Конспект открытого интегрированного занятия по развитию коммуникативных навыков в старшей группе №5 дошкольного отделения.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Захарова Татьяна Николаевна

ГБОУ СОШ №1375 (дошкольное отделение здание №3)

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию коммуникативных навыков в старшей группе №5 дошкольного отделения.

 

 

Подготовили и провели воспитатели:

Абраменкова И.В., Захарова Т.Н.

 

 

 

 

 

Москва. Февраль 2013г.

 

Тема:

Повторение букв и звуков «ч» , «ш» , «с» .

Цель:

Учить детей грамотно разговаривать на родном языке, готовить к обучению грамоте, письму и чтению.

Задачи:

1)Обучающие.

1.Помочь запомнить буквы «че», «эс», «ша». Учить находить их в словах, правильно называть, определять место буквы в слове.

2.Учить правильно и чётко произносить звуки «ч», «с», «ш» отдельно и в словах, выделять нужный звук в слове, определять его местоположение.

3.Помочь детям запомнить скороговорки, учить произносить их чётко и быстро.

2)Развивающие.

1.Развивать речь, дикцию, звукопроизношение, артикуляционный аппарат, укреплять мышцы щёк, губ, языка.

2.Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, образное мышление и воображение.

3.Укреплять мелкую и крупную моторику рук.

3)Воспитательные.

1.Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу и воспитателям.

2.Способствовать повышению мотивации к учёбе.

3.Прививать уважение и любовь к родному языку, вызывать желание учиться читать.

 

 

 

Ход занятия.

Примечания.

1)Скороговорки. (За столами.)

-Ребята, послушайте стихотворение.

 

Это ложка, это чашка,

В чашке гречневая кашка,

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало!

 

-Скажите, что за стихотворение я прочитала? (скороговорку)

-А зачем нам нужны скороговорки? (учиться быстро говорить)

-А ещё зачем? (учиться правильно произносить какой-нибудь звук)

 

-Сейчас я прочитаю скороговорку ещё раз, а вы скажете, какой звук здесь повторяется чаще других.

Читаю скороговорку  ещё 1-2 раза. (ч-ш)

-Давайте вместе произнесём эти звуки.

 

-А теперь повторим скороговорку и попробуем её запомнить.

Читаю скороговорку вместе с детьми ещё 2 раза.

 

-Молодцы. А теперь послушайте ещё одну скороговорку.

 

В горку Саня тянет сани,

С горки сани едут сами.

 

-А здесь какой звук выделим? (с)

-Скажем все вместе.

 

-Давайте повторим скороговорку вместе, чтобы её запомнить.

Читаю скороговорку вместе с детьми 2 раза.

 

-Молодцы. А теперь поиграем.

 

У детей на столах простые карандаши.

 

 

 

Карточки с напечатанными скороговорками.

2)Выделение звуков в словах. (На ковре.)

-Ребята, мы сейчас с вами будем ловить звуки. Я буду произносить слова, а вы когда услышите нужный звук, хлопаете, ловите его ладошками. Только подпрыгивайте выше, наши звуки лёгкие и любят улетать к солнышку.

 

Выходим все на ковёр.

 

 -Итак,ловим звук «ш».

Шар, окно, мышь, гном, стол, стул, каша, кошка, кот, тигр, чашка, зима.

 

-Молодцы. А теперь ловим звук «ч».

Окно, чашка, кошка, очки, дети, осень, качели, лето, мечта, учитель, звук, почта.

 

 -Хорошо. И последний звук, который решил от нас убежать-это «с».

Стол, машина, стул, гном, зима, весна, лето, осень, куртка, мост, дерево, лес, пластилин.

 

-Молодцы, возвращайтесь на места.

 

-Лишь скажу я слово пять - быстро ты на место сядь!

1-2-3-4-5!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки со словами.

3)Повторение букв «че», «ша», «эс».(За столами.)

-Ребята, какие звуки мы с вами ловили? А как буквы называются?

На доске вешаю буквы. (буква «ша» - звук «ш», буква «че» - звук «ч», буква «эс» - звук «с».)

