Занятие по аппликации
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Якименко Сэмбель Явдатовна

Занятие для детей ОВЗ,  построено на принципах структурирования, визуальной поддержки и сенсорной интеграции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_aplikatsii_dlya_detey_s_autizmom.docx251.94 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ №197

Конспект занятия по аппликации с элементами игры «Пряничный домик для сказочного героя»

Возрастная группа: Старшая/подготовительная группа компенсирующей направленности.

Форма проведения: Групповая, с элементами индивидуального подхода.

Подготовила: воспитатель 1 кв.категории

Якименко С.Я.

Оренбург, 2025

Продолжительность:20-25 минут.

Цель:

Создание условий для развития творческих способностей и коммуникативных навыков в процессе изготовления коллективной аппликации.

Задачи:

Обучающие:

  • Закреплять умение составлять предмет из нескольких частей (квадрат, треугольник, прямоугольники).
  • Упражнять в аккуратном намазывании деталей клеем и приклеивании их на основу.

Закреплять знание цветов (коричневый, желтый, красный и др.).

Развивающие:

  • Развивать тактильное восприятие через работу с материалами разной фактуры (бумага, крупа).
  • Развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику рук.
  • Развивать пространственное мышление и умение следовать наглядному алгоритму.
  • Развивать навыки кратковременного взаимодействия со сверстниками (обмен материалом, совместное действие).

 Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
  • Воспитывать отзывчивость и желание помочь сказочному герою.
  • Формировать навыки аккуратности при работе с клеем.
  • Коррекционно-развивающие задачи (интегрированные):
  • Снижение тревожности за счет четкой структуры деятельности и визуального расписания.
  • Развитие способности к переключению внимания между этапами работы.
  • Тренировка навыка выполнения инструкции, представленной в разной форме (вербальная, визуальная).

Оборудование и материалы:

Для педагога:

Большой лист ватмана с нарисованным контуром большого домика без крыши и дверей.

Визуальное расписание занятия в виде карточек-символов: «приветствие», «игра», «работа», «перерыв», «уборка», «прощание».

 Готовые крупные детали домика из коричневой бумаги (стена-квадрат, крыша-треугольник, дверь-прямоугольник, окошки-маленькие квадраты).

 Игрушка или плоскостное изображение Лесовичка (или другого нейтрального сказочного героя).

Аудиозапись спокойной фоновой музыки.

Для детей:

 Индивидуальные клеенки, салфетки матерчатые и бумажные.

Клей-карандаш или заранее подготовленные кисточки и баночки с клеем (по возможностям детей).

Подносы с декоративными элементами: крупа (пшено, гречка), вырезанные из цветной бумаги «конфетки», «ягодки».

Индивидуальные схемы-подсказки «Последовательность сборки домика» (3-4 шага).

Ход занятия:

  1. Организационный момент. «Эмоциональное приветствие» (3-4 мин)

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой, обозначить начало совместной деятельности.

Ход: Дети сидят полукругом. Педагог показывает визуальное расписание и переворачивает первую карточку «Приветствие».

 Педагог: «Здравствуйте, мои друзья! Давайте поздороваемся друг с другом без слов». Предлагает варианты: похлопать по коленкам соседа, поймать взгляд и улыбнуться, пожать руку. Каждый ребенок может выбрать удобный для себя способ.

 Появляется игрушка Лесовичок. Педагог от его имени: «Ребята, я остался без домика, помогите мне, пожалуйста, построить новый, самый уютный пряничный домик!»

2. Игровая мотивация и основной этап. «Строим домик вместе» (12-15 мин)

Цель: Вовлечь детей в продуктивную деятельность через игровой сюжет и четкое структурирование.

Ход:

  Педагог переворачивает карточку «Работа» и подводит детей к большому ватману.

 Образец и алгоритм: Педагог показывает готовый образец домика и индивидуальные схемы-подсказки. Комментирует этапы просто и четко: «Сначала — стена (большой квадрат). Потом — крыша (треугольник). Затем — дверь. В конце — окошки».

