Психологические особенности развития речи детей раннего возраста и дошкольников.
статья по коррекционной педагогике
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи и правильного построения коррекционной работы с ребенком. Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития и «качественный скачок», который происходит в тот или иной период. В этом нам поможет знание общей периодизации речевого развития ребенка, которые отражены в трудах А.А. Леонтьева, А.К. Марковой.
Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоение системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» Алексея Алексеевича Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или стадий.
Стадии формирования речевой деятельности (по А.А. Леонтьеву).
1-й – подготовительный (с момента рождения до года);
2-й – преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
А.А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапок крайне вариативны (особенно ближе к трем годам). Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка.
Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с традиционным психологическим подходом),. Подразделяется на три этапа:
-доречевой этап (первый год жизни), в нем выделяют периоды гуления и лепета;
- этап первичного освоения языка или еще его называют дограмматический (второй год жизни ребенка)
- этап освоения грамматики ( третий год жизни)
Психологическую периодизацию основанную на трудах Л.С. Выгодского и А.Н. Леонтьева предприняла Аэлита Капитоновна Маркова.
Психологическая периодизация не фиксирует появления в речи детей конкретных языковых форм: частей речи, видов предложений и.т.п.
Психологическая периодизация по А.К. Макаровой.
Младенческий возраст (до года) - реакция на голоса близких людей. Улыбка, смех, лепет, жесты. Начальные проявления экспрессивной функции речи. Потребности общения-эмоционального и содержательного, потребности познания. Стремление к достижению какой-либо цели.
Ранний возраст (1-3 года) – Складывается обобщающая функция слова: ребенок называет вещи ( номинация). Расширение словаря. Линия мышления и речи перекрещивается. Речевые контакты со взрослыми и детьми. Единство общения и обобщения. Индикативная (указательная) функция слова.
Дошкольный возраст ( от 3 до 6-7 лет) – Ведущий вид деятельности- игра. Речь в деятельности регулятивная и планирующая роль речи. Эгоцентрическая речь. Коммуникативная речь. Интериоризация эгоцентрической речи, внутренняя речь. Роли в игре, ролевая игра требует согласованности действий через речь. Речь, инструктирующая участников общего дела - игры. Диалогическая речь становится более ситуативной, формируется монологическая речь. Наблюдается простейший выбор средств языка ориентированный на адресата. Речь выполняет функцию регуляции действий других людей.
Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 11-12 лет) – ведущая деятельность- учебная, речь становится инструментом позновательной деятельности. Все виды речи учувствуют в получения знаний, формировании умений. Быстро накапливается словарь. К речи школьника предъявляются требования литературной нормы. Язык становится предметом изучения. Появляется письменная речь: чтение и письмо.
Средний школьный возраст (основная школа) от 11-15 лет. - к учебной деятельности добавляется включение в социальную жизнь. Углубление характеристик , отмеченных для младшего школьного возраста.
Старший школьный возраст (юность) 15-18 лет. – новая ведущая деятельность интерес и выбор профессий. Профессиональная ориентация начало профессиональной подготовки.
Зрелость от 18 лет и старше – определение дальнейших направлений и образований.
Основные явления, связанные с овладением ребенком звуковой стороны речи.
1. Слоговая элизия (пропуск). Сокращение безударного слога (нога-га; рука-ка). Слоговая элизия плюс удвоение ( мишка –мими; динозавр – диди).
Сокращение слога посередине (положи – пожи; голова – гова; палочка – патька).
Сокращение слога не полностью- гласный выпадает, но при этом сохраняется согласный (заниматься-зиматься).
Слоговые элизии частотны приблизительно до двух лет, далее с лексическим взрывом их количество значительно сокращается, появляются трехсложные слова (сначала они тоже с одинаковыми слогами). К трем годам слоговая элизия почти исчезает.
2. Тенденция к конечному открытому слогу.
Отбрасывание согласных (нос-нё; мох-мо).
Добавление гласного в конце слова ( автобус- абуся)
Пропуски отдельных согласных (без сечения) в начале и середине слова.( ворона – анона, яма-ама).
До двух лет пропуски отдельных согласных довольно часты, а после пропуски лиш трудных согласных (позднего онтогенеза). Примерно к 2, 5 годам эти пропуски исчезают и вместо них появляются замены.