 

-Давайте поищем их в словах.

Вешаю по очереди несколько слов на доску, дети находят букву и говорят где она-в начале, середине, конце.

шапка 

-Какую букву видите?(ша) Какой звук?(ш) Где?(в начале)

машина

-Какую букву видите?(ша) Какой звук?(ш) Где?(в середине)

нос

-Какую букву видите?(эс) Какой звук?(с) Где?(в конце)

масло

-Какую букву видите?(эс) Какой звук?(с) Где?(в середине)

чайка

-Какую букву видите?(че) Какой звук?(ч) Где?(в начале)

ключ

-Какую букву видите?(че) Какой звук?(ч) Где?(в конце)

 

-Умнички. А сами сможете найти буквы в словах?(да)

 

 

Карточки с буквами на доску. Магниты.

 

 

 

Карточки со словами.

4)Нахождение места буквы в слове. (На ковре и за столами.)

-У меня есть слова, в которых спрятались буквы «че» и «ша» (показываю на доске), вам надо найти нужное слово, принести к себе за стол, обвести букву и сказать мне где она находится- в начале, в середине или в конце.

 

-Мальчики ищут слова, в которых есть буква «че». (Показываю.)

-Мальчики, какую букву вы ищете? («че») Какой звук она нам даёт?(«ч»)

 

-А девочки будут искать слова,в которых спряталась буква «ша». (Показываю.)

-Девочки,какую букву вы будете искать?(«ша») Как она разговаривает?(«ш»)

 

Разбрасываю слова. Хлопаю в ладоши, дети идут на ковёр искать слова. Затем садятся на места, обводят нужную букву. Я подхожу по очереди, спрашиваю какую букву нашли и где она. (Можно не только мне, но и другим педагогам.)

-Молодцы, убирайте в столы карандаши и карточки со словами и садитесь ровно.

 

Убираю с доски слова и букву «эс».

 

 

 

 

 

 

 

 

Много слов с буквами «че», «ша» и без них.

 

 

Собрать с ковра остальные слова!!!

5)Повторение других букв и звуков. (На ковре.)

-Ребята, но вы ведь знаете не только буквы «че» и «ша», а ещё и много других букв и их звуки. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду кидать вам мячик и называть звук, а вы подбирать на эти звуки слова.

-Справитесь? Тогда выходите на ковёр, только чур друг другу не подсказывать.

 

Проводится игра с мячом. (Дети встают в круг, я в середине. Кидаю по очереди мячик и называю звук, а ребёнок кидает мне мячик обратно и называет слово, которое на него начинается.)

-Умнички, возвращайтесь на места.

-Лишь скажу я слово пять - быстро ты на место сядь!

1-2-3-4-5!

 

 

 

 

Мягкий мячик.

6)Итог занятия.

-Ребята, какие буквы мы с вами сегодня повторяли?(«ша», «эс», «че»)

-Как они разговаривают, какие звуки мы слышим? («ш», «ч», «с» )

-Давайте повторим скороговорки с ними.

 

Это ложка, это чашка,

В чашке гречневая кашка,

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало!

 

В горку Саня тянет сани,

С горки сани едут сами.

 

Каждую скороговорку повторяем хором по 2 раза.

 

-Молодцы, вы сегодня очень хорошо позанимались.

 

Затем провожу с детьми рефлексию.

 

-Ребятки, а вам понравилось заниматься с буквами?

 

-У меня есть вот такие смайлики, я предлагаю подарить их нашим буквам, прикрепить на доску. Вы можете выбрать смайлик любого цвета, только смотрите внимательно на ротик – если вам понравилось занятие, то выбирайте улыбку ( показываю), если не понравилось, то грустную мордочку ( показываю), а если вы не знаете, то можете прикрепить на доску спокойный смайлик (показываю).

 

Дети выбирают смайлики, прикрепляют на доску и идут играть.

 

На доску «ша», «эс», «че».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смайлики, магниты по количеству детей.

 

Оборудование и материалы.

 

Простые карандаши.

Карточки с напечатанными скороговорками.

Карточки со словами на доску.

Карточки с буквами на доску. Магниты.

Много слов с буквами «че», «ша» и без них.

Мягкий мячик.

Смайлики, магниты по количеству детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_fevral_2013.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №1375 (дошкольное отделение здание №3)

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию коммуникативных навыков в старшей группе №5 дошкольного отделения.

Подготовили и провели воспитатели:

Абраменкова И.В., Захарова Т.Н.

Москва. Февраль 2013г.

Тема:

Повторение букв и звуков «ч» , «ш» , «с» .

Цель:

Учить детей грамотно разговаривать на родном языке, готовить к обучению грамоте, письму и чтению.

Задачи:

1)Обучающие.

1.Помочь запомнить буквы «че», «эс», «ша». Учить находить их в словах, правильно называть, определять место буквы в слове.

2.Учить правильно и чётко произносить звуки «ч», «с», «ш» отдельно и в словах, выделять нужный звук в слове, определять его местоположение.

3.Помочь детям запомнить скороговорки, учить произносить их чётко и быстро.

2)Развивающие.

1.Развивать речь, дикцию, звукопроизношение, артикуляционный аппарат, укреплять мышцы щёк, губ, языка.

2.Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, образное мышление и воображение.

3.Укреплять мелкую и крупную моторику рук.

3)Воспитательные.

1.Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу и воспитателям.

2.Способствовать повышению мотивации к учёбе.

3.Прививать уважение и любовь к родному языку, вызывать желание учиться читать.

Ход занятия.

Примечания.

1)Скороговорки. (За столами.)

-Ребята, послушайте стихотворение.

Это ложка, это чашка,

В чашке гречневая кашка,

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало!

-Скажите, что за стихотворение я прочитала? (скороговорку)

-А зачем нам нужны скороговорки? (учиться быстро говорить)

-А ещё зачем? (учиться правильно произносить какой-нибудь звук)

-Сейчас я прочитаю скороговорку ещё раз, а вы скажете, какой звук здесь повторяется чаще других.

Читаю скороговорку  ещё 1-2 раза. (ч-ш)

-Давайте вместе произнесём эти звуки.

-А теперь повторим скороговорку и попробуем её запомнить.

Читаю скороговорку вместе с детьми ещё 2 раза.

-Молодцы. А теперь послушайте ещё одну скороговорку.

В горку Саня тянет сани,

С горки сани едут сами.

-А здесь какой звук выделим? (с)

-Скажем все вместе.

-Давайте повторим скороговорку вместе, чтобы её запомнить.

Читаю скороговорку вместе с детьми 2 раза.

-Молодцы. А теперь поиграем.

У детей на столах простые карандаши.

Карточки с напечатанными скороговорками.

2)Выделение звуков в словах. (На ковре.)

-Ребята, мы сейчас с вами будем ловить звуки. Я буду произносить слова, а вы когда услышите нужный звук, хлопаете, ловите его ладошками. Только подпрыгивайте выше, наши звуки лёгкие и любят улетать к солнышку.

Выходим все на ковёр.

 -Итак,ловим звук «ш».

Шар, окно, мышь, гном, стол, стул, каша, кошка, кот, тигр, чашка, зима.

-Молодцы. А теперь ловим звук «ч».

Окно, чашка, кошка, очки, дети, осень, качели, лето, мечта, учитель, звук, почта.

 -Хорошо. И последний звук, который решил от нас убежать-это «с».

Стол, машина, стул, гном, зима, весна, лето, осень, куртка, мост, дерево, лес, пластилин.

-Молодцы, возвращайтесь на места.

-Лишь скажу я слово пять - быстро ты на место сядь!

1-2-3-4-5!

Карточки со словами.

3)Повторение букв «че», «ша», «эс».(За столами.)

-Ребята, какие звуки мы с вами ловили? А как буквы называются?

На доске вешаю буквы. (буква «ша» - звук «ш», буква «че» - звук «ч», буква «эс» - звук «с».)

