общая моторная  неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.

          Слайд4.

Ежегодно отмечается увеличение детей с речевыми нарушениями. У данной категории детей есть различные нарушения: страдают речь, общая и мелкая моторика, восприятие, координация, переключение с одного движения на другое, на музыкальных занятиях дети не слышат ритм, не могут сделать различные музыкально-ритмические движения.

В результате чего, у нас учителей - логопедов возникла необходимость уделить серьезное внимание ритмическому воспитанию. Ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в своей основе движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все тело.

Именно по этой причине высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего развития ребенка, обладает комплексная методика под названием нейроритмика.

Слайд5
Что же такое нейроритмика? Это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала, направленных на преодоление нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребѐнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своѐ поведение.

Нейроритмика включает в себя нейропсихологические игры и упражнения, позволяющие непринуждѐнно, в игровой форме, эмоционально окрашено учить ребенка развивать чувство ритма, чувствовать свое тело, развивать зрительно-моторную координацию, формировать зрительное и слуховое внимание, учиться последовательно выполнять поставленную педагогом инструкцию.

Нейроритмика включается в различные виды деятельности детей: в развитие речи, музыкальные и физкультурные занятия, рисованию, аппликации, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр- драматизаций, на прогулке и т.д. Важно действовать по принципу от простого к сложному. Удобно то, что проводить игры можно практически в любое время без привязки к месту.

Это могут быть игры с любыми безопасными предметами, которые издают звук (ладошки, деревянные палочки, грецкие орешки, пластиковые или картонные стаканчики, перчатки с пуговицами и т. д.). Представленные ниже игры упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.

  Нейроритмику можно проводить как с музыкальным , так и без музыкального сопровождения.

Слайд6 6.
Представленные ниже игры упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.

  Использовать данные игры можно как в свободной деятельности детей, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физминутку.

  Нейроритмику можно проводить как с музыкальным , так и без музыкального сопровождения.

Слайд13 Благодаря вышеперечисленным нейроиграм и упражнениям оптимизируются        интеллектуальные                процессы,                повышается работоспособность,                улучшается        мыслительная        деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция тяжелых нарушений речи с использованием средств логоритмики""

В сообщении представлена краткая характеристика тяжелых нарушений речи, раскрыто понятие "Логопедическая ритмика", представлены основные её составляющие....

«Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»

laquo;Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»Емельянова Е.В.учитель-логопед  МАДОУ «Детский сад № 6» Слайд 1Слайд 2    ...

Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»

Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»...

Доклад "Коррекция тяжелых нарушений речи посредством современных логопедических технологий"

В выступлении раскрыты категории детей с тяжелыми нарушениями речи, описаны традиционные и нетрадиционные коррекционно -развивающие образовательные технологии, используемые в коррекционной деятельност...

Коррекция тяжелого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение

В данном материале говорится о пользе вразительного чтения в развитии речи детей дошкольного возратса, о значимости фольклора, произведений устного народного творчества, приведено множетсво театрализо...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...