01.12.2025г.Конспект занятия развитие коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста "Морское путешествие"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ложкина Виктория Сергеевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_morskoe_puteshestvie.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и совершенствование навыков общения, формирование благоприятного социально-психологического климата образовательной организации

Занятие  «Морское путешествие»

 Цель: совершенствование умений взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие умения понимать эмоции собеседника и работать в команде, обучение способам договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства.

Процедура проведения

          Ведущий: «Добрый день, ребята! Путешествие – это увлекательное приключение, во время которого можно узнать много интересного. А вы любите путешествовать? Сегодня предлагаю отправиться в морское плавание. В пути нас ждут испытания, где каждый сможет научиться лучше понимать друг друга и работать в команде. А в конце путешествия – приятный сюрприз!»

Упражнение 1 «Волна»

     Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя, развитие командного взаимодействия.

Ведущий: «Итак, мы с вами отправимся на море! Давайте вместе сделаем ласковую морскую волну, как одна команда – сядьте в круг и положите правую ладонь на левое колено соседа справа (ведущий демонстрирует сидя в кругу), а левую ладонь – на правое колено соседа слева. Вам нужно поднимать ладони поочередно, чтобы получилась пробегающая «волна» из поднимающихся ладошек. Попробуем!» Участники садятся в круг, кладут ладони на колени соседей и поочередно поднимают ладони, имитируя морскую волну. Ведущий: «Ребята, как вы думаете, получилась у нас волна? Трудно или легко было выполнять задание? От каждого из нас зависело, какая получится волна. Так и в жизни: выполняя общее дело, постараться должен каждый. Мы вместе сделали красивую волну. Какие мы с вами молодцы! Похлопайте себе!»  

Упражнение 2 «Шторм на море»

     Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков, развитие умения избавляться от негативных эмоций в приемлемой форме.

Необходимые материалы: веревка для создания контура корабля.

Ведущий с помощью длинной веревки делает очертания корабля, внутри которого на стульчиках располагаются дети. Ведущий: «Ребята, приглашаю вас занять места на нашем корабле. Представьте, что мы плывем по морю, а справа от нас виден Остров Обезьян. На этом острове растет много-много пальм с бананами. Посмотрите, обезьяны сидят на самых верхушках пальм и машут нам лапами. Они нас приветствуют и приглашают в гости. Заглянем в гости к обезьянам? Рулевой, поворачивай корабль, держим курс на остров Обезьян. Ой, ребята, в корабле вода, мы тонем! Ребята, помогайте мне, надо срочно вычерпывать воду из тонущего судна! (Дети делают вид, что вычерпывают воду и выливают ее за борт). Нам нужна срочная помощь! (Ведущий обращается к одному из детей). Имя ребенка, позови на помощь обезьян. Ведущий предлагает детям по очереди крикнуть как можно громче, попросить о помощи. Ведущий: «А теперь давайте крикнем все вместе, чтобы нас точно услышали. Участники кричат все вместе, и «причаливают к острову». Ведущий: «Мы спаслись! Ребята, кому было трудно громко позвать на помощь? Это нормальное состояние! Такое бывает при волнении». Примечание: у застенчивых детей обычно существуют психологические барьеры, не позволяющие им использовать крик как одну из возможных техник снятия внутреннего напряжения. Данная игра может способствовать обучению детей делать это в определенных ситуациях и подходящих местах. Если ребенок испытывает затруднение, ведущий оказывает поддержку, помогает ему (предлагает крикнуть вместе с ним). Ведущий: «Все вы проявили смелость. Давайте похвалим друг друга за то, как здорово у нас получилось!» Участники аплодируют.

Упражнение 3 «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся»

   Цель упражнения: развитие умения работать в паре, соотносить человека и его тактильный образ, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ведущий: «А теперь пора плыть дальше. Ребята, наша команда прибыла на Остров Рук. Мы сможем отправиться дальше, если выполните три задания. Для этого нужно разделиться на пары, закрыть глаза и слушать меня внимательно». Примечание: Участники выполняют упражнение в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Ведущий задает задания (каждое задание выполняется 1-2 минуты): – закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Можете поздороваться каждым пальчиком, ладошкой, ребром ладошки. Опустите руки;- снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Теперь ваши руки ссорятся друг с другом. Они могут постучать кулачками о кулачки партнера, громко хлопнуть своими ладошками о ладошки соседа. Опустите руки; – ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Погладьте руки друг друга, выполните крепкое рукопожатие, проиграйте мирилку «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись». Ваши руки помирились, попросили прощения, вы расстаетесь друзьями. Ведущий: «Ребята, что вы чувствовали, когда ваши руки здоровались, ссорились, мирились?» Участники по очереди делятся своими впечатлениями, ведущий поощряет их за выражение мнения и подводит итог.

Упражнение 4 «Соберитесь вместе»

     Цель упражнения: развитие умения понимать и чувствовать других, развитие умения передавать информацию и эмоции с помощью пантомимики, улучшение навыков взаимодействия и сотрудничества в группе.

Необходимые материалы: карточки с изображением диких животных (по числу участников занятия, при этом обязательно не меньше 2-х одинаковых). Ведущий: «А теперь пора плыть дальше. Ребята, мы приплыли к Долине Дружбы. Здесь животные мечтают найти своих сородичей. Давайте поможем им найти свою пару. Сейчас каждый из вас получит картинку с изображением животного. Картинку посмотрите, но никому не показывайте. Ваша задача – найти того, у кого такая же картинка, не показывая ее другим. По моему хлопку, без слов и звукоподражаний, а только с помощью мимики и жестов «изобразите» животное, которое вам нужно найти. Ведущий раздает детям парные картинки с изображением различных животных. Ребята должны найти свою пару. После того, как все участники справились с заданием, ведущий подводит итог упражнения. Ведущий: «Молодцы! Вам трудно было или легко без слов находить такое же животное?»