3. Упрощение групп согласных (упрощение кластеров). В норме у взрослого человека сокращаются группы, состоящие из 3-4 единиц (здравствуйте, поздно), резе из 3 ( лестница, солнце, поздно). У ребенка сокращение из 2-х согдасных это частое явление. А.Н.Гвоздев отмечает, что особенность передачи ребенком стечения согласных состоит в том, что вместо 2-х звуков он произносит 1, а другой опускает, тогда, как в ных условиях этот звук произносится.
Основные принципы упрощения согласных:
Сохранение смычных при стечении со щелевыми, в независимости от порядка следования (стол-тол, два-дя).
При стечении двух смычных, обычно выпадает первый согласный, но могут быть и колебания (кто-ко, то-те)
При стечении двух щелевых, сохраняется язычный, губно-зубной выпадает (все-се, всет-сет)
Упрощаются звуки сложные по артикуляции (братик-батик, чашка-тяка)
Наиболее легкие кластеры для детей:
Одинаковые по способу образованию(смычные) и контрасные по месту артикуляции: 1 согласный переднеязычный, а 2-заднеязычный( группы «тк», «нк» - картиночка-катинотька.
Одинаковые по способу образования (смычнве) и контрасные по месту артикуляции: 1 согласный губной, а 2- заднеязычный (группы «мк», «пк»- грибки-гибки).
Контрастные и по способу, и по месту образования: щелевой переднеязычный и смычный заднеязычный (к) (миска, сосиска)
Наиболее трудные группы- состоящие из двух щелевых («св» «зв» «вс»
4. Субституция- замены одних звуков другими
Субституция гласных;
Субституция согласных.
а. Замена твердых переднеязычных мягкими переднеязычными (сад-сяд, нет-неть)
б. Замена губно-губных перед гласным А твердыми (мяч-мать, мяу-мау, опять-опать, пятка-патка);
в. Замена двуфокусных согласных однофокусными (жук-зюк, зук; шапка-сяпка, сапка;щенок-синок)
г. Замена аффрикат (цапля-тяпля, тапля; чай-тяй, тай)
. Замена вибрантов (рак-як, рак-лак, рак-ляк)
Д. замена смычно-проходных (боковых) (лапа-япа или вапа).
5. Ассимиляция (уподобление)
Прогрессивная ассимиляция,
Регрессивная ассимиляция,
Дистантная ассимиляция.
6. Метатезис (перестановка). Наблюдается чаще всего у согласных,Ю наиболее способных к образованию самостоятельных слогов без помощи гласных звуков, т.е. у звуков «плавных» р, л и носовых м, н. «Сперва мы пойдем в гамазин, а потом на васгал»
Этапы овладения словом:
1 этап-выделение слова из высказывания. Высказывания, обращенные к ребенку, бывают трех типов:
Первый тип – высказывания которые не связаны с наблюдаемой ребенком ситуацией.
Второй тип- высказывания, связанные с наблюдаемой ребенком ситуацией, но ребенок обращает на другие компоненты ситуации , не на те, на которые обращает внимание мать.
Третий тип – высказывания мамы связано с теми компонентами ситуации, на которые обратил внимание ребенок.
Стоит обратить внимание, что даже предметная соотнесенность слова формируется не сразу!
2 этап – получение словом денотативной закрепленности. Связь звуковой оболочки с конкретным предметом. Формирование устойчивой предметной соотнесенности. Например в течение какого-то времени слово может быть закреплено за одним-единственным предметом, превратившись в подобие его собственного имени: МЯЧИК- только о резиновом мячике красно-синего цвета, который лежит у ребенка в манеже. Если положить перед ребенком ряд мячей, среди них и этот, а затем предложить выбрать мячик, он укажет именно на него или возьмет его в руку. Но если вместо знакомого мячика в манеже будет мячик другого цвета или размера, такой реакции может не последовать. Если же дать ребенку несколько мячей и позволить некоторое время с ними играть, манипулировать любым образом, то через некоторое время положение может существенно измениться. Действия значительно ускоряют знакомство с предметами и усвоением имен, их обозначающих.
