Главные вкладки

    Доклад "Рекомендации по созданию междисциплинарной команды по работе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами в ОО"
    материал на тему

    Порохова Эльвира Геннадьевна

     в  материале дается  сравнение понятий "Интеграция" и "Инклюзия", рассматриваются принципы построения инклюзивного образования, дано описание формирования взаимодействия специалистов в ОО при работе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_rekomendatsii_po_sozdaniyu_mk.docx209.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»

    РМО учителей – логопедов Тайшетского района

    Рекомендации по созданию междисциплинарной команды по работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами в ОО

                                                        Подготовила учитель – логопед

    МКДОУ д/с «Рябинка»

    Порохова Э.Г.

    Тайшет, 2016 г

    К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ создаются  дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение.

    «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию, т.е. принудительного отделения  «особых» и «нормальных» детей),  в сторону образования, признающего различия между людьми,  как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса.

     Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах и групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.

    «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

    В литературе можно встретить следующие формулировки:

    Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся

    Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии

    Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.

    В диссертационном исследовании Н.В. Борисовой приводится таблица, в которой сопоставляются понятия «инклюзия» и «интеграция». Взяв ее за основу, рассмотрим следующий вариант сопоставления,   адаптированный для детского сада:

    Интеграция

    Инклюзия

    Внимание направлено на проблемы «особых» детей

    Внимание направлено на всех детей детского сада, школы

    Изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям

    Изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей

    Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями

    Преимущества получают все дети

    Организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги

    Образовательный процесс строится с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов

    Образовательный процесс пред- полагает использование специальных методов обучения и терапии для детей с ОВЗ

    Качественное  обучение  и  воспитание всех детей

    Ассимиляция  детей  с  ОВЗ  под условия социальной системы

    Трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы

    Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы.

    Инклюзивное образование строится на следующих принципах: Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка.

    Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

    Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

    Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

    Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

    Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

    Формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

    Деятельность разбивается на этапы в соответствии с решаемыми задачами.

    На первом этапе планируются следующие мероприятия:

    Руководитель ОУ принимает решение об организации инклюзивной практики.

    Руководитель ОУ проводит встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения рабочей группы и координатора по организации инклюзивной практики.

    Знакомство с детьми и семьями, при наличии в ОУ Консультативного пункта (КП) – проведение с детьми с ОВЗ первичного приема для диагностики и разработки рекомендаций.

    Выбор команды специалистов, обслуживающих инклюзию.

    Определение основных мероприятий по адаптации детей групп (класса)  к новым условиям с приходом детей с ОВЗ.

    Проведение встреч с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы для разъяснения и согласования новых условий.

    Подписание договора с родителями.        

    Определение параметров диагностики детей в адаптационный период. Составление расписания и определение распорядка дня.

    Если детский сад решил включить в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями, то на первом этапе людям, принимающим ответственность за этот шаг, необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад или школу подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка и планируются изменения образовательной среды. Если приходит ребенок с нарушениями физической сферы – планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или за столом, прогулки, двигательные занятия); планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми.

    Это требует новых компетенций от воспитателя (педагога). При сложившейся педагогической практике фронтального обучения и воспитания нельзя от педагогов требовать того, чего они делать не умеют. Чтобы сформировать новые профессиональные компетенции педагогов, необходимо обучать специалистов на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации, создать в образовательном учреждении междисциплинарные команды специалистов, в работе которых сформируются новые профессиональные компетенции.

    Вот, одна из задач организации инклюзивной практики: Создать междисциплинарную команду педагогов и специалистов для решения задач индивидуальной и групповой диагностики и разработки индивидуальных и групповых образовательных планов.

     Для организации инклюзивной практики требуются командные формы работы.

    Междисциплинарные команды  организуются на базе конкретной группы  и включает в себя: воспитателей, логопеда, дефектолога, психолога, тьютора, социального педагога, педагогов доп. образования, родителей.

    Цель работы команды: планирование и организация жизнедеятельности инклюзивной группы.

