Индивидуальный план коррекционно-логопедической работы с ребенком с синдромом Дауна
проект

 Кадонцева Елена Александровна

Логопедическая работа с ребенком с синдромом Дауна требует индивидуального подхода и учета особенностей развития ребенка. Синдром Дауна часто сопровождается задержкой речевого развития, проблемами с артикуляцией и восприятием речи. План логопедической работы должен быть направлен на преодоление этих трудностей и развитие коммуникативных навыков ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель -  социально-эмоциональное развитие и формирование навыков взаимодействия и общения у детей с синдромом Дауна в возрасте 4 – 5 лет.

Коррекционно-развивающая работа направлена на:

  • установление эмоционального контакта, развитие понимания речи взрослого;
  • на развитие слухового внимания и восприятия;
  • на формирование фонематического слуха и восприятия.
  • накопление (расширение и обогащение) словаря ребёнка. Переведение словаря ребёнка из пассивного в активный (т.е. переход накопленных представлений из пассивного речевого запаса к активному использованию их в речи);
  • на расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
  • на расширение словаря прилагательных и глагольного словаря;
  • на вызывание у ребёнка ответной двигательной словесной реакции на действие логопеда;
  • на формирование фраз из 2 – 3 слов.
  • на развитие артикуляционного аппарата и мимики лица.
  • на развитие зрительного восприятия и умения ориентироваться на плоскости и листе бумаги.
  • на развитие тонкой моторики рук и формирование графических навыков.
  • на закрепление русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса» и обыгрывание их с помощью кукольного театра, драматизации или пальчикового театра, с привлечением к участию ребёнка.
  • на формирование высшие психические функции: зрительное восприятие, слуховое восприятие и внимание, память, элементарные мыслительные операции, которые в совокупности являются базой для формирования речи.

На каждую лексическую тему отводится 4 недели (пока логопед не увидит, что у ребёнка все эти слова появились в активном словаре). В каждой лексической теме изучаем по 6 предметов, чтобы не перегружать нервную систему ребёнка.

Коррекционно-развивающие занятия проводится, как индивидуально, так и в маленьких подгруппах из 2-3 человек.

Коррекционно-образовательная деятельность строится от простого к сложному, с опорой на лексические темы.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми – проводятся в форме игры или в форме игрового тематического занятия или развлечения с присутствием всех специалистов ПМПк.

Для закрепления пройденного материала на занятии родителям ребёнка даются рекомендации через индивидуальную тетрадь. При возникновении вопросов у родителей воспитанника, они получают консультативную помощь через индивидуальные консультации.

Тематическое планирование коррекционно-развивающей работы.

Дата

Тема занятия

Количество занятий

3, 4 неделя сентября

Диагностика

Октябрь

Осень

4

Ноябрь

Овощи - фрукты

4

Декабрь

Зима, новый год

4

Январь

Домашние животные

3

Февраль

Дикие животные

4

Март

Одежда

4

Апрель

Игрушки

4

Май

Посуда

2

3, 4 неделя мая

Итоговая диагностика

Структура занятия.

Этапы

Задачи

Средства

Начало работы

Приветствие. Введение в тему

Обозначить начало занятия, создать особую доброжелательную атмосферу.

Определенные ритуалы. Беседа.

Самомассаж лица, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Работа по теме

Задачи, соответствующие теме занятия.

Игры и упражнения.

Разминка

Включение в совместную деятельность.

Зрительная гимнастика.

Подвижные игры с правилами.

Работа по теме

Задачи, соответствующие теме занятия.

Игры и упражнения.

Прощание, завершение работы

Обозначение конца занятия.

Определенные ритуалы.

 Перспективный план коррекционной работы

(второй год коррекционной работы)

Тема

Словарь (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги)

Содержание работы

Осень

Цель: уточнить и расширить знания ребёнка о времени года осень

/ОКТЯБРЬ/

Пассивный словарь:

  • Осень, деревья, листики, лужи, зонт, дождик, капли;
  • дует, капает, льёт, падают, перешагивать, перепрыгивать;
  • жёлтые, зелёные, красные, оранжевые, глубокие, большие, маленькие;
  • мой, мои.

