«Нейроподход в логопедии: развитие речи через активацию мозга»
статья по коррекционной педагогике

Табакаева Марина Евгеньевна

Современная логопедия давно вышла за рамки традиционной коррекции звуков и артикуляционных упражнений. Всё больше специалистов обращают внимание на связь между развитием речи и работой мозга. Именно поэтому в практике логопеда все чаще применяются нейроупражнения – специальные задания, направленные на активизацию межполушарных связей, развитие внимания, памяти, координации и других когнитивных функций. Эти упражнения становятся неотъемлемой частью комплексной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroodhod_v_logopedii.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Нейроподход в логопедии:

развитие речи через активацию мозга»

Современная логопедия давно вышла за рамки традиционной коррекции звуков и артикуляционных упражнений. Всё больше специалистов обращают внимание на связь между развитием речи и работой мозга. Именно поэтому в практике логопеда все чаще применяются нейроупражнения – специальные задания, направленные на активизацию межполушарных связей, развитие внимания, памяти, координации и других когнитивных функций. Эти упражнения становятся неотъемлемой частью комплексной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Нейроупажнения- это комплекс двигательных, дыхательных заданий, которые стимулируют работу головного мозга и способствуют формированию новых нейронных связей. Они помогают синхронизировать работу правого и левого полушарий, улучшая взаимодействие между различными зонами, отвечающими за речь, движение, восприятие и мышление.

Классическими примерами нейроупражнений являются:

- Перекрёстные движения (например, касание левой рукой правого колена и наоборот);

- Упражнения на координацию дыхания и речи;

- Задание на развитие зрительно-моторной координации (рисование обеими руками, обводка по конуру);

- Ритмические упражнения с хлопками и шагами;

- Упражнение на внимание и память (повтори последовательность, найди различия).

Наша речь – это не только артикуляция звуков. Это сложная система, включающая в себя работу слуха, зрения, моторики, внимания, памяти, эмоциональной сферы и мышления. Если хотя бы одно из звеньев этой системы недостаточно развито, формирование речи может происходить с задержками.

Нейроупражнения помогают:

  1. Активизировать мозговую деятельность.

Движение стимулирует кровообращение и питание клеток мозга кислородом. Это создает благоприятные условия для обучения и запоминания.

  1. Развивать межполушарное взаимодействие.

Для правильной речи важно, чтобы левое и правое полушария работали согласованно: левое отвечает за логическую структуру речи, правое – интонацию и эмоциональную окраску.

  1. Улучшать концентрацию и память.

Без внимания и способности удерживать информацию ребенку сложно усвоить звуки, слова и грамматические конструкции.

  1. Формировать чувства ритма.
  2. Развивать мелкую и крупную моторику.

Движение пальцев тесно связано с развитием речевых центров мозга. Недаром говорят: «Речь живет на кончиках пальцев».

В логопедии нейроупражнения выполняют не вспомогательную, а коррекционно – развивающую функцию. Они помогают «запустить» речевые зоны мозга у детей с различными нарушениями – от задержки речевого развития (ЗРР) до дизартрии и алалии.

Нейроупражнение – это непросто модное направление в логопедии, а

эффективный инструмент для всестороннего развития ребенка. Они помогают гармонизировать работу мозга, ускоряют формирование речи, способствуют повышению концентрации, координации и уверенности в себе.

Регулярное включение нейроупражнений в занятия делает коррекционную работу более результативной, а процесс обучения – живым и интересным. Ведь только тогда, когда тело и мозг работают в едином ритме, ребенок по-настоящему раскрывает свой речевой потенциал.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда: "Развитие правильной речи ребенка в семье"

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающим....

Активация мозга юного гения

Рекомендации для родителей на тему: "Активация мозга юного гения"...

Статья из опыта работы учителя-логопеда. «Развитие связной речи у детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи, подготовительный возраст)»

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе....

консультация для учителей - логопедов "Развитие фразовой речи у детей с ТНР"

Данный материал в помощь учителям-логопедам , работающих в группах компенсирующей направленности. Материалы для формирования фразы у дошкольников с ТНР...

Открытое занятие в рамках ГМО учителей-логопедов «Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ в условиях ФГОС». Тема: «Овощи и фрукты».

Открытое занятие в рамках ГМО учителей-логопедов «Развитие связной речи у дошкольников     с ОВЗ в условиях ФГОС».Тема: «Овощи и фрукты»....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие связной речи "Машины специального назначения "

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие связной речи "Машины специального назначения "...

Деловая игра, как форма взаимосвязи в работе логопеда «Развитие связной речи у детей»

Цель: закрепление знаний педагогов по теме развития связной речи у детей; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в группе....