Консультация для родителей: "Развитие адаптивных функций и повышение познавательной активности детей с ОВЗ посредством оборудования сенсорной комнаты"
консультация по коррекционной педагогике
Занятия в сенсорной комнате являются одним из видов современных технологий сенсомотрного развития. В данном материале раскрыты цели и задачи проекта, дано описание специального оборудования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Развитие адаптивных функций и повышение познавательной активности детей с ОВЗ посредством оборудования сенсорной комнаты».
Учитель-дефектолог
Буздырина Ольга Борисовна
Октябрь 2025
Успешность развития ребенка в значительной степени зависит от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Она является профилактическим средством переутомления, особенно для детей с ОВЗ, так как они более всех ему подвержены. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Одним из видов современных технологий сенсомоторного развития детей являются занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для расслабления, развития и обучения ребёнка с ограниченными особенностями здоровья.
Цель проекта:
- интеграция в социуме, развитие адаптивных функций и повышение познавательной активности детей с ОВЗ.
Задачи проекта:
- Развитие и гармонизация эмоционально – волевой сферы:
- Развитие коммуникативной сферы;
- Развитие психических и познавательных процессов.
Вид проекта: долгосрочный (9 месяцев)
Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий.
Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитатели старшей группы №10, родители (законные представители), дети с ОВЗ.
Сроки реализации проекта: октябрь 2025 — май 2026
Оборудование сенсорной комнаты:
- Интерактивный диск «Визуальный обман»
С помощью интерактивного диска надо переместить шарики от края к центру и наоборот. Интерактивный диск развивает логическое мышление, моторику, зрительную память, координацию, активирует познавательную деятельность и творчество.
- Зеркальный уголок мини.
В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они- то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. А безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.
- Тактильная акустическая панель.
Фибероптическая Тактильно-Акустическая панель представляет собой основание из натурального дерева в деревянном обрамлении. На панели расположены различные по фактуре, цвету и форме элементы. Посередине располагается окошечко в виде звезды, в котором закреплена картина с изображением и вплетенными фибероптическими нитями. Источник света встроенный. Смена цветов подсветки, светоэффектов Фибероптического волокна производится с пульта д/у.
Фибероптическая Тактильно-Акустическая панель предназначена для развития тактильных ощущений, моторики, зрительной памяти и профилактики зрения; развития логического мышления, причинно-следственных связей и пространственного мышления.
- Пучок световых волокон.
Пучок фибероптических волокон предназначен для зрительной стимуляции, релаксации. Фибероптические волокна можно скручивать и обвивать вокруг себя. Волокна не пропускают электрический ток и совершенно безопасны. Пучок фибероптических волокон встроен в мягкое каркасное основание, на котором можно сидеть. Пучок фибероптических волокон сам по себе уже является антидепрессантом. Волокна мягкие и приятные на ощупь, их можно перебирать, можно скручивать и обвивать вокруг себя, переплетать между собой, заплетать их в косы, релаксируя и настраиваясь на положительный лад. Пучок фибероптических волокон имеет пульт управления, с помощью которого можно управлять цветами и оттенками подсветки волокон, светоэффектами.
- Акустическое кресло-подушка.
При звучании музыки гармоничные звуки благотворно воздействуют на психику, а мягкая вибрация наполняет пространство и слегка приятно проникает в тело. Встроенные в конструкцию мягкого музыкального кресла-подушки колонки музыкального центра обеспечивают позитивные ощущения. Сеансы с использованием музыкального кресла-подушки позволяют расслабиться, нормализовать тонус мышц, снять нервное напряжение, стрессы и тревожность.
- Подвесной фибермодуль «Тучка».
Фибероптические волокна точечного бокового свечения свисают с несущей, выполненной в виде тучи платформы, имитируя многочисленные разноцветные капли дождя. Волокна можно перебирать, держать в руках, обматывать вокруг частей тела, познавать их свойства зрительно и тактильно. Волокна светятся и изменяют цвет по всей длине. При последовательном освещении возникают разнообразные световые эффекты, напоминающие струи воды. Каскад света завораживает, привлекает внимание и обладает успокаивающим эффектом.
- Игровая панель «Бесконечность»
Игровая панель «Бесконечность» представляет собой панно из фибероптических нитей и зеркала. Спокойная цветовая гамма, мерцающий свет расслабляют, создают уют в сенсорной комнате. Отражение волокон в зеркале доставляет огромное удовольствие от создаваемых визуальных образов.
Упражнения и занятия с зеркалом способствует эмоциональному расслаблению; психологическому комфорту, мотивируя на дальнейшую работу; активизации кинестетических ощущений; развивают воображение, познавательные процессы, формируют представление о цвете.
Кроме того, работа с зеркалом способствует развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации, а также создает возможность находиться под воздействием сложного сенсорного потока светового раздражителя, что способствует развитию сенсорно-перцептивных ощущений.
- Световой столик для рисования цветным песком.
Световой столик для рисования песком предназначен для работы с детьми , начиная с 2-х летнего возраста. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение.
Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных занятий.
Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе как левого так и правого полушарий, гармонизирует развитие ребенка.
- Стол игровой.
Стол – мозаика. Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус, образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики ребенок развивает целенаправленность деятельности, внимательность, наблюдательность. Ребенок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает работать по определенным правилам, образцу, а также знакомит с основными формами и цветами. Шарики можно перемещать как с верхней части стола, так и с нижней (находясь под столом). Столик накрывается акриловым стеклом, которое снимается при необходимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение двигательной активности детей с ОВЗ посредством подвижных игр.
Дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей»
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенк...

Консультация "Повышение двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования"
Данная консультация содержит материал по повышению двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования. Информация будет полезна педагогам ДОУ....
«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий»
Дошкольное образование играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического развития.Основная нагрузка в плане физического развития детей ...

Консультация для молодых специалистов "Педагогическая работа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания"
Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника....

Открытое занятие-консультация для родителей консультационного центра "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития"
laquo;Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития»...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр
Познавательная активность детей раннего возраста играет ключевую роль в их общем развитии. Сенсорные игры являются одним из наиболее эффективных средств стимуляции когнитивной деятельности и фор...