«Использование социо -игровых технологий при реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»»
статья

для воспитателей доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование социо -игровых технологий при реализации  ОО   «Социально-коммуникативное развитие»»

 В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

         Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо - игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего  происходит эффект  добровольного обучения, тренировки и научения.         

         Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

          Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

        Основатели социо-игровой технологии, вывели следующие законы общения:

 -  не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

 -  не ворчать, не ныть, не бурчать;

 -  умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

 -  будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

 -  относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

 -  поддержи, помоги подняться и победить;

 -  задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

 -  не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

 -  дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.                  

         Цель применения социо- игровых технологий в развитии детей дошкольного возрастаорганизация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

       Задачи использования социо- игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:

Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия. Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

- Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

-  Движение и активность.

- Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

                Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:

Игры с правилами.

Игры-соревнования.

Игры-драматизации.

Режиссёрские игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Сказкотерапия.

Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

Тренинги.

Самопрезентация.

          Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставит участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

5.        Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате.

         Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста :

У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым. Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию. Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам. У детей нет чувства страха за ошибку.                                  

               Применяя социо - игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях  актуальных для развития детей  дошкольного возраста :

1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников». 

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:

 - по цвету волос, глаз, одежды;

 - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

- кто на каком этаже живет;

 - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т. д. 

2 правило: «смена лидерства».  

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д.

4 правило: смена темпа и ритма.   

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. 

5 правило: социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. 

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме. 

6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». 

         Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо - игровом стиле… ».

           Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

 • на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения

  (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,  

  развивается собственная речь);

 • на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,  

как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить  

  учебную задачу;

 • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через

  общение я обучаю дошкольников.

           Список литературы

1. / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

2. / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

Первая игра называется «Радио»

Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе,

будет способствовать умению прислушиваться к мнению других,

формировать позитивное отношение к сверстникам.

Радио

Дети сидят в кругу. Педагог садится спиной к группе и объявляет:

«Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные

детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят

друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого

ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Чемодан»

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо-игровой

технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен,

интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация,

продуктивная, поисковая и др.).

Чемодан

Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?

Уложить вещи в

чемодан: «Подумайте: что нужно взять с собой в дорогу?».

Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и

называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй

путешественник, и называет свой. И т. д. Условие: повторяться нельзя.

Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о которых

говорили предыдущие игроки, и называют свой.

Игра «Снежная королева»

Игра развивает умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

Снежная королева

Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В

комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные

качества и многое другое.

Игра «Магазин игрушек»

Развивает умения понимать друг друга, снимает психическое

напряжение,

страх социальных контактов, коммуникативной робости.

Магазин игрушек

Дети делятся на две группы

«покупатели» и «игрушки». Последние

загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы,

характерные для них. Покупатели подходят к

ним и спрашивают: что это за

игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая

характерные для неё действия. Покупатель должен догадаться, какую

игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

Магазин

Играют парой. Один игрок как будто

находится в магазине. А второй на

улице. Но они забыли договориться о том, что нужно купить в магазине.

Игрок «на улице» жестами передает игроку «в магазине»,

что ему нужно

купить.

Кричать бесполезно: стекло толстое,

не услышат. Можно

объясняться только жестами. В конце игры игроки обмениваются

информацией что нужно было купить,

что понял покупатель из жестов

своего товарища по игре.

Можно в эту игру играть и командами. Одна команда загадывает и ее

представитель показывает жестами, что загадано.

Другая команда

отгадывает. Потом команды меняются ролями.

Игра интересна как детям, так и взрослым.

«Ходить» можно в разные

магазины

и в «детский мир», и в «зоомагазин», и в «супермаркет

Обзывалки

Помогает снять эмоциональное напряжение.

Игра «Обзывалки»

Цель:

развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Необходимые приспособления:

мячик.

Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга

необидными словами, например, названиями овощей или фруктов, при этом

обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка

картошка», «А ты, Иришка редиска», «А ты, Вовка

морковка» и т. д.

Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться,

ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка картинка», «А ты, Антошка

солнышко»,

и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий:

перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают

обзываться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием социо-игровой технологии в подготовительной группе.

Здесь вы найдёте конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства».

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства»....

Конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии

Конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с использованием социо-игровой технологии на тему «Правила дружбы» для детей подготовительной группы.

Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: Образовательные:1.      Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как &ldquo...

Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с использованием социо-игровой технологии.

Основные задачи образовательной области «Социально-коммуникативного развития»- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая оральные и нравственные ценности;- Развитие общения и...

Использование современных педагогических технологий в реализации социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Использование игрового набора Дары Фрёбеля

В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные педагогические технологии, а так же способы и методы, известные в практике. Идя в ногу со временем, важно учитывать современные требования, п...