Активный словарь:

  • кап – кап,
  • дай,
  • прыг,
  • мая.

1. Логоритмические игры:

  • «Ветер дует, завывает» Диск 4 б, трек 3;
  • «Дождик» Диск 6, трек 27;
  • «Дождик кап» Диск 25, трек 34.

2. Артикуляционная гимнастика.

«Улыбнись мне»

- Попросите ребёнка улыбнуться вам (или маме)

- Сами покажите, как нужно улыбаться.

- Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.

- В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.

«Поцелуй маму» 
- Попросите ребёнка поцеловать маму в щёчку. Упражнение и приятное, и полезное!

- После того как ребёнок научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке, переходить к следующему упражнению.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

- Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»

- Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!»

- Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

«Домик для язычка»
- Попросите ребёнка широко открыть рот, показать пасть крокодила.
- Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
- Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
- Убираем язычок, рот закрываем.
- Следует повторить упражнение 3-5 раз.
«Накажем непослушный язычок»
- Попросим малыша приоткрыть ротик.
- Теперь высовываем язычок.
- ….и пошлёпать его губками.

- упражнение можно сопровождать словосочетаниями «Пя – пя – пя»

3. Развитие слухового внимания и восприятия.

Игра «Кто сказал ку-ку?» - учить ребёнка определять по голосу окружающих взрослых. Если ребёнок не говорит, то игра проводится с помощью фотографий.

4. Игровые ситуации, направленные на работу со словарём.

  • «Прогулка по лесу»: прослушивание звуков лесе в аудиозаписи, листопад с листьями, сдувание листика с ладошки;
  • «Дождик»: дождик капает по ладошке быстро – медленно;
  • Игра «Солнышко и дождик»;
  • Игровое упражнение «Шлёп, шлёп по лужам»: лужи перепрыгивать или шагать, шлёпать по ним.

5. Кукольный театр показ сказки «Кот, петух и лиса»

Овощи –

фрукты

Цель: Уточнить и расширить знания ребёнка о фруктах и овощах.

/НОЯБРЬ/

Пассивный словарь:

  • Фрукты: яблоки, груши, арбуз, виноград; овощи: картошка, капуста, морковка, лук, огурец, помидор; огород, сад; суп, варенье.
  • растут, снимать, резать, варить, мыть, мешать;
  • жёлтые, зелёные, красные, большие, маленькие;
  • мой, мои.

Активный словарь:

  • чик – чик, хрум – хрум,
  • дай,
  • на,
  • мая, я.

1.   Логоритмические игры:

  • «Мы капусту рубим, рубим» - Диск № 33, трек 11;
  • «Кто хочет банан?» - Диск 2, трек 36.

2.  Артикуляционная гимнастика.

«Улыбочка – Трубочка»

- Сначала ребёнок тянет губки к ушкам, т.е. улыбается.

- Потом он вытягивает губки трубочкой.

- Затем происходит чередование улыбки и трубочки.

«Я голодный»

- Попросить ребёнка широко открыть рот, как будто он голодный.

- Удерживать открытый ротик, как можно дольше.

- Затем закрыть ротик.

- Повторить упражнение 3 – 5 раз.

«Хрум – хрум»

- Сначала можно попросить ребёнка жевать что-нибудь твёрдое: яблоко, морковку и т.д.

- Затем можно жевать по подражанию, т.е. понарошку, имитируя процесс жевания.

«Язычок играет в прятки»

На команду взрослого «Язычок ку-ку» ребёнок широко открывает рот и максимально высовывает язык изо рта.

На команду взрослого «Язычок, прячься!» ребёнок убирает язычок и закрывает рот.

«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)

Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
- Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
- Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.
- Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
- Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

3. Развитие зрительно-вкусовых ощущений.

