Игровые технологии, как основа речевого, социально-коммуникативного и познавательного развития.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ермолаева Лариса Вячеславовна

В презентации представлены этапы формирования игровой деятельности с описанием их особенностей, степени участия взрослого и сверстников  в виде  таблицы.  Эта таблица поможет оценить уровень развития игры у дошкольников, сформулировать задачи для расширения зоны актуального развития, поэтапно формировать игровую деятельность детей в процессе общения, развивать речь в процессе игры. 

Весь материал кратко собран в памятку для педагогов. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии, как основа р ечевого , социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников . Учитель-логопед Ермолаева Лариса Вячеславовна. Школа №1253 г. Москва

Слайд 2

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, в духовный мир ребенка которое вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Слайд 3

Возраст Типы игровой деят-ти Этапы формирования игры Задачи этапа от 3 мес до 3 лет предметно-игровая 1 Ознакоми-тельная игра 2. Отобрази-тельная игра (около года) 3. Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет) Действия-манипуляции в процессе обследования предмета ребенком Выявление свойств и функций предмета. Ориентированные действия-операции с игрушкой. Простое предметное действие. Ребёнок осознанно и адекватно действует с предметом. Цепочка предметных действий

Слайд 4

Возраст Типы игровой деят-ти Этапы формирования игры Задачи этапа от 3 до 5 лет ролевое построение Предпосылки сюжетно-ролевой игры Обмен ролевыми действиями Обмен речевыми ролевыми действиями Умение менять роли и сюжет Использование предметов-заместителей

Слайд 5

Возраст Типы игровой деят-ти Этапы формирования игры Задачи этапа с 5 до 7 лет сюжетосложение Собственно сюжетно-ролевая игра Самостоятельное построение сюжета Моделирование жизни взрослых

Слайд 6

-Действия-манипуляции в процессе обследования предмета ребенком -Выявление свойств и функций предмета. Ориентированные действия-операции с игрушкой. -Простое предметное действие. Ребёнок осознанно и адекватно действует с предметом. -Цепочка предметных действий --------------------------------------------------------- -Обмен ролевыми действиями -Обмен речевыми ролевыми действиями -Умение менять роли и сюжет -Использование предметов-заместителей ------------------------------------------------------- -Самостоятельное построение сюжета -Моделирование жизни взрослых

Слайд 7

Действия-манипуляции в процессе обследования предмета ребенком -Выявление свойств и функций предмета. Ориентированные действия-операции с игрушкой. -Простое предметное действие. Ребёнок осознанно и адекватно действует с предметом. -Цепочка предметных действий --------------------------------------------------------- -Обмен ролевыми действиями -Обмен речевыми ролевыми действиями -Умение менять роли и сюжет -Использование предметов-заместителей ------------------------------------------------------- -Самостоятельное построение сюжета -Моделирование жизни взрослых

Слайд 8

Действия-манипуляции в процессе обследования предмета ребенком -Выявление свойств и функций предмета. Ориентированные действия-операции с игрушкой. -Простое предметное действие. Ребёнок осознанно и адекватно действует с предметом. -Цепочка предметных действий --------------------------------------------------------- -Обмен ролевыми действиями -Обмен речевыми ролевыми действиями -Умение менять роли и сюжет -Использование предметов-заместителей ------------------------------------------------------- -Самостоятельное построение сюжета -Моделирование жизни взрослых

Слайд 9

Действия-манипуляции в процессе обследования предмета ребенком -Выявление свойств и функций предмета. Ориентированные действия-операции с игрушкой. -Простое предметное действие. Ребёнок осознанно и адекватно действует с предметом. -Цепочка предметных действий --------------------------------------------------------- -Обмен ролевыми действиями -Обмен речевыми ролевыми действиями -Умение менять роли и сюжет -Использование предметов-заместителей ------------------------------------------------------- -Самостоятельное построение сюжета -Моделирование жизни взрослых



Предварительный просмотр:

Памятка  для воспитателей.

Тема:

Игра как средство речевого,

социально-коммуникативного и познавательного

развития дошкольников.

Учитель-логопед

Ермолаева Лариса

Вячеславовна.

Школа 1253 г. Москва.

В.А. Сухомлинский  подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Значение игры для познавательного и социально-коммуникативного развития дошкольников.

Игра - это средство познания окружающего мира. Внутри игры развивается наглядно-образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. Дети, умеющие играть,  обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. В игре зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности: учебная, трудовая, продуктивная. Формируется произвольность поведения. В игре расширяется жизненный опыт детей. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. Все игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством формирования человеческих отношений.

