Занятие по аппликации
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Занятие для детей ОВЗ, построено на принципах структурирования, визуальной поддержки и сенсорной интеграции
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 251.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ №197
Конспект занятия по аппликации с элементами игры «Пряничный домик для сказочного героя»
Возрастная группа: Старшая/подготовительная группа компенсирующей направленности.
Форма проведения: Групповая, с элементами индивидуального подхода.
Подготовила: воспитатель 1 кв.категории
Якименко С.Я.
Оренбург, 2025
Продолжительность:20-25 минут.
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей и коммуникативных навыков в процессе изготовления коллективной аппликации.
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять умение составлять предмет из нескольких частей (квадрат, треугольник, прямоугольники).
- Упражнять в аккуратном намазывании деталей клеем и приклеивании их на основу.
Закреплять знание цветов (коричневый, желтый, красный и др.).
Развивающие:
- Развивать тактильное восприятие через работу с материалами разной фактуры (бумага, крупа).
- Развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику рук.
- Развивать пространственное мышление и умение следовать наглядному алгоритму.
- Развивать навыки кратковременного взаимодействия со сверстниками (обмен материалом, совместное действие).
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать отзывчивость и желание помочь сказочному герою.
- Формировать навыки аккуратности при работе с клеем.
- Коррекционно-развивающие задачи (интегрированные):
- Снижение тревожности за счет четкой структуры деятельности и визуального расписания.
- Развитие способности к переключению внимания между этапами работы.
- Тренировка навыка выполнения инструкции, представленной в разной форме (вербальная, визуальная).
Оборудование и материалы:
Для педагога:
Большой лист ватмана с нарисованным контуром большого домика без крыши и дверей.
Визуальное расписание занятия в виде карточек-символов: «приветствие», «игра», «работа», «перерыв», «уборка», «прощание».
Готовые крупные детали домика из коричневой бумаги (стена-квадрат, крыша-треугольник, дверь-прямоугольник, окошки-маленькие квадраты).
Игрушка или плоскостное изображение Лесовичка (или другого нейтрального сказочного героя).
Аудиозапись спокойной фоновой музыки.
Для детей:
Индивидуальные клеенки, салфетки матерчатые и бумажные.
Клей-карандаш или заранее подготовленные кисточки и баночки с клеем (по возможностям детей).
Подносы с декоративными элементами: крупа (пшено, гречка), вырезанные из цветной бумаги «конфетки», «ягодки».
Индивидуальные схемы-подсказки «Последовательность сборки домика» (3-4 шага).
Ход занятия:
- Организационный момент. «Эмоциональное приветствие» (3-4 мин)
Цель: Создать положительный эмоциональный настрой, обозначить начало совместной деятельности.
Ход: Дети сидят полукругом. Педагог показывает визуальное расписание и переворачивает первую карточку «Приветствие».
Педагог: «Здравствуйте, мои друзья! Давайте поздороваемся друг с другом без слов». Предлагает варианты: похлопать по коленкам соседа, поймать взгляд и улыбнуться, пожать руку. Каждый ребенок может выбрать удобный для себя способ.
Появляется игрушка Лесовичок. Педагог от его имени: «Ребята, я остался без домика, помогите мне, пожалуйста, построить новый, самый уютный пряничный домик!»
2. Игровая мотивация и основной этап. «Строим домик вместе» (12-15 мин)
Цель: Вовлечь детей в продуктивную деятельность через игровой сюжет и четкое структурирование.
Ход:
Педагог переворачивает карточку «Работа» и подводит детей к большому ватману.
Образец и алгоритм: Педагог показывает готовый образец домика и индивидуальные схемы-подсказки. Комментирует этапы просто и четко: «Сначала — стена (большой квадрат). Потом — крыша (треугольник). Затем — дверь. В конце — окошки».
Распределение действий (элемент сотрудничества): Педагог предлагает детям выбрать, какую деталь они будут приклеивать. Можно использовать прием «выбор по картинке»: ребенок выбирает карточку с изображением стены, крыши и т.д.