  • Игровое упражнение «Отгадай, что жуёшь». Ребёнок закрывает глаза. Взрослый кладёт ему в рот кусочек овоща или фрукта. Ребёнок пробует его и по вкусу отгадывает то, что он жуёт. Если ребёнок не говорит, то показывает овощ или фрукт на картинке.

4. Развитие тактильных ощущений.

  • Игра «Сенсорный ящик» - на ощупь отгадывать игрушку – овощ или игрушку – фрукт;
  • Игра «Чудесный мешочек» - на ощупь отгадывать игрушку – овощ или игрушку – фрукт.

5. Игровые ситуации:

  • «Варим суп для ляли»;
  • «Варим варенье для мамы»;
  • КТ игра «Собери урожай» № 1 и № 2
  • Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

6. Итоговое тематическое занятие

«Во саду ли в огороде»

Зима.

Новый год.

Цель: уточнить и расширить знания ребёнка о времени года зима

/ДЕКАБРЬ/

Домашние животные

Цель: Уточнить и расширить знания ребёнка о домашних животных и животных фермы

/ЯНВАРЬ/

Дикие животные

Цель: Уточнить и расширить знания ребёнка о диких животных нашего края и о животных жарких стран

/ФЕВРАЛЬ/

Одежда.

Цель: Уточнить и расширить знания детей об «Одежде».

/МАРТ/

Пассивный словарь:

  • Зима, снег, снежинки, холод, мороз, ёлка;
  • падает, идёт, кружатся, кататься, лепить, кидать;
  • белый, холодный, большие, маленькие;
  • мне.

Активный словарь:

  • бах,
  • дай, на
  • прыг,
  • мне,
  • один, два, три, много;
  • ёлка.

Пассивный словарь:

  • Собака, кошка, хомяк; корова, коза, баран, ослик, свинка, лошадь, кролик; мордочка, усы, хвост, лапы, нос, глаза, шерсть, рога;
  • цокает, мычит, хрюкает, мяукает, лает, бежит, спит, кушает, облизывает, лакает, грызёт, гладить;
  • рыжий, белый, чёрный, большие, маленькие, пушистый, рогатая;
  • один, два, четыре.

Активный словарь:

  • му-му,
  • ме, бе
  • гав, мяю,
  • хрюша,
  • игого; иа
  • дом.

Пассивный словарь:

  • Волк, зайка, лиса, медведь, ёжик, мышка, олень; слон, бегемот, жираф, обезьянка, тигр, лев; мордочка, усы, хвост, лапы, нос, глаза, шерсть, рога;
  • рычит, воет, тявкает,  бежит, ищет, спрятался, боится, спит, кушает, облизывается,  грызёт, гладить;
  • неуклюжий, злой, хитрая, косолапый, белый, серый большие, маленькие, пушистый, рогатая;
  • один, два, три, четыре.

Активный словарь:

  • у-у, пых - пых
  • прыг,
  • на, дай,
  • лиса, зайка;
  • топ - топ - топ

Пассивный словарь:

  • Носки, платье, колготки, кофта, трусики, майка, штаны, курточка;
  • Красная, зелёная, жёлтая, синяя, белая, чёрная;
  • Надеваю, снимаю, стираю, глажу, чищу, лежит, висит;
  • Это, мои, моё, мой, твои, наши, я.
  • в, на

Активный словарь:

  • дай мне;
  • помоги;
  • зелёный, красный, синий, белый, чёрный;
  • чик - чик.

1.   Логоритмические игры:

  • «Вот так холод, вот мороз» - Диск № 2, трек 16;
  • «Чтобы потанцевать» - Диск № 2, трек 19;
  • «Вот все ребята собрались» - Диск № 28, трек 7;
  • «Шарик маленький» - Диск № 27, трек 23;
  • «Как на Новый год» - Диск № 2, трек 17;
  • «На нашей ёлке…» - Диск № 25, трек 70.

2.  Артикуляционная гимнастика.

«Месим тесто»

- Попросить малыша приоткрыть ротик.
- Теперь высовываем язычок.
- ….и покусывать его передними зубами.

