Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Основная цель:
Коррекция и развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, речь), эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у детей с ЗПР.
Задачи:
- Когнитивное развитие:
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
- Совершенствование памяти (кратковременной и долговременной).
- Формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
- Развитие внимания (устойчивости, переключения, концентрации).
- Речевое развитие:
- Обогащение активного и пассивного словаря.
- Формирование фразовой речи, умения строить простые и сложные предложения.
- Коррекция звукопроизношения (при необходимости).
- Развитие связной речи (пересказ, описание картинки).
- Эмоционально-волевая сфера:
- Снижение тревожности, импульсивности.
- Формирование самоконтроля, умения следовать инструкции.
- Развитие эмпатии, навыков сотрудничества.
- Моторное развитие:
- Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, графические задания).
- Координация движений (кинезиологические упражнения).
- Социально-коммуникативное развитие:
- Формирование умения работать в группе: слушать других, договариваться.
- Развитие навыков самообслуживания и самостоятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми ЗПР
Дата | Лексическая тема | Задачи | Подгруппы | |
Подгруппа № 1 (НВСНР) | Подгруппа № 2 (СНР) | |||
12.01. | Зима | Коррекционно-образовательные | Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа). | |
Уточнение и расширение словаря по теме (снег, лед, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно). Обучение составлению простого предложения по вопросам логопеда и с опорой на картинку. | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, фонематического восприятия, конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания. | |||
Активизация речевой деятельности детей. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания. Воспитание нравственно-эстетических чувств в общении с природой. | |||
Воспитание навыков взаимодействия. | ||||
19.01. | Зима | Коррекционно-образовательные | Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. | |
Обучение составлению рассказа по серии картинок. | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. | |||
Активизация речевой деятельности детей. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, нравственно-эстетических чувств в общении с природой. | |||
Воспитание навыков взаимодействия. | ||||
02.02. | Игрушки | Коррекционно-образовательные | Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме (игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, строить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных), слоговой структуры слова. | |
Учить выделять главный элемент предмета, называть его и на основании главного элемента объединять с другими предметами и словами, называющими данные предметы. Обучение составлению простого предложения по вопросам логопеда и с опорой на картинку. | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, фонематического слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики. | |||
Активизация речевой деятельности детей. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков общения в игре и на занятии. | |||
Воспитание навыков взаимодействия. | ||||
09.02. | Игрушки | Коррекционно-образовательные | Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны; частях, из которых они состоят. Закрепление обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). | |
Развивать умение понимать смысл слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее по смыслу. Учить понимать на слух и в произношении предложения по смыслу. | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания, фонематического слуха, общей, гонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха. | |||
Обучение повторению рассказа об игрушке за логопедом | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков общения в игре и на занятии. | |||
Воспитание навыков взаимодействия, инициативности и самостоятельности. | ||||
16.02. | Одежда | Коррекционно-образовательные | Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе). | |
Уточнение и расширение словаря по теме (одежда, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, рукав, карман, надевать, снимать, нарядный, широкий, узкий, шире, уже, больше, меньше). | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания. | |||
Развитие слухового внимания. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии. | |||
Воспитание навыков взаимодействия инициативности и самостоятельности | ||||
23.02. | Одежда | Коррекционно-образовательные | Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Уточнение и расширение словаря. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). | |
Уточнение и расширение словаря (глагольный словарь). | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового внимания, темпа и ритма речи. | |||
Развитие остроты слуха, диалогической речи. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности. | |||
Формирование коммуникативных навыков | ||||
02.03. | Обувь | Коррекционно-образовательные | Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных во множественном числе), слоговой структуры слов. | |
Закрепление в речи существительного с обобщающим значением (тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок, утро, вечер, завязывать, развязывать, чистить, удобный, теплый, кожаный). | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания. | |||
Развитие остроты слуха, диалогической речи. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности. | |||
Формирование коммуникативных навыков. | ||||
09.03. | Обувь | Коррекционно-образовательные | Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Формирование навыка различения одежды и обуви. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). | |
Обучение составлению предложения из трех слов с опорой на картинку. | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, мышления, зрительного внимания. | |||
Развитие диалогической речи. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности. | |||
Формирование коммуникативных навыков. | ||||
16.03. | Весна | Коррекционно-образовательные | Обучение составлению рассказа по картине, обеспечение целостного восприятия картины. Формирование словаря по теме «Весна» (весна, солнышко, проталинка, мать-и-мачеха, ручеек, грач, гнездо, светить, таять, распускаться, строить, выводить, ранняя). Уточнение и расширение представлений о ранней весне и ее признаках. | |
Учить выделять главный элемент предмета, называть его и на основании главного элемента объединять с другими предметами и словами. называющими данные предметы. | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Приметы весны», развитие творческого воображения. | |||
Развитие диалогической речи. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. | |||
Воспитание инициативности и самостоятельности. | ||||
23.03. | Весна | Коррекционно-образовательные | Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи.
| |
Составление простого распространенного предложения с опорой на картинку). | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие связной речи, зрительного внимания, фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, памяти, мышления. | |||