3 этап- овладение сигнификативным компонентом значения слова. При переходе на третий уровень возникает лексико-семантические генерализации. Если ребенок на вопрос «Где мячик?» указывает на один, другой, третий мяч, то уже возникло необходимое обобщение (генерализация) однородных предметов (денотатов). Они обьеденились в осознании ребенка, образовался сигнификат собственно значение слова. Формирование сигнификативного значения – следующий этап усвоения значения слова. Для образования сигнификата требуется разделить существенные и несущественные признаки предмета, т.е. осознать, что мячик- нечто круглое, полое внутри, гладкое на ощупь, упругое, что мячиком можно играть, ударяя им об стенку или об пол, и он при этом подпрыгивает. Нужно также осознать, что цвет и размер предмета для уяснения смысла слова значения не имеют. Позднее, когда ребенку дадут, например, теннисный мячик , он сможет сделать заключение, что «гладкий» не существенный признак предмета. На основании такого опыта формируется понятийная соотнесенность слова с предметами. Однако понятия трехлетнего ребенка кардинально отличаются от понятий в языковом сознании взрослого.
Для формирования правильного сигнификата нужна серьезная интеллектуальная работа. Сколько требуется наблюдений, что бы осознать что словом АВ-АВ называют таких разных по своему виду и поведению животных: огромного дога и изящного пуделя и крохотную болонку. Поэтому при генерализации встречаются многочисленные ошибки – главным образом, сверхгенерализация. Так, словом МЯЧИК может быть назван и воздушный шар, и надувной резиновый слон.
Причины лексико-грамматических сверхгенераций:
1.недостаточный уровень развития фонетических средств языка
2.недостаточный уровень развития возможности категорировать понятия мира (не так как взрослый)
4 этап- усвоение иерархических отношений в лексике. На следующих этапах формируется система сигнификативных значений слова( если оно многозначно), т.е. возникает собственно значение слова, понимаемое как совокупность его лексико-семантических вариантов. В течении какого-то периода некоторые слова (нарицательные существительные ) употребляются в качестве собственных т.е. могут быть отнесены ребенком к одному единственному предмету . специфика имен собственных заключается в отсутствии сигнификата как такового- они относятся к одному-единственному денотату, выделяя его из класса ему подобных. Ребенку уловить различия в употреблении нарицательных имен нелегко, поскольку в речи, обращенной к нему, акцентрируетс, как правило, предметная, а не понятийная отнесенность слова.
ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ.
I период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 г.3 мес. До 1 г. 10 мес.) Это период включает 2 этапа
- 1 этап однословного предложения ( 1г. 3 мес.-1г. 8 мес.) На этом этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения. В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смыслв своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни.
В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения.
Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звуоподрожания (бух, би-би, му, мяу, гав), лепетные слова (ди, моко).
- 2 этап предложений из нескольких слов-корней (1г.8 мес. -1г. 10 мес.). На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, т.е. в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывании, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложени в одной и тойже аморфной, неизменной форме. Существительные упортебляются либо в именительном падеже единственногочисла, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2 –го лица единственного числа повелительного наклонения (дай, ниси). Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь содержание, общий смысл слова, вырвженный в его лексической основе. Формально0 знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Так, при восприятии различных форм слов (дом, дома, домой) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов ДОМ. При комбинировании аморфных слов-корней ребенок еще не ставит и не может решить задачу выборов нужной грамматической формы и употребляет одинаковую форму слова в различных словосочетаниях.
II период- период усвоения грамматической структуры предложения (1г. 10 мес.- 3 года).
Этот период состоит из трех этапов:
1-й этап характеризуется появлением первых форм слов.форомирования грамматического стороя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. В отличие от предыдущего этапа, на котором все влова использовались в одинаковой, неизменяющейся форме, на этом этапе ребенок начинает использовать различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются следущие: формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями Ы, И ( фонетически всегда –И- по причине смягчения согласных), формы винительного падежа с окончанием –У- (кису, куклу), иногда проявляются формы родительного падежа с окончанием –Ы (нет кисы), окончание –Е- для обозначения места (толе/столе), при этом предлог не употребляется.
Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (неси, дай), формы 3-го лица единственного числа настоящего времени, возвратные и невозвратные глаголы.
К 2 годам появляются прилагательные, чаще в форме именительного падежа мужского или женского рода, но без согласованияс существительными. В речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами, однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов.
На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов (Маша играет кука).