- упражнение можно сопровождать словосочетаниями «Тя – тя – тя»

«Спрячь нижнюю губку»

- Попросить ребёнка повторить за вами и спрятать нижнюю губку..

- Повторить упражнение 3 – 5 раз.

«Полежим, отдохнём»

- Ребёнок открывает рот, губы в улыбке;

- затем  широкий расслабленный язычок положить на нижнюю губку.

- удерживать его в таком положении 5 секунд (можно придерживать ложкой)

- затем спрятать язычок и закрыть ротик.

«Сдуй снежинку»

- положить снежинку ребёнку на ладошку.

- поднести ладонь к губам;

- губы вытянуть трубочкой и подуть на снежинку так, чтобы она слетела с ладошки.

3. Развитие зрительного восприятия.

  • Игровое упражнение «Нарисуй такую же снежинку». Ребёнок рисует, а затем выкладывает из счётных палочек такую же снежинку, как взрослый.
  • Настольная игра «Найди такой же предмет» - парные картинки - цветное изображение предмета (ёлки, ёлочного шарика, снегурочки, мешка с подарками и деда мороза, снеговика) и их контура.

4. Развитие мелкой моторики рук.

  • Игра с прищепками «Ёлочка»;
  • Игра «Чудесный мешочек» - на ощупь найти такую же геометрическую фигуру;
  • Упражнение «Бусы на ёлку».

5. Игровые ситуации:

  • «Снегопад в лесу»;
  • игра «Прятки»;
  • КТ «Зимушка - зима, как ты хороша!»
  • Сюжетно-ролевая игра «Причеши куклу».

6. Развлечения:

  • «Праздник детства» - приуроченный декаде инвалидов;
  • «В гости к дедушке Морозу» - посвящённый Новогоднему празднику.

1.   Логоритмические игры:

  • «Я гладить пушистую кису люблю» - Диск № 2, трек 18;
  • «Кролик» - Диск № 27, трек 19;
  • «Есть в лесу из брёвен дом» - Диск № 27, трек 39;
  • «Говорит щеночек «Ам!» - Диск № 25, трек 6;
  • «Едем, едем на лошадке» - Диск № 25, трек 10;
  • «Котёнок» - Диск № 25, трек 12;
  • «Ослик» - Диск  № 25, трек 56;
  • «Козёл» - Диск № 25, трек 60.

2.  Артикуляционная гимнастика.

«Окошко»

На счёт «раз» широко открыть рот, на счёт «два» закрыть рот.

«Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

«Иголочка» 

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. 

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

«Лакает молоко» 

- Ребёнок открывает ротик, губы в улыбке.

- Высовывает изо рта и втягивает обратно широкий язык, совершая лакательные движения в течение 5 – 7 сек.

- Повторить упражнение не менее 3 раз.

 «Сдуй пёрышки»

- положите пёрышки на любую поверхность.

- обратите внимание ребёнка на пёрышки и предложите их сдуть;

- губы вытянуть трубочкой и подуть на пёрышки так, чтобы они слетела с поверхности.

«Лошадка»

- положите ребёнку по цокать язычком.

- рот открыть, губы в улыбке.

- присасывать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать.

- далее упражнение выполняется со сменой темпа /быстро - медленно/.

«Останови лошадку»

 - чтобы остановить лошадку, нужно подуть, сквозь сомкнутые губы.

- при этом, губы должны вибрировать.

3. Развитие зрительного восприятия.

  • магнитная игра «Найди маму у детёныша»

4. Развитие слухового внимания и восприятия..

  • игровое упражнение «Кто так кричит?»

4. Развитие мелкой моторики рук.

  • Игра с прищепками «Подбери такой же цвет»;
  • Игровое упражнение «Нарисуем киске глазки, усы и нос»;
  • Интерактивное чтение потешек «Коза», «Кисонька - Мурысонька, где ты была?»

5. Игровые ситуации:

  • игра «Прятки»;
  • КТ «Угощение для зверят»
  • Сюжетная игра «Ферма»
  • Сюжетно-ролевая игра «Больница.