    Основные направления деятельности МК:

    - проводит междисциплинарную диагностику детей

    - разрабатывает индивидуальные образовательные планы с учетом данных междисциплинарной диагностики

    - планирует и организует жизнедеятельность группы с учетом Образовательной программы

    • планирует распорядок повседневных дел и занятий в группе

    - планирует действия по включению детей в группу в начале учебного года

    - обсуждает и планирует действия по сотрудничеству и взаимодействию с родителями

    - анализирует экстренные ситуации и организует действия по их разрешению

    Для лучшего понимания содержания совместной деятельности специалистов сопровождения по включению «особого» ребенка в инклюзивный класс (группу), опишем основные направления и специфику деятельности каждого из специалистов.

    Старший воспитатель занимается методической работой и организует воспитательно-образовательный процесс в детском саду. Вместе с заведующей руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития образовательной программы и педагогических планов

    Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями. Может выступать в качестве координатора по инклюзии.

    Но., для координации деятельности педагогического коллектива по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс целесообразно введение новой штатной единицы – координатора по инклюзии (рекомендации разработаны Леонтьевой Е.Е.).

    Координатор по инклюзии – это специалист с высшим педагогическим образованием – коррекционный педагог (учитель-логопед, учитель-дефектолог) или педагог-психолог, имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития (такими, как ЗПРР, интеллектуальная недостаточность, в том числе синдром Дауна, ДЦП, расстройства аутистического спектра), прошедший подготовку в области инклюзивного образования. В обязанность координатора по инклюзии входит:

    - встречи с комиссией по комплектованию для определения детей с ОВЗ, которые приходят в ОУ, и получение рекомендаций от ПМПК;

    - проведение с детьми с ОВЗ и их родителями первичного приёма вместе с междисциплинарной командой специалистов – для диагностики, определения образовательного маршрута для детей с ОВЗ

    на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК и специалистов ОУ, совместная с междисциплинарной командой ОУ разработка индивидуального плана развития для каждого ребёнка и контроль за его выполнением;

    - составление индивидуальной сетки занятий для каждого ребёнка с ОВЗ;

    - подготовка персонала инклюзивной группы к приходу ребёнка с ОВЗ – проведение беседы об особенностях развития ребёнка, методах работы с ним и создании необходимых условий в группе;

    - подготовка родителей детей возрастной нормы к приходу в группу ребёнка с ОВЗ – проведение беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, организация совместных детско- родительских мероприятий (например, праздников, походов) с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

    = организация преемственности инклюзивного образования: помощь в выборе ОУ при переходе ребёнка на следующую ступень образования (например, из детского сада в школу), налаживание контактов с педагогическим коллективом ОУ, в которое поступает ребёнок с ОВЗ, помощь в его адаптации.

    Таким образом, координатор по инклюзии создаёт необходимые условия слаженной работы педагогической команды и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребёнка с ОВЗ и его социализации в инклюзивной группе.

    Работая в междисциплинарной команде, воспитатель собирает диагностические сведения, знает индивидуальные особенности детей, участвует в составлении и реализации индивидуальной программы развития детей и программы работы в группе.

    Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом.

    Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, праздники. Участвует в работе междисциплинарных команд, знакомится с особенностями детей, разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приемы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей.

    Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания.

    Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре является членом междисциплинарных команд, руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

    Педагог-психолог – его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача – помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет особенности (умственные, физические, эмоциональные) в развитии воспитанников

    - выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого- педагогическую коррекцию. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.

    - Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ. Участвует в диагностике, плани- ровании, разработке и реализации программ, направленных на работу с группой. Использует в своей работе методы арттерапии, игровой терапии и др.

    Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи

    . Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы.

    Учитель-дефектолог:

    • планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;

    - консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

    - координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);

    Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии.

    Тьютор – занимается индивидуальным сопровождением детей с ОВЗ, знает особенности сопровождаемого ребенка (знаком с результатами диагностики междисциплинарного консилиума). Постоянно поддерживает отношения с родителями, знакомя их с достижениями и трудностями ребенка. Тьютор участвует в обсуждении диагностических результатов и реализации индивидуального образовательного плана.

    Социальный педагог

    Работа социального педагога направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в группе относятся:

    осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;

    участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;

    консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;

    изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;

    взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;

    осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;

    выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;

    ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год.

    МК  проводит междисциплинарное обсуждение результатов диагностики всеми специалистами, целью которого является составление полной картины развития ребенка, а не фрагментарных представлений о его развитии в разных областях, что облегчает понимание потребности ребенка и семьи и планирование программы развития.

