Мастер-класс: «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста по авторской методике Т.А. Воробьёвой. Дыхательно – голосовые упражнения на материале гласных звуков»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с элементами авторской методикой коррекции речевого дыхания Татьяны Анатольевны Воробьёвой .
- обучить приёмам проведения дыхательно – голосовых упражнений на материале гласных звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста по авторской методике Т.А. Воробьёвой. Дыхательно – голосовые упражнения на материале гласных звуков»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с элементами авторской методикой коррекции речевого дыхания Татьяны Анатольевны Воробьёвой .
- обучить приёмам проведения дыхательно – голосовых упражнений на материале гласных звуков.
Оборудование: мячи по количеству участников проектор, ноутбук.
Теоретическая часть
На сегодняшний день существуют различные методики, которые используются в логопедической работе для работы над речевым дыханием детей, имеющих речевые нарушения, в том числе дизартрию. [1]. Одной из распространенных методик по коррекции речевого дыхания является система работы, описанная в пособии «Дыхание и речь», автором которой является Татьяна Анатольевна Воробьёва, известный петербургский логопед, автор развивающих пособий для детей с нарушениями речи и комплекта зондов.
В своей работе я использую только элементы методики, а именно дыхательно – голосовые упражнения на материале гласных звуков и упражнения с мячом. (В моей системе работы это 4-ый этап).
Методика Татьяны Анатольевны основана на дыхательной гимнастике Стрельниковой. Заниматься могут дети с четырех лет (так же как и гимнастикой А.Н. Стрельниковой.) Развитие речевого дыхания осуществляется за счет использования приемов гимнастики. Система работы по развитию координаторных отношений проводится между тремя функциями: дыханием, движениями туловища или конечностей и голосом.
Ребёнок делает короткий и резкий вдох через нос, а на выдохе пропеваются гласные звуки: [а], [у], [о], [и], [э], [ы] с движениями. Резкий вдох раздражает зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Движения усиливают тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями.
Дыхательно – голосовые упражнения на материале гласных звуков проводятся параллельно с изучением гласных звуков и букв в начале учебного года. Во время образовательной деятельности их можно использовать в качестве физкультминутки или как её часть.
Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут. По длительности упражнения должны быть короткими — не более 30 секунд непрерывной работы.
Достаточно 3-х повторений одного упражнения, между которыми следует сделать паузу 2-3 секунды. Упражнение можно повторять 2- 3 раза в неделю.
Практическая часть
Теперь давайте перейдём к практической части мастер-класса.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия с использованием дыхательно-голосовых упражнений на материале гласных. Чтобы показать все 6 упражнений, ребята будут делать их по 1 разу.
Дыхательно – голосовые упражнения и игры на материале гласных.
1. «Цветок распускается» — [а].
Руки опущены, ноги на ширине плеч. Делаем вдох и поднимаем руки через стороны вверх. Опускаем руки через стороны вниз, на выдохе - поём «А-а-а».
2. «Рубим дрова» — [у].
Руки опущены, ноги на ширине плеч. Поднимаем прямые руки вверх — делаем вдох. Делаем наклон — поём звук: «У-у-у».
3. «Пускаем облачко» — [о].
Руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки разводим в стороны — вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперёд ото рта — выдох, поём: «О-о-о».
4. «Держим большой мяч» — [э].
Руки опущены, ноги на ширине плеч. Разводим руки в стороны, на уровне плеч — делаем вдох. Руки перед грудью — выдох: «Э-э-э».
5. «Маятник» — [ы].
Руки опущены, ноги на ширине плеч. Прямые руки со сжатыми кулаками вперёд — вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад — выдох: «Ы-ы-ы».
6. «Поймаем лучик» — [и].
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Делаем вдох - руки плавно поднимаем вверх, на уровне плеч— на выдохе произносим: «И-и-и».
Использование игр с мячом для развития плавного сильного длительного выдоха и закрепления произношения гласных звуков.
Следует обратить внимание детей на то, что во время выполнения уп-ражнений необходимо чётко артикулировать гласные звуки.
Количество звуков, произносимых на одном выдохе, можно доводить до четырёх.
Цель. Развитие плавного сильного длительного выдоха и закрепления произношения гласных звуков.
1. Упражнение «Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём»
Логопед предлагает детям пропеть заданный гласный звук, одновременно прокатывая мяч по полу. Ребёнок делает вдох и плавно катит мяч товарищу: «А-а-а».
Логопед. Садимся друг на против друга. Катя делает вдох – на выдохе произносит звук «а» и катит мяч Пете. Петя делает тоже самое.
2. Упражнение «По мячу сперва стучу, а потом его качу»
Дети распределяются парами и садятся друг против друга на расстоянии 2—3 м. Логопед произносит сочетания гласных, последний из которых пропевается.
Например: о — э— и, а — а — э.
Произношение первых двух звуков сопровождается ударами ладони по мячу, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру. (.....)
Логопед. Садимся друг на против друга. Делаем вдох – на выдохе произносим 3 звука о – э – и. Первые два звука произносим коротко и ударяем ладонью по мячу, а третий звук «а» тянем с одновременным прокатыванием мяча Пете. Петя делает тоже самое.
Я дополнила методику своими упражнениями.
Упражнение "Катаем мяч по кругу"
Произношение первых двух звуков сопровождается катанием мяча ладонью (левой, правой) по кругу, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру.
Упражнение "Перекатываем мяч в стороны"
Произношение первых двух звуков сопровождается перекатыванием мяча из одной руки в другую, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру.
Упражнение "Перекатываем мяч вперёд-назад"
Произношение первых двух звуков сопровождается перекатыванием мяча ладонью вперёд и назад, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру.
Упражнение "Подбрасываем мяч"
Произношение первых двух звуков сопровождается подбрасыванием мяча, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру.
Упражнение "Перекидываем мяч"
Произношение первых двух звуков сопровождается перекидыванием мяча из одной руки в другую, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру.
Упражнения помогаю развивать не только слухо-речевую память, фонематическое восприятие, мелкую моторику. Можно использовать на начальном этапе работы над слоговой структурой слова.
Прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Вывод.
Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется работа по воспитанию у детей с нарушениями речи грудобрюшного типа дыхания. Пропевание гласных звуков с движениями естественным образом активизирует диафрагму в процессе дыхания, увеличивает объём лёгких, способствует выработке сильного плавного длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением. Помогает нормализовать голос, интонационную выразительность.
Список литературы.
1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Книголюб, 2006. – 56 с.
2. Воробьёва Т.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. — СПб.: Издательский Дом «Ли-тера», 2014. — 112 с.: ил. — (Серия «В помощь логопеду»)
3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Нигматуллина И.А., Валитова И.З. Технология БОС в системе коррекционной работы учителя-логопеда. – Казань. - «Отечество», 2015. – 62 с.
5. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2006. - 128 с.
Ссавиди М.И. Анализ существующих методик по формированию речевого дыхания у детей имеющих дизартрию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений
В статье указаны примерные упражнения для использования в режимных моментах, прогулках, непосредственно образовательной деятельности и в занятиях родителей с детьми для эффективного влияния на р...

«Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
В статье освещаются основные методы формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Основным методом является дыхательная гимнастика....

"Технологии формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста"
Развивать дыхание помагают различные игры и упражнения. Для чего это нкжно? Правиьное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхани...
Технологии формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
В данной статье представлены технологии развития речевого дыхания...
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений»
Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач семьи и детского сада. Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отноше...

Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста посредством игр и дыхательных упражнений
Консультация для родителей...
