Формирование представлений о величине у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений, способствует расширению представлений о свойствах предметов, развитию навыков дифференцировать эти свойства, выделять их из множества других.
В детском саду изучаются такие величины, как длина (ширина, высота), масса, объём, площадь, время. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания ребёнком каждого предмета окружающего мира в отдельности, но и для понимания отношений между предметами.
Дети 3-го возраста (5 лет - при УО) воспринимают величину предметоы недифференцированно, т.е. ориентируются лишь на общий объём предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Когда им среди нескольких предметов надо найти самый высокий и самый длинный, они, как правило, останавливают свой выбор на самом большом.
Неумение дифференцированно воспринимать величину предметов существенно влияет на обозначение словом предметов различных размеров.
Чаще всего, дети 5-7 лет с нарушением интеллекта по отношению к любым предметам употребляют слова "большой - маленький". Поэтому, когда ребёнок вслед за взрослыми пользуется такими общими словесными обозначениями величины предметов, как "большой - маленький" вместо конкретных "высокий", "низкий" и т.д., он, хотя и видит отличия в величине предметов, неточно отражает это в речи.
Свойства величины:
1) сравнимость;
2) относительность (в среднем возрасте);
3) изменчивость (в старшем возрасте);
4) транзитивность (в старшем возрасте).
Для показа свойства транзитивности необходимо:
- установить, есть ли общий признак для сравнения предметов (должно быть 3);
- установить, можно ли упорядочить предметы по данному признаку.
Методика формирования представлений о величине у детей дошкольного возраста.
1. Младшая группа:
1) вначале формируется представление о величине как о пространственном признаке предмета. Детей учат выделять данный признак наряду с другими, пользуясь специальными приёмами обследования: приложением и наложением. Практически сравнивая (соизмеряя) констрастные и одинаковые по величине предметы, малыши устанавливают отношения "равенства - неравенства";
2) основное требование к дидактическому материалу в этой группе - сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет.
Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, как, например, задания:
* из 2-ух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую;
* детям предъявляются поочерёдно образцы разной длины, необходимо найти полоску такой же длины;
* нужно взять самый длинный брусок из 2-ух, показать его длину, затем показать длину короткого бруска;
* найти длинный карандаш из 2-ух, положить его вверху, а короткий положить под ним.
2. Средняя группа:
1) учат сравнивать 3-5 предметов, менее констрастных по размеру;
2) дети овладевают сравнительный оценкой величины (длиннее, короче, ещё короче, самая короткая) не только в убывающей, но и в возрастающей степени (сериация);
3) сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу (начинай с самого длинного бруска).
Формирование представлений о трёхмерности предметов:
- 1 этап - учат детей показывать все 3 измерения (высоту, длину, ширину) на одном объекте: вначале используется положение в пространстве (мебель). Затем используем предметы, меняющие своё положение в пространстве (строительный материал, коробки, поделки);
- 2 этап - детей учат сравнивать предметы по объёму в целом (по 3-ём измерениям): предметы должны быть такими, чтобы все измерения одного из них были больше, чем соответствующие параметры другого;
- 3 этап - предлагаются упражнения на упорядочивание одних и тех же предметов сначала по одному, потом по другому признаку, а затем и по объёму в целом.
3. Старшая группа:
1) закрепить умение строить сериационный ряд предметов по длине, ширине, высоте и другим признакам, правильно отражая это в речи;
2) развивать глазомер детей, учить на глаз определять размеры различных предметов, сопоставляя их с величиной известных предметов, условных мерок.
Игры, направленные на развитие восприятия величины, размера предметов:
* "На каком из рисунков находится самый большой домик?";
* "На какой из картинок нарисована змейка, которая длиннее других?";
* "На какой из картинок яблоко больше груши?";
* "Покажи картинку, на которой стакан выше чашки, но ниже вазы".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей д/с...

"Формирование представлений о величине у детей 5-го года жизни"
Занятия по развитию предсталений о величине предметов с детьми 5-го года жизни....
игры и упражнения на формирование представлений о величине у детей третьего года жизни
игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни...

Особенности формирования представлений о величине у детей старшего возраста
Особенности формирования представлений о величине у детей старшего возраста...
Конспект индивидуального занятия по формированию представлений о величине у детей раннего возраста
Конспект индивидуального занятия по формированию представлений о величине у детей раннего возраста...

Статья "Формирование представлений о величинах у детей дошкольного возраста"
У детей дошкольного возраста знакомство с величиной считается одним из самых важных компонентов в математическом развитии. Возрастные особенности детей проявляются в способности выделять и распо...

Дидактические игры с бросовым материалом как средство формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.
Ознакомлление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Умение ребёнка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необход...