2-й этап использование системы флексий для выражения связей слов (от 2 лет 1 мес. До 2 лет 6 мес.) словоизменение в русском языке характерезуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих. Общей тенденцией детской речи является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий. В течении определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое А.Н. Гвоздев называет «главенствующим». Другие варианты окончаний выражающих то же граматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными они заменяются продуктивными флексиями. Так, формы существительных родительного падежа множественного числа имеют несколько вариантов окончаний :-ов, нулевое окончание, ей, среди которых продуктивной флексией является окончание –ов. В связи с этим длительное времяв речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием –ов (много куклов, окнов). Чем больше флексий используется в языке для выражения одно и того же грамматического значения, тем труднее усваиваются эти формы. Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основных различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, скпплетивизма (молотоком, человеки). Таким образом на начальном этапе ребенок усваивает, наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования.
3-й этап – этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес. До 3 лет). Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка- флексий. На начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги , но этот период не продолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребенок затем вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент – предлог, выражая лексики-грамматическое назначение с помощью предлога и флексии. На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частных правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных, падежных окончаний именительного падежа множественного числа. Также на данном этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочененного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова. Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы. Однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.
III период- период дальнейшего усвоения морфологической системы ( от 3 до 7 лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многое единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов, так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой фильтров накладываемых на использование общих правил. В речи детей до 4 лет иногда еще встречается случаи неподвижного ударения при словоизменениитенденции унифик5ации основы. После 4 лет такого рода окказионализмы исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения в основах глагола . усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольные управления.
Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности развития речи детей раннего возраста и дошкольников.
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи и правильного построения коррекционной работы с ребенком. Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития и «качественный скачок», который происходит в тот или иной период. В этом нам поможет знание общей периодизации речевого развития ребенка, которые отражены в трудах А.А. Леонтьева, А.К. Марковой.
Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоение системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» Алексея Алексеевича Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или стадий.
Стадии формирования речевой деятельности (по А.А. Леонтьеву).
1-й – подготовительный (с момента рождения до года);
2-й – преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
А.А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапок крайне вариативны (особенно ближе к трем годам). Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка.
Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с традиционным психологическим подходом),. Подразделяется на три этапа:
-доречевой этап (первый год жизни), в нем выделяют периоды гуления и лепета;
- этап первичного освоения языка или еще его называют дограмматический (второй год жизни ребенка)
- этап освоения грамматики ( третий год жизни)
Психологическую периодизацию основанную на трудах Л.С. Выгодского и А.Н. Леонтьева предприняла Аэлита Капитоновна Маркова.
Психологическая периодизация не фиксирует появления в речи детей конкретных языковых форм: частей речи, видов предложений и.т.п.
Психологическая периодизация по А.К. Макаровой.
Младенческий возраст (до года) - реакция на голоса близких людей. Улыбка, смех, лепет, жесты. Начальные проявления экспрессивной функции речи. Потребности общения-эмоционального и содержательного, потребности познания. Стремление к достижению какой-либо цели.
Ранний возраст (1-3 года) – Складывается обобщающая функция слова: ребенок называет вещи ( номинация). Расширение словаря. Линия мышления и речи перекрещивается. Речевые контакты со взрослыми и детьми. Единство общения и обобщения. Индикативная (указательная) функция слова.
Дошкольный возраст ( от 3 до 6-7 лет) – Ведущий вид деятельности- игра. Речь в деятельности регулятивная и планирующая роль речи. Эгоцентрическая речь. Коммуникативная речь. Интериоризация эгоцентрической речи, внутренняя речь. Роли в игре, ролевая игра требует согласованности действий через речь. Речь, инструктирующая участников общего дела - игры. Диалогическая речь становится более ситуативной, формируется монологическая речь. Наблюдается простейший выбор средств языка ориентированный на адресата. Речь выполняет функцию регуляции действий других людей.
Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 11-12 лет) – ведущая деятельность- учебная, речь становится инструментом позновательной деятельности. Все виды речи учувствуют в получения знаний, формировании умений. Быстро накапливается словарь. К речи школьника предъявляются требования литературной нормы. Язык становится предметом изучения. Появляется письменная речь: чтение и письмо.