Развитие монологической речи. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. | |||
Воспитание инициативности и самостоятельности. | ||||
30.03. | Мебель | Коррекционно-образовательные | Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе), слоговой структуры слов. | |
Уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф). Обучение повторению рассказа об игрушке за логопедом. | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие физиологического дыхания, слухового внимания, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики. | |||
Развитие диалогической речи. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии. | |||
Воспитание навыков взаимодействия, инициативности и самостоятельности. | ||||
06.04. | Мебель | Коррекционно-образовательные | Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов, форм имен существительных в родительном падеже со значением отсутствия). | |
Обучение составлению рассказа-описания из двух предложений по образцу. | ||||
Коррекционно-развивающие | Активизация речевой деятельности детей. Развитие физиологического дыхания, диалогической речи, навыков фонематического анализа и синтеза, артикуляционной, тонкой и общей моторики. | |||
Развитие зрительного восприятия и внимания | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности. | |||
Воспитание навыков взаимодействия. | ||||
13.04. | Посуда | Коррекционно-образовательные | Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени), слоговой структуры слов. | |
Уточнение и расширение словаря по теме (чашка, чайник, кастрюля, ложка, нож, есть, пить, варить, жарить, новый, красивый). Учить объединять предметы и слова, их называющие, по внешним признакам (цвету, форме, величине, функциональному назначению). | ||||
Коррекционно-развивающие | Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого дыхания, артикуляционной, тонкой и общей моторики. | |||
Развитие зрительного внимания. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности. | |||
Воспитание навыков взаимодействия. | ||||
20.04. | Посуда | Коррекционно-образовательные | Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными женского и среднего рода). Обучение суффиксальному способу словообразования. | |
Развитие связной речи, обучение повторению за взрослым рассказа-описания. | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие диалогической речи, зрительного гнозиса и праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового внимания. | |||
Активизация речевой деятельности. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания. Воспитание бережного отношения к вещам. | |||
Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца. | ||||
27.04. | Домашние животные | Коррекционно-образовательные | Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Формирование обобщающего понятия домашние животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят). | |
Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, собака, кошка, коза, мяукать, лаять, мычать, ржать, копыта, грива, рога). | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики. | |||
Развитие монологической речи | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности. Воспитание заботливого отношения к домашним животным. | |||
Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца. | ||||
04.05. | Домашние животные | Коррекционно-образовательные | Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции). | |
Обучение – повторение рассказа-описания о домашнем животном вслед за логопедом с опорой на картинку. | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие речевого дыхания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. | |||
Развитие монологической речи | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к домашним животным. | |||
Воспитание инициативности и самостоятельности. | ||||
11.05. | Дикие животные | Коррекционно-образовательные | Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Формирование обобщающего понятия дикие животные. Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану. Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа). | |
Уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый). Обучение – повторение рассказа-описания о домашнем животном вслед за логопедом с опорой на картинку. | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики. | |||
Развитие монологической речи | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. | |||
Воспитание инициативности и самостоятельности. | ||||
18.05. | Дикие животные | Коррекционно-образовательные | Формирование навыка пересказа сказки со зрительной опорой. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи | |
Составление сложного предложения со зрительной опорой. | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие познавательной и регулирующей функции речи, диалогической речи, общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи). Формирование возможности перевоплощения с использованием мимики, пантомимы, ритмической стороны речи, голоса, интонации. | |||
Развитие зрительного восприятия и внимания | ||||
Коррекционно-воспитательные | Обучение детей сочувствию, сопереживанию, осуждению, восприятию прекрасного. | |||
Воспитание навыков взаимодействия. | ||||
25.05. | Лето | Коррекционно-образовательные | Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о смене времен года, о лете и его приметах. Обеспечение целостного восприятия картины «В песочнице». Коррекционно-развивающие цели. Коррекционно-воспитательные цели. | |
Расширение и уточнение словаря по теме «Лето» (наступать, припекать, подниматься, расцветать, созревать, отдыхать, загорать, купаться, кататься, собирать, плести, нюхать, ловить; лето, дача, река, море, лес, пляж, футбол, корзинка, сачок, удочка, рыба, грибы, ягоды, цветы, одуванчик, ромашка, колокольчик, василек, клевер, земляника, подберезовик, сыроежка, мухомор, туча, дождь, гроза, гром, радуга; теплый, загорелый, разноцветный, глубокий, солнечный; жарко, тепло, весело). | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи (формирование умения отвечать на вопросы по картине). Повышение речевой активности. Развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, тонкой моторики, творческого воображения. Воспитание длительного плавного выдоха. | |||
Составление сложного предложения со зрительной опорой. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. | |||
Воспитание навыков взаимодействия. | ||||
27.05. | Лето | Коррекционно-образовательные | Уточнение и расширение словаря по теме «Лето. Цветы на лугу». Расширение естественнонаучных представлений, закрепление знания признаков лета. | |
Активизация речевой деятельности. | ||||
Коррекционно-развивающие | Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, артикуляционной, тонкой и общей моторики, чувства ритма, творческого воображения. | |||
Составление сложного предложения со зрительной опорой. | ||||
Коррекционно-воспитательные | Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. | |||
Воспитание инициативности и самостоятельности | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»[1]У детей данной группы помимо нарушений звуковой стороны речи отмеч...