6. Тематическое занятие «В гостях у бабушки Арины»

7. Обыгрывание сказки «Теремок

1.   Логоритмические игры:

  • «Заинька» - Диск № 25, трек 66;
  • «Мишка косолапый» - Диск № 27, трек 37;
  • «Бурый медвежонок» - Диск № 28, трек 41;
  • «Катится колючий ёжик» - Диск № 33, трек __;
  • «У жирафа пятна, пятна»» - Диск № 4, трек 28;
  • «Зайка прыгал»» - Диск № 24 трек 17.

2.  Артикуляционная гимнастика.

«Приключения зайки»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка»

Утром рано просыпался,

Чисто - чисто умывался.                            язычком облизывать губы

 

Открывал на окнах шторку,                       открыть рот

Делал влажную уборку.                             Во рту водить языком

Про зарядку не забыл,                               «качели»

Грызть морковку приступил.                   Изобразить как грызут

 

В лес отправился скорей.

Встретил много там друзей.

У пруда сидит лягушка                            «Улыбочка»

Села на язык ей мушка.

 

Вот устал колючий ёж,

Гриб нашёл, не унесёшь.                         «Грибок»

Вот хомяк спешит домой                         надуть щёки

Набил щёки он едой.

 

Вот олень с рогами,

Цок, цок, цок ногами.                               «Лошадка»

Он спешит, бежит рысцой.

И скорей, скорей домой.

 

Это друг любимый – мишка

Собирает в лесу шишки.

Ест малину, сладкий мёд

Зайку в гости он завёт.                                Жевательные движения, облизывать губы

                                

Зайка наш домой идёт,

Дома чай из чашки пьёт.                             «Чашечка»

Окна двери закрывает,                                открытый рот закрыть

И в кроватке засыпает.                                 «Лопаточка»

 «Загони зверей в лес»

- поставьте животных /мелкие фигурки/ на край стола;

- на другом краю оборудуйте лес, из кирпичиков мелкого строителя постройте стену, с входом в лес.

- предложите ребёнку прогнать животных в лес;

- губы вытянуть трубочкой и подуть на животного так, чтобы оно через вход в заборе попало в лес.

3. Развитие зрительного восприятия.

  • магнитная игра «Найди маму у детёныша»;
  • дидактическая игра «Найди тень животного»

4. Развитие слухового внимания и восприятия..

  • игровое упражнение «Кто так кричит?»

5. Развитие мелкой моторики рук.

  • Игра с прищепками «Ёжик»;

  • Игровое упражнение с солёным тестом «Следы зверей»;

  • Интерактивное чтение потешек «Мишка косолапый», «Змея»;

  • Игровой массаж: катание шарика Су Джока между ладонями.

«Гладь мои ладони ёж».

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек"). 

6. Игровые ситуации:

  • игра «Прятки»;
  • КТ «Угощение для зверят»
  • Сюжетная игра «Зоопарк»
  • Сюжетно-ролевая игра «Больница».

7. Обыгрывание сказки «Репка»

8. Спортивное развлечение «Мы силачи и не болейки!»

1.   Логоритмические игры:

  • «Шапочка» - Диск № 28, трек 35;

2. Артикуляционная гимнастика.

Наш весёлый язычок,

Повернулся на бочок,                                            «Часики»

На другой он повернулся,

Рано с солнышком проснулся.                           «Часики»

 

Широко он улыбнулся,                                        «Улыбочка»

Вверх сильнее потянулся.                                 Острый язык вверх

 

Язычок блинов нажарил                                   «Блинчик»

И варенья наварил                                             «Вкусное варенье»

Как поели, домой отправил

И конфеткой угостил.                                        «Конфетка»

3. Развитие зрительного восприятия.

  • «Подбери по цвету» игра с картинками;

4. Развитие слухового внимания и восприятия..

