План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (РАС).
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (РАС).
Тема: «Золотая осень»
Составила учитель-дефектолог Волкова Ольга Александровна
Цель: создание условий для формирования начальных представлений о времени года осень.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (РАС).
Тема: «Золотая осень»
Составила учитель-дефектолог Волкова Ольга Александровна
Цель: создание условий для формирования начальных представлений о времени года осень.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: формировать представление об осени как времени года; учить выделять 2-3 основных признака осени (листья желтеют и падают, идет дождь, становится холодно).
- Коррекционно-развивающие: развивать сенсорное восприятие (тактильное, зрительное, слуховое); развивать внимание, зрительно-моторную координацию.
- Коррекционно-воспитательные: формировать положительное эмоциональное отношение к изменениям в природе; развивать навык совместной деятельности со взрослым. Снижение тревожности за счет предсказуемости структуры занятия. Развитие коммуникативных навыков (жест «дай», указательный жест, зрительный контакт по возможности).
Оборудование и материалы: Доска «Сейчас-Потом»: с двумя картинками: 1. «Занятие» (стол и стул), 2. «Любимое подкрепление» (например, пазл, мыльные пузыри, юла). Расписание занятия в картинках (последовательность): 1. Приветствие, 2. Рассматриваем осень, 3. Играем с листьями, 4. Слушаем дождь, 5. Показываем жесты, 6. Пока-пока.
Отдельные картинки: «желтый», «красный», «лист», «дождь», «холодно». Коробка/сенсорная корзина с настоящими осенними листьями (разных цветов и размеров). Картинки или фотографии с осенними пейзажами (дерево с желтыми листьями, лужи, зонт, ребенок в куртке). Аудиозапись звуков осени: шум дождя, шуршание листьев. Музыкальный центр/колонка, влажные салфетки, поощрительные стимулы (предметы/действия, любимые ребенком).
Ход занятия.
Этап 1. Организационный момент (2-3 минуты)
Педагог встречаети приветствует ребенка и говорим спокойным, ровным голосом. Подводит ребенка к доске «Сейчас-Потом». Показываем пальцем на картинки: «Сейчас – занятие. Потом – (название подкрепления, например, пазл)».
Педагог совместно с ребенком проговаривает план занятия. Показывает на каждую картинку по порядку, проговаривая: «Сначала приветствие, потом осень, потом листья, потом дождь, потом жесты, потом пока-пока». Усаживаем ребенка за стол.
Этап 2. Основная часть (10-12 минут).
«Рассматриваем осень» (3-4 минуты).
Педагог кладет перед ребенком 2-3 яркие картинки с осенними сюжетами. Использует прием простого комментария: «Листики желтые. Листики красные. Листики падают». Можно дать ребенку рассмотреть каждую картинку, если он проявляет интерес. Задание на соотнесение: «Покажи, где желтый лист?». При необходимости используется ручная подсказка.
«Играем с листьями» (3-4 минуты).
Педагог достает сенсорную коробку с листьями и дает ребенку время на исследование (потрогать, понюхать, покрутить). Комментирует действия и ощущения: «Листики шуршат. Вот так шур-шур-шур. Листик сухой. Листик прохладный». Игра «Найди такой же». Педагог показывает красный лист и просит: «Дай такой же» Действие по подражанию: «Сделай как я». Педагог подбрасывает листья вверх и говорит: «Листики летят!». Помогает ребенку повторить действие.
«Слушаем дождь» (2-3 минуты)
Педагог говорит: «Осенью идет дождь. Вот так: кап-кап-кап». Включает аудиозапись с звуком дождя (негромко). Использует визуальную поддержку – карточку «ДОЖДЬ». Упражнение на имитацию: Стучим пальчиками по столу, как капли дождя: «Сначала тихий дождик (тихо стучим), потом сильный (стучим громче)».
«Показываем жесты» (2-3 минуты)
Педагог использует короткие стихи или просто просьбы с жестами. «Стало холодно» – обнимаем себя за плечи, делаем жест «холодно». «Дует ветер» – дуем на ладошки. «Собираем листья» – имитируем собирание листьев в кучку. Поощряем любые попытки подражания.
Этап 3. Заключительная часть (2-3 минуты)
Педагог снова обращает внимание ребенка к расписанию. Показываем на последнюю картинку: «Все, занятие закончилось. Пока-пока!». Обязательно предоставляем обещанное подкрепление (например, даем пазл на 1-2 минуты). Хвалим конкретным действием: «Молодец, ты играл с листиками!», «Ты слушал дождь!». Прощаемся: «До свидания, (имя ребенка)!».
Рекомендации к проведению:
- Индивидуальный подход: Сложность и продолжительность заданий подбираются строго под ребенка. Кто-то может работать с 2 картинками, кто-то с 5.
- Сенсорные особенности: если ребенок избегает тактильных ощущений, можно предложить ему не трогать листья рукой, а играть щеточкой или палочкой. Если есть слуховая чувствительность, звук дождя можно включить очень тихо или не включать вовсе, только проговорить.
- Коммуникация: не настаивать на зрительном контакте. Использовать те средства коммуникации, которые доступны ребенку (жесты, карточки, вокализации).
- Гибкость: если ребенок устал или проявляет нежелательное поведение, можно сократить занятие, убрав один блок, но обязательно завершить его по расписанию и дать подкрепление.
- Мотивация: важно точно определить, что является настоящим подкреплением для данного ребенка, и использовать его только после завершения задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Мой родной город"
Конспект открытого занятия. Прошлое и настоящее города Егорьевска Московской области....

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город, мой Зеленокумск»
Занятие способствует формированию любви к родному городу и развивает интерес к его прошлому и настоящему....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
Решение образовательных задач по формированию первоначальных знаний об истории города Красноярска, способствуя расширению представлений детей о городе и его достопримечательностях; развивитию речи дет...

«Обитатели тайги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия "обитатели тайги" предназначен для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия: обоготить знания о тайге, о растительном и животном мире тайги, расширять знания де...

«Домашние животные и их детеныши» (Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей дошкольного возраста)
Цель:Систематизировать представления о домашних животных и их детенышей.Задачи:Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами; повадками животных, их внешним видом, условиями жизни, ...

Удивительная природа родного края занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
Удивительная природа родного краязанятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Доронина Т.В.Воспитатель первой квалификационной категорииМуниципальное бюджет...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...
