Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками.
методическая разработка по теме

Татьяна Владимировна Трушечкина

Представление о деятельности педагога-психолога в ДОУ компенсирующего вида и разработки по проектированию и проведению КРР с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено:____________

________________________

Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками.

Материал подготовила

 педагог-психолог

ДОУ ЦРР д/с №5:

Трушечкина Т.В.

Департамент образования Московской области

Город Жуковский

2013

Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками.

Я – педагог-психолог, специальный психолог, арттерапевт (‘05г. МГПУ, факультет специальной педагогики и психологии),- Трушечкина Татьяна Владимировна. В настоящее время работаю в МДОУ  ЦРР д/с №5 г.Жуковского. Педагогический стаж около 8 лет. До этого работала в детском саду компенсирующего вида №865 (группы для детей с ЗПР, ЗПРР, лекотека) в г.Москве.

 В данном докладе мне бы очень хотелось поделиться своим опытом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а именно – задержку общего психического здоровья и детей с различными нарушениями речевой сферы.

Постараюсь  обобщить практический опыт индивидуальной и фронтальной работы с группой детей дошкольного возраста, имеющих недоразвитие речи и задержку психического развития. У большинства из них, по данным обследования невролога или детского психиатра, отмечались проявления перинатального поражения центральной нервной системы, недостаточная сформированность личностных реакций, у значительной части детей – нарушения эмоционально-поведенческой сферы, характерные для данного возраста.

Мне бы хотелось в первую очередь отметить, что и в общеобразовательном учреждении по результатам диагностики выявился определенный процент детей, имеющих подобные нарушения. При этом также был выявлен контингент детей, также нуждающихся в индивидуальной или подгрупповой коррекционно-развивающей работе, в связи с вхождением ими в так называемую «группу риска». Об этом далее подробнее в блоке «Диагностического этапа работы педагога-психолога».

Для того, чтобы перейти к изложению проектирования процесса коррекционно-развивающей работы,- постараюсь охарактеризовать общую модель и состав психолого-медико-педагогической службы в ДОУ, т.к. являюсь непосредственным ее участником.

Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение нашего ДОУ подразумевает  взаимодействие следующих специалистов:

Нельзя не отметить важность взаимодействия всех специалистов, входящих в состав комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей в ДОУ. 

Для реализации эффективного коррекционно-развивающего процесса необходимо привлечение специалистов следующего профиля:

  1. Прежде всего, необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно-развивающей среды. С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится и учителем– логопедом,и педагогом– психологом и музыкальным руководителем. Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала.

Специалист, получивший интегративные знания, обладает возможностью системно и структурировано рассматривать ребенка во взаимодействии со всеми составляющими развития и во взаимоотношении с микро- и макросоциумом, проводить комплексную диагностику и определять прогноз и стратегию работы:

  1. профилактической
  2. лечебной
  3. коррекционной

Далее обозначу свои функции, как педагога-психолога, и формы непосредственной работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей, ввиду того, что проектирование дальнейшей КРР невозможно без предварительной пропедевтической работы, что включает в себя – и диагностический этап (с целью определения количества детей, которые будут вовлечены в процесс КРР), и сбор запросов от педагогов и родителей (с этой же целью), и просветительскую работу с педагогическим коллективом и родителями (с целью повышения заинтересованности родителей и педагогов в ходе работы по преодолению особенностей в развитии детей и содействия их максимально активному участию в работе (например, повышение педагогической наблюдательности).

Основные функции психолога в нашем детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Направления моей профессиональной деятельности следующие:

Психологическая диагностика. Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.

Коррекционно-развивающая работа. Психологическая коррекция и развитие создают оптимальные возможности и условия для полноценного и своевременного психического и личностного развития детей. Психологическая коррекция и развитие включают в себя различные формы работы (групповые, индивидуальное, тренинговые занятия по подготовке детей к школьному обучению).

Консультирование. Осуществляется по запросу родителей, педагогов, администрации по поводу проблем развития, обучения и воспитания ребёнка.

Психологическое просвещение. Помогает предупредить отклонения в развитии и поведении ребёнка посредством информирования родителей и педагогов, знакомит с различными областями психологических знаний.

