Мелкая моторика, как инструмент развития ребёнка раннего возраста
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
В данной статье рассматривается актуальный вопрос о развитии мелкой моторики у детей раннего возраста. Автор описывает понятие мелкой моторики как совокупности скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Автор подчёркивает важность развития мелкой моторики, так как в дальнейшей жизни ребёнку потребуются точные, чёткие, координированные движения кистей и пальцев. Автор рассказывает о различных упражнениях и играх, которые помогают развивать мелкую моторику, например о пальчиковой гимнастике, пазлах, играх с прищепками, шнуровками и конструкторами. В заключение автор делает вывод, что развитие мелкой моторики дошкольников - задача важная и охватывает многие сферы деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика, как инструмент развития ребёнка раннего возраста
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. В последнее время для многих родителей становится актуальной проблема «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития перестала быть редкостью. Современные дети с трудом овладевают навыками расстёгивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д., вследствие чего в дошкольных учреждениях усугубляются адаптационные проблемы. Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития: чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика - это способность ребенка выполнять точные движения кистями, пальцами рук и ног. Казалось бы, что такого сложного в том, чтобы соединить детальки лего или застегнуть пуговицу? Но за этими простыми действиями стоит сложная работа мозга, которая имеет огромное значение для развития малыша.
Для того, чтобы движения рук малыша стали более совершенными, необходимо предоставить ему возможность манипулировать с различными предметами, разными по форме и фактуре, т.е. развивать мелкую моторику.
Обычно малыши в возрасте от полутора до двух лет не усидчивы и не терпеливы. Поэтому необходимо их заинтересовать. Как правило, они любят нетрадиционные игрушки, мелкие детали, какие-то взрослые предметы домашнего обихода. Чтобы соединить интересное с полезным, было решено изготовить компактное развивающее пособие, включающее в себя упражнения на развитие мелкой моторики рук под названьем «Развивайка для малышей», на которой прикреплены те детали, которые интересуют и в тоже время развивают малыша.
Ребёнок получает начальные знания об овощах, растущих на грядке, учится варить суп. Малыш знакомится с космосом и транспортом, учится различать цвет и форму предметов, различать один и много предметов. Каждая страница книги завораживает и притягивает внимание ребёнка. И всё это благодаря молниям, липучкам и бусинкам, которые завлекают малыша.
Средства развития мелкой моторики, которые мы используем в своей работе:
- Пальчиковый театр, ленточки
- Шнурки, пазлы, мозаика, нитки
- Прищепки, бизиборды
- Крупа, песок, бусы, пуговицы
- Счётные палочки
Как мы играем в детском саду
Пальчиковый театр - это волшебный мир для детей. Смысл пальчикового театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти.
Пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым, вырабатывается ловкость, развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. А помочь ребёнку в этом могут взрослые: родители и педагоги.
Сматывание цветных ленточек
Игра «Чей кораблик приплывёт первым?»
Каждый участник берёт кораблик, к нему привязывается ленточка. По сигналу дети наматывают ленточку на палочку. Побеждает тот, чей кораблик приплывёт (достигнет финиша) первым.
Шнуровки развивают усидчивость и пространственное ориентирование, помогают открыть творческие способности. Развиваются глазомер и внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи.
Пазлы и кубики-пазл - это своеобразное сочетание мозаики и головоломки, в котором предлагается собрать целостную картинку. Пазлы являются отличным средством для развития сообразительности, памяти, внимания, усидчивости и, конечно же, мелкой моторики!
Игры с мозаикой
Способствуют развитию координации движений пальцев ведущей руки, учат запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне, развивают память, внимание, логическое мышление.
Прищепки
Дети прикрепляют прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, хвостик к рыбке, дождик к тучке, лапки насекомым и т.д). Игры с прищепками учат ребенка ориентироваться в цвете, открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.
Бизиборд - это развивающая доска с замочками, шнуровками, крючками, пуговицами, щеколдами, с различными «опасными» предметами, которыми в настоящей жизни детям поиграть не дадут.
Ребёнок учится обследовать предметы различной формы, искать их место, развивается познавательный интерес.
Игры с крупами
Крупы являются хорошим массирующим материалом.
Пересыпание манки
Рисование гречкой
Игры с водой и песком
Игры с водой и песком дают представление о таких понятиях, как «много - мало», «быстро-медленно» «короткий - длинный», «высокий - низкий». При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы. Здесь мы лепим куличики и рисуем пальчиком на песке. Рыбалка: ловим удочкой рыбок (уточек) на магнит.
Бусы
Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску бусинок. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок и т.д.
Пуговицы
Делаем с детьми пуговичный массаж: заполняем коробку пуговицами, опускаем руки в коробку, поводили ладонями по поверхности, перетираем пуговицы между ладонями, пересыпаем их из ладошки в ладошку, находим самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую, выпуклую, красную и т.д.
Счётные палочки
Играя в эти игры можно использовать различные варианты действий с палочками, можно предложить ребёнку действовать сначала одной рукой, затем - другой, а потом - одновременно двумя руками. Игры со счетными палочками: «Выложи животных из палочек», «Собери палочки».
А также
Рисование пальчиками, всей ладошкой
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки.
Лепка
Игры с пластилином: мнём и отщипываем, надавливаем и размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем на кусочки, готовим обед.
Использование сухих бассейнов для самомассажа кистей
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Предлагаем родителям игры, в которые можно играть дома
Выкладывание контуров предметов фасолью
Берём бархатную бумагу и рисуем на ней фасолькой. Фасольку берем из кружечки.
Аквагимнастика
В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.
Таким образом, в результате проделанной работы пришли к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Литература
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с. - 185 с.
Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с.
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста"
laquo;Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»В. М. Бехтерев...

Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста
Развитие речи является одной из основных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких дв...

«Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста»
Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролиро...
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста
Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические,физиологические и психологические аспекты [37]. Одним из показателе...
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста ".
"Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста "....

РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Юлова Алена ИгоревнавоспитательМБДОУ «Детский сад №119», г. Нижний НовгородРОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. «Источники способностей и дарований ...

Су-Джок массажёр для развития мелкой моторики и речевого развития ребёнка дошкольного возраста.
Шарики и кольца Су-Джок оказывают благотворное влияние на весь организм ребёнка, развивают тактильную чувствительность, снижают психическое напряжение, способствуют речевому развитию....