  • игровое упражнение «Магазин одежды» ребёнок должен купить тот предмет одежды, который ему называет взрослый, например: «Купи в магазине синий свитер»;
  • КТ - Различение на слух схожих по звучанию слов.

4. Развитие мелкой моторики рук.

  • Игра с прищепками «Сушим бельё»;
  • Игровое упражнение с застёжками:

Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки.

  • Интерактивное чтение потешек:

           «Одевалочка»                                                                     «Собираемся гулять»

На мою малышку                                                             Раз, два, три, четыре, пять —
Наденем мы штанишки.                                                  Собираемся гулять.
Повторяй за мной слова:                                                 Завязала Катеньке
Ножка – раз, и ножка – два!                                            Шарфик полосатенький.
А теперь на ножки –                                                        Наденем на ножки
Носочки и сапожки!                                                        Валенки-сапожки
Повторяй за мной слова:                                                 И пойдем скорей гулять,
Ножка – раз, и ножка – два!                                            Прыгать, бегать и скакать.
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!

  • Игровой массаж: катание шарика Су Джока между ладонями.

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 –

Всем пора нам отдыхать!

5. Игровые ситуации:

  • игра «Оденем куклу на прогулку»;
  • КТ «Угощение для зверят»
  • Сюжетная игра «Мамины помощники» - одежду стирают, гладят, вешают
  • Сюжетно-ролевая игра «Дочки - матери».

6. Развлечения:

  • «Я маму свою очень сильно люблю!»;
  • «С днём рожденья, Карим!»

Игрушки.

Цель: Уточнить и расширить знания детей об

«игрушках»

Пассивный словарь:

  • Кукла, мяч, машина, пирамидка, кубики, мишка, зайка;
  • Большой, маленький, зелёный, красный, жёлтый, оранжевый, белый, коричневый, синий, зелёный;
  • Одеваю, раздеваю, лежит, сидит, мою, вытираю, катаю, бросаю, собираю;
  • Это, мои, мой, твои, наши, я.
  • предлоги В, НА, ЗА

Активный словарь:

  • Один - много;
  • кукла, ляля;
  • мишка, мячик;
  • машина, би-би;
  • кубик;
  • синий, зелёный

1. Логоритмические игры.

  • «Кукла с кубиком идёт» - диск № 25, трек 2;
  • «Куклу надо покачать» - диск № 25, трек 72;
  • «Мишку на руки берём» - диск 28, трек 37;
  • «Игрушки» - диск « 2, трек 25.

2.  Артикуляционная гимнастика.

Лягушка. 

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.

Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губки прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

Хоботок.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении до пяти.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

Лягушка – хоботок. 

На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

 Свои губы прямо к ушкам

Потяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

ЛопаточкаУлыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

 Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Иголочка. 

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. 

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Часики. 

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

Качели. 

Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

А потом – вниз.

3.  Развитие зрительного восприятия.

  • КТ «Найди такую же пирамидку, такой же мяч»
  • Дидактическая игра «Собери картинку» - из 2 - 3 частей.
  • «Подбери блюдце к чашке по цвету» - игровое упражнение с кукольной посодой.

4.  Развитие слухового восприятия:

  • «Что за игрушка издаёт такой звук?» - игровое упражнение с музыкальными игрушками;
  • Игра «Поручения» - положить игрушку, куда скажет взрослый - закрепление понимания предлогов : в, на, за.

4.  Развитие мелкой моторики рук и графических навыков:

  • игровое упражнение с мелким конструктором «Построим гараж для машинки»;
  • графическое упражнение «Нарисуй дорожку» - прямая линия слева направо по горизонтали и с верху - вниз по вертикали.

5.  Игровые ситуации:

  • Сюжетно0ролевая игра «Магазин игрушек»
  • Интерактивное чтение «Мой Мишка» - отрывок

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.

Повяжу тебе салфетку —
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдём гулять скорей!

