Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
материал по коррекционной педагогике
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 38»
ДОКЛАД
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Подготовила: учитель-логопед Звездина М. К.
г. Сухой Лог,2025г.
Деятельность логопедического сопровождения в ДОУ рассматривается как необходимый компонент системы образования. Логопедическое сопровождение призвано оптимизировать, «смягчить» педагогический процесс для дошкольников, имеющих нарушения в развитии речи, обеспечить развитие их личностного, интеллектуального потенциала для общества. Практика показывает, что своевременное, правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий успешного обучения ребёнка в школе. При переходе детей из детского сада в школу речевая патология значительно затрудняет и без того сложный социально-биологический процесс адаптации к новым условиям воспитания и обучения. Это обстоятельство и определяет актуальность коррекционно-развивающей работы в дошкольном периоде.
Цель: Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
* развитие понимания речи;
* активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
* формирование произносительной стороны речи;
* развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
* подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма;
* взаимодействие с ПМПК;
* организация комплексного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
* пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Важнейшим условием эффективности работы логопедического сопровождения является понимание сущности профессионального взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса в единой системе образования и воспитания. В МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 38» я взаимодействую со специалистами:
Педагог-психолог;
Музыкальный руководитель;
Инструктор по физической культуре;
Воспитатели.
Цель данного взаимодействия – создание единого коррекционно-развивающего пространства.
Логопедическое сопровождение в нашем саду я выстраиваю в соответствии с программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) под авторством Нищевой Н. В. Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского сада и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы. Наряду с традиционными методами, такими как: различного рода и характера упражнения, наблюдения, беседы, рассказы и пересказы, еще применяю и инновационные технологии. Современные технологии не заменяют традиционных, они лишь дополняют их, делая коррекционно-образовательный процесс более эффективным.
Известно много нетрадиционных методов в коррекционной работе с детьми ОВЗ:
Фитотерапия; музыкотерапия; рефлексотерапия; куклотерапия; сказкотерапия; песочная терапия.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике. Авторами инновационных технологий являются: Ткаченко Т. А., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Филичева Т. Б., Нищева Н. В., Смирнова Л. Н.
Из вышеперечисленных методик активно применяю песочную терапию. В коррекционно-развивающем процессе она помогает мне развивать диафрагмальное дыхание, фонематический слух, связную речь, регулировать мышечный тонус, автоматизировать звуки, формировать слоговую структуру слога. Все эти задачи решаем с помощью игровых методов. Для этого я использую контейнеры с песком, мелкие пластмассовые игрушки, буквы пластмассовые, «ходики» (картинки с отверстиями для пальцев).
Во время проведения коррекционно-развивающей деятельности также активно использую игровые технологии, так как игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов — от самых простых до самых сложных.
Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
В образовательную деятельность включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.
В своей практической деятельности активно использую серию развивающих игр Воскобовича: «Забавные цифры из цифроцирка», «Математические корзинки», коврограф «Ларчик», конструктор букв «Филькина грамота».
Также очень полюбилась детям настольная логопедическая игра «Ходилки» на закрепление правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также умение ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, применяю инновационные компьютерные технологии, а также наглядные материалы. При использовании символической аналогии, облегчаетсся и ускоряется процесс запоминания и усвоения материала у дошкольников с ОВЗ, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, можно научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядных материалов вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости.
Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
В основу ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, В. Ю. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным.
В своей работе я широко применяю ИКТ: современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей дошкольников с ОВЗ в начале и в конце коррекционно-развивающей деятельности, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), в организации работы с родителями и педагогами (подготовка презентаций к консультациям, выпуск наглядной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий во время проведения физминутки, зарядки для глаз, интерактивных игр на развитие фонематических процессов.
Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ.
Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Широко использую в коррекционной работе:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук;
- Cу-джок терапия.
Очень интересен для дошкольников метод су-джок терапии. Использование су-джокмассажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком.
Использование оздоровительных технологий происходит в игровой форме: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка на долгое время.
Инновационные методы воздействия в деятельности педагогов становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении трудностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что новые педагогические технологии становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Эти технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении трудностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста, будут способствовать его успешной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.
Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют а...

Проблема развития детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
В последнее время все чаще встречаются в детском саду детей с ограниченными здоровьями здоровья. По другому их называем еще "особенные". "Особенные" они потому, что таким детям нужен особ...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Предлагаю вам статью на тему "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окр...

Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...
Игровые упражнения для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.
Игровые упражнения для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду....

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного пространства дошкольной организаци
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. В...

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Бибарсова Гулия ДиганьшеевнаСоциальный педагогМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад компенсирующего вида № 37, Россия, г. Кузнецк...