-Давайте поищем их в словах.

Вешаю по очереди несколько слов на доску, дети находят букву и говорят где она-в начале, середине, конце.

шапка  

-Какую букву видите?(ша) Какой звук?(ш) Где?(в начале)

машина

-Какую букву видите?(ша) Какой звук?(ш) Где?(в середине)

нос

-Какую букву видите?(эс) Какой звук?(с) Где?(в конце)

масло

-Какую букву видите?(эс) Какой звук?(с) Где?(в середине)

чайка

-Какую букву видите?(че) Какой звук?(ч) Где?(в начале)

ключ

-Какую букву видите?(че) Какой звук?(ч) Где?(в конце)

-Умнички. А сами сможете найти буквы в словах?(да)

Карточки с буквами на доску. Магниты.

Карточки со словами.

4)Нахождение места буквы в слове. (На ковре и за столами.)

-У меня есть слова, в которых спрятались буквы «че» и «ша» (показываю на доске), вам надо найти нужное слово, принести к себе за стол, обвести букву и сказать мне где она находится- в начале, в середине или в конце.

-Мальчики ищут слова, в которых есть буква «че». (Показываю.)

-Мальчики, какую букву вы ищете? («че») Какой звук она нам даёт?(«ч»)

-А девочки будут искать слова,в которых спряталась буква «ша». (Показываю.)

-Девочки,какую букву вы будете искать?(«ша») Как она разговаривает?(«ш»)

Разбрасываю слова. Хлопаю в ладоши, дети идут на ковёр искать слова. Затем садятся на места, обводят нужную букву. Я подхожу по очереди, спрашиваю какую букву нашли и где она. (Можно не только мне, но и другим педагогам.)

-Молодцы, убирайте в столы карандаши и карточки со словами и садитесь ровно.

Убираю с доски слова и букву «эс».

Много слов с буквами «че», «ша» и без них.

Собрать с ковра остальные слова!!!

5)Повторение других букв и звуков. (На ковре.)

-Ребята, но вы ведь знаете не только буквы «че» и «ша», а ещё и много других букв и их звуки. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду кидать вам мячик и называть звук, а вы подбирать на эти звуки слова.

-Справитесь? Тогда выходите на ковёр, только чур друг другу не подсказывать.

Проводится игра с мячом. (Дети встают в круг, я в середине. Кидаю по очереди мячик и называю звук, а ребёнок кидает мне мячик обратно и называет слово, которое на него начинается.)

-Умнички, возвращайтесь на места.

-Лишь скажу я слово пять - быстро ты на место сядь!

1-2-3-4-5!

Мягкий мячик.

6)Итог занятия.

-Ребята, какие буквы мы с вами сегодня повторяли?(«ша», «эс», «че»)

-Как они разговаривают, какие звуки мы слышим? («ш», «ч», «с» )

-Давайте повторим скороговорки с ними.

Это ложка, это чашка,

В чашке гречневая кашка,

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало!

В горку Саня тянет сани,

С горки сани едут сами.

Каждую скороговорку повторяем хором по 2 раза.

-Молодцы, вы сегодня очень хорошо позанимались.

Затем провожу с детьми рефлексию.

-Ребятки, а вам понравилось заниматься с буквами?

-У меня есть вот такие смайлики, я предлагаю подарить их нашим буквам, прикрепить на доску. Вы можете выбрать смайлик любого цвета, только смотрите внимательно на ротик – если вам понравилось занятие, то выбирайте улыбку ( показываю), если не понравилось, то грустную мордочку ( показываю), а если вы не знаете, то можете прикрепить на доску спокойный смайлик (показываю).

Дети выбирают смайлики, прикрепляют на доску и идут играть.

На доску «ша», «эс», «че».

Смайлики, магниты по количеству детей.

Оборудование и материалы.

Простые карандаши.

Карточки с напечатанными скороговорками.

Карточки со словами на доску.

Карточки с буквами на доску. Магниты.

Много слов с буквами «че», «ша» и без них.

Мягкий мячик.

Смайлики, магниты по количеству детей.