Адаптированная образовательная программа на ребенка
рабочая программа по коррекционной педагогике

Поваляева Анастасия Геннадьевна

Адаптированная образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma_na_rebenka.docx49.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №36 «Малышок»

РАССМОТРЕНО:

ППк МБДОУ №36        

Протокол №_____

«____»__________20___

СОГЛАСОВАНО:

Родители (законные представители)

____________(__________________)

«_____»________________20___ г.

Адаптированная образовательная программа

ФИО ребенка 17.10.2018 г.

Срок реализации: сентябрь 2025г. - май 2026г.

                                                                                                     Разработана: Колкотина Е.Ю.

                                                                                                                     Поваляева А.Г.                                                                

                                                                                                                            Маклакова Н.В.

                                                                                                                            Ольховик О.В.

                                                                                  Ведущий специалист:

                                                                                                                  Колкотина Е.Ю.

Канск, 2025 г.

Содержание

Название раздела программы

Страницы

1.

Психолого-педагогические особенности ребенка

3

2.

Цели и задачи

4

3.

Планируемые результаты

4

4.

Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда

5

5.

Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога

6

6.

Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя

6

7.

Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию АОП

7

8.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей ребенка

7

9.

Формы организации и взаимодействия ребенка с ОВЗ

8

10.

Формы контроля освоения ребенка с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

8

11.

Расписание занятий со специалистами

9

  1. Психолого-педагогические особенности ребенка

Актуальное состояние ребенка: по результатам психолого-медико-педагогического обследования ребёнок имеет особенности в психическом развитии и нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендовано: 

1. АОП ДО для обучающихся с ТНР.

2. Занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения, развитие фонематических процессов.

3. Занятия с психологом по развитию эмоционально-волевой сферы, развитие внимания и восприятия.

Имя ребенка воспитывается в неполной семье. Мама интересуется успехами сына, принимает активное участие в его развитии и воспитании.

Развитие обшей и мелкой моторики: мелкая и крупная моторика развита достаточна. Общая двигательная координация соответствует возрастной группе.

Математические представления: интеллектуальные умения на высоком уровне. Основные цвета различает, счет в прямом и обратном виде до 10, геометрические фигуры знает, называет отличительные признаки одной фигуры от другой, сравнивает предметы по двум признакам величины (длине, ширине).

Сформированность пространственно-временных отношений не нарушены: последовательность времен года знает, характерные признаки времен года называет, месяца времен года называет. Понятие «части суток» ему знакомы, ориентируется на достаточном уровне.

Конструктивный праксис: выполняет задания по просьбе взрослого. Может осуществлять постройку по образцу, дополняя ее самостоятельными элементами (балкон, подоконник). В самостоятельной деятельности проявляет интерес к конструированию.

Развитие речи: словарный запас у ребенка достаточен, речь внятная, отмечаются нарушения звукопроизношения; затрудняется самостоятельно составить связный рассказ по картине или на заданную тему.

Изобразительная деятельность: развита на достаточном уровне; ведущая рука правая; развит интерес к творчеству. Нажим карандаша достаточный, держит карандаш правильно, ножницами пользуется правильно; в лепке может лепить по образцу, самостоятельно дополнив свою работу разными элементами.

Игровая деятельность: соответствует возрасту; часто играет в настольные игры (мозаика, пазлы, конструктор, мелкие игрушки); использует предмет в соответствии с их функциональным назначением; отдает предпочтения конструкторам с мелкими деталями, легко ориентируется в схемах, приложенных к конструкторам.

Характеристика обучаемости: обучаемость средняя, старается переносить знания на аналогичные задания в самостоятельной деятельности.

Отношение ребенка к занятиям, организация деятельности: с интересом, способен контролировать свою деятельность.

Особенности личности ребенка, его взаимодействие со сверстниками и взрослыми: в общение (с взрослыми и детьми) вступает легко и быстро; преобладает хорошее настроение; отношение к детям доброжелательное.

Общая осведомленность, социально-бытовая ориентировка, доминирующие увлечения и интересы: круг представлений об окружающем на высоком уровне.

Сформированность навыков общественного поведения: сформированы в соответствии с возрастом (умеет управлять своим поведением).

  1. Цели и задачи

Цель: обеспечение гармоничного развития личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития и специфических образовательных потребностей.

 

          Задачи:

- овладеть самостоятельной, грамматически правильной речью;  

- овладеть коммуникативными навыками;

- расширять и уточнять представления о предметном окружении;

- повышать познавательную и речевую активность;

- формировать произвольность психических процессов.

  1. Планируемые результаты

Виды образовательной деятельности

Задачи

Планируемый результат

Социально-коммуникативное развитие

соответствует Образовательной программе

соответствует Образовательной программе

Речевое развитие

- развитие словаря,

- совершенствование грамматического строя речи,

- развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза,

- обучение грамоте,

- развитие связной речи и речевого общения

 - пассивный и экспрессивный словарь соответствует возрастной норме;

- правильно произносит звуки всех групп,

- правильно передаёт слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

-  владеет разными способами словообразования и грамматически правильного оформления самостоятельной речи;

- владеет элементарными навыками звуко-слогового анализа слов, анализа предложений;

- знает все буквы алфавита;

- умеет составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным;

- владеет навыками ведения диалога, умеет задавать вопросы, делать умозаключения;

- умеет решать кроссворды, разгадывать ребусы

Познавательное развитие

соответствует Образовательной программе

соответствует Образовательной программе

Физическое развитие

соответствует Образовательной программе

соответствует Образовательной программе

Художественно-эстетическое развитие

соответствует Образовательной программе

соответствует Образовательной программе

  1. Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда

Раздел

Содержание КРР

Результаты освоения

Звукопроизношение

Продолжать работу по дифференциации шипящих и сонорных звуков на слух и в произношении.

