Методическое пособие учителя-логопеда «Развитие связной речи детей 5-7 лет с ТНР по сюжетной картине при помощи приема «Пазл»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В пособие представлен вариант работы по развитию связной речи детей 5-7 лет с ТНР с помощью приема "ПАЗЛ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Колосок» комбинированного вида»
г. Минусинск, ул. Октябрьская 16
Методическое пособие учителя-логопеда
«Развитие связной речи детей 5-7 лет с ТНР по сюжетной картине при помощи приема «Пазл»
Учитель-логопед
Басалай Евгения Николаевна
2024
Содержание
Актуальность проблемы 3
Содержание методического пособия 5
Примерный конспект занятия с помощью приема «Пазл» 7
Заключение 9
Приложение 10
Список использованной литературы 11
Актуальность проблемы
Развитие связной речи является одной из ключевых задач в коррекционной работе с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР). Связная речь формируется на основе множества факторов, включая когнитивное развитие, социальные взаимодействия и эмоциональную сферу. Одним из эффективных методов работы над развитием связной речи является использование сюжетных картин.
Сюжетная картина — это изображение, которое передает определённый смысл или историю. Она может быть как иллюстрацией к известному произведению литературы, так и оригинальным художественным творением. Сюжетные картины помогают детям не только развивать речевые навыки, но и стимулируют их воображение и творческое мышление.
Зачем использовать именно сюжетные картины?
1. Визуальная поддержка: для детей с ТНР визуальные образы являются важным инструментом для понимания и интерпретации информации. Сюжетные картины дают возможность увидеть ситуацию целиком и лучше понять её содержание.
2. Структурирование мысли: наличие изображения помогает детям организовать свои мысли и сформулировать их в виде связного рассказа. Они могут опираться на элементы картинки при создании своего повествования.
3. Развитие воображения: рассматривая сюжетную картину, дети могут придумывать различные истории, что способствует развитию креативности и способности к фантазированию.
4. Социальное взаимодействие: работа с сюжетными картинами часто проводится в группе, что позволяет детям учиться общаться друг с другом, обмениваться идеями и строить совместные рассказы.
Особенности связной речи у детей 5-7 лет с ТНР:
- ограниченный словарный запас, преобладание обиходно‑бытовой лексики;
- трудности в построении предложений (пропуски членов, нарушения порядка слов);
- фрагментарность и непоследовательность высказываний;
- недостаточное использование средств связи между предложениями;
- ошибки в грамматическом оформлении (согласование, управление, словообразование);
- низкая речевая активность, неуверенность в общении.
Цель пособия: формирование развернутой грамматически правильной связной речи у детей 6-7 лет с ТНР.
Задачи:
- создать условия и мотивацию к речевой деятельности;
- вызвать интерес к сюжету картины и правильному пониманию содержания;
- расширить и обогатить словарный запас;
- развить логику, мышление, зрительное восприятие;
- научить самостоятельному построению развернутых предложений;
- развить грамматическую, лексическую и звуковую правильность самостоятельных высказываний.
Содержание методического пособия
Работа по «Развитие связной речи детей 5-7 лет с ТНР по сюжетной картине при помощи приема «Пазл» заключается в том, что в начале недели учитель-логопед знакомит детей с темой недели (лексикой, грамматикой) и предупреждает, что на следующий день принесет интересную игру как раз по пройденному материалу. Педагог подбирает картину, которая соответствует возрасту и уровню развития детей. Сюжетная картина должна быть достаточно простой и понятной, но в то же время содержать достаточно деталей для обсуждения. Педагог сам решает на сколько частей разделить сюжетную картину с учетом индивидуальных способней детей в группе.
На следующий день учитель-логопед приносит в группу кусочек пазла, часть картины. Вместе с детьми сначала происходит рассматривание этого кусочка пазла, затем один из группы детей размещает часть пазла на магнитной доске (или другой подходящей поверхности). Дети внимательно рассматривают кусочек пазла, рассказывают, что видят, описывают окружающие предметы, описывают сюжет, главных героев, далее предполагают, что может находится на других кусочках пазла, фантазируют. На следующий день происходит тоже самое, учитель логопед приносит следующую часть пазла, дети также рассматривают ее, соотносят с первой частью пазла и могут видеть уже боле полную картину событий на картине. В течении недели ребята собирают полное изображение картины при помощи кусочков пазла. Важным правилом для мотивации участия детей, является условие, что каждый день часть пазла собирает новый ребенок и сначала он рассказывает свои мысли о новом кусочке и пытается предположить, а что же будет на других кусочках пазла. Другие дети слушают и после окончания разговора, дополняют товарища. Когда все кусочки пазла будут собраны и перед детьми предстанет полная картина событий, проводится итоговая беседа детьми, вспоминаются все предположения детей и сравнивается с итоговой сюжетной картиной.
Методика работы с частью пазла:
1. Рассматривание части пазла: предложите детям внимательно рассмотреть часть пазла. Обратите их внимание на различные детали: персонажей, предметы, действия, окружающую среду.
2. Вопросы: задавайте детям вопросы, направленные на события, которые показывает кусочек пазла, например:
- Что происходит на этом кусочке пазла?
- Кто/что изображен на кусоке пазла?
- Предположите, где происходят события?
- Что могут делают персонажи и могут ли быть здесь главные действующие лица?
- Что могла быть до этого?
- Что будет потом?
- Как вы думаете, что могут делать/чувствовать персонажи?
3. Используйте подсказки и наводящие вопросы: если ребенку трудно сформулировать свои мысли, то предложите ему подсказку или наводящий вопрос по части пазла.
4. Активное участие: поощряйте и мотивируйте детей активно участвовать в обсуждении части пазла от сюжетной картины, создайте ситуации естественного общения.
5. Повторение и закрепление: повторяйте и закрепляйте новые слова и фразы, используя различные игры и упражнения.
