Игровая деятельность как инструмент коррекции когнитивных и эмоциональных нарушений у детей
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В нейропсихологической практике игровая деятельность рассматривается как эффективный инструмент для коррекции когнитивных и эмоциональных нарушений у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность как инструмент коррекции когнитивных и эмоциональных нарушений у детей
Принципы занятий включают коррекционный, эмоционально-реабилитационный и стимулирующий аспекты. Коррекционный аспект направлен на устранение академической неуспеваемости и дефицитов через развитие психических функций. Эмоционально-реабилитационный компонент способствует восстановлению уверенности в себе, повышению учебной мотивации и созданию ситуаций успеха. Стимулирующий аспект побуждает к разнообразной деятельности, способствуя активизации когнитивных процессов и улучшению общего психоэмоционального состояния.
Игровые методики и упражнения
Лабиринт
Это упражнение направлено на развитие зрительного внимания и самоконтроля. Ребёнку предлагается помочь персонажу (например, обезьянке) добраться до цели на рисунке. Сначала он должен визуально спланировать маршрут, а затем перенести его на бумагу с помощью карандаша.
Рисование двумя руками
Методика способствует развитию межполушарного взаимодействия. Ребёнок одновременно рисует двумя руками, что требует координации и синхронизации деятельности полушарий мозга.
Вообрази и дорисуй
Это упражнение стимулирует развитие воображения. Ребёнку предлагается дорисовать начальные элементы, превращая их в законченные изображения.
Запомни фигуры
Упражнение направлено на развитие зрительной памяти, распределения внимания и знаний о геометрических фигурах. Ребёнок рассматривает изображения на карточках и затем воспроизводит их на бумаге.
Дорожки
Методика развивает межполушарное взаимодействие и самоконтроль. Ребёнку необходимо провести животных по лабиринтам, используя две ручки одновременно.
Запоминание частей тела
Упражнение способствует развитию тактильной памяти и пространственного восприятия. Взрослый «бегает» пальцами по телу ребёнка, а тот должен определить и назвать соответствующую часть тела.
Ручки-мышки
Методика направлена на снятие импульсивности и развитие самоконтроля. Ребёнку и взрослому необходимо имитировать игру кошки и мышки, используя руки.
Разные карточки
Упражнение способствует развитию памяти, логики, связной речи и обогащению словарного запаса. Ребёнку предлагаются карточки с изображениями различных предметов, которые он должен запомнить и воспроизвести.
Составь загадку
Методика направлена на развитие мышления и словарного запаса. Ребёнок описывает одну из своих картинок, а другой участник должен угадать, что на ней изображено.
Разложи по цветам
Упражнение способствует развитию регуляции и контроля психической деятельности. Ребёнку необходимо разложить мелкие предметы по ячейкам игрового поля в соответствии с их цветом.
Нос-пол-потолок
Методика направлена на развитие внимания. Ребёнку необходимо повторять за взрослым действия, связанные с показом частей тела и их называнием.
Снеговик
Упражнение способствует развитию навыков релаксации и растяжки. Ребёнку предлагается представить себя снеговиком, который постепенно тает под воздействием тепла.
Силач
Методика направлена на развитие навыков контрастного напряжения и расслабления. Ребёнку предлагается представить, что он выполняет различные силовые упражнения.
Надуй шарик
Упражнение способствует развитию дыхательной функции. Ребёнку предлагается с помощью воображения надуть воздушный шарик, а затем медленно его выдохнуть.
Задуть свечу
Методика направлена на развитие дыхательной функции. Ребёнку предлагается задуть воображаемые свечи, представляя, что он распределяет воздух на несколько частей.
Иголочка
Упражнение способствует развитию артикуляционных навыков. Ребёнку предлагается «проколоть» щёки языком, представляя, что он надувает шарик.
Лошадка
Методика направлена на развитие артикуляционных навыков. Ребёнку предлагается изображать цокот копыт лошадки, щёлкая языком.
Вращаем глазки
Упражнение способствует развитию глазодвигательных навыков. Ребёнку необходимо выполнять движения глазами, не поворачивая головы.
Глаз – путешественник
Методика направлена на развитие глазодвигательных навыков. Ребёнок должен найти глазами предметы, расположенные в разных углах помещения.
Слепые шаги
Методика направлена на развитие пространственной ориентации и ловкости. Ребёнку с завязанными глазами необходимо следовать за проводником, выполняя команды.
Кулак – ребро – ладонь
Упражнение способствует развитию мелкой моторики. Ребёнку необходимо последовательно выполнять три положения руки: кулак, ребро ладони и распрямлённая ладонь.
Лягушка
Методика направлена на развитие координации движений. Ребёнку необходимо одновременно менять положение рук, изображая движения лягушки.
Ухо – нос
Упражнение способствует развитию координации движений. Ребёнку необходимо выполнять команды, связанные с прикосновением к уху и носу.
Солнышко и дождик
Методика направлена на развитие слуховой регуляции и чувства ритма. Ребёнку необходимо выполнять команды, связанные с изменением активности в зависимости от звука.
Проведи друга через минное поле
Упражнение способствует развитию пространственной ориентации и координации движений. Ребёнку с завязанными глазами необходимо провести проводника через игровое поле, избегая препятствий.
Обезьяна расчёсывается
Методика направлена на развитие тактильных навыков. Ребёнку необходимо массировать голову, используя различные движения рук.
Эмоции героев
Упражнение способствует развитию эмоционального интеллекта. Ребёнку необходимо определить эмоциональное состояние героев сказки, используя карточки с изображением эмоций.
Попробуй, повтори
Методика направлена на развитие пространственного воображения и высших психических функций. Ребёнку необходимо воспроизвести позу, положение рук и ног, изображённую на карточке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Театрально-игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста»
Проект проводился в старшей группе компенсирующей направленности....

Программа психологического сопровождения, профилактики и коррекции психофизиологических и психо-эмоциональных нарушений у детей 4-7 лет «ТЕРМОША»
Программа составлена на основе коррекционно-оздоровительного комплекса «Экватор» «НФП «Амалтея»...

«Коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста».
laquo;Коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста»....
Конспект организованной игровой деятельности по формированию коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей младшей группы "Медвежонок ищет друзей"
В играх дети учатся слышать, действовть вместе....

Коррекция эмоциональных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра средствами арт-терапии( пластилинография)
У детей с аутизмом вместо развития эмоциональных контактов с окружающими, выстраивается система защиты от активного вмешательства в его жизнь. Снизить эмоциональное напряжение, наладить контакт,...

"Изотерапия как средство психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
В данной разработке раскрывается понятие «изотерапия» - как терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия является универсальной технологией, её...

Игровая деятельность как инструмент коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Новикова М.И. Игровая деятельность как инструмент коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) Yak...