    Вся информация заносится в бланк.

    Диагностика в дошкольном образовательном учреждении проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста. Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать программу, соответствующую образовательным и социальным потребностям ребенка. Далее разрабатываются программы, направленные на реализацию образовательных, социальных и др. потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный план обсуждается всеми специалистами, работающими с ребенком с учетом рекомендаций специалистов ПМПК и составляется на основе диагностических данных. План строится с опорой на сильные стороны ребенка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии.

    Реализация выделенных в Индивидуальном плане направлений осуществляется с использованием утвержденных и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов.

    Если в ОО нет какого либо специалиста, то ОО ищет возможные варианты для оказания помощи (это либо консультационные пункты, привлечение волонтеров и др).

    Функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ (детей= инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школе:

    Таблица 3

    Группа

    Функционал

    Администрация

    Проектирование образовательного процесса с учетом разра) ботки и реализации ИОП для детей с особыми образова) тельными потребностями, в том числе — детей с ОВЗ (детей)инвалидов):

    • финансовое обеспечение реализации ИОП;
    • внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно)правовых и регламентирующих до) кументов (Устав школы, ООП НОО, приказы, положения и т. д.);


    • кадровое обеспечение реализации ИОП (наличие кадров,

    повышение квалификации, стимулирование);

    • обеспечение материально)технических условий (безбарь) ерной предметной образовательной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных методов, приемов, технологий, информацион) но)коммуникативной среды);
    • поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство

    (организация сотрудничества с ППМС)центрами, общест) венными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.);

    • организация мониторинга образовательной среды школы,

    анализ и оценка эффективности деятельности специалистов школы в направлении обучения и сопровождения

    детей с ОВЗ

    Специалисты психолого)педа) гогического соп) ровождения (пе) дагог)психолог, учитель)логопед, учитель)дефек) толог, социаль) ный педагог, тьютор) — члены ПМПк

    • разработка индивидуальных образовательных программ;
    • отслеживание динамики развития обучающегося;
    • оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов;
    • помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств

    обучения;

    • проведение индивидуальных и групповых коррекционно) развивающих занятий;
    • консультирование родителей

    Учитель (основной)

    Проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе с учетом реализации ИОП, создание условий для развития позитивных потенций каждого ребенка:

    • участие в разработке индивидуальных образовательных

    программ;

    • разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
    • организация развивающей среды в классе;
    • создание и поддержка эмоционально)комфортной атмо) сферы в классном коллективе, формирование у детей отно) шений сотрудничества, принятия;
    • формирование у всех обучающихся положительной

    учебной мотивации;

    • выстраивание содержания обучения в соответствии с об) разовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося;
    • применение технологий обучения и воспитания, отвечаю)

    щих задачам развития всех детей и Индивидуальных обра) зовательных программ;


    • при необходимости — адаптация содержания основных и

    дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т. д.);

    • выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родите)

    лями обучающихся, в том числе — детей с ОВЗ

    Воспитатели

    • участие в разработке и реализации индивидуальных обра

    группы прод)

    зовательных программ;

    ленного дня,

    • помощь учителю в решении задач социальной адаптации

    педагоги допол)

    и формирования социальной компетентности детей, в том

    нительного

    числе — детей с ОВЗ;

    образования

    • применение технологий обучения и воспитания, способст

    вующих раскрытию творческого потенциала и самореализа

    ции детей, в том числе — с ОВЗ

    Оценка результатов работы.

    Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов междисциплинарного обследования и рекомендаций.

    1. Организация  специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях

    (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для руководителей образовательных учреждений), Серия «Инклюзивное образование». Москва, 2012 г

    1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование дополнительной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР»

    Коммуникация – это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Дополнительная коммуникация - это различные виды педагогической и...

    Методические рекомендации по содержанию образовательного плана по работе с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС ДО

    Методические рекомендации по содержанию  образовательного плана по работе с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС ДО...

    Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в детском саду. Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальная образовательная программа

    Представляю мультимедийную презентацию к своему выступлению 18 мая 2016 г. на окружном семинаре-практикуме «Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучени...

    Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

    Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

    Создание развивающей предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации

    С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.И тогда образовательное учреждение долж...

    Коррекционно-развивающее направление в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

    Коррекционно-развивающее направление в работе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами....