Игровые технологии, как основа речевого, социально-коммуникативного и познавательного развития.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В презентации представлены этапы формирования игровой деятельности с описанием их особенностей, степени участия взрослого и сверстников в виде таблицы. Эта таблица поможет оценить уровень развития игры у дошкольников, сформулировать задачи для расширения зоны актуального развития, поэтапно формировать игровую деятельность детей в процессе общения, развивать речь в процессе игры.
Весь материал кратко собран в памятку для педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.88 МБ | |
| 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, в духовный мир ребенка которое вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Возраст Типы игровой деят-ти Этапы формирования игры Задачи этапа от 3 мес до 3 лет предметно-игровая 1 Ознакоми-тельная игра 2. Отобрази-тельная игра (около года) 3. Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет) Действия-манипуляции в процессе обследования предмета ребенком Выявление свойств и функций предмета. Ориентированные действия-операции с игрушкой. Простое предметное действие. Ребёнок осознанно и адекватно действует с предметом. Цепочка предметных действий
Возраст Типы игровой деят-ти Этапы формирования игры Задачи этапа от 3 до 5 лет ролевое построение Предпосылки сюжетно-ролевой игры Обмен ролевыми действиями Обмен речевыми ролевыми действиями Умение менять роли и сюжет Использование предметов-заместителей
Возраст Типы игровой деят-ти Этапы формирования игры Задачи этапа с 5 до 7 лет сюжетосложение Собственно сюжетно-ролевая игра Самостоятельное построение сюжета Моделирование жизни взрослых
-Действия-манипуляции в процессе обследования предмета ребенком -Выявление свойств и функций предмета. Ориентированные действия-операции с игрушкой. -Простое предметное действие. Ребёнок осознанно и адекватно действует с предметом. -Цепочка предметных действий --------------------------------------------------------- -Обмен ролевыми действиями -Обмен речевыми ролевыми действиями -Умение менять роли и сюжет -Использование предметов-заместителей ------------------------------------------------------- -Самостоятельное построение сюжета -Моделирование жизни взрослых
Действия-манипуляции в процессе обследования предмета ребенком -Выявление свойств и функций предмета. Ориентированные действия-операции с игрушкой. -Простое предметное действие. Ребёнок осознанно и адекватно действует с предметом. -Цепочка предметных действий --------------------------------------------------------- -Обмен ролевыми действиями -Обмен речевыми ролевыми действиями -Умение менять роли и сюжет -Использование предметов-заместителей ------------------------------------------------------- -Самостоятельное построение сюжета -Моделирование жизни взрослых
Действия-манипуляции в процессе обследования предмета ребенком -Выявление свойств и функций предмета. Ориентированные действия-операции с игрушкой. -Простое предметное действие. Ребёнок осознанно и адекватно действует с предметом. -Цепочка предметных действий --------------------------------------------------------- -Обмен ролевыми действиями -Обмен речевыми ролевыми действиями -Умение менять роли и сюжет -Использование предметов-заместителей ------------------------------------------------------- -Самостоятельное построение сюжета -Моделирование жизни взрослых
Действия-манипуляции в процессе обследования предмета ребенком -Выявление свойств и функций предмета. Ориентированные действия-операции с игрушкой. -Простое предметное действие. Ребёнок осознанно и адекватно действует с предметом. -Цепочка предметных действий --------------------------------------------------------- -Обмен ролевыми действиями -Обмен речевыми ролевыми действиями -Умение менять роли и сюжет -Использование предметов-заместителей ------------------------------------------------------- -Самостоятельное построение сюжета -Моделирование жизни взрослых
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей. Тема: Игра как средство речевого, социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников. Учитель-логопед Ермолаева Лариса Вячеславовна. Школа 1253 г. Москва. |
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Значение игры для познавательного и социально-коммуникативного развития дошкольников.
Игра - это средство познания окружающего мира. Внутри игры развивается наглядно-образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. Дети, умеющие играть, обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. В игре зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности: учебная, трудовая, продуктивная. Формируется произвольность поведения. В игре расширяется жизненный опыт детей. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. Все игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством формирования человеческих отношений.
