Особенности развития речи детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Помиркованая Леся Виталиевна

В данном материале родители познакомятся с рядом особенности развития речи детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №17    
                                  комбинированного   вида «Алёнушка»








    Особенности развития речи детей раннего возраста
                        (консультация для родителей)

                                                                        Разработчик: Помиркованая Леся
                                                                                                              Виталиевна                    

                                                                        Должность: воспитатель 1
                                                                                           квалификационной    категории

                                             п. Свободный, март 2014г.

         Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребёнка. Основная задача развития речи ребёнка – овладение нормами и правилами родного для него языка.

         Значение речи в жизни ребенка: она становится  средством  общения и несет познавательную функцию.
        Развитие речи на третьем году жизни происходит очень быстро. Словарный запас ребёнка быстро увеличивается и к трём года достигает 1110 слов.
        Для  того чтобы расширить активный словарный запас ребёнка, взрослые должны поставить перед собой четкие задачи и пути их выполнения. Необходимо уточнять и расширять словарный запас ребёнка. Помните о том, что ваша речь (как образец) должна быть качественной. Недопустимо «сюсюканье», употребление неправильных форм частей речи. Используйте новые слова в словосочетании с уже освоенными ребёнком словами. Пополняйте словарный запас, называя: предметы, действия, обобщенные существительные (игрушки, посуда, мебель), предметы близкие, а также далёкие по месту нахождения.
        Пополняйте словарный запас ребёнка, вводя в его активный словарь слова обозначающие отношение к детям и окружающим его взрослым (хороший, плохой, веселый).
         Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребёнка (в частности его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми).
        Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления их с окружающим (это мир людей, их отношения к своей деятельности, друг другу, вещам, созданными ими, мир природы).    
        Успеха в развитии речи детей можно добавиться лишь при использовании для этих целей моментов из жизни ребёнка. Бытовые ситуации, режимные процессы ценны, например, тем, что изо дня в день они осуществляются в почти тождественных условиях. Это помогает обогатить словарь детей и закрепить речевые навыки. Естественность обстановки создает взрослому условия для обращения к детям по разнообразным поводам, что, соответственно, формирует у них потребность в общении.
        При развитии речи детей третьего года жизни ставятся следующие воспитательные задачи:
        Усложнить понимание речи: усовершенствовать зрительное и слуховое восприятие, способность наблюдения и обобщения; научить детей слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять словесные поручения взрослого.
 

         Усовершенствовать активную речь ребенка: расширить словарь к 3 годам до 1200-1500 произносимых слов, пополняя его разнообразными частями речи;
усовершенствовать ее грамматический строй, добиваясь, чтобы после 2 лет б месяцев дети использовали разные виды предложений и в ответах на вопросы самостоятельно могли воспроизвести несложный, словесно выразить или полученные впечатления,

совершенствовать произношение слов.

         Обогащать поводы пользования речью, добиваться, чтобы дети использовали речь не только при общении со взрослым, но и друг с другом.
        Детей этого возраста начинают знакомить  в доступной форме с элементарными признаками (вкус, цвет, форма, величина) и назначением предметов, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни.
        Необходимо избегать в разговоре с ребёнком однообразных, изо дня в день повторяющихся слов, выражений, фраз. Например, вместо обычной фразы «горячо», можно сказать «Суп, горячий», надо есть осторожно, или: «Подожди немного, суп горячий, не обожгись» и т.п. Одни и те же мысли, по разному выраженные взрослыми, не только обогащают словарь ребёнка, но и расширяют, углубляют его представления об окружающем. Он начинает сравнивать, сопоставлять различные явления, устанавливать их связь, причину, искать объяснения, т. е. мыслить. Любое требование, указание надо объяснить «Настенька надень рукавички, потому что холодно». Это приучает и ребенка мотивировать свои просьбы, желания: «немножко поиграю, потом — гулять».
        В этом возрасте малышу уже интереснее подбирать игрушки по цвету и размеру. Важную роль выполняют лото, картинки, особенно такие, по поводу которых можно «рассуждать». Вот на картинке две девочки: плачущая и смеющаяся. Почему она плачет? Что случилось? Взрослый тут же придумывает подходящий ответ: «Девочка плачет потому, что щенок утащил и разорвал ее куклу;  радуется девочка красивому мячику, который ей купила мама».
  Постепенно дети и сами начинают придумывать сюжет.

                 Показатели развития речи
               детей третьего года жизни.


Понимание. Идет дальнейшее развитие понимания смыслового содержания речи окружающих. С ребенком можно говорить не только о событиях, явлениях, воспринимаемых в данный момент, но и о прошлых (уже знакомых ребенку), и будущих.

Способность подражать. Легко повторяет фразы, короткие стихи.

Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием его словаря. Появляются вопросы «Где? Когда? Почему? ».
Грамматический строй речи. Говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения (грамматически не всегда правильные).

Пользование. Рассказывает о виденном несколькими предложениями, но отрывочными. По вопросам может передать содержание ранее услышанных сказки или рассказа

Артикуляция. Произношение в основном правильное, за исключением «р» и шипящих.
        Воспитывайте у ребёнка потребность в речевом общении. Активизируйте речь ребёнка всеми доступными путями:
- ребёнок должен уметь внятно отвечать на вопросы взрослого по содержанию картинки, рассказывать о нарисованных предметах (в 2-3 предложениях), о виденном ранее и наблюдаемом сейчас;

—        ребенок может сам задавать вопросы взрослым и детям.

         Обучайте ребенка называть предметы, передавать свои впечатления, пользоваться в речи распространенными предложениями.
        На третьем году жизни речь ребенка становится более выразительной. Мы должны помочь ребенку:

—        научиться владеть интонацией вопроса и восклицания;

—        произносить слова с разной громкостью и скоростью.
        Каждому из нас хочется, чтобы речь наших детей соответствовала возрастной норме и не была бедной (с маленьким словарным запасом). Для этого ее необходимо развивать. Вы должны помнить о том, что развивая речь ребенка, вы развиваете и его мышление. Развитие понимания и активной речи ребенка должны проходить одновременно, так как работа над пониманием речи помогает ребенку:

—        обобщать;

—        устанавливать причинно-следственные связи;

—        ориентироваться в окружающем.




       Успехов Вам и вашему малышу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей раннего возраста в семье

В данной статье даны подробные рекомендации по развитию речи детей раннего возраста в семье, а также предложен речевой материал по различным лексическим темам, который могут использовать родители...

Особенности развития речи детей раннего возраста. Упражнения активизирующие речь.

Материал вмещает в себя консультацию для родителей, практический материал (конспект занятия для детей 1-1,6), памятку для родителей....

Презентация. Особенности развития речи детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В консультации предоставлен материал по развитию речи детей раннего и младшего возраста. Раскрыты особенности развития речи и приёмы, стимулирующие развитие речи ребёнка....

Особенности развития речи детей раннего возраста

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его раз...

Буклет: "Особенности развития речи детей раннего возраста"

Буклет: "Особенности развития речи детей раннего возраста"...

Особенности развития речи детей раннего возраста

Уважаемые родители!Ваш ребенок переступил порог детского сада. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни    прошел как можно мягче.Для этого нам нужна ваша помощь!...

Презентация "Особенности развития речи детей раннего возраста"

Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей....