Статья на тему: «Профилактика речевых нарушений в дошкольном возрасте в условиях ДОУ»
статья по коррекционной педагогике

В статье рассматривается актуальная проблема профилактики речевых нарушений (тяжёлых нарушений речи, фонетико-фонематического недоразвития, задержки речевого развития) у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Особое внимание уделяется современным подходам с использованием новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности интерактивного оборудования, как перспективного средства коррекционно-развивающей и профилактической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Рябинина Марина Владимировна

В современно мире одной из наиболее важных задач в обучении и гармоничном развитии ребенка является формирование речи. Категория детей с нарушением речи многочисленна, а речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности ребенка.

Речевое нарушение представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов. Но при систематических занятиях со специалистами и в дошкольных учреждениях дети, имеющие речевые нарушения могут добиться больших результатов.

Чаще всего у детей дошкольного возраста вызывает основные проблемы и требует специально организованной работы тяжелые нарушения речи. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические нарушения формировании всех компонентов речевой системы (лексического компонента, грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодики). Дети с ТНР представляют собой разнородную группу, первичным проявлением нарушений развития в которой является системное, общее недоразвитие речи. Проявляется в старшем дошкольном возрасте.

Реже встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)— это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Устраняется эффективно в старшем дошкольном возрасте.

Задержка речевого развития (ЗРР) проявляется у детей с 3 до 4,5 лет. ЗРР - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. Зачастую у детей задержка речи и нарушение психологических процессов развиваются совместно – ребенок не воспринимает звуки и слова собеседника, не общается с ним простыми словами, характерными для его возраста. [1]

Таким образом, речь – это сложная и специально организованная форма психической деятельности. Она принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Новые информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) стали перспективным средством профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения о детском развитии, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, .Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в современном образовательном пространстве.

Важнейшим аспектом применения интерактивного оборудования является его интеграция в традиционную систему логопедической профилактики. Например, интерактивный стол позволяет не просто механически закреплять звуки, а создавать проблемно-игровые ситуации, где ребёнок должен самостоятельно принять решение (например, выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [Р]). Это формирует не только речевые навыки, но и высшие психические функции — внимание, память, логическое мышление, что является основой для преодоления системных нарушений речи. Таким образом, ИКТ выступают не как разрозненные упражнения, а как ядро для построения комплексных, мотивирующих занятий.

При этом ключевая роль в профилактике речевых нарушений остаётся за специалистом, который грамотно выстраивает образовательную траекторию, сочетая инновационные и классические методы. Наряду с технологиями, эффективность доказали такие приёмы, как артикуляционная и пальчиковая гимнастика, логоритмика, театрализованная деятельность и развитие мелкой моторики через песок, крупы и конструкторы. Такой комплексный подход, где цифровые инструменты дополняются живым взаимодействием и сенсорным опытом, позволяет максимально адаптировать профилактическую работу к индивидуальным особенностям каждого ребёнка и добиться устойчивых положительных результатов.

Существует такое современное интерактивное оборудование как:

  1. Интерактивный стол – это сенсорный экран, расположенный горизонтально по принципу стола на массивной ножке. При прикосновении пальцев рук к столу, он начинает функционировать, демонстрируя для детей различные развивающие приложения и игры. К примеру, игра «Алфавит», рисование букв, осуществление звукового анализа слов, чтение слоговых таблиц и многое другое.
  2. Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска работает одновременно как монитор компьютера и как обычная доска. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы управлять приложениями. Она обладает большими потенциальными возможностями в развитии детей и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Возможности интерактивной доски позволяют включать все органы восприятия: слуховые, зрительные и тактильные.
  3. Умное зеркало – это профессиональный инструмент для коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом, когнитивном и эмоциональном развитии. В этом зеркале ребенок видит одновременно свое отражение и сказочных героев. В нем состоит 6 блоков занятий: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, постановка звуков, звуковой маршрут, конструктор занятий (для составления самим воспитателем), дифференциация звуков.
  4. Интерактивная песочница – это современный продукт, предназначенный для полноценного и разностороннего развития детей. В интерактивной песочнице основную роль играет песок, а эффект дополненной реальности создает современное оборудование (сенсор, проектор) и программное обеспечение.
  5. Робот «Умная пчела» – это программируемый мини-робот, который прост в управлении и соответствует требованиям безопасности, предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Задавая команды и играя с роботом, дети учатся управлять им и приобретают начальные навыки программирования, развивают логическое и пространственное мышление, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта. «Умная пчела» откликается на управляющие команды, которые задаются с помощью кнопок, расположенных на корпусе (одновременно можно задать до 40 команд). Робот может двигаться вперед, назад, поворачиваться направо и налево.
  6. Положительно оценивается логопедический тренажер «Дельфа – 142» представляет собой компьютерную приставку, работающую под управлением программы по коррекции устной и письменной речи детей с речевой патологией. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста.

Так же, отмечают следующие современные программы для развития всех компонентов речи:

  1. Программа «Говоруша» создана для детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые коррекционные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации коррекционного процесса.
  2. Программа «Логоша» рассчитана на детей, которые имеют речевые нарушения и испытывают затруднения при овладении устной и письменной речи. При отборе программного материала учитывается структура нарушений речи детей с ТНР.
  3. Программа «Игры для Тигры» представляет собой учебную игру для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Программа содержит описание и подробные методические рекомендации, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. В программе более 50 упражнений, объединенных в 4 блока. «Просодика». «Лексика». «Фонематика». «Звукопроизношение».

В условиях детского сада возможно и целесообразно использовать компьютерные технологии в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием музыкальных записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. После вступления в силу новых санитарных правил СП * (далее – санитарные правила, СанПиН) многих педагогов волнует вопрос о правомерности использования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации электронных средств обучения в целом, Последняя часть (абзац) пункта СанПин устанавливает, что занятия с использованием ЭСО/ИКТ в возрастных группах до 5 лет не проводятся. Данное положение налагает запрет на использование в младшей и средней группах не только детских девайсов (компьютеров, ноутбуков), но также интерактивных досок, панелей. Таким образом, вопрос профилактики и развития речи с использованием ИКТ остается так же актуальным и открытым.

Список использованной литературы

  1. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и.доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 6 с. —Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. [Текст] / Под ред. Гаркушиной Ю. Ф., Черлиной Н. А., Маниной Е. В. — 2004. — № 2.
  2. Шебаршева А. Е. Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 127-129.
  3. Инновации детям «Интерактивное зеркало ArtikMe» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

  4. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней  представлены рекомендации для родителей и игры  на стятие агрессивного поведения...

Статья на тему: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ

Художественно-эстетическое развитие раскрывается в статье, как одно из необходимых условий развития личности ребенка. Рассматриваются формы и направления работы для осуществления эффективного и полноц...

Статья на тему "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Плоскостопие – это заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространенных у детей. Оно выражается в деформации стопы и уплощении ее свода, в...

Рекомендации для родителей "Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста"

Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих его людей, поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в своем окружении. ...

Консультация «Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста»

Консультация«Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум "Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста"

В наше время возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Профилактика является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Важную ро...