Современная классификация игр С.Л. Новоселова представлена в программе «Истоки». В основе её лежит представление о том, по чьей иницативе возникает игра. Выделено 3 класса игр:
1) творческие игры (по инициативе ребенка)
а)игра-экспериментирование
б)сюжетные игры
-сюжетно-отобразительные
-сюжетно-ролевые
-режиссёрские
-театрализованные
2) игры с правилами (по инициативе взрослого)
а) обучающие
-дидактические
-сюжетно-дидактические
-подвижные
б) досуговые
-забавы
-развлечения
-интеллектуальные
-празднично-карнавальные
-театрально-постановочные
3) народные игры, идущие от исторических традиций, этноса.
Наиболее ценными в познавательном и социально-коммуникативном развитии детей являются игры-экспериментирования, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры. Если обучение дидактическим и подобным играм, как правило, не вызывают затруднений у педагогов, то организация последних требует фантазии, творчества, нестандартных решений, а порой и просто знаний. Ведь не секрет, что в каждой группе встречается растущее число детей, «не умеющих играть». Почему это происходит, и как вовлечь их в игровую деятельность - об этом и пойдёт речь.
Этапы формирования игры.
Вораст | Типы игровой деят-ти | Этапы формирования игры | Задачи этапа |
от 3 мес до 3 лет | предметно-игровая | 1 Ознакомительная игра 2. Отобразительная игра (около года) 3. Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет) | Действия-манипуляции в процессе обследования предмета ребенком Выявление свойств и функций предмета. Ориентированные действия-операции с игрушкой. Простое предметное действие. Ребёнок осознанно и адекватно действует с предметом. Цепочка предметных действий |
от 3 до 5 лет | ролевое построение | Предпосылки сюжетно-ролевой игры. Формирование ролевого поведения. | Обмен ролевыми действиями Обмен речевыми ролевыми действиями Умение менять роли и сюжет Использование предметов-заместителей |
с 5 до 7 лет | сюжетосложение | Собственно сюжетно-ролевая игра | Самостоятельное построение сюжета Моделирование жизни взрослых |
Принципы формирования игры:
1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.
2. Формирование игры происходит, когда ребенку преподносится способ игрового действия с предметами.
3. В процессе формирования игры должен осуществиться переход от совместной игры со взрослым к самостоятельной игре детей.
Методы руководства играми детей.
Существуют две крайности: игру либо пускают на самотёк, либо жёстко регламентируют. Руководство играми детей необходимо, но оно должно быть правильным. Существуют прямые и косвенные методы руководства играми.
Прямое руководство игрой – включение взрослого в процесс игры и передача детям способов игровой деятельности.
Управление – косвенные методы воздействия на игру.
Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л.Новосёловой разработала метод комплексного руководства игрой.
Педагогические условия | |
подготавливающие к самостоятельной игре | |
1) активное познание окружающего (ознакомление с предметным миром) | *просьбы, поручения по взаимодействию с игрушкой *знакомство с животным миром *наблюдение за действиями взрослых *посильная помощь взрослого (беседы, рассматривание картин, ИЗО, занятия, экскурсии; рассказы детей об увиденном, использование материалов печати и телевидения) |
2) обучающие игры | *разыгрывание ситуаций, показ игрушек, уточнение их свойств, действий с ними *показ инсценировки *показ действий с рисованными или воображаемыми предметами (имитационные упражнения на выразительность мимики, игры имитационного характера, игры-загадки, театрализованные игры) |
побуждающие к самостоятельной игре | |
3) создание предметно-игровой среды | *наличие разнообразных игрушек *уголки ряженья *универсальность педагогического оборудования *изготовления материала для игр самими детьми |
4) активизирующее общение ребенка со взрослым | *индивидуальное обучение с помощью игрушек *вопросы к детям *предложения, советы, одобрения, предупреждения и т.д. |
В дополнение к этим методам возможно использование следующих:
Методы и приёмы, способствующие обогащению сюжета и содержания игры |
|
Методы и приёмы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений |
|
Косвеные приёмы руководства |
|
Характер и степень участия воспитателя в игре детей зависят от возрастной группы:
I мл.гр. | – игра – содержание занятия |
II мл.гр. | - дидактическая игра как часть занятия (сюжетно-ролев. на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений; театрализованные игры – знакомить с приемами вождения настольных кукол, сопровождая движения кукол простой песенкой; подвижные игры – учить соблюдать правила) |
ср.гр. | - игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (сюжетно-ролевые – побуждать создавать постройки разной конструктивной сложности; театрализованные – развивать интерес к театрально-игровой деятельности (литер. сюжет); подвижные – приучать к самостоятельному соблюдению правил, использованию считалки; дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.) |
ст.гр. | - игры организуются детьми, воспитатель как консультант (создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества) |
Решите проблемные ситуации.
