Консультация для родителей: "Развитие адаптивных функций и повышение познавательной активности детей с ОВЗ посредством оборудования сенсорной комнаты"
консультация по коррекционной педагогике

Занятия в сенсорной комнате являются одним из видов современных технологий сенсомотрного развития. В данном материале раскрыты цели и задачи проекта, дано описание специального оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Развитие адаптивных функций и повышение познавательной активности детей с ОВЗ посредством оборудования сенсорной комнаты».                           

                                                       Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

Октябрь 2025

      Успешность развития ребенка в значительной степени зависит от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Она является профилактическим средством переутомления, особенно для детей с ОВЗ, так как они более всех ему подвержены. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

       Одним из видов современных технологий сенсомоторного развития детей являются занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для расслабления, развития и обучения ребёнка с ограниченными особенностями здоровья.

Цель проекта:

- интеграция в социуме, развитие адаптивных функций и повышение познавательной активности детей с ОВЗ.

Задачи проекта:

- Развитие и гармонизация эмоционально – волевой сферы:

- Развитие коммуникативной сферы;

- Развитие психических и познавательных процессов.

Вид проекта: долгосрочный (9 месяцев)

Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий.

Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитатели старшей группы №10, родители (законные представители), дети с ОВЗ.

Сроки реализации проекта: октябрь 2025 — май 2026

Оборудование сенсорной комнаты:

  1. Интерактивный  диск  «Визуальный  обман»

      С помощью интерактивного диска надо переместить шарики от края к центру и наоборот. Интерактивный диск развивает логическое мышление, моторику, зрительную память, координацию, активирует познавательную деятельность и творчество.

  1. Зеркальный  уголок  мини.

        В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они- то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. А безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

  1. Тактильная  акустическая  панель.

Фибероптическая  Тактильно-Акустическая  панель  представляет  собой  основание  из  натурального  дерева  в  деревянном  обрамлении. На  панели  расположены  различные  по  фактуре,  цвету  и  форме элементы. Посередине  располагается  окошечко  в  виде  звезды,  в  котором закреплена  картина  с  изображением  и  вплетенными  фибероптическими  нитями. Источник  света  встроенный. Смена  цветов  подсветки,  светоэффектов  Фибероптического  волокна  производится  с  пульта д/у.

Фибероптическая  Тактильно-Акустическая  панель  предназначена  для  развития  тактильных  ощущений,  моторики, зрительной  памяти  и  профилактики  зрения; развития  логического  мышления, причинно-следственных  связей  и  пространственного  мышления.

  1. Пучок  световых  волокон.

          Пучок  фибероптических волокон  предназначен  для  зрительной  стимуляции,  релаксации. Фибероптические волокна  можно  скручивать  и  обвивать  вокруг  себя. Волокна  не  пропускают  электрический  ток  и  совершенно  безопасны.  Пучок  фибероптических волокон  встроен  в  мягкое  каркасное  основание,  на  котором  можно  сидеть. Пучок  фибероптических волокон  сам  по  себе  уже  является  антидепрессантом.  Волокна  мягкие  и  приятные  на  ощупь,  их  можно  перебирать,   можно  скручивать  и  обвивать  вокруг  себя,  переплетать  между  собой,  заплетать  их  в  косы,  релаксируя  и  настраиваясь  на  положительный  лад.  Пучок  фибероптических волокон имеет  пульт  управления,  с  помощью  которого  можно  управлять  цветами  и  оттенками  подсветки  волокон,  светоэффектами.

  1. Акустическое  кресло-подушка.

            При звучании музыки гармоничные звуки благотворно воздействуют на психику, а мягкая вибрация наполняет пространство и слегка приятно проникает в тело. Встроенные в конструкцию мягкого музыкального кресла-подушки колонки музыкального центра обеспечивают позитивные ощущения. Сеансы с использованием музыкального кресла-подушки позволяют расслабиться, нормализовать тонус мышц, снять нервное напряжение, стрессы и тревожность. 

  1. Подвесной  фибермодуль «Тучка».

