Главные вкладки

    Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками.
    методическая разработка по теме

    Татьяна Владимировна Трушечкина

    Представление о деятельности педагога-психолога в ДОУ компенсирующего вида и разработки по проектированию и проведению КРР с детьми с ОВЗ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Утверждено:____________

    ________________________

    Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками.

    Материал подготовила

     педагог-психолог

    ДОУ ЦРР д/с №5:

    Трушечкина Т.В.

    Департамент образования Московской области

    Город Жуковский

    2013

    Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками.

    Я – педагог-психолог, специальный психолог, арттерапевт (‘05г. МГПУ, факультет специальной педагогики и психологии),- Трушечкина Татьяна Владимировна. В настоящее время работаю в МДОУ  ЦРР д/с №5 г.Жуковского. Педагогический стаж около 8 лет. До этого работала в детском саду компенсирующего вида №865 (группы для детей с ЗПР, ЗПРР, лекотека) в г.Москве.

     В данном докладе мне бы очень хотелось поделиться своим опытом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а именно – задержку общего психического здоровья и детей с различными нарушениями речевой сферы.

    Постараюсь  обобщить практический опыт индивидуальной и фронтальной работы с группой детей дошкольного возраста, имеющих недоразвитие речи и задержку психического развития. У большинства из них, по данным обследования невролога или детского психиатра, отмечались проявления перинатального поражения центральной нервной системы, недостаточная сформированность личностных реакций, у значительной части детей – нарушения эмоционально-поведенческой сферы, характерные для данного возраста.

    Мне бы хотелось в первую очередь отметить, что и в общеобразовательном учреждении по результатам диагностики выявился определенный процент детей, имеющих подобные нарушения. При этом также был выявлен контингент детей, также нуждающихся в индивидуальной или подгрупповой коррекционно-развивающей работе, в связи с вхождением ими в так называемую «группу риска». Об этом далее подробнее в блоке «Диагностического этапа работы педагога-психолога».

    Для того, чтобы перейти к изложению проектирования процесса коррекционно-развивающей работы,- постараюсь охарактеризовать общую модель и состав психолого-медико-педагогической службы в ДОУ, т.к. являюсь непосредственным ее участником.

    Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение нашего ДОУ подразумевает  взаимодействие следующих специалистов:

    Нельзя не отметить важность взаимодействия всех специалистов, входящих в состав комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей в ДОУ. 

    Для реализации эффективного коррекционно-развивающего процесса необходимо привлечение специалистов следующего профиля:

    1. Прежде всего, необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно-развивающей среды. С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится и учителем– логопедом,и педагогом– психологом и музыкальным руководителем. Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала.

    Специалист, получивший интегративные знания, обладает возможностью системно и структурировано рассматривать ребенка во взаимодействии со всеми составляющими развития и во взаимоотношении с микро- и макросоциумом, проводить комплексную диагностику и определять прогноз и стратегию работы:

    1. профилактической
    2. лечебной
    3. коррекционной

    Далее обозначу свои функции, как педагога-психолога, и формы непосредственной работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей, ввиду того, что проектирование дальнейшей КРР невозможно без предварительной пропедевтической работы, что включает в себя – и диагностический этап (с целью определения количества детей, которые будут вовлечены в процесс КРР), и сбор запросов от педагогов и родителей (с этой же целью), и просветительскую работу с педагогическим коллективом и родителями (с целью повышения заинтересованности родителей и педагогов в ходе работы по преодолению особенностей в развитии детей и содействия их максимально активному участию в работе (например, повышение педагогической наблюдательности).

    Основные функции психолога в нашем детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

    Направления моей профессиональной деятельности следующие:

    Психологическая диагностика. Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.

    Коррекционно-развивающая работа. Психологическая коррекция и развитие создают оптимальные возможности и условия для полноценного и своевременного психического и личностного развития детей. Психологическая коррекция и развитие включают в себя различные формы работы (групповые, индивидуальное, тренинговые занятия по подготовке детей к школьному обучению).

    Консультирование. Осуществляется по запросу родителей, педагогов, администрации по поводу проблем развития, обучения и воспитания ребёнка.

    Психологическое просвещение. Помогает предупредить отклонения в развитии и поведении ребёнка посредством информирования родителей и педагогов, знакомит с различными областями психологических знаний.