Распределение действий (элемент сотрудничества): Педагог предлагает детям выбрать, какую деталь они будут приклеивать. Можно использовать прием «выбор по картинке»: ребенок выбирает карточку с изображением стены, крыши и т.д.

Практическая работа: Дети по очереди (при необходимости с помощью взрослого) подходят к ватману, намазывают свою деталь клеем и приклеивают ее на общий контур. Педагог комментирует и хвалит каждого: «Кирилл приклеил прочную стену!», «Маша сделала красивую красную крышу!».

 Сенсорная пауза (карточка «Перерыв»): После приклеивания основных деталей педагог предлагает коробочки с крупой и декором. «Теперь сделаем домик уютным! Посыплем дорожку крупой (развитие тактильных ощущений, щепоткий захват) и украсим его конфетками».

Дети украшают домик вокруг, насыпая крупу на заранее намазанные клеем участки и приклеивая бумажные украшения.

3. Динамическая пауза «Дождик и солнышко» (2-3 мин)

Цель: Сменить вид деятельности, дать возможность подвигаться, предотвратить утомление.

Ход: Педагог говорит: «Наш домик готов! Но вдруг набежала тучка и пошел дождь!». Дети вместе с педагогом стучат пальчиками по столу, изображая дождик. «А теперь выглянуло солнышко!». Дети поднимают руки вверх, встают на носочки, «тянутся к солнышку». Повторить 2-3 раза.

4. Заключительная часть. «Вот какой домик!» (3-4 мин)

Цель: Подвести итог, зафиксировать достижение, сформировать положительную самооценку.

 Ход:

 Педагог переворачивает последнюю карточку расписания «Прощание».

  Все вместе рассматривают готовую коллективную работу. Лесовичок (от лица педагога) благодарит каждого ребенка: «Спасибо, Лена, за окошко! Спасибо, Артем, за крепкую дверь!»

  Рефлексия (невербальная): Педагог предлагает детям показать, понравилось ли им строить домик. Можно использовать «шкалу настроения» из смайликов: улыбающееся, нейтральное, грустное лицо. Ребенок может просто указать на тот смайлик, который соответствует его ощущениям.

  Педагог: «Мы сегодня были настоящими мастерами! Построили отличный домик для Лесовичка. Все хорошо потрудились». Дети помогают убрать свои рабочие места по визуальной схеме «уборка» (убрать клей, вытереть стол, отнести салфетку в ведро).

Методические рекомендации для педагога:

Индивидуальный подход: Для детей, которым сложно ждать своей очереди, подготовьте их собственную маленькую заготовку домика для параллельной работы.

Альтернативная коммуникация: Если ребенок не говорит, используйте карточки PECS или жесты для выражения просьбы («дать», «помочь»).

Предупреждение сенсорных перегрузок: Если ребенок отказывается touching клея или крупы, предложите ему приклеить детали, которые не требуют размазывания (например, на двусторонний скотч), или просто подавать элементы.

Похвала: Хвалите за процесс, а не только за результат. «Как ты аккуратно мажешь клеем!», «Мне нравится, как ты стараешься!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в старшей группе.Аппликация коллективная "Цветы луговые".

Задачи. Ø Продолжить учить детей вырезать розетки из бумажных квадратиков, сложенных  способом «дважды по диагонали»Ø Обогатить аппликативную технику –вырезать лепестки разной формы, передав...

Открытое занятие по аппликации в старшей группе "«Лоскутная аппликация. Одеяло для медвежонка. (Составление симметричной текстильной композиции в квадрате)"

Занятие направлено на развитие художественного вкуса детей, на знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства лоскутной пластикой....

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....

Конспект НОД Аппликация «Витрина магазина бытовой техники»Конспект занятия по аппликации «Зимний лес» Конспект НОД по аппликации «Вырежи и наклей что захочешь»

Конспект НОД Аппликация «Витрина магазина бытовой техники»Конспект занятия по аппликации «Зимний лес»Конспект НОД по аппликации «Вырежи и наклей что захочешь»...