Современная классификация игр С.Л. Новоселова представлена в программе «Истоки». В основе её лежит представление о том, по чьей иницативе возникает игра. Выделено 3 класса игр:

1) творческие игры (по инициативе ребенка)

а)игра-экспериментирование

б)сюжетные игры

-сюжетно-отобразительные

-сюжетно-ролевые

-режиссёрские

-театрализованные

2) игры с правилами (по инициативе взрослого)

а) обучающие

-дидактические

-сюжетно-дидактические

-подвижные

б) досуговые

-забавы

-развлечения

-интеллектуальные

-празднично-карнавальные

-театрально-постановочные

3) народные игры, идущие от исторических традиций, этноса.

Наиболее ценными в познавательном и социально-коммуникативном развитии детей являются игры-экспериментирования, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры. Если обучение дидактическим и подобным играм, как правило, не вызывают затруднений у педагогов, то организация последних требует фантазии, творчества, нестандартных решений, а порой и просто знаний. Ведь не секрет, что в каждой группе встречается растущее число детей, «не умеющих играть».  Почему это происходит, и как вовлечь их в игровую деятельность - об этом и пойдёт речь.

Этапы формирования игры.

Вораст

Типы  игровой деят-ти

Этапы 

формирования игры

Задачи этапа

от 3 мес до 3 лет

предметно-игровая

1 Ознакомительная игра

2. Отобразительная игра (около года)

3. Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет)

Действия-манипуляции в процессе обследования предмета ребенком

Выявление свойств и функций предмета. Ориентированные действия-операции с игрушкой.

Простое предметное действие. Ребёнок осознанно и адекватно действует с предметом.

Цепочка предметных действий

от 3 до 5 лет

ролевое построение

Предпосылки сюжетно-ролевой игры. Формирование ролевого поведения.

Обмен ролевыми действиями

Обмен речевыми ролевыми действиями

Умение менять роли и сюжет

Использование предметов-заместителей

с 5 до 7 лет

сюжетосложение

Собственно сюжетно-ролевая игра

Самостоятельное построение сюжета

Моделирование жизни взрослых

Принципы формирования игры:

1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.

2. Формирование игры происходит,  когда ребенку преподносится способ игрового действия с предметами.

3.  В процессе формирования игры  должен осуществиться  переход от совместной игры со взрослым к самостоятельной игре детей.

Методы руководства играми детей.

Существуют две крайности: игру либо пускают на самотёк, либо жёстко регламентируют. Руководство играми детей необходимо, но оно должно быть правильным. Существуют прямые и косвенные методы руководства играми.

Прямое руководство игрой – включение взрослого в процесс игры и передача детям способов игровой деятельности.

Управление – косвенные методы воздействия на игру.

Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л.Новосёловой разработала метод комплексного руководства игрой.

Педагогические условия

подготавливающие к самостоятельной игре

1) активное познание окружающего

(ознакомление с предметным миром)

*просьбы, поручения по взаимодействию с игрушкой 

*знакомство с животным миром

*наблюдение за действиями взрослых 

*посильная помощь взрослого

(беседы, рассматривание картин, ИЗО, занятия, экскурсии; рассказы детей об увиденном, использование материалов печати и телевидения)

2) обучающие игры

*разыгрывание ситуаций, показ игрушек, уточнение их свойств, действий с ними

*показ инсценировки

*показ действий с рисованными или воображаемыми предметами

(имитационные упражнения на выразительность мимики, игры имитационного характера, игры-загадки, театрализованные игры)

побуждающие к самостоятельной игре

3) создание предметно-игровой среды

*наличие разнообразных игрушек

*уголки ряженья

*универсальность педагогического оборудования

*изготовления материала для игр самими детьми

4) активизирующее общение ребенка со взрослым

*индивидуальное обучение с помощью игрушек

*вопросы к детям

*предложения, советы, одобрения, предупреждения и т.д.