    Психологическая профилактика. Направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей, профилактику отклонений и нарушений в их психическом

    Психологическая служба в ДОУ строится таким образом:

    1. Ранняя диагностика психического состояния детей и индивидуальная коррекция развития
    2. Охрана и укрепление психического здоровья детей
    3. Развитие потенциальных возможностей, внутренней  свободы и самостоятельности каждого ребёнка
    4. Создание эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в ДОУ
    5. Оказание социально-психологической помощи детям
    6. Повышение психологической культуры педагогов и родителей
    7. Создание адекватной воспитательной среды в семье, как активного субъекта и полноправного партнёра педагогов в работе с дошкольниками

    Формы же работ с детьми следующие:

    1. Коррекционно-развивающая помощь (индивидуальная и групповая)
    2. Создание детских и родительских групп по преодолению дезадаптации групп в детском коллективе и поведенческих проблем (основная работа в детской группе направлена на развитие навыков обучения и совместной игры в детском коллективе, а в родительской группе – это самостоятельное открытие родителями своих творческих способностей в воспитании ребёнка и взаимоотношениях с окружающими людьми)
    3. Работа психологической группы по подготовке и обучению в школе
    4. Социальная адаптация детей раннего возраста к посещению ДОУ
    5. Организация семинаров-практикумов
    6. Для выработки навыков общения с ребёнком в семье
    7. Обеспечение родителей полноценной информацией о психическом и физическом формировании детей в дошкольном возрасте, о возможных проблемах в их развитии

    Диагностический этап работы.

    Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу воспитанников, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета ДОУ.

    Задачи:

    1. Выявление особенностей психического развития ребенка и  их соответствия возрастной норме и социальным требованиям, а также определение отклонений в ту или иную сторону.
    2. Своевременное определение проблем в развитии ребенка и анализ их причин
    3. Определение влияния воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на развитие ребенка.
    4. Предметом психологической диагностики являются также и адаптация ребенка к ДОУ, соответствие или несоответствие уровня его психического развития возрастной норме, негативные тенденции личностного развития, психологическая готовность к школьному обучению.

    Методы, используемые в работе:

    - Наблюдение

    - Опрос

    - Тестирование

    - Анкетирование

    - Проективные методики

    Результаты обобщаются на педагогическом совете ДОУ. В случае необходимости принимаются меры коррекционно-развивающего, профилактического и консультирующего характера.

    По результатам диагностики выявилось следующее (в процентном соотношении):

    Патология ЦНС (36% детей)

    Из них имеют

    *Речевые нарушения - 82% детей;

    *Нарушения координации  - 72% детей;

    *Хронические соматические заболевания - 66% детей;

    *Двигательные нарушения - 65% детей;

    *Интеллектуальные нарушения - 19% детей.

    При этом необходимо отметить, что дети с ОВЗ характеризуются тем, что у них наблюдаются:

    1. Трудности усвоения программы ДОУ
    2. Трудности в установлении контактов со сверстниками или взрослыми
    3. Нарушения в детско-родительских отношениях
    1. Нарушения в личностной и в эмоциональной сфере

    Кроме того, определилась категория детей, которую принято обозначать, как « группу риска».

    В массовых детских садах встречается значительное число детей с нерезко выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сфере:

    1. дети с минимальными нарушениями слуха;
    2. дети с минимальными нарушениями зрения (том числе с косоглазием, астигматизмом и амблиопией);
    3. дети с нарушениями речи: дислалия, стертая форма дизартрии, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, тахилалия, нарушения лексико-грамматического строя речи, нарушения фонематического восприятия
    1. дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);
    2. педагогически запущенные дети;
    3. дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, истощаемость)
    4. дети с психопатоподобными формами поведения органического генеза (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) –  до 18%;
    1. дети с психогениями (неврозами);
    2. дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;

                    Эти дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития с традиционных позиций специальной психологии и коррекционной педагогики являются «нормальными», поскольку глубина  имеющихся у них нарушений таковы, что официально им не требуется создание специальных условий обучения и воспитания.

    На сегодняшний день они оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников.

    Между тем они нуждаются в своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем.

     При отсутствии своевременной коррекционно-развивающей помощи нарушенная функция выступает негативной тенденцией в структуре развития ребенка и может спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка.