6. Создание истории: предложите детям составить продолжение истории по части пазла. Помогите спланировать структуру рассказа: начало, развитие событий, конец.
Все кусочки пазла остаются в группе на всю неделю, в уголке речевого развития. Таким образом дети неоднократно могут подходить и рассматривать изображение, фантазировать и обсуждать между собой продолжение истории на изображении.
Пример конспекта по обсуждению сюжетной картины «Пришла весна»
Цель: сформировать у дошкольников умение внимательно рассматривать часть сюжетной картины, замечать детали, выражать свои мысли словами; развивать связную речь.
Задачи:
- учить выделять главные элементы части пазла;
- активизировать словарь по теме «Весна»;
- развивать наблюдательность и воображение;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы: часть (кусочек пазла) картины «Пришла весна» (размер выбирается педагогом самостоятельно), карточки с изображениями весенних признаков (капель, проталины, почки, ручей), магнитная доска.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Мотивационный момент. Педагог приглашает детей собраться в круг, поприветствовать друг друга и обращает внимание на белый конверт, который лежит на столе: «Ребята, сегодня к нам пришло письмо! Вам интересно что может быть там? Давайте скорее откроем и посмотрим, что же там лежит».
В письме оказывается кусочек пазла сюжетной картины «Весна пришла». Дети внимательно рассматривают изображение.
Педагог: посмотрите, это же кусочек пазла, на нем изображена часть картины какого-то события или места действия. А что же там изображено нам предстоит выяснить. Каждый день, мы будем находить такие конверты, пока не соберем полную картину. Далее педагог задает вопросы: «Что вы увидели сначала?», «Какое настроение изображено на этом кусочке пазла?», «Что напоминает вам этот сюжет?». Дети дают свои ответы, при необходимости можно задавать наводящие вопросы.
Педагог: «Да, на этом кусочке пазла изображено время года – весна. Сегодня мы с вами подробно разберем главные приметы и признаки весны, в этом нам поможет наш кусочек пазла»
2. Основной этап
Поиск весенних признаков (игра «Найди и покажи»):
Педагог (задает уточняющие вопросы): «Где на картине мы видим солнышко? Какое оно?» (яркое, тёплое, светит ярко). «Посмотрите на деревья. Что появилось на ветках?» (почки, первые листочки). «Есть ли на картине птицы? Почему они вернулись?».
Обсуждение: «Почему художник использовал много голубого? (Небо ясное.) А зелёного? (Трава пробивается.) Жёлтого? (Солнышко светит)».
«Как вы думаете, воздух тёплый или холодный?»
«Если бы мы могли услышать эту картину, какие звуки услышали бы?» (капель, щебетание птиц, журчание ручья).
Физкультминутка «Весенние превращения» (выполняется под тихую музыку):
Мы — весенние ростки,
Тянемся высоко! (поднимают руки вверх)
Ветер дует — мы качаем, (покачивают руками)
Солнце греет — мы растём! (приседают и медленно встают)
3. Заключительная часть
Педагог: «Что самое главное на картине?» (пробуждение природы).
«Как художник показал, что пришла весна?»
«Что вам больше всего понравилось?»
Рефлексия:
«Что нового вы узнали сегодня?»
«Какое у вас настроение после просмотра картины?» (предлагает выбрать смайлик: улыбающийся, нейтральный, грустный).
Заключение
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является важнейшей задачей образовательного процесса, поскольку именно в этот период закладываются основы коммуникативных способностей ребенка. Использование метода «Пазл» позволяет сделать процесс развития речи увлекательным и эффективным:
1. Повышается мотивация: прием «Пазл» стимулирует интерес детей к занятиям, способствует активному участию в учебном процессе и развитию познавательной активности.
2. Формируется грамматический строй речи: работа с фрагментированными изображениями помогает детям лучше развивать лексический запас, мотивируют детей к занятию, позволяет выстраивать смысловых связи между изображениями.
3. Стимулируется творческое воображение: занятия с использованием пазлов способствуют развитию креативности, фантазии и способности выражать мысли образно и эмоционально.
Таким образом, метод «Пазл» представляет собой эффективный инструмент для комплексного развития связной речи у дошкольников. Его применение в образовательной практике позволит значительно повысить уровень речевого развития детей дошкольного возраста, подготовив их к успешному обучению в школе.
Приложение
Список используемой литературы:
- Глухов В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием». М.: «Аркти», 2002 год.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей с ОНР. Некоторые методы и приёмы». Гном, 2022.
- Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи у дошкольников». – Феникс, 2021.
- Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. «Технологии развития связной речи дошкольников». - Ульяновск, 2005.
- Бардышева Т. Ю.; Моносова Е.Н. «Обучение связной речи детей 6-7 лет». – Москва, 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин»
Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит, формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представлени...

Интегрированная непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи, имеющих нарушения зрения. Тема: "В гостях у Сказки" ("Муха-Цокотуха")...
ПРОЕКТ учителя-логопеда по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествуем по сказкам»
ПРОЕКТ учителя-логопеда по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествуем по сказкам»....

Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ
Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж...

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин
К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»...

Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.
Я работаю учителем –логопедом с детьми с различными нарушениями речи в детском саду и естественно я понимаю, что образовательный процесс должен быть для них интересным, развивающим, а правильно ...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»
Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. Для этого необходима большая работа и много времени, именно поэтому...