 

6. Итоговое тематическое занятие:

«Мои любимые игрушки»

Посуда.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о предметах

«Посуды»

Пассивный словарь:

Кружка, тарелка,

  • кастрюля, нож, сковородка, ложка, вилка, тарелка, чайник;
  • Большой, маленький, жёлтый, оранжевый, белый, коричневый, синий, зелёный, грязная, чистая;
  • Стоит, кипит, мою, вытираю, жарю, насыпаю, наливаю;
  • Это, мои, мой, твои, наши, я.
  • Предлоги В, НА, ЗА.

Активный словарь:

  • Ложка, чашка, нож;
  • Чик - чик, пых - пых, ш-ш-ш;
  • Дай мне, на тебе.
  • ням, ням.
  • спасибо, пока, привет.

1. Логоритмические игры:

  • «Мы две чашки берём» - диск № 25, трек 64;
  • «А у меня есть чашка» - диск № 27, трек 33;
  • «Я всех своих зверей люблю» - диск 2, трек 16

2.  Артикуляционная гимнастика

«Позёвывание»

- приоткрывать рот и глубоко вдыхая, имитируем процесс зевания;

- упражнение повторять 5 раз.

«Хоботок»

- вытянуть губки трубочкой;

- это хобот слона;

- удерживать 3 сек.

«Слоник пьёт водичку»

 - вытянутыми губками втягивать воздух;

- это слоник пьёт хоботом воду.

«Лопаточка – иголочка» 

На счёт «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким остриём.

«Шторм в стакане»

- В стакан налить немного кипяченой воды.

- Вставить соломинку - трубочку.

- Предложить ребёнку подуть в трубочку.

3.  Развитие зрительного восприятия:

  • «Посуда разбилась» - подобрать две подходящие половинки предмета посуды и соединить их;
  • «Подбери недостающей части» - игровое упражнение с предметными картинками.

4. Развитие слухового внимания и восприятия:

  • КТ различение урбанистических (бытовых) звуков: звон посуды, гул пылесоса, гудит водопроводный кран, стук молотка и т.д.
  • Игра «Кот и мыши» - выполнение словесной инструкции:

Котик спит, мышата скачут.

Кот проснулся! Мышки прячьтесь!

  • «Котик» (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

5. Развитие мелкой моторики рук и графических навыков:

  • Самомассаж рук «Тесто» с использованием сухого бассейна

Ребенок запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно все помесить попросили.

Но сколько, ни месим и сколько, ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Испечем мы каравай
Месим, месим тесто,

(Сжимаем мяч, мяч в правой руке)

Есть в печи место.

(перекидываем в левую руку и сжимаем)

Испечем мы каравай,

(несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)

Перекидывай, валяй!

(катаем мяч между ладошками).

  • «Лепим угощение для гостей» - игровое упражнение с солёным тестом.
  • «Укрась пироженки» - формировать графические круговые движения.

6.  Игровые ситуации

  • КТ «Угощение для гостей»
  • Сюжетная игра «В магазин привезли товар» - группировка предметов по теме: посуда, одежда, игрушки.
  • Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Карима».

7. Развлечение:

«Чаепитие».

Планируемый результат:

  • У ребёнка пополнился активный словарный запас (количество слов зависит от темпа усвоения ребёнка изучаемого материала);
  • Ребёнок использует по просьбе взрослого фразу из двух слов;
  • У малыша улучшатся коммуникативные навыки;
  • Слуховое внимание и восприятие сформировано на достаточном уровне;
  • Улучшилась подвижность органов артикуляционного аппарата, появились новые звуки;
  • Определилась ведущая рука, начаты формироваться графические навыки;
  • Ребёнок способен внимательно выслушать небольшие по объёму произведения художественной литературы;
  • Узнаёт знакомые сказки и потешки, показывает на иллюстрации персонажей и их действия.

Список используемой литературы

  1. Новиковская О.А. Стихи для развития речи. 4 - 7 лет. – М.: Астрель; Спб.: Астрель – Спб., 2009.
  2. Новиковская О.А. Весёлая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4-7 лет. – М.: Астрель; Спб.: Астрель – Спб., 2009.
  3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2004.
  4. Интернет ресурсы:

  • http://www.maam.ru/
  • http://yarmalysh.ru/razvlechenija/igry-doma/igry-poteshki-dlja-razvitija-melkoj
  • https://materinstvo.ru/art/700
  • http://rodnaya-tropinka.ru/stihi-ob-igrushkakh-dlya-detei-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta/

Занятия

Мелкая моторика

«Приключения зайки»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка»

Утром рано просыпался,

Чисто - чисто умывался.                            язычком облизывать губы

 

Открывал на окнах шторку,                       открыть рот

Делал влажную уборку.                               Во рту водить языком

Про зарядку не забыл,                                    «качели»

Грызть морковку приступил.                         Изобразить как грызут

 

В лес отправился скорей.

Встретил много там друзей.

У пруда сидит лягушка                         «Улыбочка»

Села на язык ей мушка.

 

Вот устал колючий ёж,

Гриб нашёл, не унесёшь.                      «Грибок»

Вот хомяк спешит домой                       надуть щёки

Набил щёки он едой.

 

Вот олень с рогами,

Цок, цок, цок ногами.                               «Лошадка»

Он спешит, бежит рысцой.

И скорей, скорей домой.

 

Это друг любимый – мишка

Собирает в лесу шишки.

Ест малину, сладкий мёд

Зайку в гости он завёт.                                Жевательные движения, облизывать губы

                                

Зайка наш домой идёт,

Дома чай из чашки пьёт.                         «Чашечка»

Окна двери закрывает,                           открытый рот закрыть

И в кроватке засыпает.                              «Лопаточка»

Зрительная гимнастика.

«Веселый мяч».
Веселый мяч помчался вскачь.
(Дети смотрят вдаль.)
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
(Смотрят на кончик носа, вдаль.)
Покатился под ворота,
(Смотрят вниз.)
Добежал до поворота.
(Выполняют круговые движения глазами.)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.
(Закрывают глаза.)

2) «Мышки - шалунишки»

В комнате часы висели

И стучали: бом - бом - бом.

(дети ритмично хлопают в ладошки)

Мышки каждый раз пугались,

Слушая ужасный звон.

Потянулись гири вниз -

Так - так - так (2 раза)

(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)

Быстро стрелки завелись -

Тик - тик - так (2 раза)

(ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)

Стрелки мышек испугали,

В норку мышки убежали.

(пальчики бегут по столу).

Вот они - сапожки. 
Этот - с левой ножки, 
Этот - с правой ножки. 
Если дождичек пойдет, 
Наденем калошки. 
Эта - с правой ножки, 
Эта - с левой ножки. 
Вот как хорошо! 

М. Дружинина. Петух

— У меня отличный слух, —
Как-то хвастался петух, —
Ни корове, ни жуку
Так не спеть: КУ- КА – РЕ — КУ!

А. Барто. Лошадка

Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

И. Токмакова. Поиграем

На лошадке ехали,
До угла доехали.

Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.

Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!

И. Плакида. Игрушки 

У Толи и Катюшки
Есть разные игрушки:
Свинья с поросенком,
Корова с теленком,
Курочка хозлатка
И желтые цыплятки.

В. Волина. Задачка про Андрюшку

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Еж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения ребенка с синдромом Дауна.

В моей группе есть ребенок с диагнозом Синдром Дауна. Поскольку в детском саду детей с синдромом Дауна никогда не было, появилась необходимость создать индивидуальный проект для работы с данным р...

Индивидуальный план для работы с ребенком, с Синдромом Дауна. План составлен на весь учебный год. Материал составлен по лексическим темам, подоброны игры и упражнения.

Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.МесяцЗадачиСодержани...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. (Вторая младшая группа «Ручеек») 2019 – 2020 г.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.Количеств...

индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна

(Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с синдромом Дауна)...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с Синдромом Дауна

Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в освоении основной образовательной дошкольного образова...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г.

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 года, обеспечивает равные возможности полноценного развития каждого ребенку в период дошкольного детства н...