Мастер-класс: «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста по авторской методике Т.А. Воробьёвой. Дыхательно – голосовые упражнения на материале гласных звуков»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кургушова Елена Александровна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ  в вопросе  проведения  дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

 Задачи:

- познакомить педагогов с элементами авторской методикой коррекции речевого дыхания Татьяны Анатольевны  Воробьёвой .

- обучить приёмам проведения дыхательно – голосовых упражнений на материале гласных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста по авторской методике Т.А. Воробьёвой. Дыхательно – голосовые упражнения на материале гласных звуков»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ  в вопросе  проведения  дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

 Задачи:

- познакомить педагогов с элементами авторской методикой коррекции речевого дыхания Татьяны Анатольевны  Воробьёвой .

- обучить приёмам проведения дыхательно – голосовых упражнений на материале гласных звуков.

Оборудование: мячи по количеству участников проектор, ноутбук.

Теоретическая часть

На  сегодняшний  день  существуют  различные  методики,  которые используются в логопедической работе для работы над речевым дыханием детей, имеющих речевые нарушения, в том числе дизартрию. [1]. Одной  из  распространенных  методик  по  коррекции  речевого  дыхания является  система  работы,  описанная  в  пособии  «Дыхание и речь», автором которой является Татьяна Анатольевна Воробьёва, известный петербургский логопед, автор развивающих пособий для детей с нарушениями речи и комплекта зондов.

В своей работе я использую только элементы методики, а именно дыхательно – голосовые упражнения на материале гласных звуков и упражнения с мячом. (В моей системе работы это 4-ый этап).

Методика Татьяны Анатольевны основана на дыхательной гимнастике Стрельниковой. Заниматься  могут дети  с  четырех  лет (так же как и гимнастикой  А.Н. Стрельниковой.) Развитие  речевого  дыхания  осуществляется  за  счет  использования  приемов гимнастики. Система работы по развитию координаторных отношений  проводится между тремя функциями: дыханием, движениями туловища или конечностей и голосом.

Ребёнок делает  короткий  и  резкий  вдох  через  нос, а на выдохе пропеваются гласные звуки: [а], [у], [о], [и], [э], [ы] с движениями. Резкий вдох раздражает  зону рецепторов  на  слизистой  оболочке  носа,  которая  обеспечивает  рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Движения  усиливают  тканевое дыхание  и  повышает  усвояемость  кислорода  тканями.

Дыхательно – голосовые упражнения на материале гласных звуков  проводятся параллельно с изучением гласных звуков и букв в начале учебного года. Во время образовательной деятельности их можно использовать в качестве физкультминутки или как её часть.

Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут. По длительности упражнения должны быть короткими — не более 30 секунд непрерывной работы.  

Достаточно 3-х повторений одного упражнения, между которыми следует сделать паузу 2-3 секунды. Упражнение можно повторять 2- 3 раза в неделю.

Практическая часть    

Теперь давайте перейдём к практической части мастер-класса.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия с использованием дыхательно-голосовых упражнений на материале гласных.  Чтобы показать все 6 упражнений, ребята будут делать их по 1 разу.

Дыхательно – голосовые упражнения и игры на материале гласных.

1. «Цветок распускается» — [а].

Руки опущены, ноги на ширине плеч. Делаем вдох и поднимаем руки через стороны вверх. Опускаем руки через стороны вниз, на выдохе - поём «А-а-а».

2. «Рубим дрова» — [у].

Руки опущены, ноги на ширине плеч. Поднимаем прямые руки вверх — делаем вдох. Делаем наклон — поём звук: «У-у-у».

3. «Пускаем облачко» — [о].

Руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки разводим в стороны — вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперёд ото рта — выдох, поём: «О-о-о».

 

4. «Держим большой мяч» — [э].

Руки опущены, ноги на ширине плеч. Разводим руки в стороны, на уровне плеч — делаем вдох. Руки перед грудью — выдох: «Э-э-э».

 

5. «Маятник» — [ы].

 Руки опущены, ноги на ширине плеч. Прямые руки со сжатыми кулаками вперёд — вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад — выдох: «Ы-ы-ы».