Средний школьный возраст (основная школа) от 11-15 лет. - к учебной деятельности добавляется включение в социальную жизнь. Углубление характеристик , отмеченных для младшего школьного возраста.
Старший школьный возраст (юность) 15-18 лет. – новая ведущая деятельность интерес и выбор профессий. Профессиональная ориентация начало профессиональной подготовки.
Зрелость от 18 лет и старше – определение дальнейших направлений и образований.
Основные явления, связанные с овладением ребенком звуковой стороны речи.
- Слоговая элизия (пропуск). Сокращение безударного слога (нога-га; рука-ка). Слоговая элизия плюс удвоение ( мишка –мими; динозавр – диди).
Сокращение слога посередине (положи – пожи; голова – гова; палочка – патька).
Сокращение слога не полностью- гласный выпадает, но при этом сохраняется согласный (заниматься-зиматься).
Слоговые элизии частотны приблизительно до двух лет, далее с лексическим взрывом их количество значительно сокращается, появляются трехсложные слова (сначала они тоже с одинаковыми слогами). К трем годам слоговая элизия почти исчезает.
- Тенденция к конечному открытому слогу.
Отбрасывание согласных (нос-нё; мох-мо).
Добавление гласного в конце слова ( автобус- абуся)
Пропуски отдельных согласных (без сечения) в начале и середине слова.( ворона – анона, яма-ама).
До двух лет пропуски отдельных согласных довольно часты, а после пропуски лиш трудных согласных (позднего онтогенеза). Примерно к 2, 5 годам эти пропуски исчезают и вместо них появляются замены.
- Упрощение групп согласных (упрощение кластеров). В норме у взрослого человека сокращаются группы, состоящие из 3-4 единиц (здравствуйте, поздно), резе из 3 ( лестница, солнце, поздно). У ребенка сокращение из 2-х согдасных это частое явление. А.Н.Гвоздев отмечает, что особенность передачи ребенком стечения согласных состоит в том, что вместо 2-х звуков он произносит 1, а другой опускает, тогда, как в ных условиях этот звук произносится.
Основные принципы упрощения согласных:
Сохранение смычных при стечении со щелевыми, в независимости от порядка следования (стол-тол, два-дя).
При стечении двух смычных, обычно выпадает первый согласный, но могут быть и колебания (кто-ко, то-те)
При стечении двух щелевых, сохраняется язычный, губно-зубной выпадает (все-се, всет-сет)
Упрощаются звуки сложные по артикуляции (братик-батик, чашка-тяка)
Наиболее легкие кластеры для детей:
Одинаковые по способу образованию(смычные) и контрасные по месту артикуляции: 1 согласный переднеязычный, а 2-заднеязычный( группы «тк», «нк» - картиночка-катинотька.
Одинаковые по способу образования (смычнве) и контрасные по месту артикуляции: 1 согласный губной, а 2- заднеязычный (группы «мк», «пк»- грибки-гибки).
Контрастные и по способу, и по месту образования: щелевой переднеязычный и смычный заднеязычный (к) (миска, сосиска)
Наиболее трудные группы- состоящие из двух щелевых («св» «зв» «вс»
- Субституция- замены одних звуков другими
Субституция гласных;
Субституция согласных.
а. Замена твердых переднеязычных мягкими переднеязычными (сад-сяд, нет-неть)
б. Замена губно-губных перед гласным А твердыми (мяч-мать, мяу-мау, опять-опать, пятка-патка);
в. Замена двуфокусных согласных однофокусными (жук-зюк, зук; шапка-сяпка, сапка;щенок-синок)
г. Замена аффрикат (цапля-тяпля, тапля; чай-тяй, тай)
. Замена вибрантов (рак-як, рак-лак, рак-ляк)
Д. замена смычно-проходных (боковых) (лапа-япа или вапа).
- Ассимиляция (уподобление)
Прогрессивная ассимиляция,
Регрессивная ассимиляция,
Дистантная ассимиляция.
- Метатезис (перестановка). Наблюдается чаще всего у согласных,Ю наиболее способных к образованию самостоятельных слогов без помощи гласных звуков, т.е. у звуков «плавных» р, л и носовых м, н. «Сперва мы пойдем в гамазин, а потом на васгал»
Этапы овладения словом:
1 этап-выделение слова из высказывания. Высказывания, обращенные к ребенку, бывают трех типов:
Первый тип – высказывания которые не связаны с наблюдаемой ребенком ситуацией.