Перспективный план индивидуальных логопедических занятий с детьми страдающими ОНР I периода обучения.
Цель: развитие у детей с ОНР на индивидуальных занятиях мелкой моторики рук, графических навыков,артикуляционной гимнастики, звкопроизношения, фонематического слуха, речевого дыхания, слоговой структу...

Перспективный план индивидуальных логопедических занятий с детьми страдающими ОНР II периода обучения
Цель: развитие у детей с ОНР на индивидуальных занятиях мелкой моторики рук, графических навыков,артикуляционной гимнастики, звкопроизношения, фонематического слуха, речевого дыхания, слоговой структу...

Перспективный план индивидуальных логопедических занятий с детьми страдающими ОНР III периода обучения.
Цель: развитие у детей с ОНР на индивидуальных занятиях мелкой моторики рук, графических навыков,артикуляционной гимнастики, звкопроизношения, фонематического слуха, речевого дыхания, слоговой структу...
Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом "Фонетико - фонематическое недоразвитие речи"
Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом "Фонетико - фонематическое недоразвитие речи"...

Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми старшего и дошкольного возраста с диагнозом «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
Перспективный план проведения подгрупповыхзанятий с детьми 5—6 лет с диагнозом«фонетико-фонематическое недоразвитие речи»У детей данной группы помимо нарушений звуковой стороны речи ...

Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми старшего и дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи»
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушен...