          Фибероптические  волокна  точечного  бокового  свечения  свисают  с  несущей,  выполненной  в  виде  тучи  платформы,  имитируя  многочисленные  разноцветные  капли  дождя. Волокна  можно  перебирать,  держать  в  руках,  обматывать  вокруг  частей  тела,  познавать  их  свойства  зрительно  и  тактильно. Волокна  светятся  и  изменяют  цвет  по  всей  длине. При  последовательном  освещении  возникают  разнообразные  световые  эффекты,  напоминающие  струи  воды. Каскад  света  завораживает,  привлекает  внимание  и  обладает  успокаивающим  эффектом.

  1. Игровая панель  «Бесконечность»

            Игровая  панель  «Бесконечность»  представляет  собой  панно  из  фибероптических  нитей  и  зеркала. Спокойная  цветовая  гамма,  мерцающий  свет  расслабляют,  создают  уют  в  сенсорной  комнате. Отражение  волокон  в  зеркале  доставляет  огромное  удовольствие  от  создаваемых  визуальных  образов.

Упражнения  и  занятия  с  зеркалом  способствует  эмоциональному  расслаблению;  психологическому  комфорту,  мотивируя  на  дальнейшую  работу; активизации  кинестетических  ощущений;  развивают  воображение,  познавательные  процессы,  формируют  представление  о  цвете.

    Кроме  того,  работа  с  зеркалом  способствует  развитию  зрительного  восприятия,  формированию  фиксации  взора,  концентрации  внимания,  плавного  прослеживания  и  зрительной  координации,  а  также  создает  возможность  находиться  под  воздействием  сложного  сенсорного  потока  светового  раздражителя,  что  способствует  развитию  сенсорно-перцептивных  ощущений.

  1. Световой  столик  для  рисования  цветным песком.

             Световой  столик  для  рисования  песком  предназначен  для работы  с  детьми ,  начиная  с  2-х летнего  возраста. Игра  с  песком  позитивно  влияет  на  эмоциональное  самочувствие  детей,  способствует  их  развитию  и  саморазвитию. Занятия  с  песком  снимают  стресс,  снижают  уровень  нервно-психического  напряжения,  поднимают  настроение.

        Подсветка  стола,  предназначенного  для  рисования   песком,  служит  адекватным  раздражителем  для  зрительного  анализатора  и  обеспечивает  комфортные  условия  для  работы  глаза  при  проведении  коррекционных  занятий.    

          Рисование  пальцами  обеих  рук  по  песку,  сопровождающееся  сенсорными  ощущениями,  способствует  активной  работе  как  левого  так  и  правого  полушарий, гармонизирует  развитие  ребенка.

  1.  Стол  игровой.

         Стол – мозаика. Игра  в  мозаику  тренирует  мелкую  моторику  рук,  развивает  воображение,  художественный  вкус,  образное  мышление. В  процессе  создания  рисунка  из  мозаики  ребенок  развивает  целенаправленность  деятельности,  внимательность,  наблюдательность. Ребенок  учится  согласованности  движений,  тренирует  усидчивость,  развивает  абстрактное  и  пространственное  мышление. Мозаика  приучает  работать  по  определенным  правилам,  образцу,  а  также  знакомит  с  основными  формами  и  цветами. Шарики  можно  перемещать  как  с  верхней  части  стола,  так  и  с  нижней (находясь  под  столом). Столик  накрывается  акриловым  стеклом,  которое  снимается  при  необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение двигательной активности детей с ОВЗ посредством подвижных игр.

      Дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей»

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенк...

Консультация "Повышение двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования"

Данная консультация содержит материал по повышению двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования. Информация будет полезна педагогам ДОУ....

«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического развития.Основная нагрузка в плане физического развития детей ...

Консультация для молодых специалистов "Педагогическая работа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания"

Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника....

Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр

Познавательная активность детей раннего возраста играет ключевую роль в их общем развитии. Сенсорные игры являются одним из наиболее эффективных средств стимуляции когнитивной деятельности и фор...