Второй тип- высказывания, связанные с наблюдаемой ребенком ситуацией, но ребенок обращает на другие компоненты ситуации , не на те, на которые обращает внимание мать.
Третий тип – высказывания мамы связано с теми компонентами ситуации, на которые обратил внимание ребенок.
Стоит обратить внимание, что даже предметная соотнесенность слова формируется не сразу!
2 этап – получение словом денотативной закрепленности. Связь звуковой оболочки с конкретным предметом. Формирование устойчивой предметной соотнесенности. Например в течение какого-то времени слово может быть закреплено за одним-единственным предметом, превратившись в подобие его собственного имени: МЯЧИК- только о резиновом мячике красно-синего цвета, который лежит у ребенка в манеже. Если положить перед ребенком ряд мячей, среди них и этот, а затем предложить выбрать мячик, он укажет именно на него или возьмет его в руку. Но если вместо знакомого мячика в манеже будет мячик другого цвета или размера, такой реакции может не последовать. Если же дать ребенку несколько мячей и позволить некоторое время с ними играть, манипулировать любым образом, то через некоторое время положение может существенно измениться. Действия значительно ускоряют знакомство с предметами и усвоением имен, их обозначающих.
3 этап- овладение сигнификативным компонентом значения слова. При переходе на третий уровень возникает лексико-семантические генерализации. Если ребенок на вопрос «Где мячик?» указывает на один, другой, третий мяч, то уже возникло необходимое обобщение (генерализация) однородных предметов (денотатов). Они обьеденились в осознании ребенка, образовался сигнификат собственно значение слова. Формирование сигнификативного значения – следующий этап усвоения значения слова. Для образования сигнификата требуется разделить существенные и несущественные признаки предмета, т.е. осознать, что мячик- нечто круглое, полое внутри, гладкое на ощупь, упругое, что мячиком можно играть, ударяя им об стенку или об пол, и он при этом подпрыгивает. Нужно также осознать, что цвет и размер предмета для уяснения смысла слова значения не имеют. Позднее, когда ребенку дадут, например, теннисный мячик , он сможет сделать заключение, что «гладкий» не существенный признак предмета. На основании такого опыта формируется понятийная соотнесенность слова с предметами. Однако понятия трехлетнего ребенка кардинально отличаются от понятий в языковом сознании взрослого.
Для формирования правильного сигнификата нужна серьезная интеллектуальная работа. Сколько требуется наблюдений, что бы осознать что словом АВ-АВ называют таких разных по своему виду и поведению животных: огромного дога и изящного пуделя и крохотную болонку. Поэтому при генерализации встречаются многочисленные ошибки – главным образом, сверхгенерализация. Так, словом МЯЧИК может быть назван и воздушный шар, и надувной резиновый слон.
Причины лексико-грамматических сверхгенераций:
#1085;едостаточный уровень развития фонетических средств языка
#1085;едостаточный уровень развития возможности категорировать понятия мира (не так как взрослый)
4 этап- усвоение иерархических отношений в лексике. На следующих этапах формируется система сигнификативных значений слова( если оно многозначно), т.е. возникает собственно значение слова, понимаемое как совокупность его лексико-семантических вариантов. В течении какого-то периода некоторые слова (нарицательные существительные ) употребляются в качестве собственных т.е. могут быть отнесены ребенком к одному единственному предмету . специфика имен собственных заключается в отсутствии сигнификата как такового- они относятся к одному-единственному денотату, выделяя его из класса ему подобных. Ребенку уловить различия в употреблении нарицательных имен нелегко, поскольку в речи, обращенной к нему, акцентрируетс, как правило, предметная, а не понятийная отнесенность слова.
ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ.
I период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 г.3 мес. До 1 г. 10 мес.) Это период включает 2 этапа
- 1 этап однословного предложения ( 1г. 3 мес.-1г. 8 мес.) На этом этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения. В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смыслв своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни.
В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения.
Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звуоподрожания (бух, би-би, му, мяу, гав), лепетные слова (ди, моко).