    Для этих детей требуется организация индивидуального комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях массового образовательного учреждения во взаимодействии с семьей.

    Психокоррекционная и развивающая работа.

    Организуется путем разработки и реализации развивающих и коррекционных программ по направлениям: интеллектуальному и коммуникативно-личностному.бствующей развивающей деятельности ребенка

    Принципы:

    1. Раннее начало
    2. Создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее
    3. Стимуляция собственной активности ребенка и напряжения его сил
    4. Обязательное участие взрослого в деятельности ребенка
    5. Использование методов, отвечающих природе дошкольника, прежде всего игровых и всех видов продуктивной деятельности
    6. Проводится в тех случаях,когда у ребенка диагностированы определенные трудности :

    * проблемы, связанные с адаптацией к условиям ДОУ;

    * поведение: - агрессивность;- пассивность;- гиперактивность и проч.

    *коммуникация (несформированность навыков общения со взрослыми или сверстниками);

    * личностные проблемы (тревожность, неадекватная самооценка).

    Обозначим формы и этапы работы коррекционно-образовательного процесса.

    Индивидуальная психо-коррекционная работа строится следующим образом:

    Основным направлением работы на первом этапе коррекционного воздействия стало формирование мотивации и внимания как психических функций, организующих поведение ребенка.

    Определены и сформулированы следующие условия воздействия на мотивацию дошкольника с нарушениями в речевом и психическом развитии:

    1.Выявление интересов детей и предпочитаемые ими виды деятельности.

    2.Повышение заинтересованности родителей в преодолении возникающих проблем.

    3.Выявление значимых для ребенка сверстников и привлечение их к сотрудничеству

    На втором этапе работы основные усилия педагогов и психолога были направлены на развитие способностей детей и их умение организовать поведение. Для начала, как правило, старались определить ведущий стиль обучения у каждого из воспитанников и стиль обучающей деятельности – у их родителей.

    После того, как между ребенком и взрослым установился свой стиль общения и обучающего взаимодействия, приступаем к организации целостной коррекционно-развивающей работе с детьми, направленной непосредственно на коррекцию и восстановление нарушенной функции.

    В связи с этим выделю 4 условия успешности КРР, которые заключаются в следующем:

    1. Виды занятий, направленные на освоение способов ориентировки в материале.

    Такие занятия необходимы потому, что понятие должно не только формироваться как система знаний, но и представляться для усвоения в разных формах, видах деятельности. Предмет не только показывается на картинке, но и дается ( по возможности) потрогать, выяснить, зачем он нужен и как действовать с ним (послушать, попробовать, нарисовать, слепить).

    2. Упражнения на развитие психических свойств (памяти, восприятия, мышления и других) на основе формирования одного понятия и с целью развития таких свойств внимания, как переключаемость и распределение.

    3. Усвоение информации в виде смысловых комплексов:

    * противопоставление («движется - не движется», «развивается-растет», «перемещается в пространстве- движется с помощью»);

    * часть-целое;

    * субъект-действие («кто и что может делать?», «что может делать машина - не может человек?» и т.п.);

    * род-вид;

    * объект-определение (например: «какими может быть и ребенок и машина?», «какой может быть машина, а малыш быть не может?»

    4. Формирование у детей умения самостоятельно оценивать свое поведение и организовывать его.

    Сначала с детьми проводились игры-упражнения на развитие произвольного слухового внимания. Такие упражнения способствовали формированию навыков контролировать свое поведение  в игровой ситуации.

    Постепенно, через формирование произвольного поведения детей на занятиях,  усвоенные навыки переносились и в другие ситуации.

    На третьем этапе работы основное внимание было направлено на практическое применение усвоенных умений и навыков и развитие самообучаемости ребенка, умения самостоятельно решать возникающие затруднения.

    1. Составление сообщений и вопросов (на основе картинок с изображениями бытовых, игровых и трудовых действий)

    2. Разыгрывание жизненных диалогов (также по серии картин)

    3. Комментированное рисование (принятие ролей)

    Описание внедрения технологии технологий в практической профессиональной деятельности:

    I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

            Гимнастика для глаз

            Гимнастика пальчиковая

            Динамические паузы  

            Релаксация          

    II. Коррекционные технологии.        

            Арт- терапия

            Сказкотерапия

            Технологии музыкального воздействия

            Технологии воздействия цветом

               Технологии коррекции поведения

             Психогимнастика

    III. Технологии обучения здоровому образу жизни.

            Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия).

