Фонетическая ритмика как средство развития речи детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной методической разработке рассмотрена фонетическая ритмика, описанная как система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями, то есть в единстве работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы.
Фонетическая ритмика стимулирует формирование и закрепление навыков произношения. Параллельно идет работа над развитием речевого дыхания, силы, эмоциональностью голоса, темпа речи. Также фонетическая ритмика помогает обрести раскованность и непринужденность речи.
Упражнения фоноритмики могут использоваться как на логопедических занятиях, так и в качестве динамических пауз на других занятиях.
Ощутимо положительное влияние фонетической ритмики при работе с учащимися с ТНР, с нарушением темпо – ритмической, просодической стороны речи и звукопроизношения.
С «неговорящими» детьми фоноритмика может быть использована для вызывания звуков.
Т.о., фонетическая ритмика является эффективным средством развития речи детей с ОВЗ, их звукопроизношения, дыхания, темпа и ритма речи.
Представленая методическая разработка адресована воспитателям, логопедам, психологам и другим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста. Также указанная разработка может быть интересна родителям детей данной возрастной категории.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида детский сад № 106
Невского района Санкт-Петербурга
Фонетическая ритмика
как средство развития речи детей с ОВЗ
Подготовила:
учитель-логопед
Королева Екатерина Юрьевна
Санкт – Петербург
2025
Содержание
Рекомендации к проведению фонетической ритмики 5
Введение
У детей с ОВЗ наблюдается взаимосвязь нарушения моторной и речевой сферы. В связи с этим одним из методов формирования произносительных компетенций является логопедическая ритмика, которая оказывает комплексное воздействие на ребенка, способствует стабилизации его общей и специфической моторики, активизации психических процессов, развитию звукопроизносительных навыков, обогащению просодического компонента речи, повышению темпо–ритмической организации движений.
Логопедическая ритмика–это форма активной терапии, основанная на связи музыки, движения и слова. Логоритмика включает в себя ходьбу, марширование под музыку (ритм), упражнения для развития дыхания и артикуляции, ритмофонетические и речевые упражнения, пальчиковые игры.
Логопедическая ритмика помогает в устранении тиков, заикания, расторможенности, развитии чувства ритма, речевого дыхания.
Фонетическая ритмика тесно связана с логопедической ритмикой и является ее составной частью. Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (например, звуков, слогов) сопровождается движениями рук, ног, головы, корпуса, то есть в единстве работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. Таким образом, одним из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ является фонетическая ритмика, ее использование даст положительный результат в развитии речи детей с ОВЗ, в частности детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями темпо-ритмической, просодической стороны речи и звукопроизношения.
Теоретическое обоснование
В 1983 г. Татьяна Михайловна Власова и Антонина Николаевна Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика была предложена для работы над произношением слабослышащих детей. В настоящее время фонетическая ритмика все чаще вводится в общую систему логопедической работы.
Уже давно доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, на процесс формирования речевой моторики. Речь ребенка активно формируется, когда движения пальцев рук достигают достаточной силы и точности.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала. Таким образом, фонетическая ритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых участвует тонкая и грубая моторика рук, головы и туловища при воспроизведении определенного речевого материала: звук, слог, слово, фраза.
Цели, которые определяют основные направления занятий фонетической ритмикой, заключаются в том, чтобы:
- соединить работу речедвигательного, слухового анализаторов с развитием общей моторики;
- способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
- развивать слуховое восприятие и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Упражнения фонетической ритмики направлены на решение следующих задач:
- нормализация речевого дыхания, формирование плавности и слитности речи;
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах;
- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
- восприятие, различение, воспроизведение различных ритмов;
- умение выражать свои эмоции с помощью разнообразных интонационных средств;
- формирование умений изменять высоту, силу голоса в нормальном темпе;
- формировать умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Фонетическая ритмика стимулирует формирование и закрепление навыков произношения. Параллельно идет работа над развитием речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, мелодичностью, эмоциональностью голоса. Также фонетическая ритмика помогает обрести раскованность и непринужденность, преодолеть напряженность речи.
Практическая часть
Рекомендации к проведению фонетической ритмики
Прежде чем начинать выполнять упражнения фонетической ритмики, необходимо обратить внимание учащихся на правильность дыхания:
- Положить руки на область диафрагмы.
- Сделать вдох через нос, брюшная стенка при этом выпячивается вперед.
- Затем выдох через рот, диафрагма при этом втягивается.
- Делаем вдох носом, а на выдохе произносим отрабатываемый звук.
Фонетическую ритмику следует проводить регулярно в качестве звуковой зарядки. Предлагаемый речевой материал может быть использован на индивидуальных и групповых занятиях с детьми, начиная с раннего возраста. Упражнения фонетической ритмики с успехом могут использоваться как на коррекционно - логопедических занятиях, так и в качестве динамических пауз на других занятиях.
Фонетическая ритмика проводится стоя.
Фонетическая ритмика проводится 2-3 минуты.
Во время занятий фонетической ритмикой учащиеся должны хорошо, полностью видеть педагога и не мешать друг другу.
Фонетическая ритмика должна приносить учащимся радость и удовлетворение, носить игровой характер и яркую эмоционально – положительную окраску. Не следует фиксировать внимание учащихся на неудачах, при этом нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Необходимо радоваться вместе с детьми, активно использовать несловесные формы поощрения и поддержки – улыбку, мимоходное поглаживание ребенка по спине, голове, пожатие руки и др.