Психологическая профилактика. Направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей, профилактику отклонений и нарушений в их психическом

Психологическая служба в ДОУ строится таким образом:

  1. Ранняя диагностика психического состояния детей и индивидуальная коррекция развития
  2. Охрана и укрепление психического здоровья детей
  3. Развитие потенциальных возможностей, внутренней  свободы и самостоятельности каждого ребёнка
  4. Создание эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в ДОУ
  5. Оказание социально-психологической помощи детям
  6. Повышение психологической культуры педагогов и родителей
  7. Создание адекватной воспитательной среды в семье, как активного субъекта и полноправного партнёра педагогов в работе с дошкольниками

Формы же работ с детьми следующие:

  1. Коррекционно-развивающая помощь (индивидуальная и групповая)
  2. Создание детских и родительских групп по преодолению дезадаптации групп в детском коллективе и поведенческих проблем (основная работа в детской группе направлена на развитие навыков обучения и совместной игры в детском коллективе, а в родительской группе – это самостоятельное открытие родителями своих творческих способностей в воспитании ребёнка и взаимоотношениях с окружающими людьми)
  3. Работа психологической группы по подготовке и обучению в школе
  4. Социальная адаптация детей раннего возраста к посещению ДОУ
  5. Организация семинаров-практикумов
  6. Для выработки навыков общения с ребёнком в семье
  7. Обеспечение родителей полноценной информацией о психическом и физическом формировании детей в дошкольном возрасте, о возможных проблемах в их развитии

Диагностический этап работы.

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу воспитанников, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета ДОУ.

Задачи:

  1. Выявление особенностей психического развития ребенка и  их соответствия возрастной норме и социальным требованиям, а также определение отклонений в ту или иную сторону.
  2. Своевременное определение проблем в развитии ребенка и анализ их причин
  3. Определение влияния воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на развитие ребенка.
  4. Предметом психологической диагностики являются также и адаптация ребенка к ДОУ, соответствие или несоответствие уровня его психического развития возрастной норме, негативные тенденции личностного развития, психологическая готовность к школьному обучению.

Методы, используемые в работе:

- Наблюдение

- Опрос

- Тестирование

- Анкетирование

- Проективные методики

Результаты обобщаются на педагогическом совете ДОУ. В случае необходимости принимаются меры коррекционно-развивающего, профилактического и консультирующего характера.

По результатам диагностики выявилось следующее (в процентном соотношении):

Патология ЦНС (36% детей)

Из них имеют

*Речевые нарушения - 82% детей;

*Нарушения координации  - 72% детей;

*Хронические соматические заболевания - 66% детей;

*Двигательные нарушения - 65% детей;

*Интеллектуальные нарушения - 19% детей.

При этом необходимо отметить, что дети с ОВЗ характеризуются тем, что у них наблюдаются:

  1. Трудности усвоения программы ДОУ
  2. Трудности в установлении контактов со сверстниками или взрослыми
  3. Нарушения в детско-родительских отношениях
  1. Нарушения в личностной и в эмоциональной сфере

Кроме того, определилась категория детей, которую принято обозначать, как « группу риска».

В массовых детских садах встречается значительное число детей с нерезко выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сфере:

  1. дети с минимальными нарушениями слуха;
  2. дети с минимальными нарушениями зрения (том числе с косоглазием, астигматизмом и амблиопией);
  3. дети с нарушениями речи: дислалия, стертая форма дизартрии, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, тахилалия, нарушения лексико-грамматического строя речи, нарушения фонематического восприятия
  1. дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);
  2. педагогически запущенные дети;
  3. дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, истощаемость)
  4. дети с психопатоподобными формами поведения органического генеза (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) –  до 18%;
  1. дети с психогениями (неврозами);
  2. дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;

                Эти дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития с традиционных позиций специальной психологии и коррекционной педагогики являются «нормальными», поскольку глубина  имеющихся у них нарушений таковы, что официально им не требуется создание специальных условий обучения и воспитания.

На сегодняшний день они оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников.

Между тем они нуждаются в своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем.

 При отсутствии своевременной коррекционно-развивающей помощи нарушенная функция выступает негативной тенденцией в структуре развития ребенка и может спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка.