 

В дополнение к этим методам возможно использование следующих:

Методы и приёмы, способствующие обогащению сюжета и содержания игры

  • индивидуальная игра воспитателя с ребёнком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я.Михайленко);
  • внесение образных игрушек (Т.М.Бабунова);
  • приём параллельной игры (Н.Ф.Тарловская);
  • приём ролевой игры с продолжением (Н.Палагина);
  • игра в телефон (Н.Палагина);
  • обыгрывание с помощью кукол сюжетов из жизни в детском саду;
  • разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций

Методы и приёмы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений

  • Игры, облегчающие адаптацию («Приходите ко мне в гости», Н.Ф.Тарловская);
  • участие воспитателя в игре в главной роли (Н.Я.Михайленко);
  • использование многоперсонажного сюжета: «Два врача», «Два шофёра» (Н.Я.Михайленко);
  • внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
  • создание разновозрастных игровых триад (В.И.Турченко)

Косвеные приёмы руководства

  • Обновление игровых уголков: внесение предметов-заместителей, съёмных панелей (Т.М.Бабунова);
  • наблюдение, экскурсия;
  • создание воображаемой ситуации (Т.М.Бабунова);
  • объявление по воображаемому радио об открытии новых больниц, магазинов и т.д.

Характер и степень участия воспитателя в игре детей зависят от возрастной группы:

I мл.гр.

– игра – содержание занятия

II мл.гр.

- дидактическая игра как часть занятия

(сюжетно-ролев. на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений;

театрализованные игры – знакомить с приемами вождения настольных кукол, сопровождая движения кукол простой песенкой;

подвижные игры – учить соблюдать правила)

ср.гр.

- игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю

(сюжетно-ролевые – побуждать создавать постройки разной конструктивной сложности;

театрализованные – развивать интерес к театрально-игровой деятельности (литер. сюжет);

подвижные – приучать к самостоятельному соблюдению правил, использованию считалки;

дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях;

настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)

ст.гр.

- игры организуются детьми, воспитатель как консультант

(создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)

          

Решите проблемные ситуации.

Мальчик 5 лет предпочитает общаться с воспитателем. Постоянно льнёт к нему. Воспитателю это нравится, ведь он - его правая рука. Выполняет все поручения. В игру со сверстниками  не вступает категорически. Говорит, что ему не интересно.

 

Девочка 6 лет целый день бегает по группе или по площадке. Игрушки её не интересуют. Иногда возьмёт какую либо игрушку, повертит в руке и положит обратно. Даже в подвижные игры, организованные воспитателем или детьми не вступает.

Мальчик 6 лет проявляет интерес только к роботам. Он может целый день крутить их в руках, сталкивать, сопровождая соответствующими звуками. От других игр категорически отказывается. Иногда воспитателю удаётся заинтересовать его новой игрой, но при условии, что воспитатель будет играть с ним и выполнять руководящую роль.

Девочка 5 лет в игру не вступает, инициативы не проявляет. Бесцельно слоняется по группе. Но когда девочки позовут её к себе в игру, с удовольствием выполняет их прямые указания типа: «Покорми дочку», «Покатай её в коляске».

Мальчик 4 лет постоянно дерётся. Он тянется к коллективу детей и бывает очень недоволен, если его изолируют. Бурно выражает протест. Игра сводится к крушению построек каким либо «супер-героем», который летает и врезается во всё и во всех.  

Мальчик всегда хочет ту игрушку, которая находится в руках у другого ребёнка, он отнимает её, пытается поиграть, но не знает, что с ней надо делать. Быстро теряет к ней интерес и бросает.

Девочка очень сообразительная, активная всегда всё делает правильно, быстро. Воспитатель всегда назначает её ведущей в играх, всегда ставит первой. Постоянно хвалит, ставя в пример остальным. Все дети знают, что на неё надо равняться.  

Но вот пришёл другой воспитатель, который даёт возможность проявить себя в играх и на занятиях всем детям. И девочку не узнать. Она отказывается играть, отвечать, начала обижать детей. Жалуется маме, что пришёл плохой воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии для детей средней группы. Образовательная область « Познавательное развитие» Тема: "Ветер - ветерок".

Конспектнепосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологиидля детей средней группы.Образовательная область « Познавательное развитие»...

Познавательно - игровая деятельность для подготовительной группы . Социально-коммуникативное развитие "Безопасность ". ПДД «Дорожный алфавит»

Конспект интегрированной НОД по безопасности«Правила дорожного движения».Программное содержание:Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.Закрепить у детей зна...

«Беседа, как средство речевого, социально-коммуникативного и познавательного развития: технология организации и проведения»

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Беседа -  как форма проведения занятия,  в значении как формы работы по развитию речи .Беседа это диалог. Методически важен ...

Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...

Проект «Актуализация разных форм игровой и театрализованной деятельности через социально - коммуникативное и речевое развитие дошкольников»

Проект для дошкольников с ОНР подготовительной к школе группы. В проекте представлены актуальность, цель и задачи по данной теме. Краткий план мероприятий....