С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений, которые сопровождают произнесение речевого материала при выполнении упражнений. Наглядный показ и многократное повторение стимулирует ученика к правильному подражанию. Нужные движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а синхронно повторяются несколько раз (от 1 до 5). После того, как учащиеся научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в т.ч. и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе использования фонетической ритмики главное внимание учащихся следует обратить на правильность выполнения именно движений. Делаем упор именно на движение.
Если после разъяснений и неоднократного показа учащиеся не могут достаточно правильно повторить упражнения фонетической ритмики с проговариванием, используется сопряженно – контактная фонетическая ритмика, в ходе которой на индивидуальных занятиях логопед «водит» руками учащегося.
Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным. Все движения, отобранные для занятий фонетической ритмикой, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.
Работа по фонетической ритмике начинается с вызывания и отработки с последующим воспроизведением звуков гласного ряда (вызывание и отработка гласных звуков). Воспроизведение гласного ряда идет на одном речевом дыхании (диафрагмальном).
Затем ведется работа над вызыванием согласных звуков. При автоматизации звуков в слогах соответствующие упражнения повторяются в сочетании с другими звуками. Например, прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных и гласным звуком (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными) используется для тренировки удлиненного выдоха (па, папапа, папопупы, па____по____пу____); при этом используются движения для гласных звуков.
Звуковой и слоговой материал, как правило, одинаков для всех детей, а слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются с учетом уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков учащихся. Речевой материал при этом должен не только отвечать произносительным задачам (например, автоматизация звука, работа над слитностью речи, темпом), но и быть доступен, актуален, понятен учащимся.
При автоматизации звуков в словах первоначально воспроизведение слова сопровождается движениями, соответствующими каждому слогу или звуку. Например, лампа – повернуть кисти поднятых рук –ла, выдвинуть напряженные руки тыльной стороной ладони от себя –м, резко открыть сжатые в кулаки пальцы от щек –па. Чтобы научить ребенка произносить слово в естественном, нормальном темпе и сохранять при этом его звуко - слоговой состав, необходимо постепенно сокращать число движений, сопровождающих его произнесение.
Затем выполняются движения, например, только для согласных звуков, или только для гласных звуков (обязательно обговаривая: «как пишем» или «как произносим»). При этом удается таким образом восстановить структуру слова, движения помогают удержать нужную артикуляцию.
При работе над фразой особое внимание уделяется ее слитному произнесению в нормальном или несколько замедленном темпе с соблюдением звуко - слоговой (на уровне произносительных возможностей каждого учащегося) структуры входящих в нее слов. При этом вначале нужно отработать произнесение слов, входящих во фразу.
Затем при автоматизации звуков в словосочетаниях и фразах на одно движение произносится словосочетание, короткая фраза.
При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки учащиеся сопровождают произношение проблемных звуков движениями фонетической ритмики.
В дальнейшем, когда звукопроизношение не будет сопровождаться движениями, полученные навыки сохраняются, учащиеся лучше произносят звуки в своей повседневной речи, т.о., формируется фонетически правильная речь без движений.
Заключение
Таким образом, регулярное использование упражнений на основе фонетической ритмики на занятиях показало, что:
- повышается мотивация к логопедическим занятиям, преодолевается негативизм;
- активизируется звукопроизношение: уточняется артикуляция имеющихся звуков, появляется возможность вызывания по подражанию правильного произношения практически всех звуков (кроме Р), создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
- у учащихся активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений, пространственные представления;
- у учащихся совершенствуется фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
- нормализуется речевое дыхание;
- формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- улучшается ритмико – интонационная сторона речи;
- развивается слуховое внимание и память (например, при использовании упражнения «Запомни и повтори»);
- формируется первичный навык звукового анализа (упражнения «Угадай, сколько звуков я произнесла», «Пропой первый звук, второй»);
- совершенствуются навыки самоконтроля;
- повышается речевая активность детей, перестраивается отношение учащихся к общению, к участнику коммуникации, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Появляется уверенность в движениях, управляемость своими движениями, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей. Наблюдается переориентация в значимости ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому расстройству (характерно в большей степени для заикающихся учащихся). Т.о., осуществляется социальная адаптация учащихся, тренировка и коррекция общей и речевой моторики.
Ощутимо положительное влияние фонетической ритмики при работе с детьми с ТНР, с нарушением темпо – ритмической стороны речи, с «неговорящими» детьми. Фонетическая ритмика может быть использована для вызывания звуков у детей с помощью движений их тела. Используя упражнения фонетической ритмики можно помочь учащимся скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.
Доказана связь между движениями тела и движениями органов артикуляционного аппарата. Раскованность и непринужденность, приобретаемые учащимися во время выполнения ритмических движений, оказывают положительное влияние на движения их органов артикуляции. Упражнения фонетической ритмики способствуют нормализации речевого дыхания, формированию умений изменять силу и высоту голоса, отработке ритмической структуры речи, формированию интонационной структуры речи. С помощью звуков можно отработать высоту, интонацию и длительность голоса.
Т.о., фонетическая ритмика является эффективным средством развития речи детей с ОВЗ, их звукопроизношения, дыхания, темпа и ритма речи, голоса.
Литература
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М. Власова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1989.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики / Н.Ю. Костылева. – М.: Сфера, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...

Фонетическая ритмика как средство развития речи детей с ОНР
Методический материал по использованию фонетической ритмики служит дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи....

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...

Открытое занятие по развитию речи "Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста" 5-6 лет.
Цель : развитие речи и мелкой моторики через художественно -творческую деятельность....

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...