Для этих детей требуется организация индивидуального комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях массового образовательного учреждения во взаимодействии с семьей.

Психокоррекционная и развивающая работа.

Организуется путем разработки и реализации развивающих и коррекционных программ по направлениям: интеллектуальному и коммуникативно-личностному.бствующей развивающей деятельности ребенка

Принципы:

  1. Раннее начало
  2. Создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее
  3. Стимуляция собственной активности ребенка и напряжения его сил
  4. Обязательное участие взрослого в деятельности ребенка
  5. Использование методов, отвечающих природе дошкольника, прежде всего игровых и всех видов продуктивной деятельности
  6. Проводится в тех случаях,когда у ребенка диагностированы определенные трудности :

* проблемы, связанные с адаптацией к условиям ДОУ;

* поведение: - агрессивность;- пассивность;- гиперактивность и проч.

*коммуникация (несформированность навыков общения со взрослыми или сверстниками);

* личностные проблемы (тревожность, неадекватная самооценка).

Обозначим формы и этапы работы коррекционно-образовательного процесса.

Индивидуальная психо-коррекционная работа строится следующим образом:

Основным направлением работы на первом этапе коррекционного воздействия стало формирование мотивации и внимания как психических функций, организующих поведение ребенка.

Определены и сформулированы следующие условия воздействия на мотивацию дошкольника с нарушениями в речевом и психическом развитии:

1.Выявление интересов детей и предпочитаемые ими виды деятельности.

2.Повышение заинтересованности родителей в преодолении возникающих проблем.

3.Выявление значимых для ребенка сверстников и привлечение их к сотрудничеству

На втором этапе работы основные усилия педагогов и психолога были направлены на развитие способностей детей и их умение организовать поведение. Для начала, как правило, старались определить ведущий стиль обучения у каждого из воспитанников и стиль обучающей деятельности – у их родителей.

После того, как между ребенком и взрослым установился свой стиль общения и обучающего взаимодействия, приступаем к организации целостной коррекционно-развивающей работе с детьми, направленной непосредственно на коррекцию и восстановление нарушенной функции.

В связи с этим выделю 4 условия успешности КРР, которые заключаются в следующем:

1. Виды занятий, направленные на освоение способов ориентировки в материале.

Такие занятия необходимы потому, что понятие должно не только формироваться как система знаний, но и представляться для усвоения в разных формах, видах деятельности. Предмет не только показывается на картинке, но и дается ( по возможности) потрогать, выяснить, зачем он нужен и как действовать с ним (послушать, попробовать, нарисовать, слепить).

2. Упражнения на развитие психических свойств (памяти, восприятия, мышления и других) на основе формирования одного понятия и с целью развития таких свойств внимания, как переключаемость и распределение.

3. Усвоение информации в виде смысловых комплексов:

* противопоставление («движется - не движется», «развивается-растет», «перемещается в пространстве- движется с помощью»);

* часть-целое;

* субъект-действие («кто и что может делать?», «что может делать машина - не может человек?» и т.п.);

* род-вид;

* объект-определение (например: «какими может быть и ребенок и машина?», «какой может быть машина, а малыш быть не может?»

4. Формирование у детей умения самостоятельно оценивать свое поведение и организовывать его.

Сначала с детьми проводились игры-упражнения на развитие произвольного слухового внимания. Такие упражнения способствовали формированию навыков контролировать свое поведение  в игровой ситуации.

Постепенно, через формирование произвольного поведения детей на занятиях,  усвоенные навыки переносились и в другие ситуации.

На третьем этапе работы основное внимание было направлено на практическое применение усвоенных умений и навыков и развитие самообучаемости ребенка, умения самостоятельно решать возникающие затруднения.

1. Составление сообщений и вопросов (на основе картинок с изображениями бытовых, игровых и трудовых действий)

2. Разыгрывание жизненных диалогов (также по серии картин)

3. Комментированное рисование (принятие ролей)

Описание внедрения технологии технологий в практической профессиональной деятельности:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

        Гимнастика для глаз

        Гимнастика пальчиковая

        Динамические паузы  

        Релаксация          

II. Коррекционные технологии.        

        Арт- терапия

        Сказкотерапия

        Технологии музыкального воздействия

        Технологии воздействия цветом

           Технологии коррекции поведения

         Психогимнастика

III. Технологии обучения здоровому образу жизни.

        Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия).

        Коммуникативные игры.

IV. Нейропсихологическая работа

Строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые уровни

 Упражнения направлены на формирование оптимального функционального статуса передних и префронтальных отделов мозга

Цели:

  1. Формирование знаний ребенка о собственном теле
  2. Обучение удержанию ребенком программы
  3. Развитие произвольности
  4. Развитие ВПФ

Каждым специалистом ведется следующий лист коррекционных занятий. Он отражает динамику работы с ребенком. Кроме того, с помощью его вносятся корректировки в задачи, а также средства и формы работы второго этапа.

По завершению коррекционной работы специалистом проводится  итоговая диагностика и  выносится заключение с  дальнейшими рекомендациями. 

С целью контроля динамики развития заполняется «Лист контроля», который также позволяет отследить итоги усвоения индивидуальной коррекционно-развивающей программы

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно–развивающей среды
  2. С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом, педагогом– психологом и музыкальным руководителем
  3. Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала

ВЫВОДЫ:

По результатам диагностики в конце проведенной работы по системе коррекционного обучения детей имеющих нарушения психического и  речевого с помощью составленной программы выяснилось, что детям стало легче:

  1.  усваиваивать понятия формы, цвета и величины
  2. глубже понимать понятия числа и множества
  3. ориентироваться на плоскости и в пространстве
  4. овладеть письмом
  5. развить мелкую моторику
  6. сформировать координацию глаз
  7. проявлять целеустремленность и сосредоточенность
  8. развить интеллект, воображение и творческие способности

Также  наблюдалось следующее:

  1. Среднеарифметический прирост по всем нарушениям на 39%
  2. Расширение словарного запаса детей (они научились правильно составлять предложения и излагать свои мысли)
  3. Снижение страха при общении с другими детьми, взрослыми. Дети стали контактны и стараются правильно отвечать на поставленные вопросы и при разговорной речи

Заключение:

  1.  На протяжении всего времени дети с удовольствием занимались по составленной  программе. Узнали много новых игр и игровых упражнений научились правильно играть, соблюдая правила, работать с предложенным методическим материалом.
  2. А показатели прироста правильного звукопроизношения позволяют сказать, что поставленная задача по организации коррекционной работы в игровой форме имеет хорошие результаты. А поэтому имеет смысл продолжить работу по разработке материала

Использованная учебная и методическая литература для составления коррекционно-развивающих программ:

  1. Алябьева Е.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001.
  2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или, как научиться понимать своего ребенка. М., 1999.
  3. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /П.Альтхерр, Л.Берг и др. Под ред. М. Пассальта, М., 2004.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
  5. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности //Принцип развития в психологии /Под ред. Л.И.Анциферовой. - М.: Наука. 1978.
  6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М., 1998.
  7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002 г
  8. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет-М.: МГППУ, 2003.
  9. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы коррекции. М., 2003.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008;
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика в детском саду.
  3. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.— М.: Класс, 1999
  4. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников.,-Речь, 2009.
  5. Сошина Ирина Васильевна
  6. Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. Игры на развитие фонематического восприятия,- Гном, 2011.
  7. Постоева Л.Д. Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия для дошкольников (Книга + CD-диск), - Национальный книжный центр, 2012.
  8. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии.,- Каро, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагога-психолога ДОУ на тему "Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками"

Презентацияна тему "Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками"...

Сообщение из опыта работы «Организация системы мероприятий по региональному компоненту со старшими дошкольниками»

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства. С...

Развивающая зона "Умное окошко" как элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета

Аннотация: в статье описывается элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета - развивающая зона "Умное окошко", служащая для нестандартного размещения демонстрационного ма...

«Использование метода проектирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР»

Познакомить с методами проектирования в коррекционно -развивающей работе,...

Консультация для педагогов «Использование групповых и фронтальных форм работы с детьми дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Использование групповых и фронтальных форм работы с детьми дошкольного возраста»...