 

6. «Поймаем лучик» — [и].

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Делаем вдох - руки плавно поднимаем вверх, на уровне плеч— на выдохе произносим: «И-и-и».

 

Использование игр с мячом для развития плавного сильного длительного выдоха и закрепления произношения гласных звуков.

Следует обратить внимание детей на то, что во время выполнения уп-ражнений необходимо чётко артикулировать гласные звуки.

Количество звуков, произносимых на одном выдохе, можно доводить до четырёх.

Цель. Развитие плавного сильного длительного выдоха и закрепления произношения гласных звуков.

1. Упражнение «Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём»

Логопед предлагает детям пропеть заданный гласный звук, одновременно прокатывая мяч по полу. Ребёнок делает вдох и плавно катит мяч товарищу: «А-а-а».

Логопед. Садимся друг на против друга. Катя делает вдох – на выдохе произносит звук «а» и катит мяч Пете. Петя делает тоже самое.

 2. Упражнение «По мячу сперва стучу, а потом его качу»

Дети распределяются парами и садятся друг против друга на расстоянии 2—3 м. Логопед произносит сочетания гласных, последний из которых пропевается.

Например: о — э— и, а — а — э.

Произношение первых двух звуков сопровождается ударами ладони по мячу, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру. (.....)

Логопед. Садимся друг на против друга. Делаем вдох – на выдохе произносим 3 звука о – э – и. Первые два звука произносим коротко и ударяем ладонью по мячу, а третий звук «а» тянем с одновременным прокатыванием мяча Пете. Петя делает тоже самое.

Я дополнила методику своими упражнениями.

Упражнение "Катаем мяч по кругу"

Произношение первых двух звуков сопровождается катанием  мяча ладонью (левой, правой) по кругу, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру.

Упражнение "Перекатываем мяч в стороны"

Произношение первых двух звуков сопровождается перекатыванием мяча из одной руки в другую, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру.

Упражнение "Перекатываем мяч вперёд-назад"

Произношение первых двух звуков сопровождается перекатыванием мяча ладонью вперёд и назад, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру.

Упражнение "Подбрасываем мяч"

 Произношение первых двух звуков сопровождается подбрасыванием  мяча, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру.

Упражнение "Перекидываем мяч"

Произношение первых двух звуков сопровождается перекидыванием  мяча из одной руки в другую, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру.

Упражнения помогаю развивать не только  слухо-речевую память, фонематическое восприятие, мелкую моторику. Можно использовать на начальном этапе работы над слоговой структурой слова.

Прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Вывод.

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется работа по воспитанию у детей с нарушениями речи грудобрюшного типа дыхания. Пропевание гласных звуков с движениями естественным образом активизирует диафрагму в процессе дыхания, увеличивает объём лёгких, способствует выработке сильного плавного длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением. Помогает  нормализовать  голос,  интонационную  выразительность.

Список литературы.

1.  Белякова  Л.И.,  Гончарова  Н.Н.,  Шишкова  Т.Г.  Методика  развития  речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой.  -  М.: Книголюб, 2006. – 56 с.

2. Воробьёва Т.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. — СПб.: Издательский Дом «Ли-тера», 2014. — 112 с.: ил. — (Серия «В помощь логопеду»)

3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

4. Нигматуллина И.А., Валитова И.З. Технология БОС в системе коррекционной  работы учителя-логопеда. – Казань. - «Отечество», 2015. – 62 с.

5. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2006. - 128 с.

Ссавиди М.И. Анализ существующих методик по формированию речевого дыхания у детей имеющих дизартрию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений

В статье указаны примерные упражнения для использования в режимных моментах, прогулках, непосредственно образовательной деятельности и в занятиях родителей с детьми для  эффективного влияния на р...

«Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

В статье освещаются основные методы формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Основным методом является дыхательная гимнастика....

"Технологии формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста"

Развивать дыхание помагают различные игры и упражнения. Для чего это нкжно? Правиьное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхани...

Технологии формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

В данной статье представлены технологии развития речевого дыхания...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений»

       Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач семьи и детского сада.   Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отноше...