Адаптированная образовательная программа на ребенка
рабочая программа по коррекционной педагогике
Адаптированная образовательная программа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №36 «Малышок»
РАССМОТРЕНО: ППк МБДОУ №36 Протокол №_____ «____»__________20___ | СОГЛАСОВАНО: Родители (законные представители) ____________(__________________) «_____»________________20___ г. |
Адаптированная образовательная программа
ФИО ребенка 17.10.2018 г.
Срок реализации: сентябрь 2025г. - май 2026г.
Разработана: Колкотина Е.Ю.
Поваляева А.Г.
Маклакова Н.В.
Ольховик О.В.
Ведущий специалист:
Колкотина Е.Ю.
Канск, 2025 г.
Содержание
№ | Название раздела программы | Страницы |
1. | Психолого-педагогические особенности ребенка | 3 |
2. | Цели и задачи | 4 |
3. | Планируемые результаты | 4 |
4. | Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда | 5 |
5. | Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога | 6 |
6. | Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя | 6 |
7. | Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию АОП | 7 |
8. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей ребенка | 7 |
9. | Формы организации и взаимодействия ребенка с ОВЗ | 8 |
10. | Формы контроля освоения ребенка с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового) | 8 |
11. | Расписание занятий со специалистами | 9 |
- Психолого-педагогические особенности ребенка
Актуальное состояние ребенка: по результатам психолого-медико-педагогического обследования ребёнок имеет особенности в психическом развитии и нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендовано:
1. АОП ДО для обучающихся с ТНР.
2. Занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения, развитие фонематических процессов.
3. Занятия с психологом по развитию эмоционально-волевой сферы, развитие внимания и восприятия.
Имя ребенка воспитывается в неполной семье. Мама интересуется успехами сына, принимает активное участие в его развитии и воспитании.
Развитие обшей и мелкой моторики: мелкая и крупная моторика развита достаточна. Общая двигательная координация соответствует возрастной группе.
Математические представления: интеллектуальные умения на высоком уровне. Основные цвета различает, счет в прямом и обратном виде до 10, геометрические фигуры знает, называет отличительные признаки одной фигуры от другой, сравнивает предметы по двум признакам величины (длине, ширине).
Сформированность пространственно-временных отношений не нарушены: последовательность времен года знает, характерные признаки времен года называет, месяца времен года называет. Понятие «части суток» ему знакомы, ориентируется на достаточном уровне.
Конструктивный праксис: выполняет задания по просьбе взрослого. Может осуществлять постройку по образцу, дополняя ее самостоятельными элементами (балкон, подоконник). В самостоятельной деятельности проявляет интерес к конструированию.
Развитие речи: словарный запас у ребенка достаточен, речь внятная, отмечаются нарушения звукопроизношения; затрудняется самостоятельно составить связный рассказ по картине или на заданную тему.
Изобразительная деятельность: развита на достаточном уровне; ведущая рука правая; развит интерес к творчеству. Нажим карандаша достаточный, держит карандаш правильно, ножницами пользуется правильно; в лепке может лепить по образцу, самостоятельно дополнив свою работу разными элементами.
Игровая деятельность: соответствует возрасту; часто играет в настольные игры (мозаика, пазлы, конструктор, мелкие игрушки); использует предмет в соответствии с их функциональным назначением; отдает предпочтения конструкторам с мелкими деталями, легко ориентируется в схемах, приложенных к конструкторам.
Характеристика обучаемости: обучаемость средняя, старается переносить знания на аналогичные задания в самостоятельной деятельности.
Отношение ребенка к занятиям, организация деятельности: с интересом, способен контролировать свою деятельность.
Особенности личности ребенка, его взаимодействие со сверстниками и взрослыми: в общение (с взрослыми и детьми) вступает легко и быстро; преобладает хорошее настроение; отношение к детям доброжелательное.
Общая осведомленность, социально-бытовая ориентировка, доминирующие увлечения и интересы: круг представлений об окружающем на высоком уровне.
Сформированность навыков общественного поведения: сформированы в соответствии с возрастом (умеет управлять своим поведением).
- Цели и задачи
Цель: обеспечение гармоничного развития личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития и специфических образовательных потребностей.
Задачи:
- овладеть самостоятельной, грамматически правильной речью;
- овладеть коммуникативными навыками;
- расширять и уточнять представления о предметном окружении;
- повышать познавательную и речевую активность;
- формировать произвольность психических процессов.
- Планируемые результаты
Виды образовательной деятельности | Задачи | Планируемый результат |
Социально-коммуникативное развитие | соответствует Образовательной программе | соответствует Образовательной программе |
Речевое развитие | - развитие словаря, - совершенствование грамматического строя речи, - развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, - обучение грамоте, - развитие связной речи и речевого общения | - пассивный и экспрессивный словарь соответствует возрастной норме; - правильно произносит звуки всех групп, - правильно передаёт слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; - владеет разными способами словообразования и грамматически правильного оформления самостоятельной речи; - владеет элементарными навыками звуко-слогового анализа слов, анализа предложений; - знает все буквы алфавита; - умеет составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным; - владеет навыками ведения диалога, умеет задавать вопросы, делать умозаключения; - умеет решать кроссворды, разгадывать ребусы |
Познавательное развитие | соответствует Образовательной программе | соответствует Образовательной программе |
Физическое развитие | соответствует Образовательной программе | соответствует Образовательной программе |
Художественно-эстетическое развитие | соответствует Образовательной программе | соответствует Образовательной программе |
- Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда
Раздел | Содержание КРР | Результаты освоения |
Звукопроизношение | Продолжать работу по дифференциации шипящих и сонорных звуков на слух и в произношении. Развивать все виды контроля над собственным звукопроизношением. | |
Развитие навыков языкового анализа и синтеза | Закреплять знания признаков гласных и согласных звуков, умения их различать, подбирать слова на заданный звук. Закреплять представления о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать звуки по этим признакам. Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ слов типа мак, лес. | |
Слоговая структура слова | Продолжать работу над трех-, четырехсложными словами.