Развивать все виды контроля над собственным звукопроизношением.

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Закреплять знания признаков гласных и согласных звуков, умения их различать, подбирать слова на заданный звук.

Закреплять представления о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать звуки по этим признакам.

Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ слов типа мак, лес.

Слоговая структура слова

Продолжать работу над трех-, четырехсложными словами.

 

Грамматический строй речи

Закреплять умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

Формировать умения образовывать существительные с увеличительными суффиксами (медведище) и суффиксами единичности (клюквинка).

Грамота

Закреплять умения выкладывать буквы из палочек, мозаики и др.; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы.

Совершенствовать умения «печатать» буквы, слоги, слова.

Формировать умения решать кроссворды, разгадывать ребусы.

Связная речь

Развивать навык ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

Закреплять умения составлять описательные рассказы и загадки-описания.

Продолжать развивать навык составления рассказов по серии картин и по заданному плану.

  1. Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога

Основная форма проведения занятий подгрупповая, однако в зависимости от индивидуальных успехов и психологических особенностей воспитанников возможны индивидуальные занятия.

Раздел

Содержание КРР

Результаты освоения

Коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие высших психических функций.

-Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

-Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;

-Развитие навыков сотрудничества;

-Развитие конструктивных навыков взаимодействия с окружающими;

-Развитие навыков конструктивного выражения собственных чувств и эмоций;

-Развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов с окружающими;

-Развитие навыков оценки собственного поведения;

-Ведение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций;        

-Способствовать снятию у детей эмоционального напряжения, мышечных зажимов;

-Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

-Способствовать развитию внимания, памяти;

-Развивать мышление;

-Развивать творческое воображение;

-Способствовать развитию связной речи.

  1. Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя

№ п/п

Область / задачи

Речевое развитие

1

Продолжать расширять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем

2

Совершенствовать умение употреблять в речи сложные слова, слова в переносном значении, однокоренные слова, слова-синонимы, слова-антонимы

3

Закреплять умение составлять простые предложения и распространять их однородными членами

4

Развивать навык составления графических схем предложений

5

Продолжать работать над правильным произношением звуков

6

Развивать умение выполнять звуковой анализ и синтез слов

7

Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин

8

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным

9

Совершенствовать умение составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий

10

Закреплять умение пересказывать небольшие рассказы и сказки по коллективно составленному плану

Познавательное развитие

11

Развить мыслительную деятельность, познавательные интересы, произвольную память

12

Развивать навык количественного и порядкового счета, умеет находить последующее и предыдущее числа для каждого числа от 1 до 10, раскладывать число на два меньших

13

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, на плоскости, на листе клетчатой бумаги

14

Закреплять представление о последовательности дней недели, месяцев года; об отношениях во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год

Художественно-эстетическое развитие

15

Закреплять умение владеть навыками рисования, лепки предметов, передавая форму, величину, пропорции частей.

Социально-коммуникативное развитие

22

Формировать умение адекватно реагировать на эмоции сверстников и взрослых.

  1. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию АОП

Алгоритм взаимодействия:

  1. Психолого-педагогическая диагностика
  2. Совместная разработка и утверждение АОП, назначение ведущего специалиста.
  3. Качество реализации АОП (специалисты дают рекомендации воспитателям и родителям по работе с ребенком).
  4. Мониторинг каждого из специалиста.
  5. Представление результатов промежуточного мониторинга, внесение изменений в АОП.

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей ребенка

Целевая группа

Задача

Форма

Работа с родителями ребенка с ОВЗ

Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях

Обучение технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ

- индивидуальное консультирование,

- родительское собрание,

- родительские уголки и информационные стенды,

- домашние задания по тетрадям;

- мастер-классы,

- педагогическая гостиная,

- участие в педагогическом процессе (занятия)

  1. Формы организации и взаимодействия ребенка с ОВЗ

В соответствии с АОП коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Формы организации коррекционно-развивающей деятельности

Виды занятий

Формы организации

Периодичность занятий

Ответственный

Логопедическое коррекционно-развивающее

Индивидуальное

Подгрупповое

1 раз в неделю

3 раза в неделю

Учитель-логопед

Психологическое коррекционно-развивающее

Подгрупповое

1 раз в неделю

Педагог-психолог

  1. Формы контроля освоения ребенка с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

Командой, которая работает с ребенком проводится внутренний мониторинг (см. Образовательную программу ДОУ), который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Ребенок проходит диагностику, на основе чего проектируется АОП, далее проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которых ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.

Диагностика проводится через:

  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Использование специализированных диагностических комплексов.

Учитель-логопед отражает результаты речевого обследования в речевых картах на начало и конец обучения. При обследовании логопед использует следующие методические пособия:

  1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998.
  2. Белавина Н.Н. Логопедические карточки для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей. – М.: Сфера, 2014.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Гном-Пресс, 1999.

Педагог-психолог также проводит обследование на начало и конец обучения,

используя методическое пособие Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М.: Генезис, 2008. Результаты обследования заносятся в карту.

  1. Расписание занятий со специалистами

Специалист

День недели

Часы

Учитель-логопед

Понедельник (подгр.)

Среда (подгр.)

Пятница (подгр.)

Понедельник (индив.)

9.00-9.25

9.00-9.25

9.00-9.25

10.35-10.50

Педагог-психолог

Четверг (подгр.)

10.30-11.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения  курсов повышения квалификации  по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом

Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)

Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом (атипичный аутизм), имеющим системное недоразвитие речи. В пр...

Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»

Требования  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012  части  1 статьи 79  гласят: «… содержание образования и условия...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...