Арт-терапия с детьми инвалидами и ОВЗ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конечно. Арт-терапия — это прекрасный и зачастую безбарьерный способ помочь ребенку с инвалидностью или ОВЗ выразить себя, справиться с эмоциями, развить моторику и коммуникативные навыки. Главный принцип — не результат, а процесс, и полное отсутствие критериев "красиво/некрасиво", "правильно/неправильно".
Вот подборка упражнений, разделенная по целям и адаптированная для разных особенностей.
Важные принципы перед началом:
1. Безопасность: Все материалы должны быть нетоксичными. Учитывайте риск аллергии (например, на некоторые крупы или пластилин).
2. Поддержка, а не оценка: Хвалите усилия, смелость, вовлеченность. "Мне нравится, как ты подбираешь цвета!" вместо "Какой красивый рисунок!".
3. Индивидуальный подход: Упражнение нужно адаптировать под конкретного ребенка (его двигательные возможности, зрение, слух, усидчивость).
4. Право выбора: Всегда предлагайте несколько цветов, материалов. Это дает чувство контроля.
5. Давайте время: Не торопите ребенка. Он может долго знакомиться с материалом.
---
Упражнения, сгруппированные по основным целям
1. Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта
· "Волшебный мешочек" (тактильная чувствительность, речь)
· Что нужно: Мешочек из ткани, небольшие предметы разной фактуры (шишка, гладкий камушек, мячик из колючего пластика, перо, вата).
· Задание: Ребенок на ощупь достает предмет и описывает его ("гладкий", "колючий", "теплый"), угадывает, что это, или рисует его.
· Адаптация для детей с ДЦП или слабыми руками: Предметы можно просто перебирать на столе, не доставая из мешочка.
· "Рисование на песке" (моторика, снятие напряжения)
· Что нужно: Ящик с песком (или манкой, солью), подсветка (опционально).
· Задание: Ребенок рисует пальцами, ладонями, кулачками узоры, фигуры. Можно закапывать и откапывать маленькие игрушки. Это прекрасно успокаивает, развивает кисть и воображение.
· Адаптация для детей с РАС: Часто любят однородные сенсорные ощущения, это упражнение может стать для них ресурсным.
· "Лепим из теста" (моторика, сила рук)
· Что нужно: Соленое тесто (экологично и безопасно, если потянет в рот).
· Задание: Просто мять, отрывать кусочки, раскатывать колбаски, делать отпечатки. Легче, чем пластилин, и дает другие тактильные ощущения.
· Адаптация для слабого захвата: Используйте большие куски теста, чтобы работать всей ладонью.
2. Эмоциональное выражение и работа с чувствами
· "Кляксы-монстрики" (проработка страхов, агрессии)
· Что нужно: Жидкая гуашь, трубочка для коктейля, бумага.
· Задание: Капнуть краску на лист и дуть через трубочку, создавая причудливые кляксы. Затем рассмотреть: "На кого похож твой монстрик? Он добрый или злой? Может, он грустит?" Можно дорисовать ему глаза, рот.
· Адаптация для детей с нарушениями дыхания: Можно раздувать кляксы, качая лист бумаги в разные стороны.
· "Мое настроение в цвете" (идентификация эмоций)
· Что нужно: Бумага, краски/карандаши/пастель.
· Задание: "Давай нарисуем твое настроение сейчас. Какого оно цвета? Оно теплое или холодное? Оно похоже на шторм или на спокойное море?". Это помогает назвать непонятные чувства.
· Адаптация для невербальных детей: Используйте табличку с основными эмоциями (радость, грусть, злость, страх), на которую ребенок может показать перед рисованием.
· "Маска моих чувств" (разделение чувств и личности)
· Что нужно: Заготовка маски из бумаги или картона, материалы для декора.
· Задание: "С одной стороны маски нарисуй чувство, которое ты часто прячешь (злость, обиду). А с другой — то, что показываешь людям". Это помогает понять, что все чувства имеют право на существование.
3. Развитие коммуникации и социальных навыков
· "Совместный рисунок" (командная работа)
· Что нужно: Большой лист бумаги (например, ватман), краски/фломастеры.
· Задание: Двое или несколько детей рисуют одну картину на заданную тему ("волшебный лес", "город будущего"). Им нужно договариваться, уступать, видеть работу другого.
· Адаптация для детей на колясках: Закрепите лист на стене или на мольберте на удобной высоте.
· "Рисуем историю" (развитие речи, воображения)
· Что нужно: Бумага, карандаши.
· Задание: Взрослый начинает рассказ ("Жил-был маленький корабль...") и ребенок рисует первого героя. Потом взрослый продолжает ("...и он боялся выплывать в открытое море"), а ребенок добавляет детали на рисунок. По ходу дела можно обсуждать, что чувствует герой и как ему помочь.
4. Расслабление и снятие тревожности
· "Монотипия" (техника "удивительного отпечатка", снятие напряжения)
· Что нужно: Гуашь, гладкая поверхность (пластик, стекло), бумага.
· Задание: Ребенок делает свободные пятна и разводы краски на пластике, затем сверху накладывает лист бумаги и проглаживает. Получается отпечаток с мягкими, плавными переходами. Эффект неожиданности и мягкости успокаивает.
· "Раскрашивание мандал" (концентрация, умиротворение)
· Что нужно: Распечатанные мандалы (круглые симметричные узоры), карандаши.
· Задание: Спокойное, монотонное раскрашивание от центра к краям помогает упорядочить мысли, сосредоточиться.
· Адаптация для детей с СДВГ: Берите мандалы с более крупными и простыми элементами.
---
Краткие рекомендации по разным нозологиям
· Дети с ДЦП: Используйте стабилизаторы для кистей, рисуйте на мольбертах, используйте толстые и ребристые кисти/карандаши. Акцент на крупные движения.
· Дети с РАС: Структурируйте занятие (четкое начало, конец), минимизируйте отвлекающие факторы. Часто предпочитают работу с сыпучими материалами (песок, крупа).
· Дети с нарушениями зрения: Используйте материалы с ярко выраженной фактурой (объемные краски, аппликации из крупы, ткани, природных материалов). Описывайте все, что происходит.
· Дети с нарушениями слуха: Показывайте все наглядно, используйте четкую артикуляцию, жесты. Музыкальную составляющую можно заменить на тактильную (вибрация барабана).
Главное — создать атмосферу доверия и принятия, где любой творческий акт является ценным и важным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Законодательные основы организации получения образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ
Законодательные основы организации получения образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ ...

Доклад "Рекомендации по созданию междисциплинарной команды по работе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами в ОО"
в материале дается сравнение понятий "Интеграция" и "Инклюзия", рассматриваются принципы построения инклюзивного образования, дано описание формирования взаимодействия специалистов в...

Мастер-класс по использованию специального оборудования для игр с водой на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познав...
Приказ об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по организации эксклюзивного образования и создание специальных условий для получения дошкольного образования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ
Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными в...
В помощь родителям с детьми - инвалидами и с детьми с ОВЗ. "Помогите друг другу".
Советы родителям,воспитывающих детей инвалидов и детей с ОВЗ....

Статья "АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ"
Одним из высокоэффективных способов для работы с детьми с ОВЗ является АРТ-терапия. С её помощью можно решить много проблемных моментов. Плюсы АРТ-терапии в работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами в т...
