Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.
Т.И. Ломтева
АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №149 «Елочка» г. Тольятти
В настоящее время все больше увеличивается число дошкольников, которые имеют речевые нарушения. Это происходит по ряду причин, в том числе, из - за особенностей развития головного мозга у детей современного поколения. Для того чтобы заниматься коррекцией речевых нарушений различного уровня, необходимо понимать механизмы их развития, симптоматику. Чтобы понимать, как функционирует головной мозг, необходимо обратиться к нейропсихологии.
Нейропсихология – это наука о формировании мозговой организации психических процессов. Нейропсихология изучает, какие зоны головного мозга отвечают за ту или иную психическую функцию, какие зоны головного мозга работают, когда человек говорит или читает. Использование нейропсихологического подхода с детьми с ТНР 5-7 лет особенно эффективно, так как данный подход содержит в себе игровые технологии, что особенно важно в работе с детьми дошкольного возраста. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется вместе с ней. Продуктивность нейропсихологического подхода, в том числе в работе логопеда с детьми дошкольного возраста неоднократно была доказана в научных и практических трудах.
Как известно, у многих детей речевая недостаточность имеет мозаичный характер и сочетается с нарушениями в познавательной, двигательной, моторной и других сферах психической деятельности. По статистике 50% детей дошкольного возраста входят в группу риска в связи с большой вероятностью возникновения у них в период школьного обучения недостатков письма и чтения. У 60% современных дошкольников обнаруживаются проблемы в школе в освоении родного языка, построении высказываний. Ребёнок с задержкой речевого развития часто имеет нарушение звукопроизношения, нарушение грамматического строя речи, несформированность фонематического слуха, бедный словарный запас, что затрудняет освоение школьной программы уже с начальной школы. В связи с этим, становится очень важным вести систематическую работу по профилактике и коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте, в том числе, и с использованием нейропсихологических игр и упражнений.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста в АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 149 «Ёлочка» г. Тольятти над коррекцией и развитием речи детей с ТНР, мы заметили, что использование нейропсихологических игр и упражнений приводит к улучшению результативности работы, так как нейропсихологические игры корректируют и развивают механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихических игровых упражнений имеет как быстрый, так и накопительный эффект, который способствует повышению умственной работоспособности и активизации энергетического потенциала ребенка.
В первую очередь, в своей работе мы используем игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания, так как правильное дыхание приводит к повышению иммунитета, увеличивает объем легких кислородом, улучшает состояние головного мозга и сердечной мышцы, восстанавливает самочувствие, успокаивает и способствует наилучшей концентрации внимания. В связи с этим на логопедических занятиях мы используем следующие упражнения на развитие дыхания:
- «Правильное дыхание». Необходимо сесть на пол, скрестив ноги, спину держать прямо. Поднять руки вверх над головой с вдохом и опустить вниз, на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически побуждает ребенка дышать правильно;
- «Воздушный шарик». Представляем шарик, расположенный в животе (соответственно надувающийся и сдувающийся в ритме дыхания). Ребенок на выдохе, поет отдельные гласные звуки (а, о, у, ш, х);
- «Ветерок». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью необходимо прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра.
В коррекционной работе очень важно развитие межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения правого и левого полушарий мозга в целостную систему. Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых правая и левая стороны тела производят разные движения одновременно. Наиболее эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, которые мы используем в работе с дошкольниками это:
- «Ухо-нос» - одновременно правой рукой дотрагиваемся до носа, а левой беремся за ухо. Далее меняем руки;
- Написание букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации звуков, на этапе связи звука с буквой);
- Раскрашивание картинок одновременно двумя руками.
На этапе коррекции фонематических нарушений и работы по звукоразличению мы используем нейропсихологические методы А.В. Семенович [5, с. 215], такие, как:
- «Найди звук». Ребенку необходимо запомнить звук, который мы произнесем. Затем произносим несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук;
- «Найди общий звук». Ребенок внимательно слушает слова и находит в них одинаковый звук, выделив его хлопком;
- «Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний звук?» Называем слово. Просим ребенка посчитать, сколько в нем звуков;
- «Слово по звукам». Произносим слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спрашиваем у ребенка, какое слово получилось;
- «Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываем в ряд карточки со слогами. Предлагаем ему поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки вниз, произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребёнком выстраиваются горизонтальные ряды слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой, затем отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов;
- «Веселая цепочка». Называем слово и просим ребенка придумать другое, которое начинается на последнюю букву заданного слова;
- «Буква потерялась». Предлагаем ребенку назвать или подчеркнуть букву, от замены которой изменился смысл слова;
- «Знаток слов». Выкладываем перед ребенком слово из карточек - букв. Ребенку необходимо, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.
Описанные выше игры и упражнения нацелены на развитие психических процессов: внимания, памяти и мышления дошкольников. Они улучшают крупную и мелкую моторику, благоприятно сказываются на процессе письма и чтения, взаимосвязи левого и правого полушария. Эти упражнения помогут ребенку при дальнейшем обучении в школе.
Как показывает практика, родители часто не вполне компетентны в вопросах речевого развития детей. Поэтому в своей работе мы привлекаем их к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых недостатков у детей, а также повышаю грамотность родителей в вопросах эффективного речевого развития дошкольников. Для этого, во время консультаций, тренингов, мы обучаем их приемам коррекционно-развивающей работы, знакомим родителей с простыми, но очень полезными и интересными нейропсихологическими играми, которые способствуют не только развитию речи ребенка, но и развитию психических процессов в целом. На тематических собраниях родители получают наглядные памятки и практические задания, где в доступной форме приводятся специальные несложные нейропсихологические игры и упражнения для использования в домашних условиях, которые способствуют развитию памяти, внимания, мышления. Это, в свою очередь, делает процесс развития психических функций дошкольника более эффективным и динамичным, так как достичь результатов по улучшению развития речи мы можем только в процессе систематической работы, осуществляемой в тесном сотрудничестве с родителями.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование нами в коррекционной работе нейропсихологических приемов и игр положительно повлияло на степень развития детей. Мы заметили у дошкольников повышение внимания, появление прилежности и усердия в выполнении практических заданий, улучшение графомоторных навыков. В результате коррекционной работы, в течение учебного года, у дошкольников значительно повысился интерес к логопедическим занятиям, общение и взаимодействие детей с помощью речи стало более разнообразным и эмоционально окрашенным, значительно улучшилось качество речи в целом.
Список литературы
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во В. Секачев 2019 - 276 с.
2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 384 с.
3. Лурия А.Р. Язык и сознание. - 2-е изд. Ростов-на Дону., 2003. - 143 с.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2017. - 83 с.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М., 2018. - 215 с.
6. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. - М.: МПСИ, 2017. - 311 с.
7. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников. - М.: МГУ, 2018. - 126 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...
Синквейн в практике работы логопеда детского сада с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелое нарушение речи
В статье дается определение понятия технологии «синквейн», изложены преимущества этой технологии в работе со старшими дошкольниками, имеющими тяжелое нарушение речи, сформулиро...
"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В СТАТЬЕ ОПИСАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХУПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛ...

Презентация на тему "Использование технологии "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)"
Презентация для учителей -логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей....

Использование нейропсихологического подхода для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Представлен план работы по самообразованию на 2023-2024 годЦель: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по выбранной теме.Задачи профессионального самообра...

Статья "Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи"
В статье раскрывается значение использования в работе учителя логопеда и психолога нейропсихологических игр и упражнений на развитие речи дошкольника и высших психических функций в целом....