Практическая работа: Дети по очереди (при необходимости с помощью взрослого) подходят к ватману, намазывают свою деталь клеем и приклеивают ее на общий контур. Педагог комментирует и хвалит каждого: «Кирилл приклеил прочную стену!», «Маша сделала красивую красную крышу!».
Сенсорная пауза (карточка «Перерыв»): После приклеивания основных деталей педагог предлагает коробочки с крупой и декором. «Теперь сделаем домик уютным! Посыплем дорожку крупой (развитие тактильных ощущений, щепоткий захват) и украсим его конфетками».
Дети украшают домик вокруг, насыпая крупу на заранее намазанные клеем участки и приклеивая бумажные украшения.
3. Динамическая пауза «Дождик и солнышко» (2-3 мин)
Цель: Сменить вид деятельности, дать возможность подвигаться, предотвратить утомление.
Ход: Педагог говорит: «Наш домик готов! Но вдруг набежала тучка и пошел дождь!». Дети вместе с педагогом стучат пальчиками по столу, изображая дождик. «А теперь выглянуло солнышко!». Дети поднимают руки вверх, встают на носочки, «тянутся к солнышку». Повторить 2-3 раза.
4. Заключительная часть. «Вот какой домик!» (3-4 мин)
Цель: Подвести итог, зафиксировать достижение, сформировать положительную самооценку.
Ход:
Педагог переворачивает последнюю карточку расписания «Прощание».
Все вместе рассматривают готовую коллективную работу. Лесовичок (от лица педагога) благодарит каждого ребенка: «Спасибо, Лена, за окошко! Спасибо, Артем, за крепкую дверь!»
Рефлексия (невербальная): Педагог предлагает детям показать, понравилось ли им строить домик. Можно использовать «шкалу настроения» из смайликов: улыбающееся, нейтральное, грустное лицо. Ребенок может просто указать на тот смайлик, который соответствует его ощущениям.
Педагог: «Мы сегодня были настоящими мастерами! Построили отличный домик для Лесовичка. Все хорошо потрудились». Дети помогают убрать свои рабочие места по визуальной схеме «уборка» (убрать клей, вытереть стол, отнести салфетку в ведро).
Методические рекомендации для педагога:
Индивидуальный подход: Для детей, которым сложно ждать своей очереди, подготовьте их собственную маленькую заготовку домика для параллельной работы.
Альтернативная коммуникация: Если ребенок не говорит, используйте карточки PECS или жесты для выражения просьбы («дать», «помочь»).
Предупреждение сенсорных перегрузок: Если ребенок отказывается touching клея или крупы, предложите ему приклеить детали, которые не требуют размазывания (например, на двусторонний скотч), или просто подавать элементы.
Похвала: Хвалите за процесс, а не только за результат. «Как ты аккуратно мажешь клеем!», «Мне нравится, как ты стараешься!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в старшей группе.Аппликация коллективная "Цветы луговые".
Задачи. Ø Продолжить учить детей вырезать розетки из бумажных квадратиков, сложенных способом «дважды по диагонали»Ø Обогатить аппликативную технику –вырезать лепестки разной формы, передав...

План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...

План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) по теме: Аппликация одноразовых бумажных тарелок.
Аппликация одноразовых бумажных тарелок...

Открытое занятие по аппликации в старшей группе "«Лоскутная аппликация. Одеяло для медвежонка. (Составление симметричной текстильной композиции в квадрате)"
Занятие направлено на развитие художественного вкуса детей, на знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства лоскутной пластикой....

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа
Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....

Конспект НОД Аппликация «Витрина магазина бытовой техники»Конспект занятия по аппликации «Зимний лес» Конспект НОД по аппликации «Вырежи и наклей что захочешь»
Конспект НОД Аппликация «Витрина магазина бытовой техники»Конспект занятия по аппликации «Зимний лес»Конспект НОД по аппликации «Вырежи и наклей что захочешь»...

Конспект занятия по объемной аппликации «Осеннее дерево. Березка» план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Конспект занятия по объемной аппликации «Осеннее дерево. Березка»старшая группа...