Упражнение 5 «Все вместе»

     Цель упражнения: развитие умения согласовывать свои движения с окружающими, развитие сплоченности группы, снятие эмоционального и физического напряжения.

Ведущий: «Ребята мы приплыли на Остров Чудес. Здесь нас ждут чудесные превращения. А чтобы они получились, вам нужно сцепиться всем вместе. Что значить сцепиться всем вместе? А как можно это сделать? А еще? (ребята предлагают и показывают) Здорово! (затем ведущий называет те варианты, которые не продемонстрировали). Например, положите руки на плечи соседа спереди или возьмитесь за руки. Помните, до конца каждого превращения вы не должны отцепляться от своего партнера. Итак, наши превращения начинаются! Вы можете все вместе показать мне, как вы сцепляетесь в один длинный, длинный канат, который растянут по комнате? Можете ли вы показать мне, как вы все вместе превращаетесь в мяч? Можете ли вы показать мне все вместе, как вы выстроитесь в мост? А теперь вы становитесь одним прекрасным пушистым облаком. Все вместе превратитесь, пожалуйста, в сияющее, лучистое солнце. Можете ли вы показать мне, как сцепляетесь в товарный поезд – вагон за вагоном? А теперь сделайте все вместе прекрасный, надежный туннель. И наконец, покажите мне, что все вместе вы – луг, на котором растут одуванчики, тюльпаны, подсолнух». Участники все вместе, сцепившись друг с другом, «строят» предмет, который называет ведущий. Ведущий: «Молодцы! Что вам помогало, сцепившись, выстроиться в разные фигуры, чтобы это было похоже на предмет? А что было трудно?»

Упражнение 6 «Волшебные водоросли»

     Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков с помощью речевых и тактильных взаимодействий, снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Ведущий: «Наша команда прибыла на Остров волшебных водорослей. На этом острове мы будем учиться договариваться. Для этого необходимо встать в круг. Один из нас будет за кругом и будет пытаться разными способами попасть в наш круг. Ребята, а теперь давайте с вами сделаем круг. Представьте, что мы с вами водоросли, но не простые, а волшебные, и мы понимаем человеческую речь, чувствуем прикосновения и можем расслабиться и пропустить в круг, а можем и нет, если нас плохо попросят. (Первый участник, попав в круг, выбирает следующего, кто выходит из круга и пробует попасть внутрь, используя речь, прикосновения и др.)». «Молодцы! Ребята, кто попал в круг, вам трудно было договориться? А что вам помогало?»

Упражнение 7 «Чунга-чанга»

     Цель упражнения: содействие формированию доброжелательных отношений в группе, развитие интереса к взаимодействию.

Необходимые материалы: рисунок ракушки с жемчужиной, цветные карандаши или фломастеры, аудиозапись песни «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).

Ведущий: «Итак, наша последняя остановка – Остров Чунга-Чанга. Это остров дружбы и радости. Ребята, представьте себя в роли путешественников, которых встретили дети другой страны и пригласили вместе с ними потанцевать». Ведущий включает аудиозапись песни «Чунга-Чанга», участники танцуют под музыку. Ведущий: «Молодцы! Ребята, вы отлично справились! Жители Чудо-острова приготовили вам маленький сюрприз. Что это (ведущий показывает рисунок улыбающейся раковины с жемчугом)? Жемчужина – это всегда маленькое чудо. Она появляется внутри раковины, в которой живет моллюск. Жемчужины бывают не только белого цвета, но и розового, голубого, зеленого, черного, желтого. Каждый из вас сможет оживить нашу раковину и добавить свою жемчужину, разукрасив ее цветом, каким вам захочется. Возьмите карандаш и нарисуйте внутри ракушки свою жемчужину, при этом не заденьте жемчужины других участников. Помните, что если вы хотите нарисовать жемчужину рядом с местом, где рисует кто-то другой (или использует карандаш нужного вам цвета), вы всегда можете обратиться к нему с просьбой подвинуться/отдать карандаш, когда он закончит». Участники рисуют свои жемчужины вокруг большой жемчужины, ведущий следит, чтобы никто из обучающихся не ссорился, помогает договориться при необходимости. Готовый рисунок вешается в группе на доску как напоминание о путешествии. Ведущий: «Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какое испытание было для вас самым сложным? До новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие «Развитие коммуникативных навыков», включенное в педагогический совет «Роль педагога и повышение качества речевого развития дошкольников»

В материале представлены игровые задания и игры, способствующие развитию коммуникативной стороны общения педагогов. А так же предложены задания для определения совего уровня речи и тест на общительнос...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ

В нашем ДОУ большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.  В связи с этим определили цель: развитие социальных умений и  коммуникатив...

Конспект-занятия тренинга развития коммуникативных навыков дошкольников (старше-подготовительная группа)

Цель: Формирование навыков позитивного, созидательного общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения. Учить употреблять в речи вежливые слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “здрав...

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через организацию режиссёрской игры "Зоопарк" старшая группа

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольниковчерез организацию режиссёрской игры «ЗоопаркВид проекта: информационно-творческий, игровой, познавательныйСроки реализации проекта: долгоср...