Как у детей с интеллектуальными нарушениями развивать графические навыки?
консультация по коррекционной педагогике

В данной статье говорится о том, как правильно с помощью игр и упражнений развить мелкую моторику и графо-моторные навыки у детей с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graf.motor_u_uo.docx216.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Как у детей с интеллектуальными нарушениями развивать

графические навыки?»

Как правило у такой категории детей имеются моторные нарушения: не правильный захват ручки, ножниц, низкий тонус руки в целом и кисти в частности, сложности с обводкой и написанием, рисованием.
Отдельно развивать графо-моторные навыки и не работать с телом в целом малоэффективно, так как рука, кисть - это часть всего организма и работать надо не только над мелкими мышцами кисти. Нужно работать над тонусом и крупных мышц, а также над координацией, межполушарным взаимодействием, зрительно моторной организацией, вниманием, мотивацией.

Ребёнок, который не умеет подметать, стирать/отжимать, делать куличики из песка, то есть оперировать предметами, не будет и хорошо держать ручку, писать. Однако мы, и родители, и педагоги, мало задумываемся над этим. И вот такому ребенку даем ручку и заставляем обводить клеточки, буквы, соединять точки. А у него не получается: захват неправильный и ребёнок очень быстро устает, нажим или очень слабый и ручка выпадает или очень сильный и он рвёт бумагу. Строчку/ клетку не видит, буквы сползают вверх или вниз, конфигурацию буквы не удерживает. Интереса к деятельности нет.

Что посоветовать в таком случае?

Тренировать мышечный тонус всего тела, а не кисти в частности!


☝ Для тонуса руки, кисти отлично подойдёт лепка из глины, соленого теста. Захват материала будет не кончиками пальцев, как при работе с пластилином, а всеми пальцами, кистью: отрывайте крупные куски, разминайте их пальцами, режьте ножом, делайте вилкой рисунок, раскатывайте колбаски, формочками делайте фигурки.

☝Отрывная аппликация. Ребёнок рвёт цветную бумагу на маленькие кусочки и приклеивает их на контур предмета (дерево, мячик, море). Это упражнение хорошо тренирует работу пальцев руки.


Пусть ребёнок стирает каждый день мелкие вещи (носки, трусики, платочки), отжимает их и вешает сушить. Это и тренировка мышц руки, начиная с плеча и социально бытовой навык.


☝Учите ребёнка подметать, собирать мусор на совок и выбрасывать в ведро. Решение задач: зрительно моторная координация, развитие тонуса руки, внимания, координации. А также является социально бытовым навыком.

☝Очень полезно мыть пол, пылесосить, поливать цветы, вытирать пыль, мыть посуду/ игрушки. Во всех этих видах деятельности происходит подготовка руки к письму!

Очень полезны игры с мячом. Перекатывать, перебрасывать, отбивать рукой, ногой, сбивать кегли. Это опять же тонус, координация, внимание. Все навыки, необходимые для письма.
Но мы зачастую не видим этой связи и ребёнка, который не умеет делать куличики, ловить мячик заставляем писать буквы.
Надо запомнить, что захват и тонус кисти, пальцев это производная работы ВСЕГО тела! А при письме нам необходима сопряженная работа очень многих мышц: спина, шея, плечи, предплечье, кисть, пальцы, зрительные мышцы.

Уделяйте внимание работе над тонусом и координацией всех групп мышц и ребенку легче будет освоить письмо!

Успехов!

учитель-дефектолог Щёголева Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...