Элементы коррекционной работы
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Коломыцева Наталья Борисовна

Элементы театрализованной деятельности в

работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sp_26.02.25.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы театрализованной деятельности в

работе учителя-логопеда

Игра – это ведущая деятельность ребёнка. Ребёнок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека. И поэтому задача педагога – так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжёлой работой.

Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с ОНР. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой не затухающий интерес, растущий в геометрической прогрессии. Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.

Театрализованная деятельность и сказка, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно. Роль сказки неоценима: она развивает речь ребёнка, благоприятно влияет на интеллектуальное, психическое, эмоциональное, эстетическое развитие; развивает память, внимание, творческий потенциал, воображение.

Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Все знают, что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна, что она является неотъемлемой частью логопедической работы, но хочется добавить, что артикуляционная гимнастика – это поле для полёта фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения данных целей можно использовать сказочные сюжеты. Так как дети лучше усваивают информацию, представляемую в игровой форме, лучше не заниматься, а играть с язычком: действия аналогичны, но мотивация совсем иная. Артикуляционная гимнастика легче всего воплощается в театральных формах (покажи, как волк скалит клыки…, как дышит собачка, высунув широкий язычок…). Так же мы можем использовать различные сюжеты, игрушки, картинки.

При воспитании у детей фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза используется театральная кукла Петрушка, которая звенит при движении. Логопед дает Петрушку в руку ребёнку и предлгает различные здания на развитие фонематического слуха или звуковогоанализанапример: - когда услышишь заданный звук «танцуй или звени Петрушкой», - «танцуй», когда услышишь, что звук в конце слова (в начале, в середине), - посчитай, сколько звуков я произнесла и столько раз «танцуй».

При работе над дифференциацией звуков используются театральные этюды.

Ребёнок берёт в руки двух персонажей: в левую –жука, в правую – муху и говорит за персонажей только отдельными звуками, в данном случае (ж) и (з)

Логопед: летела муха

Ребёнок: зззззззз

Логопед: а навстречу жук

Ребёнок: жжжжж

Разговор мухи и жука может продолжаться долго, логопед сочиняет разные диалоги, а ребёнок слушает внимательно и озвучивает дифференцируемыми звуками.

На занятиях по формированию фонематической стороны речи, навыкам звукового анализа, синтеза и обучению грамоте для поддержания интереса детей и более эффективного обучения вводятся различные побудительные ситуации где занятие подчинено одному сказочному сюжету: «Федорино горе», «Полет в космос» и др.

Г.А.Волкова требования к самостоятельной театрализованной деятельности детей от 5 до7 лет определяет как: «Умение исполнять небольшие монологи и более развёрнутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнёров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, всё время чувствовать с собой рядом партнёров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации».

Следует отметить трудности детей с речевыми нарушениями в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает:

- интонационную выразительность (мелодику, темп, ритм, тембр, логическое ударение;

- мимику, жесты, позу говорящего.

Используя театрализованную деятельность, учитель-логопед проводит следующие упражнения для развития интонационной выразительности речи, диапазона голоса:

Упражнение «Самолёт»

Дети держат в руке воображаемый или игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком (а) или (у). Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.

Приближение и удаление различных предметов (медведь ревёт, то приближается, то удаляется и др.). Произнести изучаемый звук с различной интонацией (звук (о) со страхом, с удивлением, с вопросом, радостно, грустно и др.).

Упражнение «Чудо-лесенка»

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса

Чудо лесенкой шагаю, высоту я набирая:

Шаг на горы, шаг на тучи…

А подъём всё выше, круче…

Не робею, петь хочу, прямо к солнцу я лечу!

Упражнения для развитие речевого дыхания:

«Осенние листочки»

На уровне рта ребёнок держит в ладошках листочки из цветной бумаги, затем медленно набирает воздух через нос вытягивает губы трубочкой, дует на листочки, не надувая щёк (повторяет 3-5 раз).

«Считай до пяти»

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. Упражнения для эмоционального развития, для развития мимики (съешьте кислый лимон - дети морщатся, рассердитесь на драчуна – дети сдвигают брови, встретьте знакомую девочку – дети улыбаются, испугайтесь забияки – дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот); жестов (покажите высокого мальчика, низенького, маленького комарика, большого медведя, покажите направления – там, вверх, вниз, вокруг; разных людей – я, ты, мы).

Развитие пантомимики ( завяли, как травка; полетим, как птицы; идёт медведь по лесу…).

Коррекционно-развивающие игры на:

- развитие памяти с расширением словарного запаса (какая бывает коза… по кругу подобрать и запомнить определения);

- слуховое восприятие (узнай по описанию героя сказки, здесь что-то не так – небылицы);

- грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

- звуко-слоговую структуру (прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса);

- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней, пальчиковый…);

- развитие лексики (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря).

На логопедических занятиях можно использовать различные виды театра – настольный, теневой, плоскостной, пальчиковый, картинки и игрушки. В театральных играх дети могут создавать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудности в общении.

Также на логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединённые одной темой. В театрализованных играх игровое действие и игровой , костюм или кукла, имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий.

Все театрализованные игры можно разделить на две группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

В режиссёрских играх ребёнок сам создаёт сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объёмного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступает интонация и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссёров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Поскольку ребёнок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, чёткой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе, учатся взаимодействию друг с другом. Игра-драматизация позволяет ребёнку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. Игры-драматизации целесообразно включать в занятия по развитию связной речи при пересказе русской народной сказки или другого произведения.

Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр велика. Его работу можно представить в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги, воздействующие на него. Чем слаженнее их работ, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка – не цель, а средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками.

Представление о деятельности педагога-психолога в ДОУ компенсирующего вида и разработки по проектированию и проведению КРР с детьми с ОВЗ....

Презентация педагога-психолога ДОУ на тему "Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками"

Презентацияна тему "Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками"...

ПРОЕКТ "Клоун терапия, как элемент коррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии"

Данный проект будет интересен  воспитателям, педагогам-психологам коррекционных дошкольный учереждений...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Один из элементов коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра

Кто такой аутичного ребенок? С какими трудностями он сталкивается? На что нужно обращать внимание во время коррекции ? Игра, зачем необходимо учить детей с Рас игре? Все ответы в публикации....

конспект занятия по окружающему миру с элементами коррекционной работы "Путешествие на луг"

Занятие направлено на развитие у детей среднего возраста внимания, памяти, мышления, координации движений, с использованием кинезиологических игр и упражнений...

Использование игрового массажа как элемента коррекционной работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях

Методическая разработкаПрограммное содержание:1. Знакомство детей с ОВЗ с деревянной ложкой;2.Развитие музыкально-ритмического восприятия;3.Формирование схемы тела – право – лево;4.И...