            Коммуникативные игры.

    IV. Нейропсихологическая работа

    Строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые уровни

     Упражнения направлены на формирование оптимального функционального статуса передних и префронтальных отделов мозга

    Цели:

    1. Формирование знаний ребенка о собственном теле
    2. Обучение удержанию ребенком программы
    3. Развитие произвольности
    4. Развитие ВПФ

    Каждым специалистом ведется следующий лист коррекционных занятий. Он отражает динамику работы с ребенком. Кроме того, с помощью его вносятся корректировки в задачи, а также средства и формы работы второго этапа.

    По завершению коррекционной работы специалистом проводится  итоговая диагностика и  выносится заключение с  дальнейшими рекомендациями. 

    С целью контроля динамики развития заполняется «Лист контроля», который также позволяет отследить итоги усвоения индивидуальной коррекционно-развивающей программы

    РЕКОМЕНДАЦИИ:

    1. Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно–развивающей среды
    2. С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом, педагогом– психологом и музыкальным руководителем
    3. Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала

    ВЫВОДЫ:

    По результатам диагностики в конце проведенной работы по системе коррекционного обучения детей имеющих нарушения психического и  речевого с помощью составленной программы выяснилось, что детям стало легче:

    1.  усваиваивать понятия формы, цвета и величины
    2. глубже понимать понятия числа и множества
    3. ориентироваться на плоскости и в пространстве
    4. овладеть письмом
    5. развить мелкую моторику
    6. сформировать координацию глаз
    7. проявлять целеустремленность и сосредоточенность
    8. развить интеллект, воображение и творческие способности

    Также  наблюдалось следующее:

    1. Среднеарифметический прирост по всем нарушениям на 39%
    2. Расширение словарного запаса детей (они научились правильно составлять предложения и излагать свои мысли)
    3. Снижение страха при общении с другими детьми, взрослыми. Дети стали контактны и стараются правильно отвечать на поставленные вопросы и при разговорной речи

    Заключение:

    1.  На протяжении всего времени дети с удовольствием занимались по составленной  программе. Узнали много новых игр и игровых упражнений научились правильно играть, соблюдая правила, работать с предложенным методическим материалом.
    2. А показатели прироста правильного звукопроизношения позволяют сказать, что поставленная задача по организации коррекционной работы в игровой форме имеет хорошие результаты. А поэтому имеет смысл продолжить работу по разработке материала

    Использованная учебная и методическая литература для составления коррекционно-развивающих программ:

    1. Алябьева Е.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001.
    2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или, как научиться понимать своего ребенка. М., 1999.
    3. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /П.Альтхерр, Л.Берг и др. Под ред. М. Пассальта, М., 2004.
    4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
    5. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности //Принцип развития в психологии /Под ред. Л.И.Анциферовой. - М.: Наука. 1978.
    6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М., 1998.
    7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002 г
    8. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет-М.: МГППУ, 2003.
    9. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы коррекции. М., 2003.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

    1. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008;
    2. Чистякова М.И. Психогимнастика в детском саду.
    3. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.— М.: Класс, 1999
    4. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников.,-Речь, 2009.
    5. Сошина Ирина Васильевна
    6. Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. Игры на развитие фонематического восприятия,- Гном, 2011.
    7. Постоева Л.Д. Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия для дошкольников (Книга + CD-диск), - Национальный книжный центр, 2012.
    8. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии.,- Каро, 2013


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация педагога-психолога ДОУ на тему "Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками"

    Презентацияна тему "Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками"...

    Дифференцированный подход в работе по формированию пространственно - ориентированных представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ (дошкольники с нарушением речи, с лёгкой умственной отсталостью)

    Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных задач государственной политики в области образования. Получение детьми с ограниченными...

    Сообщение из опыта работы «Организация системы мероприятий по региональному компоненту со старшими дошкольниками»

    Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства. С...

    Развивающая зона "Умное окошко" как элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета

    Аннотация: в статье описывается элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета - развивающая зона "Умное окошко", служащая для нестандартного размещения демонстрационного ма...

    «Использование метода проектирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР»

    Познакомить с методами проектирования в коррекционно -развивающей работе,...