Мальчик 5 лет предпочитает общаться с воспитателем. Постоянно льнёт к нему. Воспитателю это нравится, ведь он - его правая рука. Выполняет все поручения. В игру со сверстниками не вступает категорически. Говорит, что ему не интересно.
| Девочка 6 лет целый день бегает по группе или по площадке. Игрушки её не интересуют. Иногда возьмёт какую либо игрушку, повертит в руке и положит обратно. Даже в подвижные игры, организованные воспитателем или детьми не вступает. |
Мальчик 6 лет проявляет интерес только к роботам. Он может целый день крутить их в руках, сталкивать, сопровождая соответствующими звуками. От других игр категорически отказывается. Иногда воспитателю удаётся заинтересовать его новой игрой, но при условии, что воспитатель будет играть с ним и выполнять руководящую роль. | Девочка 5 лет в игру не вступает, инициативы не проявляет. Бесцельно слоняется по группе. Но когда девочки позовут её к себе в игру, с удовольствием выполняет их прямые указания типа: «Покорми дочку», «Покатай её в коляске». |
Мальчик 4 лет постоянно дерётся. Он тянется к коллективу детей и бывает очень недоволен, если его изолируют. Бурно выражает протест. Игра сводится к крушению построек каким либо «супер-героем», который летает и врезается во всё и во всех. Мальчик всегда хочет ту игрушку, которая находится в руках у другого ребёнка, он отнимает её, пытается поиграть, но не знает, что с ней надо делать. Быстро теряет к ней интерес и бросает. | Девочка очень сообразительная, активная всегда всё делает правильно, быстро. Воспитатель всегда назначает её ведущей в играх, всегда ставит первой. Постоянно хвалит, ставя в пример остальным. Все дети знают, что на неё надо равняться. Но вот пришёл другой воспитатель, который даёт возможность проявить себя в играх и на занятиях всем детям. И девочку не узнать. Она отказывается играть, отвечать, начала обижать детей. Жалуется маме, что пришёл плохой воспитатель. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование социо -игровых технологий при реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»»
для воспитателей доу...

Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Представление опыта работы....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии для детей средней группы. Образовательная область « Познавательное развитие» Тема: "Ветер - ветерок".
Конспектнепосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологиидля детей средней группы.Образовательная область « Познавательное развитие»...

Познавательно - игровая деятельность для подготовительной группы . Социально-коммуникативное развитие "Безопасность ". ПДД «Дорожный алфавит»
Конспект интегрированной НОД по безопасности«Правила дорожного движения».Программное содержание:Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.Закрепить у детей зна...
«Беседа, как средство речевого, социально-коммуникативного и познавательного развития: технология организации и проведения»
Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Беседа - как форма проведения занятия, в значении как формы работы по развитию речи .Беседа это диалог. Методически важен ...
Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...

Проект «Актуализация разных форм игровой и театрализованной деятельности через социально - коммуникативное и речевое развитие дошкольников»
Проект для дошкольников с ОНР подготовительной к школе группы. В проекте представлены актуальность, цель и задачи по данной теме. Краткий план мероприятий....
- Мне нравится (1)