| |
Грамматический строй речи | Закреплять умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. Формировать умения образовывать существительные с увеличительными суффиксами (медведище) и суффиксами единичности (клюквинка). | |
Грамота | Закреплять умения выкладывать буквы из палочек, мозаики и др.; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы. Совершенствовать умения «печатать» буквы, слоги, слова. Формировать умения решать кроссворды, разгадывать ребусы. | |
Связная речь | Развивать навык ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. Закреплять умения составлять описательные рассказы и загадки-описания. Продолжать развивать навык составления рассказов по серии картин и по заданному плану. |
- Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога
Основная форма проведения занятий подгрупповая, однако в зависимости от индивидуальных успехов и психологических особенностей воспитанников возможны индивидуальные занятия.
Раздел | Содержание КРР | Результаты освоения |
Коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие высших психических функций. | -Создание условий для естественного психологического развития ребенка. -Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля; -Развитие навыков сотрудничества; -Развитие конструктивных навыков взаимодействия с окружающими; -Развитие навыков конструктивного выражения собственных чувств и эмоций; -Развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов с окружающими; -Развитие навыков оценки собственного поведения; -Ведение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций; -Способствовать снятию у детей эмоционального напряжения, мышечных зажимов; -Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе; -Способствовать развитию внимания, памяти; -Развивать мышление; -Развивать творческое воображение; -Способствовать развитию связной речи. |
- Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя
№ п/п | Область / задачи |
Речевое развитие | |
1 | Продолжать расширять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем |
2 | Совершенствовать умение употреблять в речи сложные слова, слова в переносном значении, однокоренные слова, слова-синонимы, слова-антонимы |
3 | Закреплять умение составлять простые предложения и распространять их однородными членами |
4 | Развивать навык составления графических схем предложений |
5 | Продолжать работать над правильным произношением звуков |
6 | Развивать умение выполнять звуковой анализ и синтез слов |
7 | Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин |
8 | Развивать умение составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным |
9 | Совершенствовать умение составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий |
10 | Закреплять умение пересказывать небольшие рассказы и сказки по коллективно составленному плану |
Познавательное развитие | |
11 | Развить мыслительную деятельность, познавательные интересы, произвольную память |
12 | Развивать навык количественного и порядкового счета, умеет находить последующее и предыдущее числа для каждого числа от 1 до 10, раскладывать число на два меньших |
13 | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, на плоскости, на листе клетчатой бумаги |
14 | Закреплять представление о последовательности дней недели, месяцев года; об отношениях во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год |
Художественно-эстетическое развитие | |
15 | Закреплять умение владеть навыками рисования, лепки предметов, передавая форму, величину, пропорции частей. |
Социально-коммуникативное развитие | |
22 | Формировать умение адекватно реагировать на эмоции сверстников и взрослых. |
- Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию АОП
Алгоритм взаимодействия:
- Психолого-педагогическая диагностика
- Совместная разработка и утверждение АОП, назначение ведущего специалиста.
- Качество реализации АОП (специалисты дают рекомендации воспитателям и родителям по работе с ребенком).
- Мониторинг каждого из специалиста.
- Представление результатов промежуточного мониторинга, внесение изменений в АОП.
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей ребенка
Целевая группа | Задача | Форма |
Работа с родителями ребенка с ОВЗ | Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях Обучение технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ | - индивидуальное консультирование, - родительское собрание, - родительские уголки и информационные стенды, - домашние задания по тетрадям; - мастер-классы, - педагогическая гостиная, - участие в педагогическом процессе (занятия) |
- Формы организации и взаимодействия ребенка с ОВЗ
В соответствии с АОП коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Формы организации коррекционно-развивающей деятельности
Виды занятий | Формы организации | Периодичность занятий | Ответственный |
Логопедическое коррекционно-развивающее | Индивидуальное Подгрупповое | 1 раз в неделю 3 раза в неделю | Учитель-логопед |
Психологическое коррекционно-развивающее | Подгрупповое | 1 раз в неделю | Педагог-психолог |
- Формы контроля освоения ребенка с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)
Командой, которая работает с ребенком проводится внутренний мониторинг (см. Образовательную программу ДОУ), который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Ребенок проходит диагностику, на основе чего проектируется АОП, далее проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которых ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.
Диагностика проводится через:
- Наблюдение;
- Беседа;
- Анализ продуктов деятельности;
- Использование специализированных диагностических комплексов.
Учитель-логопед отражает результаты речевого обследования в речевых картах на начало и конец обучения. При обследовании логопед использует следующие методические пособия:
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998.
- Белавина Н.Н. Логопедические карточки для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей. – М.: Сфера, 2014.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Гном-Пресс, 1999.
Педагог-психолог также проводит обследование на начало и конец обучения,
используя методическое пособие Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М.: Генезис, 2008. Результаты обследования заносятся в карту.
- Расписание занятий со специалистами
Специалист | День недели | Часы |
Учитель-логопед | Понедельник (подгр.) Среда (подгр.) Пятница (подгр.) Понедельник (индив.) | 9.00-9.25 9.00-9.25 9.00-9.25 10.35-10.50 |
Педагог-психолог | Четверг (подгр.) | 10.30-11.00 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения курсов повышения квалификации по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом
Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)
Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.
Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом (атипичный аутизм), имеющим системное недоразвитие речи. В пр...

Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»
Требования Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012 части 1 статьи 79 гласят: «… содержание образования и условия...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации
В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...