- 2 этап предложений из нескольких слов-корней (1г.8 мес. -1г. 10 мес.). На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, т.е. в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывании, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложени в одной и тойже аморфной, неизменной форме. Существительные упортебляются либо в именительном падеже единственногочисла, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2 –го лица единственного числа повелительного наклонения (дай, ниси). Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь содержание, общий смысл слова, вырвженный в его лексической основе. Формально0 знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Так, при восприятии различных форм слов (дом, дома, домой) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов ДОМ. При комбинировании аморфных слов-корней ребенок еще не ставит и не может решить задачу выборов нужной грамматической формы и употребляет одинаковую форму слова в различных словосочетаниях.
II период- период усвоения грамматической структуры предложения (1г. 10 мес.- 3 года).
Этот период состоит из трех этапов:
1-й этап характеризуется появлением первых форм слов.форомирования грамматического стороя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. В отличие от предыдущего этапа, на котором все влова использовались в одинаковой, неизменяющейся форме, на этом этапе ребенок начинает использовать различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются следущие: формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями Ы, И ( фонетически всегда –И- по причине смягчения согласных), формы винительного падежа с окончанием –У- (кису, куклу), иногда проявляются формы родительного падежа с окончанием –Ы (нет кисы), окончание –Е- для обозначения места (толе/столе), при этом предлог не употребляется.
Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (неси, дай), формы 3-го лица единственного числа настоящего времени, возвратные и невозвратные глаголы.
К 2 годам появляются прилагательные, чаще в форме именительного падежа мужского или женского рода, но без согласованияс существительными. В речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами, однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов.
На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов (Маша играет кука).
2-й этап использование системы флексий для выражения связей слов (от 2 лет 1 мес. До 2 лет 6 мес.) словоизменение в русском языке характерезуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих. Общей тенденцией детской речи является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий. В течении определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое А.Н. Гвоздев называет «главенствующим». Другие варианты окончаний выражающих то же граматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными они заменяются продуктивными флексиями. Так, формы существительных родительного падежа множественного числа имеют несколько вариантов окончаний :-ов, нулевое окончание, ей, среди которых продуктивной флексией является окончание –ов. В связи с этим длительное времяв речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием –ов (много куклов, окнов). Чем больше флексий используется в языке для выражения одно и того же грамматического значения, тем труднее усваиваются эти формы. Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основных различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, скпплетивизма (молотоком, человеки). Таким образом на начальном этапе ребенок усваивает, наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования.
3-й этап – этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес. До 3 лет). Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка- флексий. На начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги , но этот период не продолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребенок затем вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент – предлог, выражая лексики-грамматическое назначение с помощью предлога и флексии. На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частных правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных, падежных окончаний именительного падежа множественного числа. Также на данном этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочененного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова. Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы. Однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.
III период- период дальнейшего усвоения морфологической системы ( от 3 до 7 лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многое единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов, так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой фильтров накладываемых на использование общих правил. В речи детей до 4 лет иногда еще встречается случаи неподвижного ударения при словоизменениитенденции унифик5ации основы. После 4 лет такого рода окказионализмы исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения в основах глагола . усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольные управления.
Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей раннего возраста в семье
В данной статье даны подробные рекомендации по развитию речи детей раннего возраста в семье, а также предложен речевой материал по различным лексическим темам, который могут использовать родители...

Особенности развития речи детей раннего возраста. Упражнения активизирующие речь.
Материал вмещает в себя консультацию для родителей, практический материал (конспект занятия для детей 1-1,6), памятку для родителей....
Презентация. Особенности развития речи детей раннего возраста. Консультация для родителей.
В консультации предоставлен материал по развитию речи детей раннего и младшего возраста. Раскрыты особенности развития речи и приёмы, стимулирующие развитие речи ребёнка....

Особенности развития речи детей раннего возраста
В данном материале родители познакомятся с рядом особенности развития речи детей раннего возраста...

Особенности развития речи детей раннего возраста
Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его раз...

Буклет: "Особенности развития речи детей раннего возраста"
Буклет: "Особенности развития речи детей раннего возраста"...

Особенности развития речи детей раннего возраста
Уважаемые родители!Ваш ребенок переступил порог детского сада. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни прошел как можно мягче.Для этого нам нужна ваша помощь!...
